Ширина поезда относительно рельс
Эти стальные изделия укладываются на бетонные и деревянные шпалы, образуя путь для транспорта и различных видов техники. Размеры железнодорожных рельсов разных марок устанавливаются государственными техническими стандартами и должны строго соответствовать всем нормативам. Они должным образом направляют колеса во время движения и равномерно распределяют нагрузки по поверхности. Чаще всего применяют для движения железнодорожного транспорта, однако, они также используются в строительстве, горной добыче и прочих сферах.
Наиболее распространенные виды рельсов
В настоящее время подобный металлопрокат имеет широкое распространение. Существует множество разновидностей. Рассмотрим основные варианты:
- Узкоколейные – изготавливаются для строительства путей с узкой колеей. Их маркировка Р24, Р18, Р11, Р8.
- Рудничные – используются в шахтах и прочих подземных сооружениях. К ним относятся Р33, Р38.
- Промышленные – укладываются на территории крупных организаций для внутренних нужд.
- Крановые – востребованы для движения подъемных кранов. Обозначаются как КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.
- Железнодорожные – для прокладки ширококолейных линий. Маркировка Р65, Р50, Р43.
- Рамные, контррельсовые, остряковые, усовиковые – для производства стрелочных переводов.
- Трамвайные – чаще применяются в городской черте. Обозначаются как ТР62.
Форма рельсов, высота и размеры
В настоящее время используются широкоподошвенные, которые состоят из подошвы и головки, соединенных шейкой. Верхняя часть имеет немного выпуклую форму, чтобы лучше распределять давление по всей высоте изделия. Широкое основание обеспечивает устойчивость и надежную опору.
Длина дает более плавный ход состава, что уменьшает расходы на обслуживание путей и передвижной техники, а специально рассчитанная форма равномерно распределяет нагрузку по всему металлопрокату и шпалам. Подробнее читайте в статье на сайте.
Классификация железнодорожного металлопроката для широкой колеи
Построенные из ж/д металлопроката пути проходят по всему земному шару. В нашей стране все этапы изготовления строго регламентируются ГОСТом. В нем также указываются разновидности и классификация. В разделе мы рассмотрим, какие бывают железнодорожные типы, как определить марку рельса по размерам.
Прокат для железных дорог подразделяется на:
- Р50;
- P65;
- P65K;
- P75;
- Р43.
Цифра в обозначения показывает вес одного метра изделия, а буква «К» говорит о том, что оно применяется для наружных частей искривленных путей. У нас также есть статьи о том, сколько весит «шестьдесят пятая» и какова масса «пятидесятой» рельсы.
По качественным категориям бывают:
- ДТ350 с дифференцированной закалкой головки;
- B – высшего качества;
- A – устойчивые к высоким нагрузкам;
- HT260 – обыкновенные нетермоупрочненные;
- Т1 – термоупрочненные;
- ОТ350 – объемно термоупрочненные.
По виду применяемой стали:
- K – конвертерная.
- Э – электросталь. Наиболее качественная.
- М – мартеновская. Использовалась в позапрошлом веке.
Также могут иметь болтовые отверстия и выпускаться без них. В настоящее время продукция производится для любых целей и в разных вариантах. Основные размеры и типы рельсов в России позволяют строить всевозможные пути.
Они являются высокотехнологичным изделием, изготовленным на современном производстве. Чтобы обеспечить длительный срок службы и его высокую прочность необходимо использовать сорта стали с точным содержанием элементов. Кроме того, требуется обеспечить дифференцированную закалку и прочие виды обработки металла.
Такая сложность и высокая точность производства объясняется тем, что по путям регулярно проезжают на высокой скорости высоконагруженные составы, и они применяются в самых разных климатических условиях. Высота железнодорожного рельса и прочие габариты зависят от конструкции.
Несвоевременная замена или использование некачественного продукта может повлечь за собой аварию. Поэтому весь процесс производства строго контролируется и выполняется с соблюдением всех государственных стандартов.
Крановые
Они востребованы в промышленности, строительстве, добыче полезных ископаемых и прочих сферах. Применяются при строительстве путей для подъемных кранов. В обозначении данного продукта цифра показывает ширину верхней части в миллиметрах. Наиболее распространенными являются: КР70, КР80, КР100, КР120 и KP140.
Такая продукция производится в соответствии с нормативами ГОСТ 4121-96, ГОСТ 53866-2010. В настоящее время производится продукция мерной длины 11 метров. При необходимости можно заказать изделие нестандартной длины. Ширина и высота головки рельса может отличаться от остальных типов.
Чаще всего крановая продукция выпускается без отверстий под болты. Наша компания выполняет эти отверстия на своем складе.
Изготавливаются из высокоуглеродистой стали. Прочность и твердость меньше, чем у ж/д.
Магистральные
Наиболее распространенными являются Р50 и Р65. Они служат для создания железнодорожных путей и стрелочных переводов. От них требуется выдерживать большие нагрузки.
В процессе своей эволюции этот вид металлопроката прошел большой путь развития от примитивных чугунных, а еще раньше – деревянных с железной полосой, до высококачественных стальных. Сейчас он должен соответствовать всем установленным требованиям и обладать высокой прочностью, достаточной для движения состава.
Похожие новости
Узкоколейные и рудничные
Их активно применяют на фабриках и заводах в технологических процессах производства. Кладут на складах под кран-балку, таль электрическую. Также они иногда применяются на ж/д станциях. К ним относятся Р38, Р33, Р24, Р18, Р11, Р8. Эти разновидности рельсового проката применяют в труднодоступных местах, таких как горы, болотистая местность, если нужно довезти небольшое количество груза или группу человек к месту назначения. Они незаменимы при прокладке путей к местам добычи полезных ископаемых, а также – при туристических маршрутах. К примеру, узкие ж/д линии проложены в Альпах. В шахтах по ним движутся вагонетки и небольшие локомотивы, перевозящие породу и рабочих.
Конструкция и размеры
Для обеспечения безопасности эксплуатации все конструкционные особенности указаны в государственных нормативах, отклонение от которых предусмотрены в ГОСТе.
Форма должна быть выполнена в соответствии с рисунком, приведенным ниже. Для примера возьмем Р50.
Диаметры и места расположения отверстий под болтовые соединения могут различаться и выполняться в соответствии с пожеланиями заказчика.
Прямолинейность также установлена в нормативах, поэтому прогиб не должен превышать 1/2500 и 1/2200 от длины в зависимости от марки.
Таблицы размерностей рельсового проката, типы и марки
Площадь сечения, см²
6368-82 ДСТУ 3799-98
6368-82 ДСТУ 3799-98
Р 51685-2000 / Р 51045-97
Р 51685 / Р 51045-97
Р 51685 / Р 51045-97
Крановые
Площадь сечения, см²
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
Практически невозможно построить современную железную дорогу без вычисления нагрузок.
Для выполнения монтажных работ необходимы точные расчеты, которые помогут построить качественные и безопасные пути с долгим сроком эксплуатации. Чтобы упростить расчетный этап существуют таблицы. Основные рельсы, их виды и размеры указаны в таблицах выше.
Методы контроля
Форма и объем поперечного сечения контролируются на расстоянии более 10 см от начала изделия и на высоте 13 мм от поверхности головки. Контроль осуществляется специальными шаблонами, калибровка и поверка которых согласовывается с МПС РФ по ЦПТ80/350. Также допускается использование универсального инструмента для проведения измерений. В случае арбитража допускается использование только шаблонов.
Во время контроля качества нужно следить, чтобы вес, маркировка, высота и иные размеры разных типов рельсов Ж/Д соответствовали государственным стандартам. На заводе параметры контролируются лазерной установкой, при их соблюдении вес будет тоже совпадать. Есть допуски по массе погонного метра. Некоторые элементы сканируют ультразвуком.
Асимметричность проверяется на основании смещения нижней части относительно головки.
Длина изделия измеряется рулеткой или любым другим инструментом, обеспечивающим достаточный уровень точности. Также необходимо определить отклонение от прямолинейности при помощи жесткой линейки длиной 1500 мм.
При проверке параметры должны строго соответствовать установленным требованиям. Состав стали определяется на основании ГОСТ 7565, также допускается использовать любые другие доступные методы, аттестованные в соответствии с ГОСТ 8.563.
Внутренние дефекты любого металлопроката можно проверить при помощи щадящего ультразвукового контроля. В ходе проверки также проводится внешний осмотр, испытания на прочность и растяжение.
Перевозка и хранение рельсов
Транспортировка готовой продукции осуществляется автомобильным, железнодорожным, речным, морским и другими видами транспорта. Перевозка должна проходить в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Правила погрузки есть в «ТУ погрузки и крепления грузов». Все группы товаров должны сопровождаться сертификатом, подписанным отделом контроля качества и оформленный согласно установленным требованиям. При выборе метода перевозки и погрузки учитываются такие размеры, как расстояние, ширина, высота видов Ж/Д рельсов.
Недопустимы повреждения во время погрузочных работ и транспортировки, а также сильные удары и падение изделий с высоты, превышающей 1 метр. Их отправляют на переплавку как брак.
Их хранят на специальных площадках, где сухо, доступный подъезд и исключено повреждение продукции. Укладывают их на основания из шпал строго по вертикали. Первый ряд кладут подошвами вниз, второй ряд наоборот. Делается прокладка из старого проката и цикл повторяется.
Размеры для изготовления прокатных калибров
Для прокатки используются сначала подготовительные профили. Их задача – распределить металл по сечению. Далее, в работу вступают рельсовые.
По схеме а) прокатка ведется в закрытых калибрах, и при небольшой ширине подошвы это обеспечивает требуемую точность профиля. При прокатке направляющих с широкой подошвой — железнодорожных и особенно трамвайных — применяют прокатку по схеме б).
В данной статье мы рассмотрели, какие бывают виды и типы железнодорожных рельсов и их основные ж/д размеры. Для современных путей важна точность изделий, стоимость и своевременность обслуживание для предотвращения аварийности и высокое качество установки колеи.
Компания «ПромПутьСнабжение» продает элементы для путей по всей России. Реализует шпалы, крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, замене путей, изготавливает специальные изделия.
Источник
Ширина железнодорожного пути: где, как, почему?
На железных дорогах мира сегодня насчитывается 16 типов ширины железнодорожного пути, которые относятся к сверхшироким, широким и узким колеям и различаются по распространению и назначению.
Европейская колея равна 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов) и занимает первое место в мире по распространенности (до 60% от общей длины всех железных дорог). Такую колею имеют железные дороги Центральной и Западной Европы (за исключением стран Балтии, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии), США, Канады, Китая, Северной и Южной Кореи, Австралии, Ближнего Востока, Северной Африки, Мексики, Кубы, Панамы, Венесуэлы, Перу, Уругвая и линии Синкансэн в Японии.
Считается, что ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая с одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы Римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами — 1435 мм. Длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейский воз можно было запрячь двух лошадей. Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в XIX столетии в Англии строили первую железную дорогу — паровые машины создавали шириной с дилижанс.
Да, именно эта ширина колеи была принята для строительства первой пассажирской железной дороги Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Но не все так однозначно. Фактически эта колея была самой узкой из существующих многочисленных вариантов широкой колеи, и выбрана для того, чтобы прокладка железнодорожного полотна не требовала дополнительных капиталовложений для перестройки мостов, насыпей и тоннелей. В то же время одна из первых британских железнодорожных компаний Great Western Railway использовала широкую колею 2140 мм. В 1866 году протяженность дорог на широкой колее этой компании составляла 959 км. Борьба между различными стандартами колеи в 1844-1846 годах в Англии вылилась в так называемые «колейные войны» (Gauge
Wars). В 1846 году английский парламент признал стандартной ширину колеи 1435 мм и она должна была использоваться для строительства новых дорог, а линии с широкой колеей в 2140 мм позже были перешиты на стандартную колею.
Второй по распространенности в мире (17% общей длины железных дорог) является русская колея. С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи (позже — СССР), Финляндии и Монголии была выбрана ширина колеи 1524 мм. С мая 1970 года по начала 1990-х, железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации товарных поездов, повысить скорость их движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его территории. Железные дороги Финляндии до сих пор продолжают использовать бывший стандарт — 1524 мм.
Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе строительства Николаевской железной дороги (середина XIX века). Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время эта ширина колеи была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили российские инженеры П.П. Мельников и Н.А. Крафт, которые посетили Америку до строительства Николаевской железной дороги.
Существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. Также, есть версия, что такую ширину колеи «пролоббировали» русские купцы, чтобы ограничить поток товаров из Европы. Но никаких документальных подтверждений этих версий нет.
И возможно, все гораздо проще — это ширина колеи была удобна тем, равна круглому числу — 5 футов.
Какой бы ни была истинная причина выбора русского стандарта ширины колеи в 1524 мм, в наше время разница между европейским и русским стандартом добавляет проблем на территориях, которые находятся на границе использования этих стандартов. Приходится или строить дополнительные пути с необходимой шириной колеи, или на границе перехода с одной ширины колеи на другую осуществлять пересадку пассажиров и перегрузку грузов, перекачку жидкостей из цистерн или менять тележки колесных пар под поездом. Все это составляет дополнительные логистические издержки, замедляет пересечение границы, а также влияет на стоимость билета для пассажира.
На приграничных территориях, где используется различная колея, иногда используют пути с совмещенной колеей, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее идет европейская колея.
Соседние с Украиной Словакия и Польша имеют также участки железной дороги с широкой (1520 мм) колеёй. Их строительство было вызвано необходимостью обеспечения грузоперевозок с СССР. Известна 88-километровая магистраль Ужгород-Ганиска при Кошице (ŠRT), которая используется только для перевозки грузов, преимущественно железной руды для Восточнословацкого металлургического завода Ю. С. Стил Кошице (U.S. Steel Коšice). Была построена в 1964-66 годах, электрифицирована в 70-х годах. Есть план продолжения этой ширококолейной магистрали до Вены.
Польская «Металлургическая ширококолейная магистраль» является одноколейным участком длиной 394,65 км, который соединяет украинскую железную дорогу (ст. Владимир Волынский) с металлургическим комбинатом «Гута Катовице» (г. Славкув). Была построена в 70-х годах 20 века для поставки руды в Польшу, а также угля и серы в СССР.
35-километровый ширококолейный грузовой отрезок Загонь-Еперешке используется венгерскими железными дорогами, он соединен с украинской станцией Батево. 40-километровый ширококолейный отрезок по территории Румынии (ст. Сыгит-Мармароский) соединяет станции Тересва и Берлебаш Львовской железной дороги (Закарпатская обл.), но он используется крайне редко (для грузовых перевозок, пассажирские перевозки приостановлено). Есть 20-километровый отрезок колеи 1520 мм от украинской станции Рени (Одесская обл.) и молдавской Джурджулешть к румынскому дунайскому порту Галац.
В Украине также используется колея европейской ширины, в частности, в Закарпатской области на участках Чоп-Мукачево, Чоп-Королево-Дьяково, в Львовской области — Старжава-Хиров-Нижанковичи, на пограничных станциях Ягодин, Рава-Русская, Мостиска-2, Вадул-Сирет. Ведутся переговоры о продлении колеи европейской ширины от Перемышля (Польша) через Мостиска до станции Львов.
На таких пограничных отрезках европейская колея часто располагается рядом с широкой как совмещенная 4-нитная колея, а на пограничных станциях используется оборудование для замены колесных пар. Впрочем, процесс замены длительный и значительно задерживает движение. В Мостисках-2 работает система автоматического расширения-сужения колесных пар SUW 2000, которую недавно разработал польский инженер Ришард Сувалски. Благодаря этой
системе проезд границы длится всего 30 минут, а не 2-3 часа, как это было ранее, но широкого распространения эта система до сих пор не получила.
Таким образом, техническое совершенствование колеи и подвижного состава для улучшения движения в местах перехода с одного стандарта ширины колеи на другой является актуальной задачей на сегодня.
Источник
Какая ширина железнодорожной колеи в России и почему за границей она другая
Задумывались ли вы когда-нибудь, какого расстояние между двумя рельсами? Большинство людей ответит, что, конечно же, нет. Подумаешь, какое-то там расстояние. Поезд едет и ладно. А ведь именно ширина железнодорожной колеи определяет не только сможет ли проехать поезд, но даже безопасность страны в военное время. Ширина железнодорожной колеи в разное время имела разное значение и в некоторых странах она даже менялась, чтобы стать более универсальной, но только представьте, что для этого нужно. Как минимум, надо поменять все рельсы в стране, заодно остановив железнодорожное движение. Такую роскошь мало кто может себе позволить, когда рынки перевозок исчисляются огромными суммами. Да и железо для рельс используется не простое, а почти золотое. Как минимум, оно должно быть очень прочным, а в идеале и соответствовать другим требованиям, ведь на ЖД транспорте все очень строго. Так что там с колеей?
Что такое ширина колеи железной дороги
На самом деле, понятие ”ширина колеи” является просто упрощенным названием более сложного термина ”расстояние между внутренними гранями головок рельсов”. Так говорить как-то не принято и это даже попахивает каким-то технофильством, поэтому такой показатель принято просто называть шириной колеи.
Зато существование развернутого определения полезно для общего понимания того, что же это вообще такое. Это действительно расстояние между верхними частями рельса. То есть это то место, с которым контактирует боковой гребень колеса.
Проблема мирового железнодорожного сообщения заключается в том, что в очень большом количестве стран ширина колеи отличается. Поэтому инженерам приходится решать непростую задачу. Они должны понимать, как быстро и безопасно поменять тележки под вагонами или и вовсе, сменить ширину колеи, не прибегая к таким сложным решениям. Новые поезда так уже умеют, а со старыми приходится действовать дедовским методом.
Ширина ЖД колеи выглядит так и измеряется при помощи этого инструмента.
Ширина колеи железной дороги в России
Изначально ширина железнодорожной колеи в России (позже и в СССР), а заодно в Финляндии и Монголии, составляла 1524 мм или 5 английских футов. Во второй половине прошлого века, примерно с 1970 по 1990 года, колея немного изменилась и составила 1520 мм. Такое, кажущееся незначительным, изменение понадобилось для того, чтобы сделать стабильность движения тяжелых грузовых поездов. Это было особенно актуально на фоне роста скоростей подвижного состава.
Источник
Почему в России железнодорожная колея шире общепринятой? (4 фото)
На этот вопрос ответит заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта России.
Самой распространенной шириной колеи является стефенсоновская, или европейская, — 1435 мм. Именно такой она была у первой в мире железной дороги, построенной Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Считается, что за основу инженер взял ширину оси между колесами экипажей.
Впрочем, стандартом это расстояние между внутренними гранями головок рельсов стало не сразу. Последующие инженеры руководствовались своими представлениями об оптимальных величинах. Но когда линии разных компаний Великобритании начали соединять, оказалось, что поезда не могут переходить с колеи одной ширины на другую. И каждый раз приходилось перекладывать груз в другие вагоны, что было весьма затратно. Поэтому в 1845 году парламент принял за стандарт те самые 1435 мм.
Сейчас такая ширина колеи используется в Центральной и Западной Европе, США, Канаде, Китае, Северной и Южной Корее, в большей части Австралии, странах Ближнего Востока и Северной Африки, Мексике, Панаме, Венесуэле, Перу, Уругвае и на Кубе.
Русская колея — вторая в мире по распространенности. Она шире: 1520 или 1524 мм. Почему? И почему стандарт является двойным?
Обратимся снова к истории. Первая железная дорога, построенная в России, — Царскосельская — имела ширину колеи 1829 мм, что позволяло перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты. Но перед постройкой Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, была создана специальная комиссия.
Русские и зарубежные инженеры, вошедшие в ее состав, произвели расчеты и установили, что сужение колеи на один фут (305 мм) позволит сократить объем земляных работ и существенно сэкономить. При этом такая колея будет не менее безопасной и представляет те же удобства для устройства паровозов. Так в Российской империи появился свой стандарт — 1524 мм.
В настоящее время колея такой ширины используется в Финляндии и частично в Эстонии. А Россия, страны СНГ, Грузия, Латвия, Литва, Афганистан и Монголия с 1970-х годов перешли на железные дороги с колеей 1520 мм. Изменение ширины всего на 4 мм позволило увеличить скорость поездов, не модернизируя их и даже не заменяя колеса состава.
В других странах могут быть свои стандарты, и русская колея не является самой широкой. Так, в Ирландии, Бразилии и частично в Австралии применяется ирландская — 1600 мм. В Португалии и Испании — иберийская, ее ширина составляет 1668 мм. А в Индии, Пакистане, Аргентине, Чили, Бангладеш, на Шри-Ланке — индийская шириной 1676 мм.
Проблема перехода поезда с одной колеи на другую решается по-разному. В некоторых случаях прибегают к перестановке вагонов. На приграничных территориях иногда прокладывают пути с совмещенной колеей, пересаживают пассажиров, перекладывают груз. Или используют раздвижные колесные пары — колеса специальной конструкции, которые позволяют избежать замены вагонных тележек.
Источник
Ширина колеи ЖД в России и других странах
Железнодорожные перевозки — один из самых лидирующих видов транспортировки пассажиров и грузов. Мало кто задумывается о ширине колеи, садясь в поезд. Ещё меньше людей знают, чем были продиктованы эти параметры. По различным причинам, колея жд пути в различных странах имеет существенные различия.
Немного истории
Писатель-фантаст из Англии Герберт Джордж Уэллс рассказывает, что размеры колеи подбирали исходя из расстояния между колесами обыкновенной конной повозки. Об этом можно прочитать в его сочинении «Предвидения».
Развитие железнодорожного транспорта приходится на середину 19 века. Тогда же компании-гиганты в этой отрасли максимально усиливают свое влияние в бизнес-кругах. Разумеется, в то же время фиксируется значительный рост промышленности.
Первые локомотивы воспринимались как альтернатива лошадиной силе. Их параметры полностью соответствовали размерам экипажей. Именно этим продиктованы габариты первого железнодорожного транспорта и ширина колеи (1435 мм).
Не все первые пути прокладывались исходя из общепринятой нормы. Так, например, ширина жд колеи на дороге из Дублина в Дрогеда (Ирландия) составляла 1600 мм.
Борьба за размер колеи
Инженер Изамбарт Брунель, живший в 1806-1859 годах, всегда высказывался за расширение колеи. В 1835 году было окончено строительство Большой Западной дороги. Расстояние между рельсами составило 2135 мм.
Разногласия по вопросу относительно того, какая же ширина жд колеи должна приниматься за стандарт, продолжались до 1845 года. За время споров были тщательно изучены эксплуатационные характеристики дорог различного типа. Для принятия единственно правильного решения в Англии создали специальную парламентскую комиссию, которая должна была установить единые размеры жд колеи. Таким образом, в 1845 году появился закон о строительстве железных дорог с колеей в 1435 мм. А существующие пути, которые не соответствовали этим данным, обязаны были реконструировать. Нарушителям грозил штраф в 10 фунтов стерлингов за каждую милю за 1 день существования незаконной дороги.
Особые условия для Ирландии
Большая Западная дорога вынуждена была проложить ещё один, третий, рельс. Для Ирландии правительство Англии сделало исключение (ширина колеи здесь и до сих пор 1600 мм). В стране в 40-х годах 19 века благополучно сосуществовали колеи шести стандартов. Для того чтобы проблема была решена справедливо, правительство определило единый стандарт, высчитав средний результат.
Железные дороги США
В США до гражданской войны штаты стремились обособиться. Конечно, это не могло не отразиться на транспорте. Первые дороги очень различались расстоянием между рельсами. В Нью-Йорке был утвержден закон, который запрещал другим веткам соединяться с дорогами (ширина колеи у них составляла 1524 мм).
С 1865 по 1886 год происходило объединение американских магистралей. Штаты начинают находить пути взаимодействия, английский стандарт обретает все больше сторонников.
Только в феврале 1886 года приняли «Конвенцию», которая закрепила введение единой колеи в США. Магистрали продолжительностью 21000 км были перешиты всего за два дня. А подготовка заняла 79 дней. Ширина жд колеи в США была сведена к 1435 мм. Такой же размер у железнодорожных дорог Канады.
Европейские железные дороги
Английская колея (1435 мм) была распространена и на европейском континенте. Законодательно этот размер был утвержден в разных странах в разное время: в Баварии в 1836 году, в Пруссии в 1837 году, на территории всего Германского ТС – в 1850 году.
С тех пор ширина колеи жд в Европе, принятая в Англии, взята за основу и является самой распространенной.
Однако истоки этих параметров следует искать в Древнем Риме. В те далекие времена, с целью предотвращения постоянных поломок колесниц, было принято решение создавать повозки с одинаковым расстоянием между колесами (а равнялось оно 1435 мм).
Широкая колея
Кроме Ирландии, широкая колея (1600 мм) используется также в таких странах, как Австралия (частично и с 1854 года) и Бразилия. Более широкая (1676 мм) введена была в Испании в 1848 году, в Португалии – в 1854 году, в Аргентине – в 1857-м, а еще позже — в Индии, Чили, на Цейлоне.
Во всех этих странах принятая тогда ширина колеи до сих пор так и осталась преобладающей.
А что в России
Ширина колеи жд в России была больше английской. От цифры в 1829 мм, введенной на Царскосельской дороге, страна перешла на размер в 1524 мм. Она была характерна для дороги Москва – Петербург. В дальнейшем этот параметр и стал нормой. Судя по всему, российские инженеры позаимствовали цифру у США. В то время консультанты из Америки принимали активное участие в прокладывании новых путей.
Ширина в 1524 мм была обоснована экономическими расчетами. При создании такой колеи правительство несло меньше бесполезных издержек. Возможно, это было еще и стратегическим решением. Поскольку соседние страны не смогли бы вторгнуться в страну через железнодорожные транспортные пути.
В конце 60-х годов прошлого века колею уменьшили до 1520 мм. Это было сделано для удобства расчетов. На сегодняшний день транспортные пути с колеями 1520 и 1524 мм занимают второе место в мире по длине дорог (суммарная их продолжительность).
Ширина жд колеи в России и Европе принималась за стандарт в разное время. По каким причинам регионы не пришли к общему показателю, доподлинно не известно.
Российские метрополитены
Ширина колеи жд в России во всех метрополитенах такая же, как и на большинстве железных дорог страны. Это касается также и всех стран СНГ. Трамвайные линии России имеют аналогичное расстояние между рельсами — 1520 мм. Есть несколько городов, которые в этом плане отличаются. В Ростове-на-Дону, к примеру, проложена европейская колея. Её ширина составляет 1435 мм. В некоторых российских субъектах и населенных пунктах СНГ для движения трамваев используется узкая колея шириной 1000 мм. Это такие города, как Калининград (Россия), Пятигорск (Россия), Львов (Украина), Житомир (Украина), Винница (Украина) и другие.
Страны с российской колеей
Ширина колеи с показателями 1520 и 1524 мм имеет место ещё в ряде государств. В основном это страны бывшего СССР и граничащие с ним: Финляндия, Монголия, Афганистан. Конечно, это не означает, что там не применяются другие колеи.
Есть такие варианты, когда используется несколько железнодорожных полотен, ширина которых отличается от принятого стандарта. Например, в Болгарии есть небольшой участок дороги в Варне на паромной переправе. В Германии – в порту Засниц. Ширина колеи жд в Китае на пограничных переходах с Россией также имеет соответствующий размер. В КНДР в 2011 году восстановили участок на пограничном переходе Хасан – Туманган. Румыния имеет линию, которая соединяет металлургический комбинат и Молдову. Также такие короткие пути имеются в Словакии, Швеции, Иране.
Несмотря на то что ширина колеи жд в Европе отличается от наших параметров, участки с российской колеей позволяют сэкономить средства при частой транспортировке грузов с заводов, комбинатов и при большом стабильном пассажиропотоке.
Применение узкой колеи
Когда только начинали прокладывать рельсы, в Англии появилась дорога с колеей в 590 мм. Потом такое железнодорожное полотно стелили во Франции, Бельгии, странах Скандинавии. В России также была введена узкоколейка (в 1871 году).
В некоторых странах такие дороги до сих пор используются. Так, например, в Капской колонии их протяженность настолько велика (112 тысяч километров), что они остались неизменными. Дорога так и называется — «Капская колея», её ширина – 1067 мм.
В странах ЮАР и центральной Африки, на Филиппинах, в Новой Зеландии, в части Японии и Австралии также есть такие узкие ж/д дороги. Ширина жд колеи на Сахалине также имела размер 1067 мм. С 2004 года ОАО «РЖД» проводит реконструкцию для повышения объемов грузопотока.
В Японии для высокоскоростных поездов строят магистрали с расстоянием между рельсами в 1435 мм.
Ширина колеи жд в России на границе с Польшей и до Калининграда такая же. Сейчас на Южном вокзале этого города обустроено несколько таких путей.
В СССР использовалась также колея шириной 750 мм. Эти пути занимали второе место по популярности и использовались до 1980 года. В настоящее время их либо перешили под общепринятый стандарт, либо просто закрыли.
В некоторых европейских странах использовали 1000-мм пути.
Недостатки узкоколеек
Узкая колея всегда выбиралась из соображений экономии. По ним могли свободно передвигаться только легкие составы. Это способствовало удешевлению сооружения ж/д-полотен. Вычисления показали, что дорога в Фестиньоге стоила бы в три раза дороже, если бы имела нормальную колею.
К сожалению, такая ширина не позволяла удовлетворять все потребности. В конце 19 века страны начали активно переходить на большие размеры.
Несмотря на уверенность сторонников узкоколейки и их желание доказать целесообразность и практичность таких полотен, эти взгляды не были приняты большинством. И 1435–миллиметровые пути распространялись с огромной скоростью на дорогах различного значения.
Сейчас узкие колеи используются для промышленных перевозок внутри крупных заводов и комбинатов, для туристических маршрутов, в шахтах, на некоторых линиях внутри страны для перевозки пассажиров.
Немного статистики и курьезы
Дороги с колеей в 1435 мм являются самыми распространенными. Их доля составляет 75 % от всех ж/д путей. Более широкие варьируются в пределах 11 %, а узкоколейки – 14 %.
Протяженность ж/д путей во всем мире — 1,2 млн км. Больше всего дорог проложено в США (почти 240 тысяч км). На втором месте Канада (90 тысяч км). Третье место принадлежит России (86 тысяч км).
Самой узкой шириной колеи (0 мм) может похвастать часть ж/д дороги в Германии, где использовалась одна рельса. Этот путь носил экспериментальный характер.
Самая широкая колея жд пути (3000 мм) предлагалась генеральным штабом Гитлера для того, чтобы вывозить из оккупированной Украины и других стран Европы сырье и материалы. Победа над фашистами сделала этот план невозможным. Трехметровая ширина жд колеи в Украине осталась только на бумаге.
Источник