Установите соответствие категория грузовых поездов их номеров

Каждому поезду в зависимости от его категории на станциях формирования присваивают номер

Установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:

· Скорые постоянные — 1-99

· Скорые летние — 101-149

· Дальние постоянные — 171-299

· Дальние летние — 301-399

· Дальние разового назначения — 401-499, 501-599

· Ускоренные грузовые поезда (рефрижераторы,

молочные, контейнерные, и т.д. 1001 – 1598

· Грузовые поезда 2001 – 3998

· Локомотивы 4001 – 4398

· Хозяйственные поезда 5001 – 9098

Поезда формируются в строгом соответствии с ПТЭ, требованиями графика движения и плана формирования поездов.

Принципы проектирования и строительства, железных дорог.

Железнодорожные линии сооружаются для освоения новых районов и их природных богатств, для разгрузки существующих линий, сокращения пути и времени следования пассажиров и грузов. До начала проектирования и строительства железной дороги политики, экономисты, и инженеры-проектировщики решают вопросы, связанные с определением целесообразности сооружения дороги, её основных характеристик, характер и объем перевозок. Устанавливают категорию пути. Новые железные дороги подразделяются в части норм проектирования на категории, принимаемые в соответствии со СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» (табл.4.1)

Таблица 4.1 — Категории железнодорожных линий

Категория железнодо- рожных линий Назначение железных дорог Расчетная годовая приве-денная грузонапряжен-ность нетто в грузовом направлении на десятый год эксплуатации, млн ткм/км
Скоростные Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростями свыше 160 до 200 км/ч
Особогрузо-напряженные Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок Более 50
I Железнодорожные магистральные линии Более 30 до 50
II Железнодорожные магистральные линии Более 15 до 30
III Железнодорожные магистральные линии Более 8 до 15
IV Железнодорожные линии Внутристанционные соединительные и подъездные пути До 8 Независимо от грузонапряженности

В зависимости от выбранной категории пути устанавливают:

· Вид тяги поездов;

· Типы локомотивов и вагонов;

· Длины приемоотправочных путей на раздельных пунктах;

· Пропускную и провозную способность ж. д. линии и т. д.

Составляется задание на проектирование, и начинают проектно- изыскательские работы.

Проектно- изыскательские работы на железнодорожном транспорте выполняют специальные институты акционерные общества Мосгипротранс, Ленгипротранс, Сибгипротранс и т. д., специальные институты АО Гипротрансмост, АО Метрогипротранс и т.д.

Для установления экономической целесообразности и необходимости строительства новой железнодорожной линии перед разработкой проекта составляют технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое содержит:

1. Характеристику существующих путей сообщения района;

2. Расчеты строительной стоимости различных вариантов;

3. Эксплуатационные показатели различных вариантов.

На основе технико-экономического обоснования (ТЭО) выбирают наиболее рациональное направление железнодорожной линии и пункты примыкания к существующей сети, определяют условия и сроки строительства, и развитие строительной базы. Вариантов может быть несколько. Иногда десятки. Так, например, при проектировании перехода через Северо-Муйский горный хребет на Западном участке Байкало-Амурской магистрали было рассмотрено 27 вариантов и принято к исполнению три на разных стадиях строительства.

Первостепенное значение при сравнении вариантов имеют стоимостные показатели, к которым относятся капитальные затраты и эксплуатационные расходы. Учитываются и качественные показатели (обороноспособность, эксплуатация природных богатств и т. д.)

Капитальные затраты — строительные расходы на сооружение железнодорожного пути, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, раздельных пунктов и станций, а также стоимость подвижного состава.

Эксплуатационные расходы — оплата рабочих и служащих на содержании пути и устройств, стоимость топлива, электроэнергии, материалов, текущий ремонт и т. д.

В простейшем случае сравнение двух вариантов с одноэтапным капиталовложением и постоянными по годам эксплуатационными расходами может производиться по срокам окупаемости

где К2 , К1 — капитальные затраты по первому и второму вариантам;

Э1 , Э2 — годовые эксплуатационные расходы по вариантам.

Как правило, сравнение вариантов производят по приведенным расходам:

где Е н — нормативный коэффициент эффективности. Для объектов железнодорожного транспорта принимается равным 0,10 — 0,12.

Таблица 4.2 – Сравнение вариантов строительства

№ варианта К, млн руб/км Э, млн руб/км Е н Э пр
2,8 0,12 4,84
1,6 0,12 4,48
1,2 0,12 4,56

Проектируют железнодорожные линии и их отдельные устройства обычно в две стадии:

1. Разработка проекта – комплексный документ, состоящий из экономической и технической частей;

2. Разработка рабочей документации – рабочие чертежи, по которым ведутся строительные и монтажные работы, а также сметы, ведомости объемов работ и потребных материалов.

Для технически несложных объектов проектирование ведется в одну стадию – разрабатывается рабочий проект.

Разработке проектов предшествуют обстоятельные инженерные изыскания, которые подразделяются на:

1. Экономические изыскания — обоснование значения линии, выявление возможных вариантов, установление размеров движения и т.д.

2. Технические изыскания — производство геодезических, инженерно – геологических, гидрологических работ и обследование существующих сооружений.

Выполнение этих работ производится в несколько этапов:

1. Подготовительный — изучение сведений о районе, прокладка

возможных вариантов по аэрофотоснимкам,

космическим снимкам, по картам.

2. Полевые изыскания — разбивка трассы на местности, проведение

полевых геодезических, инженерно –геологических,

гидрологических работ и обследований.

3. Камеральные — обработка результатов полевых изысканий.

Приемы и методы проектирования трассы железной дороги зависят главным образом от топографических условий, а также от соотношения руководящего уклона (наибольший затяжной подъем, на который поднимается поезд при одиночной тяге установленной массы с расчетной скоростью) и уклона местности.

Вольный ход — участок трассы, на котором средний уклон местности меньше руководящего уклона.

Напряженный ход — участок трассы, на котором средний уклон местности больше руководящего уклона.

Строительство железных дорог ведут специализированные предприятия и организации Ассоциации транспортных строителей. В основе организации железнодорожного строительства лежат общие принципы:

1. Плановость – подчинение деятельности строительных организаций согласованному с заказчиком плану, который устанавливает объемы и сроки выполнения работ, источники и размеры финансирования;

2. Индустриальность – изготовление стандартных строительных деталей на заводах с последующей сборкой сооружений на строительной площадке;

3. Комплексная механизация и автоматизация – применение комплектов машин и механизмов, вытеснение непосредственно физического труда человека и сведение его роли к управлению и контролю;

4. Поточность – деление фронта работ на отдельные участки кратные по трудоемкости и установление строгой последовательности выполнения работ специализированными подразделениями;

5. Специализация – выполнение каждой организацией определенного вида строительно-монтажных работ.

Механизированная колонна (МК) – сооружение земляного полотна;
Строительно-монтажный поезд (СМП) – укладка ВСП, электрификация линии железной дороги и т. д.;
Тоннельный отряд (ТО) — сооружение тоннелей;
Мостоотряд (МО) – сооружение мостов, труб, путепроводов.

Подготовка железной дороги к сдаче в эксплуатацию ведется в течение всего периода строительства. Можно выделить три этапа:

· Рабочее движение – открывается сразу после укладки РШР без балласта для перевозки материалов и конструкций. Полностью отсыпано земляное полотно, допускается устройство временных обходов крупных ИС. Скорость движения рабочих поездов не более 10 км/ч.

· Временная эксплуатация – помимо перевозки грузов для нужд строительства, осуществляется в небольших объемах перевозка народнохозяйственных грузов и пассажиров. Полностью построено ЗП с водоотводными устройствами, РШР на главном пути на балласте, достаточное путевое развитие на раздельных пунктах и сооружены необходимые здания и устройства. Установлены путевые знаки и сигналы, оснащены переезды. Скорость движения в зависимости от состояния пути. Организацию перевозок и управление движением осуществляет Отделение временной эксплуатации.

· Постоянная эксплуатация – принимает государственная комиссия. Акт о приемки дороги в постоянную эксплуатацию и доклад комиссии представляют в правительство, и на основании его постановления приказом министра путей сообщения новая железная дорога включается в сеть действующих железных дорог России.

Четкая и бесперебойная работа железных дорог и безопасность движения достигается неуклонным исполнением Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РФ, которые устанавливают:

· Основные положения и порядок работы железных дороги работников железнодорожного транспорта;

· Нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним;

· Систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта. Требованиям ПТЭ должны соответствовать все инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава.

Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются:

1. Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа;

Источник



Нумерация вагонов и мест в поезде

Купив железнодорожный билет, не сразу разберешься, где указан номер вагона. Причем иногда вместо ожидаемого двузначного номера на глаза попадается четырехзначный. Что уж говорить о поиске места, когда до отправления остается всего 5 минут.

Чтобы не впадать в панику перед важной поездкой, ознакомьтесь с правилами нумерации вагонов и принципами нумерации мест в пассажирских поездах РЖД.

Нумерация вагонов в поездах РЖД

Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.

Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.

Нумерация вагонов и мест в поезде

Внутрироссийская нумерация

На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.

В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.

  • От 01 до 07 – Октябрьская;
  • 10 – Калининград;
  • От 17 до 23 – Московская ж/д;
  • От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
  • 28-31 – Северная линия;
  • 51-53 – Северо-Кавказ;
  • От 58 до 60 – Юго-Восток;
  • 61 и 62 – Приволжье;
  • 63-65 – Куйбышевская ветка;
  • От 76 до 79 – Свердловская дорога;
  • 80-82 – Южно-Уральская дорога;
  • От 83 до 87 – Западная Сибирь;
  • 88 и 89 – Красноярское направление;
  • От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
  • 94 и 95 – Забайкалье;
  • От 96 до 98 – Дальний Восток;
  • 99 – Сахалинская линия.
Читайте также:  Москва питер поезд 288а

Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:

  • 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
  • 1 – знак купейных вагонов;
  • 2 обозначает плацкарт;
  • 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
  • 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
  • 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
  • 6 – признак ресторана;
  • 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
  • 8 – специальный вагон;
  • 9 – резервная единица.

Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

  • Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
  • Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
  • При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
  • Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.

Международные маршруты

За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.

Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:

  • 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
  • 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.

Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.

На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.

Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.

На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.

На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.

В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:

  • Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
  • Первых умножают на 2, вторых – на 1;
  • Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
  • Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
  • Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.

Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.

Схема расположения мест в вагонах РЖД

Плацкарт

По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.

Расположение мест в вагонах РЖД плацкарт

Традиционный купейный вагон РЖД предлагает пассажирам 32, 36 или 38 мест, разделенных на 10 отдельных купе. В каждом из них есть 4 (в одном бывает 2) спальных места, столик, зеркало, вешалка. Каждое спальное место оборудовано ночником и собственным багажным отделением.

В купейном вагоне есть две туалетные комнаты и горячая вода. В новых вагонах, запущенных в 2019 году, есть личные сейфы, светонепрницаемые шторки, терморегуляторы, розетки для зарядки мобильных устройств у каждого места (в старых они расположены в коридоре между 3-4 и 7-8 купе), душевые.

Расположение мест в вагонах РЖД купе

Люкс/СВ/Спальный

По стандарту в спальном или СВ вагоне есть 9 купе на двоих пассажиров, 2 санузла. Оснащенные умывальниками, а также купе проводников. В таком вагоне могут ехать всего 18 человек.

Спальные полки с мягкой обивкой и спинкой, удобный стол, небольшие настенные светильники, зеркала – все это входит в интерьер. В некоторых купе имеется даже телевизор. Багаж размещают под спальными местами и в нишах над проходами.

Расположение мест в вагонах Люкс/СВ/Спальный

РИЦ – это вагоны, следующие в другие страны и способные трансформироваться для проезда по разной ширине колеи. Внутри можно путешествовать 2-ым и 3-им классом. Вагон разделен на купе, в каждом из которых есть три полки, закрепленные друг над другом. В первом классе – по две полки.

Существует также 30 видов сидячих вагонов, и они различаются, в основном, нумерацией мест. Найти нужное не составит труда.

Источник

На железных дорогах ОАО «РЖД»

Организация и порядок направления вагонопотоков являются важнейшей технологической задачей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Организация вагонопотоков в поезда должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг, минимальные расходы на перевозки, соблюдение нормативных сроков доставки грузов, а также запросы грузоотправителей и грузополучателей.

Классификация грузовых поездов.

1.1. Грузовые поезда классифицируют по:

– условиям проследования до станций назначения;

– состоянию включаемых в них вагонов;

– числу групп в составе;

1.2. По условиям формирования грузовые поезда делят на:

– поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя;

– маршруты установленного веса и (или) длины, организованные с мест погрузки (выгрузки), с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.3. Поезда, формируемые на сортировочных, участковых, а также на грузовых станциях (без участия грузоотправителя), подразделяются на:

а) сквозные — следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций;

б) участковые — следующие без переформирования по одному участку;

в) сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям.

Сборные поезда формируются с подборкой вагонов по станциям участка. Схема их формирования и порядок работы на промежуточных станциях устанавливается в соответствии с технологическим процессом организации местной работы железнодорожной дороги.

Разновидностями сборных поездов являются:

– зонные – с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка;

– удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков;

– сборно-участковые – следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки. Сборно-раздаточные вагоны для приема и выдачи мелких отправок на промежуточных станциях ставятся в сборные поезда отдельной группой. Погрузка и выгрузка этих вагонов на станциях участка, как правило, производится в пределах времени стоянки сборного поезда;

г) вывозные – следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции;

д) передаточные – следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов;

е) диспетчерские локомотивы – назначаемые при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам.

1.4. По состоянию включаемых вагонов поезда формируются:

– из груженых вагонов;

– из порожних вагонов – отдельно по роду подвижного состава, а цистерн – по виду налива;

– комбинированные – из груженых и порожних вагонов.

1.5. По числу групп в составе поезда подразделяются на:

— одногруппные – на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);

— групповые – из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения.

В необходимых случаях устанавливается формирование групповых поездов из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, по роду и состоянию подвижного состава и другим признакам.

Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается планом формирования поездов.

Вес и длина грузовых поездов.

2.1. Поезда формируются из вагонов определенных назначений нормой веса и длины, установленной графиком движения поездов. Вес и длина грузовых поездов в зависимости от рода и назначения поездов подразделяются на:

– унифицированные – для пропуска сквозных поездов без переломов веса и длины на направлении;

– параллельные (повышенные или пониженные) – для пропуска без переломов веса и длины отправительских маршрутов, ускоренных контейнерных, контрейлерных, рефрижераторных и для поездов определенных назначений;

– критические – устанавливаемые по мощности локомотива для данного участка.

Унифицированные и параллельные нормы веса и длины грузовых поездов устанавливаются в пределах железнодорожной администрации.

В международном сообщении вес и длина грузовых поездов устанавливаются Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по согласованию с причастными железнодорожными администрациями. Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и длины поезда не более чем на 90 тонн либо на один физический вагон.

Читайте также:  Расписание всех поезда харьков минск

Вывозные, передаточные, сборные поезда отправляются с начальных станций независимо от числа накопившихся вагонов по установленным ниткам графика.

2.2. Пополнение до весовой нормы, установленной графиком движения, сквозных поездов в пунктах перелома веса и длины, а также при отцепке вагонов с коммерческими и техническими неисправностями, производится вагонами в соответствии с назначением поездов, а при отсутствии таких вагонов – вагонами по плану формирования поездов, установленному для данной станции, без изменения индекса поезда.

2.3. Поезда, для которых установлены параллельные нормы веса и длины, пропускаются через пункты их перелома без изменения состава.

2.4. Обработка транзитных поездов, связанная с изменением веса или длины, устанавливается порядком, предусмотренным железнодорожной администрацией, с учетом особенностей работы станции и вносится в технологический процесс.

2.5. Порядок формирования и пропуска транзитных поездов повышенного веса и длины, следующих по двум и более дорогам, устанавливается в графике движения или предусматривается при сменно-суточном планировании работы по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.

При необходимости увеличения длины или веса сверх установленной по графику для данного участка унифицированной нормы транзитные поезда, следующие за пределы дороги, пополняются вагонами в соответствии с назначением поезда. Запрещается такие поезда пополнять вагонами назначением ближе станции расформирования.

2.6. Отцепленные от сквозных поездов и отправительских маршрутов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, а также вагоны, отцепленные по уменьшению веса и длины, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны.

2.7. При отцепке по технической или коммерческой неисправностям одного или двух вагонов разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.

Классификация маршрутов.

7.1. Отправительские маршруты

Отправительские маршруты классифицируются: по полигонам обращения; условиям организации; назначениям и порядку расстановки включаемых в них вагонов; роду или принадлежности подвижного состава.

7.1.1. По полигонам обращения маршруты подразделяются на:

межгосударственные маршруты, следующие от станций отправления (погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций); станция формирования и станция назначения таких маршрутов принадлежат разным железнодорожным администрациям.

междорожные маршруты, следующие в пределах двух и более железных дорог России; станция формирования и станция назначения таких маршрутов принадлежит разным железным дорогам ОАО «РЖД».

внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной дороги; станция формирования и станция назначения таких маршрутов находятся в пределах одной железной дороги.

7.1.2. По условиям организации: сформированные на путях необщего и общего пользования.

Формирование отправительского маршрута (в полном составе) на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется грузоотправителем (или владельцем железнодорожного пути необщего пользования) в соответствии с условиями договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

При формировании отправительского маршрута на железнодорожных путях необщего пользования грузоотправитель имеет право использовать собственные маневровые локомотивы, либо арендованные у ОАО «РЖД».

Одним из условий установления назначения отправительского маршрута является техническая возможность приема грузополучателем вагонов, прибывших в составе маршрута, и их своевременная выгрузка.

При организации отправительского маршрута на железнодорожных путях общего пользования грузоотправитель дополнительно заключает договор с перевозчиком на оказание услуги по формированию отправительского маршрута.

7.1.3. По назначениям включаемых вагонов отправительские маршруты делятся на:

прямые маршруты, в т.ч. маршруты, обращающиеся по кольцевой схеме – сформированные на одну железнодорожную станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей, получателей порожних вагонов (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой). Прямыми могут быть любые маршруты по условиям организации;

маршруты в распыление — маршруты назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов (указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес определенных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки. Отправительские маршруты в распыление могут быть, организованы только на железнодорожных путях необщего пользования.

маршруты назначением на станцию расформирования при оформлении перевозочных документов на включаемые вагоны до конечной станции (станции выгрузки груженого вагона, подачи под погрузку порожнего вагона) с расформированием такого поезда на попутной технической станции по плану формирования поездов, либо назначением на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения.

7.2. Маршруты, организованные перевозчиком для технологических целей

Маршруты, организованные перевозчиком для технологических целей подразделяются по условиям организации и назначениям включаемых вагонов на:

станционные – сформированные из вагонов, одного или нескольких грузоотправителей (отправителя порожних собственных (арендованных) вагонов), предъявленных к перевозке на одной железнодорожной станции, являющейся станцией формирования поезда, назначением на одну станцию (прямые, в т.ч. маршруты, обращающиеся по кольцевой схеме (кольцевые)) либо на одну станцию расформирования с последующим отправлением на станцию назначения по плану формирования (в расформирование).

ступенчатые маршруты – сформированные из вагонов, предъявленных разными грузоотправителями на местах общего или необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции (станционный ступенчатый маршрут), одним грузоотправителем (владельцем железнодорожных путей необщего пользования или разными грузоотправителями (владельцами железнодорожных путей необщего пользования) на нескольких железнодорожных станциях участка или железнодорожного узла (участковый или узловой ступенчатый маршрут). Ступенчатые маршруты могут быть прямые или в расформирование.

технические маршруты, по договору с грузоотправителем или отправителем порожних собственных (арендованных) вагонов – сформированные на одной сортировочной, участковой или технической станции, не являющейся станцией предъявления вагонов к перевозке. Маршрут формируется из вагонов, объединенных одним из признаков: принадлежностью подвижного состава, оператором подвижного состава, грузоотправителем или грузополучателем. Технические маршруты по договору могут быть только прямые.

технические маршруты – сформированные на одной сортировочной, участковой или технической станции, не являющейся станцией предъявления вагонов к перевозке, назначением маршрута на одну железнодорожную станцию. Технические маршруты являются одним из технологических инструментов перевозочного процесса, могут быть прямые и в расформирование.

Вес и длина маршрутов.

2.1. Отправительские маршруты формируются унифицированной нормой веса и/или длины, установленной на полигоне железных дорог, участвующих в перевозке.

Унифицированные нормы веса междорожных отправительских маршрутов на полигоне железных дорог ОАО «РЖД» приведены в Таблице 1.

Унифицированная норма длины междорожных отправительских маршрутов на полигоне железных дорог ОАО «РЖД» составляет 71 условный вагон.

При наличии в нормативном графике движения ниток для пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов допускается установление отправительского маршрутного назначения соответствующих веса и длины.

Междорожные отправительские маршруты из порожнего собственного (арендованного) подвижного состава после их выгрузки, сформированные на железнодорожных путях необщего пользования, в том числе назначением на станцию первоначальной погрузки, должны соответствовать унифицированной норме длины 71 условный вагон и более.

Отправительские маршруты, курсирующие в границах одной железной дороги, формируются нормой веса и/или длины, установленной графиком движения поездов для данной железной дороги.

Увеличение установленной весовой нормы для груженого маршрута в порядке ее регулирования допускается не более чем на 30 тонн.

Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и/или длины:

— для груженого маршрута не более чем на 90 тонн либо на 1 физический вагон:

— для маршрута из порожнего собственного (арендованного) подвижного состава не более чем на 1 физический вагон.

В случае возникновения технологической или технической необходимости, установления перевозчиком одновременно весовой нормы и нормы по длине для маршрута, достаточно обеспечить выполнение одной из установленных норм (веса или длины маршрута).

На станциях формирования (отправления) маршрутов не допускается отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и/или длины маршрута в случаях отцепки вагонов по техническим или коммерческим причинам.

В исключительных случаях, при отсутствии технической возможности пропуска поездов унифицированной нормы веса и/или длины объектами инфраструктуры общего пользования допускается назначение отправительских маршрутов менее установленной нормы веса и/или длины.

Решение об установлении данных маршрутных назначений принимается причастными Департаментами, Дирекциями ОАО «РЖД» и утверждается Вице-президентом ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности, при этом:

— Центральной дирекцией управления движением готовится обоснование поступившего обращения грузоотправителя в части технической и технологической возможности, сравнения зависящих эксплуатационных расходов;

— Центр фирменного транспортного обслуживания и Департамент корпоративных финансов рассматривают возможность организации отправительского маршрута с точки зрения его доходности для ОАО «РЖД»;

— Департамент управления транспортно–логистическим бизнес-блоком готовит заключение о экономической эффективности установления отправительского маршрута.

По итогам рассмотрения Центральная дирекция управления движением уведомляет заявителя о принятом решении.

Рассмотрение обращений по вопросу организации формирования отправительских маршрутов на путях общего пользования силами ОАО «РЖД» осуществляется аналогичным порядком.

9. Обеспечение выполнения плана формирования грузовых поездов.

К нарушениям плана формирования относятся.

1. Нарушения порядка формирования поездов:

— включение вагонов, для которых путь следования поезда является кружным, если это не предусмотрено планом формирования;

— включение вагонов более ближнего назначения (обратного назначения), если это не предусмотрено планом формирования;

— включение в поезд ближнего назначения вагонов дальнего назначения, которые по действующему плану формирования должны следовать через станцию назначения данного поезда в транзитных поездах;

— включение в прямые отправительские маршруты вагонов назначением на другие станции;

— включение в отправительские маршруты, следующие на станцию расформирования или в распыление, вагонов, которые по плану формирования должны включаться в поезда разных назначений на попутных станциях, расположенных ближе станции расформирования;

— включение в поезд вагонов с особо опасными грузами, станция назначения которых не соответствует назначению поезда;

— включение в поезд вагонов, межгосударственный пункт перехода которых не соответствует назначению поезда;

— включение в поезд вагонов, признаки которых (код груза, код грузополучателя, примечание строки натурного листа) не соответствует назначению поезда (если по плану формирования вагоны с разными признаками должны следовать на одну станцию назначения в разных поездах);

Читайте также:  Масса состава при трогании поезда с места

— несоответствие подбора групп вагонов, следующих в групповых поездах, установленному порядку их формирования и расположения в составе поезда;

— формирование поездов станциями, не включенными в план формирования поездов и в план маршрутизации, и прицепка вагонов к ним с отступлениями от установленного для впередилежащей технической станции плана формирования поездов;

— постановка в поезда груженых вагонов, не имеющих перевозочных документов;

2. Нарушения порядка пропуска поездов:

— преждевременное расформирование поездов и отправительских маршрутов;

— пропуск станцией поезда, подлежащего расформированию;

— пропуск станцией группового поезда без отцепки предназначенной для нее поездной группы;

— несоблюдение установленного порядка пополнения в пути следования поездов, следующих по плану формирования;

— пополнение или отцепка вагонов от отправительских маршрутов

3. В книге Плана формирования поездов (сдача поездов по стыкам – часть 2) указывают все поезда, сформированные на станциях без участия грузоотправителей (отправителей порожних вагонов), а также отправи­тельские маршруты и поезда, следующие кружностью. В случае поступления транзитного поезда на дорогу неразрешенной кружностью он должен быть направлен в соответствии с установленным по­рядком следования вагонопотоков для данной дороги.

Начальник Забайкальской дирекции управления движением – структурного подразделенияЦентральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»

Источник

Каждому поезду в зависимости от его категории на станциях формирования присваивают номер

Установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:

· Скорые постоянные — 1-99

· Скорые летние — 101-149

· Дальние постоянные — 171-299

· Дальние летние — 301-399

· Дальние разового назначения — 401-499, 501-599

· Ускоренные грузовые поезда (рефрижераторы,

молочные, контейнерные, и т.д. 1001 – 1598

· Грузовые поезда 2001 – 3998

· Локомотивы 4001 – 4398

· Хозяйственные поезда 5001 – 9098

Поезда формируются в строгом соответствии с ПТЭ, требованиями графика движения и плана формирования поездов.

Принципы проектирования и строительства, железных дорог.

Железнодорожные линии сооружаются для освоения новых районов и их природных богатств, для разгрузки существующих линий, сокращения пути и времени следования пассажиров и грузов. До начала проектирования и строительства железной дороги политики, экономисты, и инженеры-проектировщики решают вопросы, связанные с определением целесообразности сооружения дороги, её основных характеристик, характер и объем перевозок. Устанавливают категорию пути. Новые железные дороги подразделяются в части норм проектирования на категории, принимаемые в соответствии со СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» (табл.4.1)

Таблица 4.1 — Категории железнодорожных линий

Категория железнодо- рожных линий Назначение железных дорог Расчетная годовая приве-денная грузонапряжен-ность нетто в грузовом направлении на десятый год эксплуатации, млн ткм/км
Скоростные Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростями свыше 160 до 200 км/ч
Особогрузо-напряженные Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок Более 50
I Железнодорожные магистральные линии Более 30 до 50
II Железнодорожные магистральные линии Более 15 до 30
III Железнодорожные магистральные линии Более 8 до 15
IV Железнодорожные линии Внутристанционные соединительные и подъездные пути До 8 Независимо от грузонапряженности

В зависимости от выбранной категории пути устанавливают:

· Вид тяги поездов;

· Типы локомотивов и вагонов;

· Длины приемоотправочных путей на раздельных пунктах;

· Пропускную и провозную способность ж. д. линии и т. д.

Составляется задание на проектирование, и начинают проектно- изыскательские работы.

Проектно- изыскательские работы на железнодорожном транспорте выполняют специальные институты акционерные общества Мосгипротранс, Ленгипротранс, Сибгипротранс и т. д., специальные институты АО Гипротрансмост, АО Метрогипротранс и т.д.

Для установления экономической целесообразности и необходимости строительства новой железнодорожной линии перед разработкой проекта составляют технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое содержит:

1. Характеристику существующих путей сообщения района;

2. Расчеты строительной стоимости различных вариантов;

3. Эксплуатационные показатели различных вариантов.

На основе технико-экономического обоснования (ТЭО) выбирают наиболее рациональное направление железнодорожной линии и пункты примыкания к существующей сети, определяют условия и сроки строительства, и развитие строительной базы. Вариантов может быть несколько. Иногда десятки. Так, например, при проектировании перехода через Северо-Муйский горный хребет на Западном участке Байкало-Амурской магистрали было рассмотрено 27 вариантов и принято к исполнению три на разных стадиях строительства.

Первостепенное значение при сравнении вариантов имеют стоимостные показатели, к которым относятся капитальные затраты и эксплуатационные расходы. Учитываются и качественные показатели (обороноспособность, эксплуатация природных богатств и т. д.)

Капитальные затраты — строительные расходы на сооружение железнодорожного пути, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, раздельных пунктов и станций, а также стоимость подвижного состава.

Эксплуатационные расходы — оплата рабочих и служащих на содержании пути и устройств, стоимость топлива, электроэнергии, материалов, текущий ремонт и т. д.

В простейшем случае сравнение двух вариантов с одноэтапным капиталовложением и постоянными по годам эксплуатационными расходами может производиться по срокам окупаемости

где К2 , К1 — капитальные затраты по первому и второму вариантам;

Э1 , Э2 — годовые эксплуатационные расходы по вариантам.

Как правило, сравнение вариантов производят по приведенным расходам:

где Е н — нормативный коэффициент эффективности. Для объектов железнодорожного транспорта принимается равным 0,10 — 0,12.

Таблица 4.2 – Сравнение вариантов строительства

№ варианта К, млн руб/км Э, млн руб/км Е н Э пр
2,8 0,12 4,84
1,6 0,12 4,48
1,2 0,12 4,56

Проектируют железнодорожные линии и их отдельные устройства обычно в две стадии:

1. Разработка проекта – комплексный документ, состоящий из экономической и технической частей;

2. Разработка рабочей документации – рабочие чертежи, по которым ведутся строительные и монтажные работы, а также сметы, ведомости объемов работ и потребных материалов.

Для технически несложных объектов проектирование ведется в одну стадию – разрабатывается рабочий проект.

Разработке проектов предшествуют обстоятельные инженерные изыскания, которые подразделяются на:

1. Экономические изыскания — обоснование значения линии, выявление возможных вариантов, установление размеров движения и т.д.

2. Технические изыскания — производство геодезических, инженерно – геологических, гидрологических работ и обследование существующих сооружений.

Выполнение этих работ производится в несколько этапов:

1. Подготовительный — изучение сведений о районе, прокладка

возможных вариантов по аэрофотоснимкам,

космическим снимкам, по картам.

2. Полевые изыскания — разбивка трассы на местности, проведение

полевых геодезических, инженерно –геологических,

гидрологических работ и обследований.

3. Камеральные — обработка результатов полевых изысканий.

Приемы и методы проектирования трассы железной дороги зависят главным образом от топографических условий, а также от соотношения руководящего уклона (наибольший затяжной подъем, на который поднимается поезд при одиночной тяге установленной массы с расчетной скоростью) и уклона местности.

Вольный ход — участок трассы, на котором средний уклон местности меньше руководящего уклона.

Напряженный ход — участок трассы, на котором средний уклон местности больше руководящего уклона.

Строительство железных дорог ведут специализированные предприятия и организации Ассоциации транспортных строителей. В основе организации железнодорожного строительства лежат общие принципы:

1. Плановость – подчинение деятельности строительных организаций согласованному с заказчиком плану, который устанавливает объемы и сроки выполнения работ, источники и размеры финансирования;

2. Индустриальность – изготовление стандартных строительных деталей на заводах с последующей сборкой сооружений на строительной площадке;

3. Комплексная механизация и автоматизация – применение комплектов машин и механизмов, вытеснение непосредственно физического труда человека и сведение его роли к управлению и контролю;

4. Поточность – деление фронта работ на отдельные участки кратные по трудоемкости и установление строгой последовательности выполнения работ специализированными подразделениями;

5. Специализация – выполнение каждой организацией определенного вида строительно-монтажных работ.

Механизированная колонна (МК) – сооружение земляного полотна;
Строительно-монтажный поезд (СМП) – укладка ВСП, электрификация линии железной дороги и т. д.;
Тоннельный отряд (ТО) — сооружение тоннелей;
Мостоотряд (МО) – сооружение мостов, труб, путепроводов.

Подготовка железной дороги к сдаче в эксплуатацию ведется в течение всего периода строительства. Можно выделить три этапа:

· Рабочее движение – открывается сразу после укладки РШР без балласта для перевозки материалов и конструкций. Полностью отсыпано земляное полотно, допускается устройство временных обходов крупных ИС. Скорость движения рабочих поездов не более 10 км/ч.

· Временная эксплуатация – помимо перевозки грузов для нужд строительства, осуществляется в небольших объемах перевозка народнохозяйственных грузов и пассажиров. Полностью построено ЗП с водоотводными устройствами, РШР на главном пути на балласте, достаточное путевое развитие на раздельных пунктах и сооружены необходимые здания и устройства. Установлены путевые знаки и сигналы, оснащены переезды. Скорость движения в зависимости от состояния пути. Организацию перевозок и управление движением осуществляет Отделение временной эксплуатации.

· Постоянная эксплуатация – принимает государственная комиссия. Акт о приемки дороги в постоянную эксплуатацию и доклад комиссии представляют в правительство, и на основании его постановления приказом министра путей сообщения новая железная дорога включается в сеть действующих железных дорог России.

Четкая и бесперебойная работа железных дорог и безопасность движения достигается неуклонным исполнением Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РФ, которые устанавливают:

· Основные положения и порядок работы железных дороги работников железнодорожного транспорта;

· Нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним;

· Систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта. Требованиям ПТЭ должны соответствовать все инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава.

Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются:

1. Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа;

Источник