Поезд ушел перрон быстро опустел вокруг стало тихо



Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если они выражены:

· двумя существительными: Книга – источник знаний;

· двумя числительными: Пятью восемь – сорок;

· двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;

· существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

· личным местоимением и существительным: Он скептик;

· любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

Обороты с союзом как

· если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).

· если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),

· если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),

· если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

не выделяются запятыми:

· если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),

· если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),

· если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),

· если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),

· если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

· Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

· Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.

Там, в горах, повалил снег

Внизу, в зале, стали тушить огни
Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;

Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

· Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)

· После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», — а.)

· Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П — прямая речь, а — слова автора):

· Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!»

· Прямая речь перед словами автора: «П», — а. «П?»- а. «П!» — а.

· Слова автора внутри прямой речи: «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П».

· Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» — а. А: «П?» — а.

Цитирование

Цитата — это дословная выдержка из текста.

Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, — писал А. П. Чехов, — не может быть чистою».

Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа. » — писал А. П. Чехов.

При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.

Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части, то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев).

Кавычками выделяются и «маленькие цитаты», а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (И. Гончаров). Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Части разделяются запятой:

Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо.

Части разделяются двоеточием:

· Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.

· Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.

· Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

· Части разделяются точкой с запятой:

· Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.

· Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

Части разделяются тире:

Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.

Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.

Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.

Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)

Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.

Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

Источник

21 задание. Готовимся. Разбираемся

Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в еѐ
ореховых переливающихся волосах, делал еѐ особенно
соблазнительной. (И. Бунин);
2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят,
багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
3.обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное,
имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
4.обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под
Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
5.междометие: Эге, красавица, у
6.вводные слова, словосочетания, предложения:
К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме
сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М.
Шолохов);
7.обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка!
(М. Шолохов);
8.сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как
последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)

Читайте также:  Расписание поезда 346с с остановками

Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
1.обобщающее слово после однородных членов
предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги,
книги, залитые мѐдом клочки суконной материи, детские
игрушки, старая мебель, рассыпанная мука — всѐ это в
ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме
2. одиночное или распространѐнное приложение: А по
сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие
пустынные пространства — Сары‐Озеки. (Ч. Айтматов) Луша
— этот угловатый, щуплый подросток — сидела на крайней
скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М.
Шолохов);
3.вводное предложение: Он приник к замочной скважине —
ключа в ней, к счастью, не было — увидел свет, край
туалетного женского стола, потом что‐то белое, вдруг
вставшее и всѐ закрывшее. (И. Бунин)

Двоеточие ставится, если есть
обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной
описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)

Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В
полночь кто‐то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника,
вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда
впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь
руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из‐под скоростного
товарняка (то следовал зелѐной улицей литерный состав — поезд
особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в
закрытую зону Сары‐Озек‐1, там у них своя, отдельная путевая служба,
уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шѐл весь укрытый
брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
Двоеточие и тире ставятся, если есть
обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всѐ:
земля, небо — полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
Кавычки ставятся, если есть
прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула:
«Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М.
Шолохов)

Восклицательный знак ставится, если есть:
1.обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
2.междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).
Отделяющие знаки п
Запятая:
1.при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных
просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные
африканские буйволы. (Н. Гумилев);
2.в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только
раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н.
Гумилев);
3.после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай
с постными пирогами», —говорит отец. (И. Шмелев)

Точка с запятой
в бессоюзном сложном предложении между простыми
предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по
крайней мере, в Санкт‐Петербурге; для него он и вправду
составляет всѐ. (М. Горький)

Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не
приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчѐтливо
виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева.
(Н. Гумилев)

Тире:
1.в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна —
появился трус дикобраз, который к чему‐то принюхивался и рыл
под нашим деревом. (Н. Гумилев);
2.между подлежащим и сказуемым: Убить льва — затаенная
мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
3.в неполном предложении: С юго‐запада сюда идут поохотиться
люди, из Данакильской пустыни, испещрѐнной барханами, —
львы. (Н. Гумилев)

Многоточие
в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая,
раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении
Части разделяются запятой:
•Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность
событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро
опустел, вокруг стало тихо.

Части разделяются двоеточием:
1.Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить
союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.
2.Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И
УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в
окно: малыш катался на качелях.
3.Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно
вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей
неправду.

Части разделяются точкой с запятой:
1.Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес
обнажился.
2.Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано,
начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом,
просыпавшимся после долгой ночи.

Части разделяются тире:
1.Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА
(=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.
2.Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный
результат. Он упал – все засмеялись.
3.Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о
чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК
КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.
4.Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в
первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как
их не пожелать? (И. Крылов)
5.Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО,
БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.
6.Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть
или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его
воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

Тренировочные задания
Предложения с однородными членами.

(1)Как хорошо бывает летом в деревне!(2) Непроглядные леса стоят зелѐными,
тенистыми и прохладными.(3) В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных
голосов певчих пташек. (4)Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды.(5)То
попадѐтся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая
сыроежка.(6)Красная,сочная земляника, душистая малина, черника, чѐрная
смородина, кислая брусника —все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в
лес, то в сад. (7)Леса дают ягоды, грибы –луга дают зелѐную траву с цветами.(8)
Настаѐт пора сенокоса.(9) А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы ‐и дали
маленькие плоды. (10)Они поспеют только к осени . (11)Летом всем веселье и
раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому.(12) Городские жители бегут из
пыльных душных городов: подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.
1.Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при однородных определениях,
2) при однородных подлежащих
Запишите их номера.
2.Найдите предложения, в которых тире ставится
1) при однородных членах предложения
Запишите их номера.
3.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится
1) после обобщающего слова при однородных членах предложения
Запишите их номера.

Обособленные члены предложения.
(1) Поэтична наша русская берѐза. (2) Выросшая в России, на меже между ржаным и
клеверным полем, она необыкновенно скромна и величава. (3) Поднимающийся кроной в
облака романтичен сибирский кедр, таѐжный исполин. (4) Удивителен эвкалипт,
фантастичен баобаб, экзотична пальма… (5) Восхищаясь и любуясь этими деревьями, мы
знаем: ни одно из земных деревьев не может сравниться с замечательной славой оливы.
(6) Ей выпала доля служить символом земной тишины и благополучия. (7) Олива, символ
мира на земле, известна всем. (8) Бережно держа в своѐм клюве оливковую ветвь, голубь
обладает великой силой. (9) И уродливые железные птицы, начинѐнные смертью и
ненавистью, бессильны против него .(10) В средиземноморских странах, на каменистой
земле, раскалѐнной полдневным солнцем, мы поняли, за что выпала оливам такая
честь.(11) Пожалуй, ни в одно дерево не вкладывается столько человеческого труда! (12)
Кроме тяжѐлого хлебного колоса, ничто не может заменить оливковую ветвь в
клюве голубя. (По В. Солоухину)

Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при обособленных определениях,
2) при обособленных обстоятельствах,
3) при обособленных приложения,
4) при уточнении
Запишите их номера.

Вводные слова и обращения.
(1)Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник
отказался идти дальше. (2)Мы пытались его уговорить.(3) Это, по всей вероятности,
нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить.(4) Проводник
рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. (5)‐Эй, Михалыч, не уходи,
мы без тебя пропадѐм, ‐ кричали ему вслед.(6) Задерживать теперь его было,
конечно, бесполезно. (7)Через несколько минут он скрылся в чаще леса.(8) Обсудив
положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей
досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти.(9) Мы направились на шум
прибоя. (10)Нет, наши приключения не закончились.(11) Мы попали в очень глубокие
овраги с крутыми склонами.(12) Один раз наш соратник чуть было не сорвался.(13) К
счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели.(14) Значит, необходимо держаться
от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь.(15) К
несчастью, мы еще попали в бурелом.(16) Сделав значительный крюк назад, мы
благополучно из него выбрались.(17) Посоветовавшись, мы решили идти прямо к
морю и продолжать путь. (По В. Арсеньеву)
Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при вводных словах,
2) при обращениях.
Запишите их номера.

Читайте также:  743 поезд москва белгород остановки время

Сложносочинѐнные предложения
(1)Вспоминается мне ранняя погожая осень.
(2)Воздух так чист, точно его совсем нет.(3) В поредевшем саду далеко видна к большому
шалашу дорога, усыпанная соломой.(4) Около шалаша вечером греется самовар, и по саду
между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.(5)Темнеет, но в саду
горит костѐр, и крепко тянет душистым дымом вишнѐвых сучьев. (6)Пылает багровое
пламя, окружѐнное мраком, и чьи‐то чѐрные, точно вырезанные из чѐрного дерева,
силуэты двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по
всему дереву ляжет чѐрная рука в несколько аршин, то чѐтко нарисуются две ноги.
(8)Вдруг всѐ это скользнѐт с яблони, и тень упадѐт по всей аллее.(9)Поздней ночью, шурша
по сухой листве, как слепой, доберѐшься до шалаша.(10) Там, на поляне, немного
светлее, а над головой белеет Млечный Путь. (11)Долго глядишь в тѐмно‐синюю глубину
неба, переполненную созвездиями.(12) Потом встрепенѐшься и, пряча руки в рукава,
быстро побежишь по аллее к дому. (По И. А. Бунину)

Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) между частями сложносочинѐнного предложения
2) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными противительным
союзом
3) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными разделительным
союзом
4) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными соединительным
союзом
Запишите их номера.

Сложноподчинѐнное предложение
(1)Ни у одного народа нет к своему поэту такой любви, какая есть у нас, у русских, к
Пушкину. (2)Англия разумно гордится Шекспиром, но душою не любит его.(3) Немцы
высоко ценят Гѐте, но в народное сердце он не вошѐл.(4) Французский народ мало
любит своих поэтов, хотя и отдаѐт им должное. (5)Но песен о них не поѐт. (6)А мы
Пушкина любим.(7) Знаете ли вы, что существует особый закон, определяющий
эстетический уровень человека? (8)Если он покоряется этому закону, то должен любить
музыку.(9) Если даже на самом деле он с восторгом подбирает одним пальцем
«Чижика», он всѐ‐таки будет говорить, что любит музыку.(10) Так он будет говорить,
потому что каждый знает, что музыку надо любить.(11) И ещѐ каждый знает, что надо
любить море.(12) За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал
бы, что не любит море. (13)И эти два закона всемирны. (14) Но у нас, у русских,
есть ещѐ один закон: любить Пушкина, и мы его любим. (По Н. Тэффи)

Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при сложноподчинѐнных предложениях,
2) при сложноподчинѐнных предложениях с 2 придаточными
3) при сложноподчинѐнных предложениях с изъяснительным придаточным
4) при сложноподчинѐнных предложениях с определительным придаточным
Запишите их номера.

Сложное предложение с разными видами связи
(1)Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди!(2) Зачастую мы
проходим мимо, мы ни на что не обращем внимания.(3) Посмотрите вокруг:
мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в
футбол.(4) Как больно это видеть!
(5)Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол?(6) Сколько людей
вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца?(7) И ради чего?!(8) Чтобы
он, кувыркаясь, летел в ворота?! (9)Мы относимся к хлебу, как к чему‐то
привычному.(10) А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи
хлеба. (11)Ведь хлеб ‐ это имя существительное!(12) И не потому, что слово
относится к этой части речи.(13) Мы знаем: хлеб ‐ самое существенное для нас,
это сущность нашей жизни, смысл нашего существования. (14) Уважать хлеб,
беречь труд ‐ всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и
прокладывающая дорогу в будущее.
(И.Давыдова)

1.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении
Запишите их номера.
2.Найдите предложения, в которых тире ставится
1) между подлежащим и сказуемым
2) в простом предложении при однородных членах
Запишите их номера.
3.Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении

Источник

Задание 21 по русскому языку ЕГЭ: теория

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний;
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок;
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик;
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

2. Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

Обороты с союзом как

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

  • В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.
  • Там, в горах, повалил снег
  • Внизу, в зале, стали тушить огни

Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

  • Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;
  • Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Читайте также:  Дизель поезд минойты лида

Прямая речь

Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

  • Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)
  • После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», — а.)

Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П — прямая речь, а — слова автора):

Источник

Поезд ушёл. Перрон опустел

Поезд ушёл.Перрон опустел.
Расстворилась толпа людская.
Снег под ногами,как чипсы скрипел.
От грустных мыслей меня отвлекая.

Последнее время,одни провожанья,
Я больше года,ни кого не встречал.
Устал,улыбаясь,говорить "До свиданья".
Вот и сегодня,поезд друга умчал.

Постою,покурю под снежком,
Может придумаю важное дело.
Возьму,и до дома,дойду пешком,
Чтоб ходьбою мне сердце согрело.

снег, скрипящий как чипсы — вот это удачно, оригинально: )

Спасибо,видимо ты их любишь

на деле нет: )
просто образ вышел емкий, яркий.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Урок-игра по синтаксису и пунктуации.9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Один против всех"- урок-игра,разработанный для проверки знаний по русскому синтаксису и пунктуации в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по синтаксису и пунктуации.9 класс.»

Урок-игра Один против всех

Один против всех

… 1. ПУНКТУАЦИЯ- 2. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- 3. Расставьте знаки препинания в предложении. Идея единого европейского пространства (1)поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1. ПУНКТУАЦИЯ-

2. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ-

3. Расставьте знаки препинания в предложении.

Идея единого европейского пространства (1)поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

*** ПУНКТУАЦИЯ- раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания 2. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную . Обе части сложноподчинённого предложения связываются подчинительными союзами и союзными словами 3. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Идея единого европейского пространства , поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников. Ответ: 1,4

  • ПУНКТУАЦИЯ- раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания

2. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную . Обе части сложноподчинённого предложения связываются подчинительными союзами и союзными словами

3. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Идея единого европейского пространства , поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

1 ВОПРОС Укажите виды связи словосочетаний. 1. Просторный коридор 2. Слушал внимательно 3. Варежки из шерсти

Укажите виды связи словосочетаний.

1. Просторный коридор

2. Слушал внимательно

3. Варежки из шерсти

1 ВОПРОС Укажите виды связи словосочетаний Ответ: 1. Просторный коридор- согласование 2. Слушал внимательно- примыкание 3. Варежки из шерсти- управление

Укажите виды связи словосочетаний

1. Просторный коридор- согласование

2. Слушал внимательно- примыкание

3. Варежки из шерсти- управление

2 вопрос Выпишите грамматическую основу из предложений. А ну-ка, девки, давайте слетаем! Червяк был действительно длиннющий.

Выпишите грамматическую основу из предложений.

  • А ну-ка, девки, давайте слетаем!
  • Червяк был действительно длиннющий.

Выпишите грамматическую основу из предложений Ответ:

  • Червяк был длиннющий.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

1 . Она стояла, (1) прислонившись к дубу, (2) и с грустью смотрела на сестёр.

— Нет, (3) сестрёнки, (4) это не чудеса.

2. Это было первое место в здешнем мире,(1) где она ощутила себя как дома.

– Дед, (2) у нас гости! – крикнул Вася.

Никанор Иванович удивился,(3) услышав о гостях.

3 вопрос В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Ответ: 3,4 2. 2

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

4 вопрос В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Старушка сняла злополучный носок,(1) осмотрела лодыжку, (2) ощупала её и вдруг так резко дёрнула,(3) что от боли у Васи потемнело в глазах. 2 . Если запалить фитиль, (1) топливо начинает сгорать, (2) происходит преобразование тепловой энергии в механическую, (3) и коньки набирают огромную скорость.

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  • Старушка сняла злополучный носок,(1) осмотрела лодыжку, (2) ощупала её и вдруг так резко дёрнула,(3) что от боли у Васи потемнело в глазах.

2 . Если запалить фитиль, (1) топливо начинает сгорать, (2) происходит преобразование тепловой энергии в механическую, (3) и коньки набирают огромную скорость.

4 вопрос В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Ответ: 3 2 . 1

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

2 . 1

5 вопрос Среди предложений 65-69 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Оставался последний, самый позорный способ торможения: уцепиться за столб или дерево. (2)Приглядев подходящую берёзу, Вась Васич на бегу ухватился за ствол правой рукой. (3)– Когда эта сволочь остановится? – возопил он. (4)– Заряда примерно на пятнадцать минут, – обнадёжил его Ермолаев. (5)Когда действие присадок закончилось и физрук в изнеможении опустился возле берёзы, обняв её как родную, вокруг выросла уже приличная толпа.

Среди предложений 65-69 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Оставался последний, самый позорный способ торможения: уцепиться за столб или дерево. (2)Приглядев подходящую берёзу, Вась Васич на бегу ухватился за ствол правой рукой.

(3)– Когда эта сволочь остановится? – возопил он.

(4)– Заряда примерно на пятнадцать минут, – обнадёжил его Ермолаев.

(5)Когда действие присадок закончилось и физрук в изнеможении опустился возле берёзы, обняв её как родную, вокруг выросла уже приличная толпа.

5 вопрос Среди предложений 65-69 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: 5

Среди предложений 65-69 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

6 вопрос Замените книжное слово «ВОЗОПИЛ» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним . Когда эта беда остановится? – возопил он.

Замените книжное слово «ВОЗОПИЛ» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним .

Когда эта беда остановится? – возопил он.

6 вопрос Замените книжное слово «ВОЗОПИЛ» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним . Ответ : возопил- закричал

Замените книжное слово «ВОЗОПИЛ» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним .

Ответ : возопил- закричал

7 вопрос Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. ( 1)И вдруг почувствовал, что в самом деле едет быстрее обычного. (2)После первых трёх кругов изобретение начало ему нравиться. (3)Он никогда в жизни не развивал такой скорости. (4)После пятого круга физрук хотел было остановиться и похвалить Васю за удачное изобретение, но тут началось самое интересное: ролики словно взбесились. (5)Они неслись вперёд, не слушая хозяина. (6)Вась Васич не сумел даже развернуть конёк. (7)Он выскочил на газон.(8)Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться.

Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

( 1)И вдруг почувствовал, что в самом деле едет быстрее обычного. (2)После первых трёх кругов изобретение начало ему нравиться. (3)Он никогда в жизни не развивал такой скорости. (4)После пятого круга физрук хотел было остановиться и похвалить Васю за удачное изобретение, но тут началось самое интересное: ролики словно взбесились. (5)Они неслись вперёд, не слушая хозяина. (6)Вась Васич не сумел даже развернуть конёк. (7)Он выскочил на газон.(8)Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться.

7 вопрос Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: 4

Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

8 вопрос Укажите количество грамматических основ в предложений. Ответ запишите цифрой. 1. Оторопевший Вась Васич, не сбавляя скорости, пробежал по газону, вернулся на асфальт и снова помчался так, будто за ним мчалась стая голодных гепардов. 2. Не обращая внимания на протесты, Августа присела на корточки и стянула с мальчишки кроссовку.

Укажите количество грамматических основ в предложений. Ответ запишите цифрой.

1. Оторопевший Вась Васич, не сбавляя скорости, пробежал по газону, вернулся на асфальт и снова помчался так, будто за ним мчалась стая голодных гепардов.

2. Не обращая внимания на протесты, Августа присела на корточки и стянула с мальчишки кроссовку.

8 вопрос Укажите количество грамматических основ в предложений. Ответ запишите цифрой. Ответ: 1. 2 2. 1

Укажите количество грамматических основ в предложений. Ответ запишите цифрой.

9 вопрос Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. ( 1) Причина крылась в зависти. (2) Трудно поверить, что Максим – атлет, любимец девчонок и учителей, непререкаемый лидер – завидовал двоечнику и недотёпе. (3) Тем не менее это было так. (4) Поводов для зависти было несколько. (5) Во-первых, талант Ермолаева к изобретательству.

Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

( 1) Причина крылась в зависти. (2) Трудно поверить, что Максим – атлет, любимец девчонок и учителей, непререкаемый лидер – завидовал двоечнику и недотёпе. (3) Тем не менее это было так. (4) Поводов для зависти было несколько. (5) Во-первых, талант Ермолаева к изобретательству.

9 вопрос Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. Ответ: 2

Среди предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10 вопрос Укажите средства художественной изобразительности, которые используются в представленных предложениях. 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. 3) С наглой скромностью смотрит в глаза.

Укажите средства художественной изобразительности, которые используются в представленных предложениях.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) С наглой скромностью смотрит в глаза.

10 вопрос Укажите средства художественной изобразительности, которые используются в представленных предложениях. 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит- сравнение 2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз- метонимия 3) С наглой скромностью смотрит в глаза- оксюморон

Укажите средства художественной изобразительности, которые используются в представленных предложениях.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит- сравнение

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз- метонимия

3) С наглой скромностью смотрит в глаза- оксюморон

11 вопрос Расставьте и объясните знаки препинания Поезд ушёл перрон быстро опустел вокруг стало тихо . Мать была расстроена ребёнок сказал ей неправду.

Расставьте и объясните знаки препинания

  • Поезд ушёл перрон быстро опустел вокруг стало тихо .
  • Мать была расстроена ребёнок сказал ей неправду.

Расставьте и объясните знаки препинания

  • Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо .
  • Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

Прослушайте отрывок из текста, сократите его, используя приемы сжатия

12 вопрос Прослушайте отрывок из текста, сократите его, используя приемы сжатия

Прослушайте отрывок из текста, сократите его, используя приемы сжатия

13 вопрос Объясните смысл высказывания. Львова С.И. : «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»»

Объясните смысл высказывания.

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»»

13 вопрос Объясните смысл высказывания. Львова С.И. : «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»»

Объясните смысл высказывания.

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»»

Источник