Проснулась она уже утром поезд стоял сочинение егэ

Текст Глушко М.

(1)Проснулась уже утром, поезд стоял — в окно било солнце, за окном тянулись пустые поля, по ним разгуливали большие птицы, в небе застыли белые комочки облаков; женщина в пуховом платке несла на плече вязанку хвороста, следом бежала девочка в маленьких черных валенках и красных рукавичках — просто не верилось в это утро, что есть война.

(2)Ехали вместе пятые сутки и многое знали друг о друге. (3)Например, эта красивая женщина пробирается с детьми в Челкар, к родным мужа. (4) Муж погиб на западной границе. (5)Сейчас легче тем, кто в куче, говорила она. (6)А сестры — молодые учительницы из Полтавы, их поезд разбомбило, и все вещи погибли — успели выскочить, прихватив документы и узелок с едой.

(7)Лев Михайлович — тот старик, что спал у неё в ногах, — беженец из Прибалтики, с самого начала войны скитался по городам, разыскивал племянницу, больше у него никого из родных нет. (8)С юмором и без обиды рассказывал он, как перепугало знакомых его «явление в Москве»: сперва приняли за бродягу — так обтрепался он за дорогу, — потом, когда узнали, испугались еще больше, решили, что осядет у них, и хором уговаривали ехать в Ташкент, даже деньгами помогли.

(9)Льва Михайловича сейчас в купе не было, и Нина, уже привыкшая к нему, беспокоилась: не отстал бы! (10 Через некоторое время появился Лев Михайлович с большим алюминиевым чайником:

— Ну-с, вот кипяточек, прошу… (11)Только чайник надо сейчас же вернуть, я взял у проводника.

(12)Лев Михайлович разлил кипяток — Нина заметила на его пальце след обручального кольца, — потом отнес чайник, вернулся, сел рядом с капитаном.

—(13)Это вам, — Нина кинула в банку с кипятком несколько кусков сахара, сделала бутерброд с сыром, протянула ему. —(14) Завтракайте и пейте чай.

(15)Лев Михайлович покачал головой.

— (16)Я уже завтракал, благодарю… (17) На станции. (18)К тому же, я остаюсь в Пензе.

(19)Это известие ошеломило Нину. (20)Она привязалась к этому человеку, которого сперва тоже испугалась — не брит, не ухожен, пальто все в грязных пятнах, — но он оказался человеком интеллигентным, с хорошими манерами. (21)Нина потом узнала, что он, владея несколькими языками, в свое время преподавал в университете, вышел на пенсию, а теперь вот война сделала его беженцем. (22)Он неназойливо опекал Нину все эти дни, приносил ей со станций всё, что удавалось достать: вареную картошку, воблу, кислую капусту в капустном листке. (23)А как спокойно и надежно ей было, когда он спал полусидя, привалившись к ее ногам, а днем шутил, называл «деточкой», заговаривал ее тревогу… (24)Как же теперь без него?

(25)И вдруг она все поняла: у него кончились продукты! (26)Он голодный, он не мог завтракать на станции, потому что никакой тут станции нет, поезд стоял на разъезде! (27)Он не может без продуктов ехать дальше!

— (28)Я знаю, почему вы выходите в Пензе, знаю, — сказала она. — (29)Но это же не причина, это, простите, мелочно… (30)Вот есть сыр, и у меня много хлеба, потом еще достанем…

Читайте также:  Расписание поездов от ноябрьска до казани

(31)Тут и учительницы подключились, стали уговаривать, отрезали ему сала, но он засмеялся, выставил ладони:

—(32) Дорогие дамы, благодарю, но я еще так низко не пал, чтобы пойти на иждивение к женщинам.

…(33)Она все стояла и смотрела ему вслед и думала, что, наверно, этот человек жил хорошей интересной жизнью, у него была квартира и в ней много старинных книг, а может, был и рояль — у него длинные артистические пальцы, — и он играл вечерами, а в доме пахло цветами. (34)А теперь вот скитается — бездомный, осиротевший и голодный, ему негде приклонить голову, и все из-за проклятой войны! (35)И сколько еще людей страдает на дорогах войны, каждый день идут плохие новости, и всякий раз перед сводкой Совинформбюро болью сжимается сердце…

*Мария Васильевна Глушко (1922 -1993) – советская писательница, сценарист

Источник



Реальный текст ЕГЭ 2017. Глушко о войне.

— Я уже завтракал, благодарю… На станции. К тому же, я остаюсь в Пензе.
Это известие ошеломило Нину. Она привязалась к этому человеку, которого сперва тоже испугалась, как и его московские знакомые, — не брит, не ухожен, пальто все в грязных пятнах, обвисли поля старой шляпы, — но он оказался человеком интеллигентным, с хорошими манерами, Нина потом узнала, что он, владеет несколькими языками, в свое время преподавал в университете, вышел на пенсию, а теперь вот война сделала его беженцем. Он неназойливо опекал Нину все эти дни, приносил ей со станций все, что удавалось достать: вареную картошку, воблу, кислую капусту в капустном листке. А как спокойно и надежно ей было, когда он спал полусидя, привалившись к ее ногам, а днем шутил, называл «деточкой», заговаривал ее тревогу… Как же теперь без него?
И вдруг она все поняла: у него кончились продукты! Он голодный, он не мог завтракать на станции, потому что никакой тут станции нет, поезд стоял на разъезде! Он не может без продуктов ехать дальше! Да, он так и говорил — еще тогда, когда отъехали от Москвы: «Мой маршрут, деточка, прокладывает не билет, а желудок, потому, полагаю, маршрут этот будет прерывистым».
— Я знаю, почему вы выходите в Пензе, знаю, — сказала она. — Но это же не причина, это, простите, мелочно… Вот есть сыр, и у меня много хлеба, потом еще достанем…
Тут и учительницы подключились, стали уговаривать, отрезали ему сала, но он засмеялся, выставил ладони:
— Дорогие дамы, благодарю, но я еще так Низко не пал, чтобы пойти на иждивение к женщинам.
Она все стояла и смотрела ему вслед и думала, что, наверно, этот человек жил хорошей интересной жизнью, у него была квартира и в ней много старинных книг, а может, был и рояль — у него длинные артистические пальцы, — и он играл вечерами, а в доме пахло цветами. А теперь вот скитается — бездомный, осиротевший и голодный, ему негде приклонить голову, и все из-за проклятой войны! И сколько еще людей страдает на дорогах войны, каждый день идут плохие новости, и всякий раз перед сводкой Совинформбюро болью сжимается сердце…

Читайте также:  Музыку про поезда пожирателя

Источник

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту М.Глушко "Для чего нужна утешительная ложь?"

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту М. Глушко. «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту. «
Исходный текст

Для чего нужна утешительная ложь? Именно эта проблема находится в центре внимания М.Глушко.

Автор раскрывает проблему, показывая читателям страшную картину военного времени – момент, когда одна из героинь, Евгения Ивановна, узнает, что ее муж мертв, а сын пропал без вести. Ее племянница Нина, еще не зная, какое горе обрушилось на тетю, подумала, что та сошла с ума, потому она и позвала соседку Ипполитовну на помощь. Когда они узнали причину, то были потрясены: Нина зажала рот рукой, а Ипполитовна «уменьшилась, осела. будто растеклась по стулу». Ужас происходящего наиболее полно отражает предложение, в котором описаны эмоции Евгении Ивановны: она «упала головой на стол», «со стоном перекатывалась лбом по столу». Благодаря этому описанию, читатель понимает, что горе способно раздавить человека, свести его с ума. Такое горе человек может просто не перенести.

Однако, к счастью, Ипполитовна быстро пришла в себя и стала успокаивать Евгению Ивановну. Она пыталась внушить ей надежду на то, что в бумагах могла быть ошибка. Чтобы убедить Евгению, она рассказала ей историю, как знакомый, вернувшийся с войны, сам получил «похоронку». Ипполитовна пыталась сделать все, чтобы Евгении стало хоть немного легче, чтобы она не потеряла надежду. Все понимали, что это пустые слова, но Евгения слушала соседку, «чтобы смирить первое горе».

Нина пыталась понять, почему Ипполитовна рассказывает эти истории, и пришла к выводу о том, что «в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит». Благодаря этим умозаключениям мы понимаем, что жизнь сложна и бывают такие минуты, когда помочь человеку может только ложь.

Страшная картина военного времени и вывод, к которому пришла Нина, доказывают, что «утешители» необходимы, ведь только благодаря им можно пережить самые страшные моменты в жизни.

Авторская позиция, на мой взгляд, отражена в размышлениях Нины. М.Глушко считает, что ложь во спасение – это порой единственный способ сохранить человеку жизнь. Ложь дает человеку возможность принять правду постепенно, разделив ее на порции.

Я согласна с мнением автора. Мне всегда был близок герой пьесы «На дне» М.Горького Лука. Я считаю, что он поступал правильно, давая надежду людям. Не его вина, что герои не справились с горем. В правде же не было и не могло быть никакого спасения. На мой взгляд, правда хороша в том случае, если осталась хоть какая-то надежда, если человек не утратил всего. Когда у человека не осталось ничего, кроме боли и отчаяния, ему нужна утешительная ложь.

Читайте также:  Масса состава при трогании поезда с места

В заключение я хотела бы сказать: принимая решение о том, как себя повести в той или иной ситуации, что сказать человеку, которому плохо, важно помнить о том, что в жизни не все можно разделить на «черное» и «белое». Иногда следует найти срединный путь.

Источник

Проблема влияния войны на судьбы людей по тексту Марии Глушко «Проснулась уже утром, в окно с поднятой шторой било солнце. » (ЕГЭ по русскому)

Война – самое страшное событие, которое может случиться в жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом. И именно проблему влияния войны на судьбы людей поднимает Мария Глушко в отрывке из романа «Мадонна с пайковым хлебом».

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает о трагедиях, заставивших людей бросить свои дома и отправить в дальний путь на поезде: «…эта красивая женщина пробирается с детьми к родственникам мужа. У нее погиб муж на западной границе. А сестры — молодые учительницы из Полтавы, их поезд разбомбило, и все вещи погибли…». Глушко также знакомит читателя с Львом Михайловичем, человеком интеллигентным, с хорошими манерами, владеющим несколькими языками и в свое время преподававшим в университете. Однако война сделала его осиротевшим и голодным беженцем, вынужденным постоянно куда-то перебираться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

«И сколько еще людей страдает на дорогах войны, каждый день идут плохие новости, и всякий раз перед сводкой Совинформбюро болью сжимается сердце…», — рассуждает автор об ужасах войны…

Глушко подводит читателя к выводу, что война оказывает разрушительное влияние на судьбы всех людей: разлучает близких, отбирает самое дорогое, лишает крыши над головой и заставляет выживать в нищете и голоде.

С автором нельзя не согласиться, ведь война – это смертельная болезнь человечества, которая оставляет после себя катастрофические потери.

В «Русском характере» Алексея Толстого можно найти подтверждение моей мысли. Танк главного героя рассказа Егора Дремова был подбит немцами: двое из экипажа погибли моментально, а лейтенанта из горящей машины успел вытащить водитель Чувилев. Егор Дремов хоть и выжил, но лицо его было так изуродовано огнем, что «местами виднелись кости». События войны кардинально изменили жизнь лейтенанта: он боялся показаться родителям, не знал, как отреагирует Катя, его возлюбленная.

Сама по себе Великая Отечественная война стала для человечества страшным уроком. Десятки миллионов ушедших жизней, жёны, потерявшие мужей, матери, потерявшие сыновей. Геноцид, целью которого стало коренное уничтожение народов. Нарушение всех естественных ролей общества — женщины, вынужденные брать в руки оружие и безжалостно убивать врага.

Таким образом, можно сделать вывод, что война ломает судьбы людей, рушит их планы, плодит жесткость и ненависть между народами.

Источник