Рафик движение поездов это

Рафик движение поездов это

Для обеспечения согласованной работы всех подразделений желез­ных дорог разрабатывают обобщающий план их эксплуатационной работы – график движения поездов. Он определяет организацию работы всех служб и подразделений железнодорожного транспорта по выполнению государственного плана перевозок пассажиров и гру­зов. График – это основа организация движения поездов. Его утверждает Министерство путей сообщения. График определяет не только движение поездов, но и работу станций, локомотивов, вагонов, пунктов технического обслуживания, дистанций пути, участков энергоснабжения, дистанций сигнализации и связи. Поэтому соблюдение графика движения поездов является важнейшей обязанностью всех работников железнодорожного транспорта.

График движения поездов устанавливает массу и длину обраща­ющихся на участках поездов, время их хода по перегонам, станции, где производят технические операции с поездами (обслуживание поездов, смену локомотивов, смену бригад и др.), и продолжительность стоянок; исходя из всех этих данных определяют скорости движения поездов.

График движения поездов разрабатывают таким образом, чтобы обеспечивались: выполнение плана перевозок пассажиров и грузов безопасность движения поездов, наивыгоднейшее использование подвижного состава, провозной способности участков и перерабатывающей способности станций, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, а также возможность производства работ по текущему содержанию пути, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

Рисунок 16.8.1 – Образец типового графика движения поездов

График движения поездов (рисунок 16.8.1) составляют на специаль­ном бланке, на котором по горизонтали приведена сетка времени (сутки) с разбивкой на часовые, получасовые (штрих) и десятиминутные интервалы, а по вертикали откладывают расстояние между осями смежных станций. Движение поезда на графике условно изображают наклонной прямой линией (рисунок 16.8.2), соединяющей точку, соответствующую моменту отправления поезда с данной станции, с точкой, соответствующей моменту его прибытия на сосед­нюю станцию. Проекция этой наклонной линии на горизонтальную ось показывает время хода поезда по перегону. Линии, изображаю­щие на графике движение поезда, называют линиями хода поездов (иногда «нитками» поездов). Так как сетка времени имеет разбивку только до 10 мин, при прокладке на графике линий хода поездов указывают число минут, прошедших сверх предыдущего десятка. Напри­мер, поезд № 2001 отправлен со ст. А в 0 ч 35 мин, а прибыл на ст. Б в 1 ч, 02 мин. Количество минут указывают в тупом углу, образован­ном линией хода и осью раздельного пункта. Чем меньше время хода поезда, тем круче линия его хода.

Рисунок 16.8.2 – Линия хода поезда

Линии хода поездов на графике прокладывают в определенной после­довательности – сначала пассажирских, затем грузовых ускоренных и остальных грузовых. Для нагляд­ности линии хода пассажирских поездов делают сплошными красного цвета, причем, чем старше поезд (экспрессы, дальние, местные, при­городные), тем толще линия хода, грузовых – сплошными черного цвета, сборных – штрихпунктирными черного цвета. Одновременно с графиком движения разрабатывают график оборота локомотивов.

Справа и слева от сетки времени на бланке графика движения находятся графы, в которых указывают время хода поездов по пе­регонам, расстояния между станциями (постами) средства сигнали­зации и связи по движению поездов, количество пассажирских и грузовых поездов, станции, на которых производят технические опе­рации с поездами, и другие данные.

У работников железных дорог, которые связаны с движением поездов, имеются расписания движения поездов или выписки из них, где указаны номера поездов, пункты их обращения, время прибытия и отправления и продолжительность их стоянки на станциях.

Движение поездов на железных дорогах происходит не по мест­ному, а по московскому времени. Это необходимо для согласования работы на железнодорожном транспорте и безопасности движения поездов.

Источник



График движения поездов

  • График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.

График движения поездов — это отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, где ось X — это ось времени, а ось Y — ось расстояния. Движение поезда между раздельными пунктами выражается функцией вида Y = kX + b, поезд принят за материальную точку.

Согласно приложения №6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, график движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Нарушение графика движения поездов не допускается.

График движения поездов должен обеспечивать:

* Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов

* Безопасность движения поездов

* Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций

* Рациональное использование подвижного состава

* Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад

* Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения

Составляют график движения на специальной масштабной сетке. Расстояния между раздельными пунктами откладываются по вертикали, а время — по горизонтали. Горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты (их оси), а вертикальными время (жирными — часовые периоды, штриховыми — получасовые, тонкими — десятиминутные интервалы) Время указывается московское, поясное от 00:00 до 24:00 часов, или от 18:00 до 18:00. Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, условно принимая, что в пределах перегона скорость их равномерна (используется перегонное время хода, специально высчитываемое в зависимости от профиля пути, типа поезда, направления хода, опыта работы ведущих машинистов и т. д. — по данным тяговых расчётов). Время проследования (прибытия или отправления) поездом каждого раздельного пункта определяется пересечением линии хода поезда с осью соответствующего раздельного пункта и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта. На перегонах, прилегающих к станциям, ограничивающих диспетчерский круг, над линией хода поезда ставят его номер. Поезда нумеруют в зависимости от направления движения и категории перевозок. Линии хода нечетных поездов наносят сверху вниз, четных — снизу вверх.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Поезд на магнитной подушке, магнитоплан или маглев (от англ. magnetic levitation — «магнитная левитация») — это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому.

ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.

Источник

График и расписание движения поездов как составляется?

График — основа организации движения поездов. Он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван обеспечить:

  • выполнение плана перевозок пассажиров и грузов; безопасность движения;
  • наивыгоднейшее использование подвижного состава; согласованность работы станций и прилегающих участков, а также наилучшее использование их пропускной способности;
  • соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части — часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще остальных. Каждый час делится на шесть равных частей 10-минут -ных интервалов; линию, соответствующую 30 мин, изображают обычно пунктиром. Поезда прокладывают на графике наклонными прямыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. Б месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими сганцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.

В зависимости от числа главных путей на перегоне графики делят на однопутные и двухпутные (рис. 49). На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие. На двухпутных — линии хода поездов пересекаются на перегонах и на станциях. На многопутных участках в зависимости от принятой системы организации движения отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.

Читайте также:  Второй поезд московского метро

График и расписание движения поездов как составляется?

График и расписание движения поездов как составляется?

По отношению скоростей движения поездов разных категорий графики делятся на параллельные и непараллельные. Параллельным называется график, на котором поезда всех категорий имеют одинаковую ходовую скорость, и поэтому линии хода их на графике параллельны. В непараллельном графике пассажирские и грузовые поезда разных категорий (скорые, пассажирские, грузовые, грузовые ускоренные и др.) имеют разные скорости. Этот тип графика — основной.

К основным элементам графика движения относятся: перегонные времена хода поездов, определяемые тяговыми расчетами и опытными поездками с учетом достижений передовых машинистов; технологические нормы времени обработки поездов и нахождения поездных локомотивов на сортировочных и участковых станциях, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров: станционные и межпоездные интервалы.

Станционные и межпоездные интервалы. Станционными интервалами называются минимальные промежутка времени для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через раздельный пункт.

Межпоездными интервалами называется минимальное время, которым разграничиваются поезда при следовании по перегонам на участках, оборудованных автоблокировкой.

Станционные и межпоездные интервалы должны устанавливаться исходя из полного обеспечения безопасности движения и наилучшего использования пропускной способности железных дорог.

Станционные интервалы определяются по каждой стрелочной горловине станции (обгонного пункта или разъезда) в отдельности. Порядок (последовательность и параллельность) выполнения операций по приему, отправлению и пропуску поездов, а также нормы времени на выполнение каждой операции определяются в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации, инструкциями и приказами Министерства путей сообщения, техническо-распорядительными актами и технологическими процессами работы станций и результатами хронометражных наблюдений.

Продолжительность станционных интервалов должна определяться в зависимости от средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих к станции перегонах; способа управления стрелками и сигналами, типа зависимости между стрелками и сигналами; взаимного расположения путей, парков, сигналов, помещений дежурного по станции, стрелочных постов и некоторых других факторов. Определение интервалов производится построением графиков операций по приему, отправлению и пропуску поездов с учетом максимально возможного совмещения этих операций, но при условии выполнения требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации и Инструкцией по движению поездов.

Основными станционными интервалами, определяемыми для графиков движения поездов на однопутных участках, являются:

интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений — минимальное время от момента прибытия на станцию поезда одного направления до момента пропуска через эту станцию или момента прибытия на станцию поезда встречного направления (рис. 50, а);

интервал скрещения — минимальное время от момента проследования или прибытия на станцию поезда до момента отправления на тот же перегон поезда встречного направления (рис. 50, б);

интервал попутного прибытия поездов на станцию (при автоблокировке) — минимальное время от момента прибытия на станцию (или проследования через станцию) одного поезда до момента прибытия на эту же станцию (проследования через станцию) другого поезда того же направления (рис. 50, в);

интервал попутного отправления поездов со станции (при автоблокировке) — минимальное время от момента отправления со станции (проследования через станцию) одного поезда до момента отправления с этой же станции другого поезда того же направления (рис. 50, г);

интервал попутного следования поездов (для перегонов без автоблокировки) — минимальное время от момента прибытия поезда на соседний раздельный пункт до момента отправления с данной станции на освободившийся перегон следующего поезда того же направления (рис. 50, д);

интервал неодновременного прибытия и попутного отправления поездов — минимальное время от момента прибытия на станцию поезда до момента отправления с этой станции поезда попутного направления (рис. 50, е) ;

интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов — минимальное время от момента отправления со станции поезда до момента прибытия на эту станцию поезда попутного направления (рис. 50, ж);

интервал неодновременного отправления и встречного прибытия поездов — минимальное время от момента отправления со станции поезда одного направления до момента прибытия на эту станцию поезда встречного направления при враждебных маршрутах (рис. 50, з).

Для графиков движения поездов на двухпутных участках из числа перечисленных определяются интервалы: попутного прибытия поездов, попутного отправления поездов, неодновременного прибытия и попутного отправления поездов, неодновременного отправления и попутного прибытия поездов, неодновременного отправления и встречного прибытия поездов, попутного следования (для линий, не оборудованных автоблокировкой).

Межпоездные интервалы определяются по кривым времени хода поездов при движении по участку без остановок на раздельных пунктах, в соответствии с размещением проходных светофоров. Как правило, эти интервалы ‘рассчитываются из условий разграничения попутно следующих поездов тремя блок-участками (езда на зеленый огонь светофора, рис. 51, а). При необходимости и в случаях, когда это не влечет за собой снижения скорости движения поездов, применяют интервалы с разграничением попутно следующих поездов двумя блок-участками (езда под зеленый огонь, рис. 51, б).

График и расписание движения поездов как составляется?

Расписание движения поездов. На основе графика составляют служебные расписания движения поездов — таблицы с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станциях для каждого поезда. Расписания выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.

В служебных расписаниях также помещают:

установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;

установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;

таблицы времен хода, норм массы и длин составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.

Для пассажиров выпускают афиши й справочники о движении пассажирских поездов.

Нумерация поездов. Каждому проложенному на графике или выпущенному на участок вне графика поезду присваивается определенный номер: следующему в нечетном направлении — нечетный,

в четном — четный. Установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:

Пассажирские поезда
Скорые (круглогодичного обращения) . . 1—99

Скорые (летние) 101—149

Скоростные 151 —169

Дальние (круглогодичного обращения) . . 171—299

Дальние летние 301—399

Дальние разового назначения (вывозные) . 401—499 Дальние разового назначения (пунктирные) 501—599

Почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие людские поезда

Грузо-пассажирские (по билетам) . . . 951—968

Людские (по грузовым документам) . 971—998

Ускоренные грузовые поезда

Для перевозки молока 1101—1198

Для перевозки грузов в контейнерах . . . 1201 —1298

Для перевозки скоропортящихся грузов . . 1301—1498

Для перевозки живности 1501—1598
Сквозные 2001—2998

Сборные со сборно-раздаточными вагонами 3451—3498 Вывозные для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути 3501—3598

Передаточные для передачи вагонов с одной

станции узла на другую 3601—3798

Диспетчерские локомотивы для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции 3801—3898

Подача вагонов на перегон по коммерческим документам под выгрузку или погрузку и уборку их обратно . . . 3901—3998

Толкачи 4001 —4098

Локомотивы (резервные), следующие без вагонов, а также локомотивы от ускоренных, сквозных и участковых грузовых поездов с прицепленными к ним не более 10 физическими вагонами 4301—4398

Обкатка пассажирских составов, пробные поезда, обкатка и следование в ремонт

Автодрезины и мотовозы 5101—5198

Хозяйственные поезда и поезда из арендованных вагонов строительных и хозрасчетных организаций, а также поезда из других вагонов нерабочего парка . . . 5201—5298

Поезда для перевозки воды по хозяйственным документам 5301—5398

Поезда из порожних пассажирских вагонов, следующих на технические станции, в пункты отстоя и возвращающиеся в пункты посадки пассажиров 5401—5698

Восстановительные и пожарные поезда . . 8001—8098

Поезда из порожних вагонов, следующие на заводы для ремонта или переоборудования 9001—9098

Номер поезду присваивается на станциях формирования (или оборота пассажирских составов) и сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования).

График и расписание движения поездов как составляется?

Вспомогательным локомотивам, отправляемым на перегон с целью оказания помощи, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе остановившегося поезда — номер этого поезда.

Сплоткам локомотивов, идущим по коммерческим документам присваивается нумерация грузовых поездов.

Запрещается присваивать поездам номер, не соответствующий категории и назначению данного поезда, а также вносить изменения и дополнения к установленной нумерации.

Назначение и отмена поездов. Пассажирские дальнего, местного и пригородного сообщения, почтово-багажные и грузо-пассажирские поезда, следующие в пределах двух и более дорог, назначаются заместителем министра, а в пределах одной дороги — начальником дороги. Начальнику отделения дороги предоставляется право назначения и отмены дополнительных пригородных поездов, обращающихся в пределах отделения дороги. Отмена пригородных ‘поездов постоянного обращения, курсирующих в пределах отделения или дороги, производится с разрешения начальника дороги.

Читайте также:  Маршрут поезда через самару до адлера

Воинские, людские, ускоренные грузовые и грузовые поезда для следования в пределах двух и более дорог назначаются Министерством путей сообщения, а в пределах одной дороги — начальником дороги.

Восстановительные и пожарные поезда, снегоочистители, локомотивы без вагонов, автомотрисы и автодрезины несъемного типа, хозяйственные и другие поезда, не предусмотренные графиком движения, назначаются поездным диспетчером, который одновременно с назначением каждого из таких поездов устанавливает порядок его следования.

Источник

График движения поездов

График движения поездов — это основа плана эксплуатационной деятельности метрополитена. Исходя из графика движения поездов устанавливается объем работы каждого подразделения, обеспечивающего движение поездов, взаимодействие между ними, технические нормы использования подвижного состава, потребность в рабочей силе и материальных ресурсах, необходимых для выполнения заданных размеров перевозок, и эффективное использование технических средств. График движения поездов — закон для всех работников метрополитена. Исполнение графика должно обеспечить:

  • выполнение плана перевозок пассажиров, быстрое качественное,
  • безопасное и удобное их перемещение;
  • безопасность движения поездов по перегонным, станционным соединительным, парковым и деповским путям;
  • оптимальную скорость движения поездов и наилучшее использование подвижного состава при экономном расходовании электроэнергии;
  • согласованность в работе станций и прилегающих участков, а также наилучшее использование их пропускной способности; соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад.

График движения поездов разрабатывается на метрополитене с учетом размеров движения поездов, утвержденных Главным управлением метрополитенов МПС и планом оборота составов. На основе графика определяют:

  • размеры движения поездов по часам суток на каждой линии и участке отдельно для рабочих, субботних, воскресных дней, на летний и зимний периоды;
  • необходимое количество поездов и вагонов в поезде;
  • участковые и технические скорости движения;
  • время отправления поездов со станций, продолжительность стоянок, порядок следования их по перегонам и линиям;
  • время оборота составов на конечных станциях;
  • длительность нахождения поездов в отстое (для технического осмотра и ремонта) и в резерве (при неравномерности движения).

О всех отклонениях поездов от графика дежурные по станционным постам централизации, дежурные по станции, машинисты-инструкторы, локомотивные бригады немедленно уведомляют дежурного поездного диспетчера. В исключительных случаях дежурный поездной диспетчер может изменить размеры движения в сторону снижения с последующим уведомлением об этом начальника метрополитена. Качественное выполнение графика зависит от надежности и четкости работы технических устройств, обеспечивающих безопасность автоматического управления и регулирования скорости движения поездов, средств связи, электрочасового устройства, ЭВМ и др. Электрочасовое устройство (часы) постоянно должно давать одинаковые данные о времени на всех станциях, постах централизации, диспетчерских помещениях, в пунктах технического осмотра составов, в депо и других служебных помещениях, работники которых связаны с выполнением графика движения. Движение поездов на метрополитенах производится по местному поясному времени в 24-часовом исчислении. Средства связи обеспечивают оперативную работу всех служб и подразделений. На метрополитенах предусмотрена система устройств проводной связи, поездной радиосвязи для прямых переговоров машиниста с диспетчером, громкоговорящего оповещения в салонах вагонов и на станциях, для информации пассажиров в пути следования (в поезде), связи пассажиров с машинистом, промышленного телевидения и звонковой сигнализации. Бланк графика представляет собой графическое изображение движения каждого поезда на специальной сетке, нанесенной на листе определенного формата. На графике нанесены данные о времени прибытия и отправления поездов с конечных станций, проследования их по перегонам, станциям, соединительным веткам, а также времени оборота составов на конечных станциях, и выхода их из депо или оборотных тупиков. Сетка состоит из взаимно пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии обозначают оси станций, расположенных на конкретном участке линии метрополитена, а расстояния между ними в условном масштабе пропорциональны протяженности перегонов (в масштабе времени). У каждой горизонтальной линии на полях сетки наносятся наименования станций. В верхней или нижней части сетки нанесены две горизонтальные линии, изображающие перегон (ветвь) между станцией и примыкающим к ней электродепо. Вертикальными линиями сетка графика делится на часовые периоды, начиная с 0 до 24 часов, которые в свою очередь разделены более тонкими линиями — на пяти и одноминутные интервалы. Сверху и снизу вертикальных линий цифрами обозначается время через каждые 5 мин (5-10-15-20-25-30-35-40-45-50-55). Движение поездов по участку графически изображается наклонными линиями, пересекающими горизонтальные линии сетки в точках, соответствующих времени прибытия, отправления или проследования поезда по каждой станции. Поезда четного направления наносят на график линиями слева вверх направо, а нечетного направления слева вниз направо. Каждому поезду присваивается свой номер. Нечетные номера начинаются с цифры 1 и поезд следует по I главному пути, четные — с № 2 и поезд следует по II главному пути. Нумерация продолжается нарастающим итогом в зависимости от количества пропущенных поездов за время работы линии в течение суток. Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении. Резервным поездам, указанным в графике, присваивается пятитысячная нумерация (5101, 5201, 5301 и т. д.), где цифра, находящаяся на месте сотен, указывает номер линии 1, 2, 3 и т. д., а две последние цифры — номер поезда. Перегоночные, обкаточные и другие составы, назначаемые поездным диспетчером, имеют тоже пятитысячные номера, на месте десятков у них стоит цифра 5 (5151, 5251, 5351 и т. д.), последняя цифра означает номер поезда. Порядок следования их по главным путям устанавливается специальной инструкцией. При назначении дополнительных поездов им присваиваются номера основного поезда, за которым он следует, с добавлением слова «бис» или «доп». Номера поездов на графике наносятся над линией станционного оборота на конечной станции. В целях обеспечения устойчивой работы моторвагонного подвижного состава, технического обслуживания, профилактического осмотра и ремонта каждому составу присваивается номер маршрута, который наносится на график движения поездов (по наклонной линии). Таблички с номерами маршрутов выставляются в левом окне кабины машиниста в голове и хвосте каждого поезда. Утвержденные начальником метрополитена и согласованные с причастными службами графики движения поездов выдаются на поездной диспетчерский пункт, посты централизации, электродепо и линейные пункты. На основании графика составляется расписание движения поездов. Разработкой графиков движения поездов занимаются инженеры-диспетчеры (графисты), возглавляемые старшим инженером-диспетчером. Каждый вновь составленный график поступает к технику-анализатору, который на основании его разрабатывает плановые задания для подразделений метрополитена и обеспечивает ежедневный их учет, а также показатели использования электроподвижного состава, зависящие от обстановки на линии и учитывающие возможные отклонения от нормальной работы технических устройств, вызывающие задержку, отмену поездов и др. Основным видом графика на метрополитене (по классификации графиков движения) является параллельный график, так как линии хода поездов параллельны, то есть поезда следуют с одной и той же скоростью и одинаковым временем следования между конечными станциями. Для составления графика движения поездов необходимо определить его основные элементы: размеры движения поездов;

  • график оборота подвижного состава;
  • время следования по перегонам и линии;
  • нормы времени стоянок поездов на станциях для посадки и высадки пассажиров;
  • время для оборота составов на конечных или промежуточных станциях;
  • технические особенности станций (время на прием, маневры, отправление поезда);
  • необходимое количество составов для заданных размеров движения.

Размеры движения (почасовая парность) определяются по величине пассажирских перевозок на критическом (лимитирующем) перегоне в течение одного часа. Критический (лимитирующий) перегон определяется по результатам обследования пассажирских потоков. Обследование производится разными методами — анкетными, талонными, оперативными и др. Применение промышленного телевидения и электронных устройств повышает точность учета пассажиров. После обработки материалов обследования, зная особенности формирования и распределения пассажирских потоков, разрабатывают размеры движения по часам суток, дням недели (рабочие, субботние, воскресные) и периодам года (летний и зимний). По суточным размерам движения производится построение графиков оборота подвижного состава и графиков движения поездов. Плановые размеры движения разрабатываются в каждом метрополитене и утверждаются Главным управлением метрополитенов МПС. На основании «Рекомендаций по составлению метрополитенами плановых размеров движения по часам суток» расчетная средняя населенность вагона определяется в часы пик исходя из нормы плотности пассажиров 5 человек на одном квадратном метре. Общая численность пассажиров в одном вагоне при этом составляет от 170 до 200 человек. Во внепиковое время при норме плотности пассажиров 3 человека на одном квадратном метре общая численность пассажиров в одном вагоне составляет от 120 до 150 человек. Графики оборота моторвагонных составов составляются на рабочие, субботние и воскресные дни, а также на летний и зимний периоды инженером депо по эксплуатации на основании размеров движения, заданных Главным управлением метрополитенов, и межремонтных пробегов вагонов. Эти графики определяют основную эксплуатационную деятельность электродепо. По графику оборота составов для каждого основного депо определяется:

  • число составов для обеспечения графика движения поездов;
  • суточный пробег каждого вагона;
  • техническое обслуживание и виды ремонта составов и вагонов;
  • график текущего содержания составов;
  • продолжительность отдыха и непрерывность работы локомотивных бригад и потребность в них.
Читайте также:  Расписание поездов славянский бульвар лобня

Работа каждого состава в течение суток изображается на определенном формате бумажного листа прямой горизонтальной линией. Начало этой линии обозначает выход состава из депо или со станции после ночного отстоя, конец — время прибытия в депо или на станцию для ночного отстоя. Для поочередного технического осмотра составов, находящихся в движении, на этих линиях указывается время их отстоя в пунктах технического осмотра на определенных станциях или путях депо, а также начало и конец технического обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 вагонов в депо. Вертикальными линиями сетка графика делится на часовые периоды с 5 ч 30 мин утра до 2 ч ночи. Такое время определяется началом и концом работы метрополитена по перевозкам пассажиров. В первой графе дана нумерация маршрутов, во второй — пункт выхода состава на линию после ночного отстоя. В последней графе указывается пункт, куда заходит состав на ночной отстой и номер его маршрута. Маршрутизация составов, за которыми закреплены определенные вагоны (по номерам), начинается с цифры 1 (1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.). Каждый день, кроме воскресенья и понедельника, этот номер возрастает на единицу. Например. Состав из вагонов № 6061-6076-6119-6078-6079-6069 вышел из депо по маршруту № 1, на следующий день с утра маршрут изменяется на № 2 и далее на № 3 и т. д. Номер последнего маршрута меняется на № 1. Работа составов на линии по маршрутам, по графику движения поездов дает возможность определить суточный пробег каждого вагона в составе. По суточному пробегу вагонов определяют: постановку составов в ремонт и количество израсходованной электроэнергии; составляют график текущего содержания подвижного состава; производят расчет производительности труда. Для правильного учета технического обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущего ремонта ТР-1, ТР-2, ТР-3; капитального ремонта КР-1, КР-2 в электродепо составляется график текущего содержания подвижного состава на каждый месяц. В верхней строчке графика (по горизонтали) расположены числа месяца (1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.). В первой графе указываются фамилии старших машинистов, во второй — номера закрепленных вагонов. Под числами месяца проставляются номера и условные обозначения ремонтных маршрутов. Число составов для выполнения заданных размеров движения поездов определяют двумя способами — графическим и аналитическим. При графическом способе время полного оборота состава на линии (участке) наносят на сетку графика движения поездов, далее наносят все остальные составы исходя из заданных размеров движения в определенное время и интервала между поездами. Число проведенных линий составит потребное количество составов. Число строк графика оборота также обозначает количество составов, ежедневно находящихся в работе. Расчеты, проведенные графическим или аналитическим способом, определяют число составов, находящихся постоянно в движении без учета вагонов, находящихся в ремонте и резерве. Общее число вагонов, потребное для постоянного выполнения графика движения поездов и нормальной работы депо, то есть инвентарный парк (Винв). Винв=Вэ+Врез+Вотк+Р-Вприк, где Вэ — эксплуатируемые вагоны, постоянно находящиеся в движении. Составы формируются из вагонов и бывают 4, 6, 7 и 8-вагонными; Врез — резервные вагоны инвентарного парка, ориентировочно составляющие от 5 до 15 % эксплуатируемого парка; Вотк — число временно откомандированных вагонов (вне метрополитена); Вприк — число временно прикомандированных вагонов; Р — число вагонов, находящихся в ремонте. В свою очередь число резервных вагонов — Врез

Врез=Взап. м+Взап. д+Вотст,

где Взап. м — запас вагонов метрополитена; Взап. д — запас вагонов (резерв) депо, устанавливаемый в зависимости от размера предполагаемого объема работы депо; Вотст — число вагонов, временно находящихся в отстое из-за неравномерности движения. Число вагонов, находящихся в ремонте Р: Р=Ркр-1+Ркр-2+Рд, где Ркр-1, Ркр-2, Рд — число вагонов, находящихся соответственно в ремонте первого и второго объема, а также в деповском ремонте. Норма их пробегов утверждена Главным управлением метрополитенов. Допускается отклонение от предельно установленных норм на 10 %. Учитывая исключительную сложность подготовки исходных данных для составления графика, особенно в условиях большого количества вариантов графика в зависимости от пассажиропотоков, было принято решение автоматизировать его разработку, используя для этого ЭВМ. Ученые ВНИИЖТа в содружестве с железными дорогами в 1973 г. разработали первую программу для ЭВМ второго поколения Минск-22, предусмотрев составление графика для двухпутных линий на максимальные размеры движения. Эти разработки нашли применение на метрополитенах. Алгоритм программы строится таким образом, что машина прокладывает нитки графика по поездо-участкам через каждую минуту, то есть пропускная способность участков принимается в размере 1440 пар поездов в сутки. В этом случае первая нитка прокладывается беспрепятственно по всему участку в соответствии с технологическими нормативами, то есть С учетом обычных исходных данных, принятых при разработке графика. Вторая же и последующие нитки прокладываются также через одну минуту, но при этом учитывается минимальный расчетный интервал попутного следования по условиям безопасности. Например, первая нитка графика проложена по всему участку, вторая нитка, взятая машиной через минуту, неминуемо встретит препятствие, равное времени на проследование поездом, станции, и будет задержана; вторая, третья и все последующие нитки так же. Но шестая и седьмая нитки могут беспрепятственно пройти по части участка или всему участку. Последующие несколько ниток, взятые через минуту, вновь будут отброшены, а идущая за ними вновь может пройти по участку беспрепятственно и т. д. Построение графика по этому принципу позволило определить максимальные размеры движения на участке и обеспечить «диалог» диспетчера с ЭВМ при выборе оптимального варианта размеров движения поездов.

Источник

График движения поездов

Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог.

Движение поездов по графику обеспечивается правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.

Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные.

График движения поездов должен обеспечивать:

• удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;

• безопасность движения поездов;

• наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

• рациональное использование подвижного состава;

• соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

• возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

На основе графика движения поездов по каждой железной дороге составляется служебное расписание и выдается на каждый пассажирский вагон. Графики и расписания разрабатывают каждые два года. Расписания ежегодно корректируются.

В книжке служебного расписания дана схема поезда. При этом использованы след служебные обозначения:

Типы вагонов Условные обозначения Первая цифра заводского номера вагона Категории вагона
Купейные СВ Мягкий с 2-х местным купе
СВР Мягкий с 2-х местным купе, с радиоузлом (штабной)
К Купейный с 4-х местным купе
КР Купейный с 4-х местным купе, с радиоузлом (штабной)
КРбыт Купейный с 4-х местным купе, бытовое купе (штабной)
КБ Купейный с 4-х местным купе с буфетом
КБР Купейный с 4-х местным купе, с буфетом и радиоузлом (штабной)
Открытые ПЛ Открытого типа, с местами для лежания (плацкартные)
О Общий, с местами для сидения
ОБЛ Общий с местами для сидения (кресла)
Специализированные ПКХ Передвижная камера хранения
П Почтовый
Б Багажный
ВР Вагон-ресторан
СТ Служебно-технический
Частная собственность

Кроме схемы поезда в книжке служебных расписаний дана нумерация вагонов от начальных пунктов и пунктов оборота, места заправки водой, получения топлива, выброса мусора, нахождения ПЭМа; маршруты прицепных вагонов, пункты смены локомотивов; дата начала и конца движения сезонных и разовых поездов; пункты перемены направления.

Источник