Поезд с фронта картинки



Поезд с фронта картинки

Поезд Победы — новый, уникальный проект команды «Невский баталист». Это машина времени, переносящая зрителя в годы Великой Отечественной войны. Он оказывается среди простых советских граждан, жизнь которых навсегда изменила война. В наушниках звучит история машинистки Лидии, участницы военных событий, рассказанная актрисой Екатериной Гусевой.

И я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по «Поезду Победы».

Сначала немного цифр: 7 вагонов, 12 тем и 150 скульптур героев, у каждого из которых свой уникальный образ. Создатели «Поезда Победы» сделали невозможное, ведь у них было только 2 месяца для работы. И только 7 вагонов, что рассказать историю самой страшной войны… На мой взгляд, у них получилось отлично!

Первый вагон. Обычные советские граждане едут в плацкартном вагоне: общаются, играют в шахматы, пьют чай и ничего не предвещает беды.

1941 год. Электричка на фронт увозит нас вместе с героями на защиту Москвы.

Вглядитесь в эти лица, они как живые!

Для более точной передачи мимики скульпторы проекта приглашали натурщиков. Это я узнала от Ксении

В каждом вагоне есть «живое», мультимедийное окно и это создает ощущение движения поезда.

Голос машинистки Лидии ведет дальше, и мы попадаем на допрос военнопленного. Конечно, в поезде такого быть не могло, но это часть военной истории.

Проходим в самый страшный вагон – в зону концлагеря. Сколько людей уничтожила эта машина смерти!

15. «Стоп! Осторожно, опасность смерти»

Во время войны ходили санитарные поезда, в которых шла постоянная борьба со смертью. Это был не просто поезд с ранеными, а настоящий госпиталь на колесах.

За всю войну было вывезено 5 млн. раненых и больных. Их встречали в госпиталях тыла и продолжали лечить.

Для спасения раненных трудились не только медики, но и ученые. В 1942 году микробиологи Зинаида Ермольева и Тамара Балезина получили первые образцы пенициллина из плесени, взятой со стены московского бомбоубежища.

Еще два года спустя после длительных исследований и наблюдений препарат был испытан на раненых.
Эффект оказался положительным, но антибиотик долгое время производили в малых объемах, не достаточных для лечения большого количества раненых воинов.

Наладить массовое производство в СССР смогли только в 1948 году. До этого получался низкокачественный препарат, терявший свойства при хранении и вызывавший побочные действия у больных.

А у нас есть возможность заглянуть в лабораторию Зинаиды Ермольевой.

В этом же вагоне едет родоначальник советского атомного проекта, Игорь Васильевич Курчатов. Он вёл его с самого старта, 28 сентября 1942 года, до собственной смерти.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался 19 ноября 1942 г. контрнаступлением войск Юго-Западного и Донского фронтов под Сталинградом.

2 февраля 1943 г. сдались последние части окруженных под Сталинградом фашистских войск.

На северном направлении в январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда. И в «живом» окне этого вагона – Дорога жизни.

Дальше мы попадаем в штабной вагон маршала Советского Союза, Константина Рокоссовского. Командующий первым Белорусским фронтом часто передвигался между подразделениями в штабном вагоне бронепоезда, который стал важным командным центром.

И, возможно, в одном из таких вагонов было принято решение вести наступление через болото, на импровизированных болотоступах.

31 января 1943 года войска под командованием К. К. Рокоссовского пленили фельдмаршала Ф. Паулюса, 24 генерала, 2500 немецких офицеров, 90 тыс. солдат.

Под охраной пленного немецкого фельдмаршала Паулюса и его генералов в баню.

Но не в обычную, а в баню на колесах. Во время войны было построено 72 банно-прачечных дезинфекционных вагона, и они стали настоящим спасение от эпидемий сыпного тифа и траншейной лихорадки.

Небольшая часть экспозиции посвящена бронепоезду «Илья Муромец». Расскажу немного фактов про него.
Бронепоезд был защищён броней толщиной 20—45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Он прошёл путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны бронепоезд уничтожил немецкий бронепоезд, 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер помешал дальнейшему пути.

В последнем вагоне «Поезда Победы» фронтовики возвращаются домой. Кто-то радостно улыбается фотографу,

Источник

Уникальный музей-панорама "Поезд Победы" объедет 50 городов России

Необычный музей-панорама на колесах, рассказывающий о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, отправился в путешествие по железным дорогам России. Он уже посетил Псков, Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Смоленск, Тулу и Курск. По мнению первых его посетителей, «Поезд Победы» – это история на «расстоянии вытянутой руки», к которой можно прикоснуться, заглянуть в лица героев, пройти вместе с ними тяжелые военные испытания, почувствовать горесть утрат и радость Победы.

Погружение в историю начинается уже на перроне, где вас встречает паровоз–ветеран, возглавляющий состав из 12 вагонов. Первый из вагонов организационный, в семи разместилась иммерсивная инсталляция музея–панорамы, остальные используются под обеспечение работы. Больше об уникальном составе можно узнать на сайте поездпобеды.рф, где можно посмотреть видео в формате 360.

За время путешествия по России поезд-победитель побывает в 50 городах. Сначала он сделает остановки в Городах-героях и Городах воинской славы в европейской части России. Вторая часть пути пройдет по Транссибирской магистрали на Дальний Восток, обратно в иммерсивный музей на колесах вернется уже в начале будущего года.

Полное погружение в историю

Многие музейные площадки могут лишь позавидовать оснащению экспозиции на колесах. Каждый вагон – как отдельный тематический эпизод той далекой, но очень близкой войны. Для полного погружения в историю войны организаторы не ограничились аудиогидом и подлинными предметами интерьера, в экспозиции задействованы более 50 проекторов, 18 видеостен, дюжина мультимедийных тач-столов и 150 полноразмерных фигур людей.

Над проектом работали художники из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – автором идеи музея на колесах. Одной из сложностей было вместить в размеры вагона – 17 на 3 метра – большое количество не просто фигур, а сюжетных композиций. Работа над проектом началась в конце прошлого года, наполнение экспозиции заняло всего чуть более двух месяцев.

Отправная точка

Организационный вагон – начальная точка экскурсионной программы. Здесь всем посетителям выдают одноразовые маски и перчатки, а также наушники и аудиогид.

Читайте также:  Когда прибывает пригородный поезд

На мультимедийной панели появляется голографический инструктор — актер Дмитрий Харатьян. Он знакомит гостей с правилами посещения музея. Вместо окон в вагонах — мультимедийные экраны. С их помощью посетители музея могут узнать об истории создания экспозиции, а также познакомиться с информацией об экспозиции каждого вагона.

«Знаком для перехода в другой вагон служит шум колес уходящего поезда», — рассказывает голографический инструктор.

История Лидии — история народа

Вся экспозиция связана единым сюжетом. Художественный аудиорассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Рассказ основан на воспоминаниях Елены Чухнюк — машиниста паровозной колонны, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Однако, в повествование Лидии вплетены и сотни историй других людей, переживших войну.

«Это те истории, которые были рассказаны мне бабушкой, те истории, которые собирала наша команда по крупицам из разных воспоминаний. Это большой собирательный образ простой русской женщины, которая должна стать для зрителя проводником в историю народа», — поясняет Поштаренко.

Плацкарт, рыбалка и шахматная баталия

В первом вагоне еще ничего не предвещает беды — мирная, беззаботная поездка в плацкартном вагоне довоенного времени. Семь отделений и два багажных отсека. В окнах — солнечный летний день, раннее июньское утро 1941 года, пассажиры торопятся занять места. Мы тоже проходим по вагону. . Здесь интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку.

Каждая фигура является частью общей картины и одновременно образом – знаком отдельной истории. Как, например, группа спортсменок–велосипедисток, напоминающая о распространении массового спорта в советские годы.

В другом купе мы видим летчика, а напротив него — пожилого мужчину с ампутированной ногой. По задумке авторов экспозиции, ветеран как бы узнает в этом молодом летчике себя. 22 июня 1941 года – день, который навсегда изменил жизнь пассажиров вагона и судьбы миллионов советских людей. Как сложатся их судьбы?

В наушниках звучит звук колес уходящего поезда и «пассажиры- экскурсанты» переходят в следующий вагон.

"На фронт"

Совсем иное настроение ждет экскурсантов во втором вагоне. Начало войны. Вагон обычной электрички полон людьми в форме. Атрибутов мирной жизни больше нет, винтовка заменила удочку. При входе, около плаката «Родина-мать зовет!» — плачущая женщина как знак надвигающейся беды. В руках молодых бойцов видны солдатские медальоны — идентификационные записки в футляре для опознания солата в случае его смерти. За окном (на мультимедийных панелях) мелькают вереницы людей, покидающих дома и отправляющихся в тыл. Идет эвакуация.

Ближе к выходу в группе людей сидит снайпер с винтовкой Мосина с оптическим прицелом. Надо сказаь, что в музее собрано очень много подлинных вещей. К примеру, во втором вагоне можно увидеть нагрудные знаки работника метрополитена, кинолога и пожарного, а также ящик с надписью «Московские патроны» как подсказку о месте происходящих событий.

Вагон-память

Экспозиция «Концлагерь» в следующем вагоне — напоминание о страшных преступлениях Третьего рейха. Панорама поделена на две части. В первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни военнопленных. В конце вагона — фигуры трех поддерживающих друг друга из последних сил людей – символ взаимопомощи и единства.

На стенах вагона — четыре экрана , а которых транслируются кадры хроники ужасов войны и жизни в нацистских концлагерях.

Госпиталь на колесах и наука

О подвигах врачей Лидия рассказывает в четвертом вагоне, который также поделен на две половины. Первая посвящена жизни медицинских работников во время войны. «Забота о раненых на войне – тоже своего рода поле боя», — рассказывает Лидия.

Даже во время движения поезда в санитарном вагоне работа не останавливается ни на минуту: делают операции, ухаживают за ранеными. Как символ скорой победы и надежды на мирную жизнь — фигура раненного солдата, который смотрит в окно, вспоминая о доме. На экранах-окнах визуализируются образы, взятые из реального письма ребенка на фронт: воспоминания, близкие, которые остались дома.

Здесь также можно увидеть подлинные вещи: носилки, медицинские книги и комплекты мединструментов того времени.

Во второй половине вагона расположилась экспозиция «Наука» как знак прорыва научной мысли и ее тесной связи с медициной. Экскурсия проходит через лабораторию микробиолога Зинаиды Ермоловой, разработавшей первый советский пенициллин – крустозин и лекарство от холеры. В конце вагона советские ученые–физики Курчатов и Александров. На экранах демонстрируются их открытия.

Фельдмаршал Паулюс в трусах

Пятый вагон поезда–музея встречает экскурсантов … паром. Спецэффект помогает нам почувствовать атмосферу банно-прачечного дезинфекционного поезда. Среди узнаваемых персонажей — фельдмаршал Паулюс, сдавшийся советским войскам в Сталинграде. Он уже испытал на себе русскую баню и стоит пред экскурсантами не в немецкой форме, а в нательном белье.

Неподалеку — группа из трех изможденных в окружении военнослужащих вермахта, которые еще только ожидают помывки. Мультимедийное «окно» демонстрирует документальные кадры разрушенного города на Волге, освобождение которого стало одним из главных переломных моментов войны.

Вторая половина вагона посвящена блокаде Ленинграда. Лидия напоминает своим молодым слушателям, что под обстрелами, от голода и холода, оберегая свой город от врага, погибли более 700 тысяч человек.

. Поезд мчит к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны – Шлиссельбург, на зрителей в открытую дверь «теплушки» дует пронзительный холодный ветер. Здесь же на деревянных нарах сидит солдат, бережно гладящий кошку. Лидия рассказывает, что после снятия блокады на город обрушилось полчище крыс. По одной из городских легенд, люди по всей стране отдавали своих кошек, и составы с хвостатыми защитниками отправлялись в Ленинград.

Тайны штабного вагона

Об успехе одной из самых масштабных наступательных операций Красной Армии — «Багратион», рассказывает следующий, штабной вагон — одна из самых «секретных» точек поезда. Здесь можно узнать о работе связистов во время войны. В экспозиции — подлинные радиостанции и телефоны советского производства и поставленные по ленд-лизу. С помощью интерактивной панели желающие могут принять участие в радиоигре.

Продолжение вагона — экспозиция «Штаб». Гостям музея-панорамы предстает рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки к «Багратиону». У развернутой на столе карты генералы Рокоссовский и Казаков обсуждают детали намеченной операции.

Читайте также:  Поезд саранск новороссийск расписание 2021

А Лидия заодно объяснит, что такое «мокроступы» и почему они сыграли важную роль при наступательной операции.

Победа и память

Два чувства – ликование от долгожданной Победы и горечь потерь доминируют в последнем вагоне экспозиции на колесах. Экскурсанты заходят в первую его половину — «трофейный» вагон. Снова перед нами электричка, на этот раз заполненная воинами-победителями, у которых позади 1418 суровых дня войны.

Люди празднуют Победу, показывают друзьям свои трофеи, делают памятные фото.. Также в вагоне размещены скульптурные портреты известных людей, не доживших до весны 45-го. Их присутствие в одном вагоне с победителями — как знак-напоминание всем живым о погибших в общей Победе.

В «Поезде Победы» много скрытых отсылок к истории войны. Один из пассажиров сжимает в руках газету с сообщением о капитуляции Германии – это память о резиденте советской разведки в Японии Рихарде Зорге. Неподалеку персонаж, созданный на основе образа Марии Октябрьской – военнослужащей-танкиста, оплатившей из своих сбережений постройку танка Т-34 «Боевая подруга». Здесь же генерал Иван Панфилов и писатель Аркадий Гайдар.

В окнах поезда — реконструкция сцен возвращения советских солдат домой, созданная по мотивам фотографий военного времени.

Вторая половина электрички пуста. Как знак скорби и памяти, ее стены окрашены в черный цвет, светит тусклый свет, в окнах — лица героев «Бессмертного полка».

«Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. Здесь каждый из нас может присесть и вспомнить всех тех, кто отдал свою жизнь во имя Великой Победы…», — говорит сопровождающий по «Поезду Победы», волонтер Победы Антон Гуськов.

Организаторами экспозиции выступают министерство науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги», информационным партнером проекта выступает РИА Новости.

Источник

Страшно интересно. Как выглядит «Поезд Победы» изнутри?

Ещё 29 октября «Арктический обозреватель» сообщил, что проект «Поезд Победы», приуроченный к 75-летию разгрома фашистских войск, прибыл в Мурманск. Однако только на следующий день экспозиция была доступна для мурманчан.

Организаторы проекта оказались в неловком положении, так как (конечно же, из-за коронавируса) массово всех зазывать – значит поставить крест на мероприятии после первого предписания Роспотребнадзора, однако график был уже запланирован задолго до, поэтому отменять ничего не стали. Но и афишировать прибытие музейного состава тоже не было в планах.

В конце прошлой недели АО сообщал, что поезд прибудет в Мурманск к концу октября. Мы целенаправленно не указали дату, хотя знали её. Нам было важно так же, как и организаторам, не допустить массового скопления людей. Поэтому, как в качестве компенсации, мы расскажем вам максимально подробно, что находится внутри этого уникального состава.

Для начала — о проходе к поезду. Доступ к нему, конечно, не запрещённый, но и без препятствий тут не обойтись. При выходе к путям у лестницы к первой платформе ожидал три (!) сотрудника полиции. Возможно, ожидали дерзких провокаторов, которые могли ринуться в сторону поезда и, минуя очереди, быстро пройти сквозь все вагоны музея.

Как только контроль-группа пропускала к платформе, то у входа в поезд приходится подождать кое-какое время. Запуск в поезд как раз с ограничениями – группа из пяти человек и вместе с ними экскурсовод. Каждая и сформированных групп могла дождаться своей очереди в строго разделённом порядке, и этому помогали заборы.

Очень важно упомянуть: вход в «Поезд Победы» бесплатный, а значит и попасть туда могут и студенты, и пенсионеры и все остальные. Как только группа заходит в первый вагон, то происходит санитарный «ритуал»: дезинфекция рук, обязательное ношение маски и одноразовые перчатки. Кстати, о мерах. В одном из вагонов установлен прототип перескопа, куда каждый может взглянуть и увидеть воссозданную картину боёв. Перед каждым посетителем, который хочет посмотреть, волонтёр обрабатывает стекло спиртовой жидкостью, поэтому при погружении в реальность в глаза начинают пробиваться пары спирта.

Каждый из вагонов «Поезда Победы»: отдельная картина событий, а вся экспозиция – хронологически выверенная история от рассказчика по имени Лиза. Кстати, героиня обо всём рассказывает из наушников, которые вы надеваете на входе в поезд.

Источник

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

За годы Великой Отечественной войны военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой. История «счастливого» поезда, которым командовал отец актера Табакова, неизвестные подробности работы фашистских диверсионных групп и героизм врачей.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Военно-санитарный поезд № 1078 принимал раненых красноармейцев, когда неизвестно откуда налетели немецкие самолеты и начали сбрасывать на него бомбы. Все смешалось в пыли и дыму. Когда дым немного рассеялся, медсестры побежали на крики и стоны.

«Мы уложили раненого и только стали нести его к остаткам своего поезда, как снова завыли бомбы. Раненый смотрел на нас обезумевшими глазами. Мы упали на него, закрыв его своими телами, чтобы он не видел пикирующих самолетов. Уговаривали его, чтобы он не боялся, мы его не бросили, и все-таки донесли до вагона», — вспоминала медсестра Марина Лященко-Симецкая.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Временный Военно-Санитарный поезд № 1078 был сформирован уже на второй день войны, — 23 июня 1941 года на базе Военно-медицинского училища под командованием военврача С.И. Тихонова и комиссара Д.Ф. Бутяева. И сразу же медработники, служившие на первом советском санитарном поезде, столкнулись со зверством нацистов.

Вот что рассказывала об этом Разумовская Ольга Сергеевна, старшая медсестра того самого поезда: «Мне очень заполнилась погрузка раненых в Василькове под Киевом. Рано утром, когда мы грузили раненых в вагоны, началась очень сильная бомбежка. Раненые в моем вагоне были в бессознательном состоянии – одни заползали под койки, между пружин, а другие наоборот выползали из вагона и бились в припадке о рельсы. С трудом мне удалось их немного удержать и успокоить. А потом, при помощи санитаров, снова погружали их в вагон. Очень тяжело было вытянуть из-под кроватей, ибо было просто неимоверно, как они залезли между коечных пружин».

Диверсанты и предатели против санитарных поездов

С первых дней Великой Отечественной войны в нашем тылу начали «работать» диверсанты и вредители. Вот только два свидетельства их бесчеловечных «подвигов».

Читайте также:  Сколько стоит поезд от новосибирска до санкт петербурга

«На моих глазах немцы разбомбили санитарный поезд», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Коваленко. — Когда все эвакуировались из Днепропетровска, я была в составе санитарного поезда. На станции Нижнеднепровск-Узел стояли, ждали, что дадут «зеленый» свет. А нам надо было всего чуть-чуть проехать — под Новомосковском, в Орловщине, был наш эвакогоспиталь. Но диспетчер на станции оказался вредителем: он не только не выпустил наш эшелон, который стоял на путях между двумя топливными составами, но еще и подал знак немецкой авиации, кого надо бомбить».

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Санитар Левицкий Леонид Семенович рассказывал о том, как работали в нашем тылу диверсанты: «Во время погрузки раненых, в воздухе появились два истребителя — один наш, а другой немецкий. Немецкий самолет сбил нашего пилота как раз над Васильковским аэродромом, и через некоторое время к нам был доставлен этот раненый летчик. Когда немецкий «мессер» повернул назад, из ракетницы, с земли, ему был подан сигнал зеленой ракетой. Поблизости от нас стоял местный житель, который сказал: «Не ночуйте в вагонах детки, так как этот поданный ему сигнал известия, что здесь находятся военные составы — они вас будут бомбить».

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

На следующий день, в 7 часов утра военно-санитарный поезд № 1078 атаковали сразу 18 немецких бомбардировщиков.

«Первая девятка самолетов поравнялась с железной дорогой и начала нас бомбить, а затем прилетела другая девятка — так продолжалось до 11 часов дня», — вспоминал ветеран войны.

Мобилизация

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Кроме ВСП, огромную роль в эвакуации раненых сыграли, так называемы, санитарные летучки. Они передвигались на небольшие расстояния, и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

17 июля 1941 года из Саратова в свой первый рейс, отправился военно-санитарный поезд № 87. А вот редкое фото – на фоне этого состава позирует его начальник — капитан медицинской службы Табаков Павел Кондратьевич.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Вскоре раненые красноармейцы прозовут этот поезд «Счастливый», а еще через 64 года о ВСП № 87 снимут документальный фильм, в котором примет участие сын военврача Табакова – знаменитый актер и режиссер Олег Павлович Табаков. Легендарный поезд совершил 135 рейсов в самое пекло военного ада и за все это время потерял лишь хвостовой вагон и одного человека убитым! При этом в поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Боевое крещение

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел вражеских самолетов. Медработники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Второй налет личный состав поезда встретил огнем из винтовок.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

«Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) наш поезд должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. Я узнал, что в одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые, и сразу принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд», — вспоминал потом Павел Табаков.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Подвиги железнодорожников

Несмотря на четкие опознавательные знаки Красного креста, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно-санитарными поездами. Только в 1941 году на эти поезда совершено 224 нападения.

5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград отдал приказ: «Санитарную летучку № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом в котором работал Иван Коваленко, направить в Депрерадовку за ранеными бойцами и командирами». Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленном месте. Сюда оврагами и балками, чтобы не заметил враг, доставили раненых — более 120 человек. Когда можно было отправляться, пришла страшная новость: в Депрерадовку вошли войска противника, — пути для отхода отрезаны.

«Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. «Открывай продувочный кран!» – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца», — вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко. Еще один подвиг железнодорожниками был совершен на участке Купянск – Валуйки. На санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолеты. Защищаться нечем – на военно-санитарных поездах установка зениток не предусмотрена. Противник знал, что можно действовать безнаказанно.

Машинист А. Федотов резко затормозил, вопреки всем инструкциям, таким образом, он спас сотни жизней, — все бомбы упали впереди, а поезд уцелел.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть Великая Отечественная война, Санитарный поезд, Подвиг, Лига историков, Длиннопост

Через минуту бомбы все же угодили в состав, загорелись сразу четыре вагона, раненые стали сгорать заживо. Тогда паровозная и кондукторская бригады расцепили вагоны, начали сбивать с них пламя. В борьбе с огнем погиб кочегар Самсонов, получил ожоги машинист Федотов, загорелась одежда на главном кондукторе Ефимове, но члены поездной бригады продолжили борьбу за жизнь людей. Самолеты прекратили бомбежку только, когда у них закончился их смертоносный груз. Вскоре удалось окончательно погасить пожар. Путь был исправлен и военно-санитарный поезд пошел дальше.

Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Эшелоны формировались, в том числе, и за счет граждан — на это требовались огромные, по тем временам средства, — 170 тысяч рублей на состав. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов.

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник