Зачем нам поезд ласточка

Зачем нам поезд ласточка

В мае отмечают свое пятилетие скоростные электропоезда «Ласточка», выпущенные на заводе «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы «Синара» и компании Siemens). За эти несколько лет поезда нового поколения успели зарекомендовать себя как популярный скоростной транспорт. Это и пригородные электрички, и городские поезда на линиях Московского центрального кольца (МЦК), и межрегиональные экспрессы. «Ласточки» получили распространение во многом благодаря своим универсальным характеристикам, высокому качеству и надежности. Срок службы поезда составляет 40 лет, и он идеально подходит под различные климатические условия России: устойчив к суровым холодам, жаре и влажному морскому климату, приспособлен к работе в температурном режиме от минус 40 до плюс 40 градусов.

Уральские электропоезда относятся к новому поколению облегченных модульных составов, развивающих скорость до 160 км/ч. Оборудованные интеллектуальными системами управления и видеонаблюдения, а также системой, поддерживающей комфортную температуру в салоне, «Ласточки» оправдали ожидания пассажиров по комфорту и безопасности. А универсальная платформа поезда позволяет создавать модификации в соответствии с условиями эксплуатации и пожеланиями заказчика.

На автопилоте

Первая «Ласточка», оснащенная элементами системы автоведения с возможностью прицельной остановки на платформе в диапазоне 50 см, появится на маршруте МЦК уже летом 2019 года. Она получит систему машинного зрения, разработанную ОАО «РЖД»: камеры, радары и сканирующие лидары позволят сформировать двух- или трехмерную картину, а специальное программное обеспечение оценит состояние и занятость путей. До конца 2019 года специалисты установят соответствующую систему на 38 поездах.

«МЦК один из самых передовых полигонов эксплуатации, где внедряются инновационные проекты, — пояснил генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. — Автоматика позволит снизить влияние человеческого фактора и безопасно сократить интервалы между поездами с пяти до четырех минут к ноябрю текущего года».

Специалисты завода уже опробовали элементы системы автоведения на грузовых электровозах «Синара» серии 2ЭС6 и перенесли этот опыт на «Ласточки». На отдельных участках уральские поезда уже курсируют по заданным маршрутам и графикам, а компьютеры следят за системой торможения и тяги, обеспечивая прибытие на станцию к точно заданному времени.

"Ласточка": составы под заказ

Первые скоростные уральские поезда «Ласточка» поставлялись в комплектации по пять вагонов. Такая конструкция была связана с использованием шины передачи данных, которая управляла периферийными устройствами и была настроена на ограниченное количество вагонов. В 2015 году заводские инженеры заменили ее на шину Ethernet, создав тем самым возможность менять составность электропоезда в зависимости от потребности заказчика и пассажиропотока на маршруте.

«Благодаря реализации новых технических решений мы имеем возможность собирать составы из семи, десяти и двенадцати вагонов. При этом тяговые характеристики поезда не меняются», — пояснил Олег Спаи. Такая комплектация поезда обеспечивает стабильные перевозки в больших городах в час пик и на загруженных межрегиональных маршрутах.

Десятивагонный поезд, первый в перспективной линейке разносоставных «Ласточек», был передан заказчику в декабре 2018 года. Сейчас он обслуживает маршрут, с которого начиналась история эксплуатации уральских скоростных поездов на сети РЖД — «Москва — Тверь — Москва». При этом количество пассажиров увеличилось почти на треть: от 1300 до 2000, что позволяет быстро справиться с растущим пассажиропотоком без сокращения интервалов между поездами.

Уже в первый год реальные цифры по пассажиропотоку на МЦК значительно обошли ожидания: в 2016 году «Ласточки» вместо планируемых 75 млн перевезли 97 млн пассажиров. Сегодня они стабильно выдерживают пассажиропоток в 400 тыс. человек в день. Последний рекорд в составе московского метро они поставили в апреле 2019 года, во время закрытия севера Сокольнической линии. За сутки удалось перевезти более 543 тыс. человек, а 1 апреля зарегистрировали еще один рекорд: по МЦК проехал 300-миллионный пассажир.

На новый уровень

Еще один способ увеличить пропускную способность железных дорог — двухуровневые поезда, разрабатываемые на базе стандартной комплектации «Ласточки». По проекту они будут двигаться с той же скоростью, что и обычные (160 км/ч), но смогут вмещать большее количество пассажиров. Как и в других поездах этой серии, в салоне будут доступны Wi-Fi, розетки для зарядки смартфонов, просторные санитарные блоки и платформы для маломобильных граждан. Отличие будет в новом дизайне сидячих мест и купейных вагонов, а также в новых подходах к обеспечению питанием по принципу авиационных перевозок.

«Как известно, в марте текущего года мы подписали соглашение с РЖД о разработке технических требований эксплуатации моделей на двухэтажный электропоезд на базе «Ласточки» с распределенной тягой. Проект предполагает использование состава как для дальних перевозок, в которых он сможет находиться в пути почти сутки, так и для пригородных маршрутов. Сейчас наши инженеры приступили к предварительной проработке этого проекта, и мы надеемся в 2023 году начать передавать такие поезда РЖД и Федеральной пассажирской компании», — сообщил Олег Спаи.

Лекарство для регионов

Скоростной транспорт делает регионы доступнее. В 2017 году «Ласточки» запустили на маршруте Санкт-Петербург — Выборг, сократив время в пути на час. Теперь общее время маршрута составляет всего 1 час 15 минут. При дальних перевозках, например между Москвой и Иваново, контраст между обычным и скоростным поездом еще заметней: сегодня «Ласточка» идет 3,5 часа, а еще недавно обычный поезд был ночным и следовал все 7 часов. При открытии данного маршрута на тот момент врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский подчеркнул, что запуск скоростного электропоезда на этом участке открыл инвестиционные перспективы и позволил создать новые рабочие места.

На сегодняшний день «Ласточки» различных модификаций курсируют на маршрутах Москвы, Московской, Свердловской, Ленинградской, Ивановской, Курской, Орловской, Калининградской и Псковской областей, Республики Карелия и Пермского края. Уральские электропоезда постоянно расширяют географию присутствия и планируют выход на новые регионы.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди пассажиров железных дорог, 48% опрошенных считают, что на их маршрутах скоростных поездов недостаточно. В городах, где пока нет скоростного сообщения, 47% предпочли бы сэкономить время и доплатить за билет на быстрый поезд. В настоящее время «Ласточки» активно используются на территориях с высоким пассажиропотоком, но скорость и комфорт должны приходить и в другие регионы, где нагрузка на железнодорожный транспорт ниже. В связи с этим перед конструкторами «Уральских локомотивов» стоит задача сохранить все преимущественные технические характеристики скоростного электропоезда, но сделать проект экономически эффективнее для региональных перевозчиков под конкретные потребности на заданном маршруте.

Уже сегодня специалисты разрабатывают несколько вариантов решения поставленной задачи. При сохранении уровня комфорта для пассажиров, но и обеспечении экономической эффективности поезда можно, например, уменьшить количество вагонов и дверей в составе. При малом пассажиропотоке на качество услуг для потребителей данные изменения не повлияют, но снизят финансовую нагрузку на перевозчика.

Также специалисты планируют применить ряд технических решений для снижения себестоимости продукта. Например, в результате уменьшения количества тяговых двигателей скорость станет чуть ниже, но ведь далеко не везде инфраструктура готова к движению в 160 км/ч. Все это сделает «Ласточки» доступными для региональных пригородных компаний.

Читайте также:  Балаково сенная поезд расписание цена

Энергосбережение

Помимо разработки новых модификаций «Ласточек», на заводе ведется постоянная работа над решениями в энергосберегающей области, которые планируется интегрировать в пассажирский подвижной состав. Уже имеется концепция вагона, который будет содержать в себе аккумуляторные модули, способные питать электропоезд в тяговом режиме и обеспечивать комфорт пассажиров от специальных батарей.

Всем известно, что сегодня «Ласточки» играют значительную роль в перевозках на электрифицированных участках. Но они заходят и на участки, где электрификация отсутствует. Для транспортировки составов на маршрутах без тока используется мощный тепловоз, что влечет за собой серьезные дополнительные расходы. Чтобы эти расходы оптимизировать, специалисты завода предполагают разработать проект — пока еще опытный — с аккумуляторными модулями.

Вагон со встроенными батареями может быть вцеплен в существующий состав, например на маршруте Москва — Иваново. На участке, где есть электрификация постоянным или переменным током, «Ласточка» могла бы работать на нем и параллельно заряжала бы батареи. А после того, как электропоезд достигнет неэлектрифицированного участка, там подключались бы аккумуляторы и обеспечивали самостоятельное движение состава до Иваново. Конечно, проект предполагает строительство зарядной станции в Иваново, но экономически это было бы выгоднее, чем постоянное использование тепловозной тяги.

«Такие технологии уже применяются за рубежом, — подчеркнул Олег Спаи. — Наши климатические условия, несомненно, отличаются от европейских, поэтому целесообразно было бы начинать с опытного образца».

Завод «Уральские локомотивы» не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свой подвижной состав, максимально используя адаптируемую под запросы заказчика базовую платформу-трансформер скоростного поезда «Ласточка».

Источник



О поезде

«Ласточка» — скоростные электропоезда ЭС1 и ЭС2Г, которые используются для пригородных, городских и региональных пассажирских перевозок. Данное семейство пассажирских электропоездов было специально создано по заказу ОАО «Российские железные дороги» немецкой компанией «Siemens AG». В частности, ЭС1 были произведены в г. Крефельд (Германия) на одноименном заводе конгломерата, а ЭС2Г — в г. Верхняя Пышма (Свердловская область) на заводе «Уральские локомотивы». Серии ЭС1П и ЭС2ГП также собирались в России по лицензии Siemens.

Проектировались «Ласточки» на основе модели 5-вагонных электропоездов Siemens Desiro ML. Когда в декабре 2009 года ОАО «РЖД» подписала контракт с «Siemens AG» на производство и поставку 54 составов, они вошли в специальную линейку Siemens Desiro RUS и получили обозначение ЭС1 (электропоезд Сименс, 1-й тип). Обошлись они в 410 млн. евро. Обслуживают «Ласточек» не только Российские железные дороги. Наряду с поставкой, наша компания также заключила с «Siemens AG» 40-летний контракт на техническое обслуживание созданных в Германии 54 электропоездов.

Благодаря плодотворной совместной работе немецкой компании и ОАО «РЖД», уже насчитывается около 220 составов «Ласточки» всех типов. Значительная их часть эксплуатируется как городские и межрегиональные экспрессы, часть составов используется в качестве пригородных поездов.

Это интересно! ЭС1 (ЭС1П) и ЭС2Г (ЭС2ГП) — это электропоезда Сименс, которые содержат в названии, к какому типу относятся: 1-й или 2-й, Городской или Премиум.

Общая характеристика поезда «Ласточка»

Данный электропоезд насчитывает пять вагонов в составе, включая сдвоенный. Эксплуатация электропоездов в составности, отличной от 5 или 10-вагонной, не предусматривается. Длина 5-вагонного поезда «Ласточка» от головного вагона до «хвоста» составляет 126 метров. Максимальная скорость, которую развивает «Ласточка», — 160 км в час. Однако их эксплуатация возможна только на железнодорожных линиях колеи 1520 мм, которые оборудованы низкими или высокими платформами.

ЭС1 — электропоезд двухсистемного питания постоянным током 3 кВ и переменным током 25 кВ. Поэтому данный тип «Ласточек» может без остановок работать на участках, которые питаются от разных систем энергосбережения. А вот электропоезд серии «ЭС2Г» — только на постоянном токе 3 кВ.

Характеристика вагонов поезда «Ласточка»

Поезд «Ласточка» состоит из двух моторных и трех немоторных прицепных вагонов. Также электропоезд может эксплуатироваться в сдвоенном 10-вагонном составе (5+5 вагонов). Конфигурация сидячих мест в поезде зависит от его типа (ЭС1 или ЭС2Г) и класса (стандартный или межрегиональный премиум). Всего существует 5 вариантов исполнения салона:

  • ЭС1 — пригородный региональный и межрегиональный (премиум) с салонами 1 и 2 класса,
  • ЭС2Г — пригородный городской, городской увеличенной вместимости и межрегиональный (премиум) с салонами 1, 2 и 3 класса.

Так, посадочные места распределяются следующим образом:

  • ЭС1 пригородный — 443;
  • ЭС1 премиум — 340;
  • ЭС2Г пригородный — 386/416;
  • ЭС2Г городской — 346;
  • ЭС1П и ЭС2ГП — 349.

Таблица № 1. Посадочные места в стандартной 5-вагонной «Ласточке»

▪ 9 мест с откидными сидениями

▪ 9 мест с откидными сидениями

В каждой «Ласточке» всегда есть места для инвалидов. Как правило, их выделено 4, и установлены универсальные туалеты для пассажиров с ограниченной возможностью. Также из посадочных мест предусмотрены 30 откидных.

Нумерация мест в вагонах поезда «Ласточка»

Схема нумерации мест в электропоезде простая:

  • у окна — нечетные места;
  • все остальные — четные места (включая откидные, у прохода и средние);
  • в вагонах №1 и №5 — два специальных места для инвалидов-колясочников.

Описание вагонов поезда «Ласточка»

Надежная и продуманная конструкция электропоезда «Ласточка» позволяет разместить все необходимое оборудование в пространстве на крыше и под вагонами. Благодаря такому решению, внутренняя зона используется по-максимуму, делая каждую поездку пассажиров комфортной. Этому способствует и удачный дизайн салона, выполненный в спокойных светлых тонах, встроенное освещение, система кондиционирования и громкоговорителя для быстрого оповещения пассажиров.

Со всей серьезностью создатели электропоезда подошли и к внутренней отделке. Пол состоит из «плавающих» древесно-стружечных плит, с гладким покрытием на основе ПВХ или каучука. В облицовку стен включен алюминий и армированный стекловолоконный пластик, а в боковые окна установлены теплоизолирующие стеклопакеты, которые нельзя разбить.

Как курсирует поезд «Ласточка»

Эксплуатация электропоезда зависит от его типа: «Стандарт», «Новый стандарт-Премиум» и «Премиум». В основном, курсируют данные электропоезда в европейской части России.

Ласточка «Стандарт»

Электропоезд курсирует на маршруте:

  • Санкт-Петербург – Великий Новгород;
  • Москва – Нижний Новгород;
  • Роза Хутор – Краснодар;
  • Имеретинский Курорт – Краснодар;
  • Адлер – Майкоп;
  • Москва – Смоленск;
  • Краснодар – Анапа;
  • Краснодар – Кисловодск.

Ласточка «Новый стандарт-Премиум»

Электропоезд курсирует на маршруте:

  • Москва – Иваново;
  • Москва – Курск;
  • Москва – Орел;
  • Москва – Смоленск;
  • Москва — Белгород;
  • Москва – Санкт-Петербург;
  • Санкт-Петербург – Сортавала;
  • Санкт-Петербург – Бологое;
  • Санкт-Петербург – Псков;
  • Петрозаводск – Великий Новгород.

Ласточка «Премиум»

Данные тип скоростного электропоезда используется для обслуживания только четырех направлений: Ростов – Краснодар, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Ростов – Новороссийск, Ростов – Кисловодск.

Источник

"Ласточка" в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение "уральской" версии с "немецкой"

18 — 21 сентября «Ласточка» снова совершила «демонстрационную поездку» по Западно-Сибирской железной дороге.

Электропоезда «Ласточка» (серии ЭС1, ЭС1П, ЭС2Г, ЭС2ГП) — это Siemens Desiro ML, заказанные РЖД и специально доработанные для их условий. Данный электропоезд предназначался в первую очередь для обслуживания Олимпийских игр в Сочи, но и после завершения олимпиады выпуск продолжился. Первые 54 состава были собраны на заводе «Сименса» в немецком Крефельде, затем (с лета 2014 года) производство было перенесено на завод ООО «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Екатеринбург). В настоящее время «Ласточки» выпускаются под постоянный ток (ЭС2Г, ЭС2ГП) и двухсистемные (ЭС1П) и в трёх вариантах исполнения салона — городском, пригородном и межрегиональном (премиум). Последних можно отличить по индексу «П» в названии, в остальном внешних различий между различными вариантами исполнения нет.

Читайте также:  Поезд с киевского вокзала до орла

Предыдущий раз (15 августа 2014 года) «Ласточку» продемонстрировали на маршруте Барнаул — Новосибирск — Барнаул. Тогда электропоезда (было два состава ЭС1-046 и 047) прокатили не только высокое руководство и специалистов, но и всех желающих. Было много красивых слов, но в итоге дело заглохло.

А вот фото «Ласточки» на Новосибирске-Главном от 15 августа 2014 года. Найдите отличия 🙂

Нынешние «демонстрационные поездки» были проведены, скорее всего, по инициативе ООО «Уральские локомотивы», которые заинтересованы в расширении рынка сбыта. Их задача — продемонстрировать высокие эксплуатационные качества своих электропоездов, показать, что они смогут существенно повысить комфорт, скорость и регулярность поездок между регионами юга Западной Сибири. По этой причине «Ласточка» 18 — 20 сентября совершила поездки по маршрутам Омск — Новосибирск, Барнаул — Новосибирск и Томск — Новосибирск.

Ну а я не смог удержаться, чтобы в очередной раз не оценить «Ласточку» как снаружи, так и изнутри. Тем более, с верхнепышменской модификацией ЭС1П я ещё не был знаком, ибо прошлый раз ездил на немецкой.

Первый раз я застал «Ласточку» на Новосибирске-Главном за несколько минут до отправления в Барнаул, о чём оперативно написал «вконтакте»:

1. Тем же вечером я сфотографировал «Ласточку» на перегоне Сеятель — Бердск.

2. Современная электричка медленно и почти бесшумно прокатилась мимо.

20 сентября пресс-служба ЗСЖД пригласила прокатиться на «Ласточке» от Болотной до Новосибирска-Главного, но у меня не было времени на такое турне, поэтому я решил изучить «Ласточку» по прибытии на конечную станцию.

3. Прибытие «Ласточки» объявили буднично: «Электропоезд №895 Томск-II — Новосибирск пребывает на 1-й путь от здания вокзала». А вот она.

4. Явного фурора не было, встречало только несколько человек, и среди них не было ни одного журналиста.

5. С характерным тонким звенящим звуков из-под моторных вагонов (так до конца не понял, что это звенит — преобразователи или асинхронные ТЭДы) электропоезд плавно останавливается.

6. Прибыла. Выдвинулась лестница (о ней позже).

7. Из вагона вышло всего пара десятков человек: представители «Уральских локомотивов», «Экспресс-Пригорода», ЗСЖД, Минтранса НСО и Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска. Не все попали в кадр.

Ну а мы пошли изучать «Ласточку». Я видел её уже далеко не первый раз, и моё мнение о дизайне не изменилось. В целом я считаю эту электричку несколько страшной и негармоничной, и уж точно дизайн никак не подходит к её названию. Если уж сравнивать с представителями животного мира, то это какая-то гусеница или иная личинка, но никак не птица.

8. Но при этом «Ласточка» безумно красива в деталях. Вот, например, вход в служебный тамбур машиниста.

Вроде бы обычная утилитарная вещь, но как изящно сделано. Причём предусмотрели две ручки — для посадки с насыпи или низкой платформы (внизу) — и для высокой платформы (вверху).

9. Тележка моторного вагона. Пневмоподвеска, обеспечивающая поразительно тихий и плавный ход, весьма изящные гидрогасители, блестящие дисковые тормоза.

10. Обмоторенная колёсная пара крупнее. Чистенько, особенно умиляет плетённый медный проводок заземления.

11. Тележка прицепного вагона. Здесь тормозные диски находятся на оси между колёсами. На моторном так не сделать, потому что между колёсами находятся двигатели. А всего у поезда два моторных (они же головные) вагона и три промежуточных прицепных. То есть обмоторено 2/5 осей.

12. Какие-то сигнальные лампы

13. Переход между вагонами. Сцепка беззазорная (вагоны друг о друга не бьются), переход герметичный (тёплый и непродуваемый). Справедливости ради, года с 12 это и для отечественных электропоездов тоже стандарт.

14. С торца вагона — заводская табличка. Как видим, состав совсем новенький, ему ещё месяца нет.

15. Частотные преобразователи от «Сименса» в моторных вагонах — самая дорогая часть в этой электричке. Они преобразуют ток из контактной сети в трёхфазный, необходимый для работы асинхронных ТЭД. И ещё, как понимаю, именно они издают характерный тонкий звон при разгоне и рекуперативном торможении. Очень похожий звук издают и грузовые электровозы 2ЭС10 «Гранит», на которых также стоят «сименсовские» преобразователи.

16. И рядом с ними — бачок вакуумного туалета. Кстати, я так и не понял он реально такой маленький, или основной бак всё же находится внутри кузова, а это только слив?

Источник

Новые "Ласточки": как в ближайшее время изменятся популярные скоростные электропоезда

В мае отмечают свое пятилетие скоростные электропоезда «Ласточка», выпущенные на заводе «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы «Синара» и компании Siemens). За эти несколько лет поезда нового поколения успели зарекомендовать себя как популярный скоростной транспорт. Это и пригородные электрички, и городские поезда на линиях Московского центрального кольца (МЦК), и межрегиональные экспрессы. «Ласточки» получили распространение во многом благодаря своим универсальным характеристикам, высокому качеству и надежности. Срок службы поезда составляет 40 лет, и он идеально подходит под различные климатические условия России: устойчив к суровым холодам, жаре и влажному морскому климату, приспособлен к работе в температурном режиме от минус 40 до плюс 40 градусов.

Уральские электропоезда относятся к новому поколению облегченных модульных составов, развивающих скорость до 160 км/ч. Оборудованные интеллектуальными системами управления и видеонаблюдения, а также системой, поддерживающей комфортную температуру в салоне, «Ласточки» оправдали ожидания пассажиров по комфорту и безопасности. А универсальная платформа поезда позволяет создавать модификации в соответствии с условиями эксплуатации и пожеланиями заказчика.

На автопилоте

Первая «Ласточка», оснащенная элементами системы автоведения с возможностью прицельной остановки на платформе в диапазоне 50 см, появится на маршруте МЦК уже летом 2019 года. Она получит систему машинного зрения, разработанную ОАО «РЖД»: камеры, радары и сканирующие лидары позволят сформировать двух- или трехмерную картину, а специальное программное обеспечение оценит состояние и занятость путей. До конца 2019 года специалисты установят соответствующую систему на 38 поездах.

«МЦК один из самых передовых полигонов эксплуатации, где внедряются инновационные проекты, — пояснил генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. — Автоматика позволит снизить влияние человеческого фактора и безопасно сократить интервалы между поездами с пяти до четырех минут к ноябрю текущего года».

Читайте также:  Вышний волочек рыбинск поезд

Специалисты завода уже опробовали элементы системы автоведения на грузовых электровозах «Синара» серии 2ЭС6 и перенесли этот опыт на «Ласточки». На отдельных участках уральские поезда уже курсируют по заданным маршрутам и графикам, а компьютеры следят за системой торможения и тяги, обеспечивая прибытие на станцию к точно заданному времени.

"Ласточка": составы под заказ

Первые скоростные уральские поезда «Ласточка» поставлялись в комплектации по пять вагонов. Такая конструкция была связана с использованием шины передачи данных, которая управляла периферийными устройствами и была настроена на ограниченное количество вагонов. В 2015 году заводские инженеры заменили ее на шину Ethernet, создав тем самым возможность менять составность электропоезда в зависимости от потребности заказчика и пассажиропотока на маршруте.

«Благодаря реализации новых технических решений мы имеем возможность собирать составы из семи, десяти и двенадцати вагонов. При этом тяговые характеристики поезда не меняются», — пояснил Олег Спаи. Такая комплектация поезда обеспечивает стабильные перевозки в больших городах в час пик и на загруженных межрегиональных маршрутах.

Десятивагонный поезд, первый в перспективной линейке разносоставных «Ласточек», был передан заказчику в декабре 2018 года. Сейчас он обслуживает маршрут, с которого начиналась история эксплуатации уральских скоростных поездов на сети РЖД — «Москва — Тверь — Москва». При этом количество пассажиров увеличилось почти на треть: от 1300 до 2000, что позволяет быстро справиться с растущим пассажиропотоком без сокращения интервалов между поездами.

Уже в первый год реальные цифры по пассажиропотоку на МЦК значительно обошли ожидания: в 2016 году «Ласточки» вместо планируемых 75 млн перевезли 97 млн пассажиров. Сегодня они стабильно выдерживают пассажиропоток в 400 тыс. человек в день. Последний рекорд в составе московского метро они поставили в апреле 2019 года, во время закрытия севера Сокольнической линии. За сутки удалось перевезти более 543 тыс. человек, а 1 апреля зарегистрировали еще один рекорд: по МЦК проехал 300-миллионный пассажир.

На новый уровень

Еще один способ увеличить пропускную способность железных дорог — двухуровневые поезда, разрабатываемые на базе стандартной комплектации «Ласточки». По проекту они будут двигаться с той же скоростью, что и обычные (160 км/ч), но смогут вмещать большее количество пассажиров. Как и в других поездах этой серии, в салоне будут доступны Wi-Fi, розетки для зарядки смартфонов, просторные санитарные блоки и платформы для маломобильных граждан. Отличие будет в новом дизайне сидячих мест и купейных вагонов, а также в новых подходах к обеспечению питанием по принципу авиационных перевозок.

«Как известно, в марте текущего года мы подписали соглашение с РЖД о разработке технических требований эксплуатации моделей на двухэтажный электропоезд на базе «Ласточки» с распределенной тягой. Проект предполагает использование состава как для дальних перевозок, в которых он сможет находиться в пути почти сутки, так и для пригородных маршрутов. Сейчас наши инженеры приступили к предварительной проработке этого проекта, и мы надеемся в 2023 году начать передавать такие поезда РЖД и Федеральной пассажирской компании», — сообщил Олег Спаи.

Лекарство для регионов

Скоростной транспорт делает регионы доступнее. В 2017 году «Ласточки» запустили на маршруте Санкт-Петербург — Выборг, сократив время в пути на час. Теперь общее время маршрута составляет всего 1 час 15 минут. При дальних перевозках, например между Москвой и Иваново, контраст между обычным и скоростным поездом еще заметней: сегодня «Ласточка» идет 3,5 часа, а еще недавно обычный поезд был ночным и следовал все 7 часов. При открытии данного маршрута на тот момент врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский подчеркнул, что запуск скоростного электропоезда на этом участке открыл инвестиционные перспективы и позволил создать новые рабочие места.

На сегодняшний день «Ласточки» различных модификаций курсируют на маршрутах Москвы, Московской, Свердловской, Ленинградской, Ивановской, Курской, Орловской, Калининградской и Псковской областей, Республики Карелия и Пермского края. Уральские электропоезда постоянно расширяют географию присутствия и планируют выход на новые регионы.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди пассажиров железных дорог, 48% опрошенных считают, что на их маршрутах скоростных поездов недостаточно. В городах, где пока нет скоростного сообщения, 47% предпочли бы сэкономить время и доплатить за билет на быстрый поезд. В настоящее время «Ласточки» активно используются на территориях с высоким пассажиропотоком, но скорость и комфорт должны приходить и в другие регионы, где нагрузка на железнодорожный транспорт ниже. В связи с этим перед конструкторами «Уральских локомотивов» стоит задача сохранить все преимущественные технические характеристики скоростного электропоезда, но сделать проект экономически эффективнее для региональных перевозчиков под конкретные потребности на заданном маршруте.

Уже сегодня специалисты разрабатывают несколько вариантов решения поставленной задачи. При сохранении уровня комфорта для пассажиров, но и обеспечении экономической эффективности поезда можно, например, уменьшить количество вагонов и дверей в составе. При малом пассажиропотоке на качество услуг для потребителей данные изменения не повлияют, но снизят финансовую нагрузку на перевозчика.

Также специалисты планируют применить ряд технических решений для снижения себестоимости продукта. Например, в результате уменьшения количества тяговых двигателей скорость станет чуть ниже, но ведь далеко не везде инфраструктура готова к движению в 160 км/ч. Все это сделает «Ласточки» доступными для региональных пригородных компаний.

Энергосбережение

Помимо разработки новых модификаций «Ласточек», на заводе ведется постоянная работа над решениями в энергосберегающей области, которые планируется интегрировать в пассажирский подвижной состав. Уже имеется концепция вагона, который будет содержать в себе аккумуляторные модули, способные питать электропоезд в тяговом режиме и обеспечивать комфорт пассажиров от специальных батарей.

Всем известно, что сегодня «Ласточки» играют значительную роль в перевозках на электрифицированных участках. Но они заходят и на участки, где электрификация отсутствует. Для транспортировки составов на маршрутах без тока используется мощный тепловоз, что влечет за собой серьезные дополнительные расходы. Чтобы эти расходы оптимизировать, специалисты завода предполагают разработать проект — пока еще опытный — с аккумуляторными модулями.

Вагон со встроенными батареями может быть вцеплен в существующий состав, например на маршруте Москва — Иваново. На участке, где есть электрификация постоянным или переменным током, «Ласточка» могла бы работать на нем и параллельно заряжала бы батареи. А после того, как электропоезд достигнет неэлектрифицированного участка, там подключались бы аккумуляторы и обеспечивали самостоятельное движение состава до Иваново. Конечно, проект предполагает строительство зарядной станции в Иваново, но экономически это было бы выгоднее, чем постоянное использование тепловозной тяги.

«Такие технологии уже применяются за рубежом, — подчеркнул Олег Спаи. — Наши климатические условия, несомненно, отличаются от европейских, поэтому целесообразно было бы начинать с опытного образца».

Завод «Уральские локомотивы» не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свой подвижной состав, максимально используя адаптируемую под запросы заказчика базовую платформу-трансформер скоростного поезда «Ласточка».

Источник