Поезд москва владивосток купе есть душ
Я доехал из Москвы до Владивостока в плацкартном вагоне.
Да, неделю своей жизни с 14 по 21 сентября я провёл в поезде. Да, в плацкарте. Да, это было добровольно 🙂
И теперь, пока еще свежи воспоминания, я хочу вам об этом рассказать.
Накануне поездки мне правда было немного страшно, я не представлял что ждёт меня впереди, дальше Тюмени и дольше двух ночей я никогда в поезде не ездил — казалось что начинается самое интересное путешествие в моей жизни. Сильнее всего я опасался за безопасность и сохранность багажа. Представлял, сколько раз меня могут ограбить в пути, но успокаивал себя мыслью, что вряд ли больше одного.
Моими ближайшими попутчиками оказались буряты, которые ехали до Улан-Удэ, и мама с ребенком лет 10-ти, которые ехали до Омска. Поезд отправлялся в 00:35. Прямо перед отправлением, сидя на своём 13-м месте в 13-м вагоне, я поймал очень странное настроение: на моём лице была тупая улыбка и мне очень нравилось всё происходящее вокруг, веяло приключениями, я их предвкушал.
День 1, суббота. Ознакомительный Подслушанный диалог:
— (из телефона) Где ты едешь?
— (ко всем вокруг) Где мы едем?
— (в телефон) По России еду!
За первую ночь в поезде меня всего один раз ударили пяткой по голове. В 11:09 утра компания бурятов допивала коньяк, мы проехали станции Галич и Шарья, это в Костромской области.
Особенно остро в поезде стоят три вопроса: еды, розеток и гигиены.
Еда — это обычные всем привычные лапша, бананы, огурцы, варёные яйца и курица-гриль. Но для меня было открытием, что в поездах, прям как и в самолетах, можно заказывать питание! Доступны завтраки, обеды и ужины в произвольных комбинациях. Стоят они примерно 1400, 2000 и 1800 рублей за неделю пути соответственно, и их нужно покупать вместе с оформлением билета. Завтраки — это условный омлет и всё, обеды наоборот очень большие и комплексные, я взял ужины. Качество — приличная столовая. Довольно вкусно и сытно, я остался доволен. Забавно, что я единственный в вагоне, кто такой услугой воспользовался, и все семь дней в пути мне на зависть остальным торжественно приносили еду 🙂
C розетками мне тоже повезло. Я попал в современный вагон, где розетка есть у каждой полки плацкарта. Я был готов к тому, что ни интернета, ни розеток в поезде не будет, поэтому запасся огромным количеством вариантов досуга: от блокнота и ручки до двух сезонов сериала «Слуга народа». Наверное это не очень «тру» ехать на маршруте Москва — Владивосток с розеткой, но и жаловаться как-то не хочется. Хотя отсутствие розеток способствовало бы чистоте эксперимента, выходу из зоны комфорта и цифровому детоксу.
С гигиеной меня ожидала основная засада. Я был уверен, что уже практически во всех поездах есть душ. Душ был даже в поезде Нижний Новгород — Москва, на котором я ехал парой месяцев ранее. В поезде «100Э/099Э» душа не оказалось. Забегая вперёд скажу, что пришлось выживать, имея влажные салфетки, антисептик и воду из под крана.
Первый день был ознакомительным, сутки в поезде всем привычны и не так сложны, вечером мы въехали в Удмуртию, сменился первый часовой пояс, а я лёг спать.
Четвёртый раз за год я был в Екатеринбурге. Это на четыре больше, чем за всю предыдущую жизнь 🙂
Здесь стоит отметить, что по сути маршрут от Москвы до Владивостока разбивается на участки между длинными остановками. В каждом большом городе стоянка поезда длится около 40-50 минут — это отличная возможность прогуляться, размять ноги, встретиться с друзьями, выйти на привокзальную площадь, посмотреть на городские кварталы вокруг вокзала, зайти в нормальный магазин. Обычно остановки совпадают с наличием в них интернета и складывается забавная ситуация: между станциями люди в плацкарте знакомятся, общаются, пьют чай, играют в шахматы и так далее, но как только поезд останавливается, все залипают в телефоны — это редкие минуты, когда есть интернет. Не успел отправить твит на остановке — жди несколько часов до следующей, смотри в окно, наслаждайся видом.
День 2, воскресенье. День, когда стало скучно На этот день были большие надежды, потому что я проезжал лучший город России — Екатеринбург. Второй от Москвы часовой пояс. В голове жил какой-то стереотип о том, что Екатеринбург находится посередине России. Разрушен в пух и прах 🙂
Через пять часов после Екатеринбурга меня ждала Тюмень.
А ближе к вечеру — город Ишим.
Вечером второго дня мне даже стало немного грустно, но по очень странной причине. Ни цыган, ни дембелей, ни детей, ни алкоголиков, ни сумасшедших дедов, ни вахтовиков, никого неадекватного в вагоне нет — скука! Просто обычные люди. Кто-то просто едет домой из Москвы, кто-то с работы, кто-то на работу, кто-то к родственникам и так далее. Но впереди было еще пять дней и, кажется, я действительно был один такой, кто ехал весь маршрут.
В полной темноте ближе к ночи мы подъезжали к Омску, и казалось, что приближающийся на горизонте горящий огнями Омск очень красив. Возможно, ‘ночью и на горизонте’ — это единственные условия, в которых Омск красив. Кстати, это плюс еще один часовой пояс. Уже +3 часа к Москве.
В Омске я потерял первых попутчиков — мама с ребенком вышли, остались я, буряты и две свободные полки. Второй день на этом закончился.
День 3, понедельник. День, когда я отлежал пятую точку Утро началось с Новосибирска — +4 часа к московскому времени.
Никогда не был в нём раньше, а стоянка поезда около часа — отличная возможность посмотреть город. Наметил себе цель дойти до магазина, купить воды и какой-нибудь более-менее адекватной закуски. За эту поездку я очень полюбил смесь орехов с сухофруктами, мне теперь кажется это идеальный снэк для поезда. Огромным разочарованием было то, что Новосибирск — последний город России, где она была в магазинах рядом с вокзалом.
Еще одна удивительная штука — Новосибирск географически находится ровно посередине России, но дорога от Москвы до него занимает 2,5 дня, а от него до Владивостока — 4,5 дня.
Вернулся в поезд, а к нам подсела пожилая пара. Они очень хотели ехать вместе, но места у них были в разных частях вагона, поэтому они всех очень настойчиво просили поменяться с ними местами. Буквально всех.
Я, честно говоря, на своём месте уже третий день ехал и еще четыре дня мне на нём ехать, я к нему привык, я с ним породнился, я не видел ни одной причины, почему я должен с кем-то меняться и туда-сюда ради них переезжать. Пришлось также настойчиво вежливо отказать. И я до сих пор не могу понять, почему в этой ситуации я еще и остался с чувством вины на себе.
В итоге дед остался ехать на полке напротив меня, а бабуля ушла на свою полку дальше по вагону.
Из событий за день: по вагону прошла женщина из вагона-ресторана и предлагала всем шаурму по 160 рублей и пиццу ‘как в школе’, на весь вагон играло техно из середины нулевых, я сыграл с бурятами две партии в шахматы.
Ближе к вечеру приехали в Мариинск — водочную столицу Сибири.
Откуда такой стереотип? Я о нем узнал пару лет назад, когда ехал на блаблакаре из Красноярска в Кемерово, и именно тут, именно с этими словами мои попутчики начали нажиратся непонятным алкоголем, который по их словам «лучше чем водка!» Дед, который подсел утром, видимо, устал смотреть в окно и решил заговорить. С какой фразы вы обычно начинаете разговор с незнакомым попутчиком? Дед выбрал эту:
— Молодой человек, вы из Львова?
Я начал как можно быстрее перебирать в голове все телевизионные пропагандистские штампы, жертвами которых он мог стать. Похож ли я на фашиста? Быть может, дед в молодости валил таких, как я, сотнями? Одет ли я в желто-синее или красно-черное? Расчехлять ли мне зигомёт?
Оказалось, что единственная жертва пропагандистов в этом вагоне — это я. У деда просто бабуля родом из Львова и какие-то сказанные мной утром слова он неправильно понял. В итоге мы неохотно проболтали несколько часов. Дед оказался сложным собеседником. По его словам, он раньше работал кинотехником в Останкино и всю дорогу хотел делиться со мной, какие великие советские актёры и актрисы где похоронены. Я пытался перевести тему на что угодно: на кинооборудование, на интересные города России, но дед всегда возвращался к покойным кинозвёздам.
— Как вам Новосибирск? Мне ни разу не доводилось в нём бывать, но я очень хочу съездить
— Съезди обязательно, там есть кладбище на окраине, на нём похоронена ваша известная московская актриса…
День закончился в Красноярске. Были поздняя ночь, красивый туман и дикий холод, я прогулялся по платформе, встретился с подругой, она передала мне легендарный красноярский донер в дорогу и бутылку лимонада. Вообще, если вы едете по стране и у вас есть друзья в городах, обязательно договаривайтесь о встречах, встречи это прекрасно.
День 4, вторник. Экватор Ночью пожилая пара вышла на одной из станций, а в 9 утра в Иркутской области на станции Тайшет (+5 часов к Москве), две свободные полки рядом со мной заняли два китайца.
Проблема в том, что у китайцев очень простое отношение к чужому личному пространству: оно для них не существует. Новые попутчики ни слова не понимали по-русски, либо (что вероятнее) делали вид, что не понимают, очень шумно себя вели и очень свиняче ели.
В Китае производятся потрясающие наушники Apple, очень крутые Bose с отличным шумодавом, доступные каждому JBL, даже японские Sony производятся в Китае. Видимо спрос на наушники настолько велик, что самим китайцам не достаётся. Поэтому они смотрят видео со звуком на весь вагон.
Я лежал, читал книгу и опасался, что они поедут с нами аж до границы с Китаем где-то за Хабаровском. Но они ехали всего половину дня и вышли ночью недалеко от Иркутска.
На четвертые сутки поезд проезжает ровно половину своего пути. Ровно 3,5 дня он едет до станции Зима и еще столько же дальше до Владивостока.
Это единственное, чем станция примечательна. Старый вокзал здесь изуродован перестроен РЖД, а вокруг него кирпичные трех-четырёх-этажки.
Когда едешь по Транссибу гораздо интереснее другое. На четвертый день в пути начинаешь ловить себя на довольно очевидной, но важной мысли:
Друзья, мы в офигительно красивой стране живём. Очень западают в душу все эти маленькие городки на Транссибе, где даже остановок поездов нет. Просто пара хрущевок-брежневок in the middle of nowhere. И ведь живут люди!
Ночью приехали в Иркутск.
Мне почему-то не везет с Иркутском: я был в нём второй раз, но возможность прогуляться снова выпала только ночью. Привокзальная площадь в Иркутске ужасна, там происходит некий транспортный хаос, темно и стрёмно.
Но Иркутск был не самым сильным разочарованием четвертого дня. Всем известно, что за Иркутском находится Байкал и ж/д линия несколько часов проходит прямо вдоль кромки воды. Фантастической красоты места, конечно.
Но я проезжал их ночью — было видно луну, её отражение в воде и больше ничего. Вид примерно такой:
День 5, среда В 5 утра была остановка в Улан-Удэ. Там у меня полностью обновился состав попутчиков. После этого вагон превратился в читальный зал — если раньше молодые ребята из Бурятии добавляли некой движухи и общения, то после них наступили тишина, спокойствие и умиротворение.
Следующая мысль начала формироваться у меня довольно давно, но окончательно я её выразил, когда мы приехали в Читу (опережает Москву уже на 6 часов).День 5, среда. Такую страну развалили!
В 5 утра была остановка в Улан-Удэ. Там у меня полностью обновился состав попутчиков. После этого вагон превратился в читальный зал — если раньше молодые ребята из Бурятии добавляли некой движухи и общения, то после них наступили тишина, спокойствие и умиротворение.
Следующая мысль начала формироваться у меня довольно давно, но окончательно я её выразил, когда мы приехали в Читу (опережает Москву уже на 6 часов).
Вечером была ничем не примечательная станция Карымская.
День 6, четверг. Мы живём в очень красивой стране Станция Амазар на границе Забайкальского края.
Это небольшой посёлок городского типа, здесь живет пара тысяч человек. Находится между сопок, тут вроде даже есть пара пятиэтажных панелек. Очень красивые места. Особенно осенью и в лучах утреннего солнца.
Здесь я осознал важную вещь:
С железнодорожных станций пропали торговцы всяким добром: рыбой, пирожками, мягкими игрушками и так далее. Вернее не совсем пропали, но впервые я их увидел именно в Забайкалье.
Амурская область встречает городом с любопытным названием Ерофей Павлович. Это в честь Хабарова, да.
В тот момент мне показалось, что я превращаюсь в Михаила Пришвина и готов бесконечно писать о красоте Забайкалья и Приамурья 🙂
Потому что, как оказалось, я выбрал лучшее время для этой поездки. Если бы за окном была обычная летняя зелень, смотреть на неё надоело бы на второй день. Мой поезд петлял среди рек, скал, сопок и долин, полностью покрытых рыжым осенним (иногда сгоревшим) лесом. И это безумно красиво.
Между Читой и Хабаровском самый длинный участок пути, на котором ничего не происходит. Нет ни крупных городов, ничего. Появляется огромное количество времени на то, чтобы рассматривать виды за окном, читать книги и беседовать с попутчиками.
Из окна видно золотодобывающие предприятия, маленькие городки, а между станциями Уруша и Сковородино мы проезжали заброшенный тюремный лагерь. Выглядит страшно: несколько слоёв заборов, проволока, вышки и бараки с выбитыми окнами. Недавно нашел его на Викимапии, это ИК №5, находится в поселке Тахтамыгда и являлась градообразующим предприятием. В 2008 году несколько десятков заключенных собирались совершить [роскомнадзор], а заброшенной она оказалась всего несколько лет назад.
Взрослые дяди в вагоне играют в карты.
К ним подбегает маленькая девочка, смотрит в карты одного из них и говорит:
— О, я знаю! Это дама, это король, а это тузы!
и убегает. Немая сцена.
День 7, пятница. Ну когда там уже? В Биробиджане 7 часов разницы с Москвой. Утром мы въехали в Еврейскую АО, стоянка там была недолгой, около 20 минут. Всю дорогу удивлялся, какое же огромное количество всякого хозяйства есть у РЖД по всей стране. И всё, абсолютно всё выкрашено в красно-серый. Если посреди горы in the middle of nowhere стоит какая-нибудь будка или технический ящик, то он обязательно в фирменных цветах. И ведь кто-то не так давно это всё обошёл и перекрасил!
Когда за окном показалась огромная река, вышедшая из берегов, я понял: подъезжаем к ХабаровскуУдивило и понравилось, что вся инфраструктура вокруг Амура построена на ножках: дороги, здания и даже пешеходные маршруты. В Хабаровске была самая длинная остановка за весь путь: 1 час 10 минут — можно было неплохо прогуляться.
С одной стороны город оказался наглядным учебником по урбанистике с кучей примеров «как делать не надо», а с другой — очень мне приглянулся. Один из немногих российских городов, где выходишь из здания вокзала и чувствуешь себя уютно. Возможно так на меня влияет хорошая погода, но в Хабаровске очень приятная привокзальная площадь с фонтанами. Надо будет обязательно приехать сюда ещё и погулять более основательно.
Удивило и понравилось, что вся инфраструктура вокруг Амура построена на ножках: дороги, здания и даже пешеходные маршруты. В Хабаровске была самая длинная остановка за весь путь: 1 час 10 минут — можно было неплохо прогуляться.
С одной стороны город оказался наглядным учебником по урбанистике с кучей примеров «как делать не надо», а с другой — очень мне приглянулся. Один из немногих российских городов, где выходишь из здания вокзала и чувствуешь себя уютно. Возможно так на меня влияет хорошая погода, но в Хабаровске очень приятная привокзальная площадь с фонтанами. Надо будет обязательно приехать сюда ещё и погулять более основательно.Впервые за неделю я выпил нормальный кофе, впервые за неделю я прошёл больше 5 тысяч шагов в день. Спасибо Хабаровск, я даже купил магнитик.
Честно говоря, наибольший дискомфорт в поезде вызывает именно невозможность осуществлять хотя бы минимальную физическую активность. К концу поездки уже даже не очень хочется есть, потому что за целый день в вагоне я практически не успевал проголодаться, я ничего не делал.На станции Вяземский торжество станционной торговли.
Я не рискнул ничего покупать, но многие мне говорили что там норм. Даже проводник купил себе пару пирожков 🙂
На седьмой день я уже перестал следить как меняются попутчики: после Хабаровска они чуть ли не на каждой станции сходили-заходили. Вечером я решил что нужно отметить приближающийся конец этого путешествия и впервые пошел в вагон-ресторан.
Пришлось пройти по поезду и снова хочу отметить: мне очень повезло с вагоном. В соседнем плацкарте — полный вагон детей, а купейные вагоны очень старые — с одной розеткой на всех. 13 место в 13 вагоне оказалось счастливым 🙂
Когда я осознал, что стою во Владивостоке со своим чемоданом, у меня появилось ровно то же самое чувство, что было когда я только сел в поезд. Необъяснимая радость и улыбка, я доехал!
Поехал бы я так ещё раз? Вряд ли. Только если с хорошей компанией.
Впустую ли я потратил неделю своей жизни? Скорее да, чем нет.
Доволен ли я? Да, по-моему получилось интересно, будет что рассказать внукам.
Могу ли я порекомендовать кому-нибудь такое путешествие? Только если вы любите странные путешествия так же сильно, как и я 🙂
По итогам всего я правда не согласен с тем, что совершил какое-то геройство, как многие это называют. В конце-концов, многие люди лежат в больницах или сидят в тюрьмах, поверьте — поезд не самое плохое место для жизни. К концу второго дня уже начинаешь спокойно относиться к происходящему вокруг.
Источник
Фирменный поезд «Россия»
«Россия» — первый фирменный поезд нашей страны, соединяющий столицу с Дальним Востоком. Состав впервые отправился в путь с перрона Ярославского вокзала Москвы в 1966 году и сразу приобрел популярность у пассажиров. Путешествие на главном поезде страны проходит по территории восьми железных дорог России и через шесть часовых поясов.
Вагоны фирменного поезда «Россия» легко узнать — они окрашены в цвет Российского флага. В сентябре 2016 года два состава получили тематическое оформление в рамках акции по защите амурских тигров и дальневосточных леопардов — на них изображены эти исчезающие виды.
Маршрут
Фирменный поезд «Россия» курсирует по самому протяженному пассажирскому маршруту в мире и преодолевает расстояние в 9288 км. Он начинает свой путь с Ярославского вокзала Москвы и завершает на вокзале Владивостока.
В дороге можно наглядно изучить географию нашей Родины. По маршруту Москва — Владивосток фирменный поезд «Россия» проходит через 11 областей, 5 краев, одну автономную область и одну республику, пересекает 16 крупных рек от Волги до Амура и Уссури.
Поезд следует круглогодично через один день:
- из Москвы под номером 002Щ — по нечетным числам,
- из Владивостока под номером 001М — по четным числам.
Нумерация вагонов указывается с «головы» состава при отправлении из столицы, с «хвоста» — при отправлении из Владивостока.
Расписание движения
Фирменный поезд «Россия» проходит расстояние между конечными станциями за 6 суток. Время следования в пути:
- из Москвы до Владивостока — 6 суток 22 минуты;
- из Владивостока до Москвы — 6 суток 2 часа 3 минуты.
По дороге поезд делает остановки в крупнейших городах страны: Нижнем Новгороде, Тюмени, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Уссурийске. Самая длинная остановка — на станции Чита (50 минут).
Актуальное расписание поезда «Россия» представлено в таблице (время отправления и прибытия местное):
№ поезда | Направление | Отправление | Прибытие |
001М | Владивосток — Москва | 19:10 | 14:13 (+6 дней) |
002Щ | Москва — Владивосток | 23:45 | 07:07 (+6 дней) |
Схема подвижного состава
Фирменный поезд «Россия» включает:
- 1 спальный вагон (СВ);
- 5 купейных вагонов;
- 2 плацкартных вагона;
- 1 штабной (с местом для инвалидов);
- 1 вагон-ресторан.
Состав состоит только из современных вагонов, оборудованных биотуалетами, кондиционерами, розетками и электронными табло.
Схема вагона СВ
Схема купейного вагона
Схема штабного вагона
Схема плацкартного вагона
Класс обслуживания
В вагонах фирменного поезда «Россия» предусмотрено всё, что может понадобиться пассажирам в длительное поездке: холодильники, микроволновые печи, электрические плитки, душевые кабины, бытовые комнаты с феном, утюгом и гладильной доской. А если куплен билет с питанием, то горячий завтрак, обед и ужин доставят прямо в купе.
Каждая дверь купе снабжена электронным замком, который открывается специальной картой с микрочипом. Также для безопасности пассажиров в вагонах установлены видеонаблюдение и автоматическая пожарная сигнализация.
Тип вагона | Характеристика | Сервис и услуги |
СВ | 2 верхние полки откидным столиком карта-ключ телевизор душевая кабина электрическая розетка кнопка вызова проводника | завтрак или ужин на выбор постельное белье, полотенце, тапочки дорожный гигиенический набор печатные издания |
Купе | 2 нижние и 2 верхние полки шириной 70 см с откидным столиком карта-ключ телевизор электрическая розетка кнопка вызова проводника | питание постельное белье дорожный гигиенический набор печатные издания |
Плацкарт | аналогичен плацкартным вагонам в других поездах | постельное белье (за отдельную плату) |
Вагон-ресторан | современный дизайн | широкий выбор горячих блюд, закусок, салатов, десертов горячие и прохладительные напитки заказ блюд с доставкой в купе |
Стоимость билетов
Цена поездки по данному направлению зависит от спроса на рейс, типа вагона и даты покупки билета. Например, стоимость билетов на фирменный поезд «Россия» № 001М Владивосток — Москва составляет:
Источник
Фирменный поезд 1/2 "Россия" Москва-Владивосток: в вагоне есть душ, но нет титана
С того момента, когда я в прошлом году путешествовал на поезде во Владивосток , на этом направлении Транссиба произошли некоторые изменения. Как и раньше, из Москвы во Владивосток курсируют два разных поезда, один их которых московского формирования, а другой — владивостокского. Их маршруты в большей части совпадают, и различия состоят только в том, что первый проходит через Казань, а второй — через Ярославль.
Вместе с тем, московский поезд, носивший ранее статус фирменного, в этом году был его лишён. Раз в одном месте убыло, то в другом прибыло. Следуя такой логике, в РЖД фирменным статусом наделили состав владивостокского формирования, обновив в нем все вагоны на модельный ряд 2019 года, производства Тверского завода. Теперь он вместо московского ходит под номером 1/2 "Россия". Его я и выбрал для очередного трипа на Дальний Восток. Несмотря на фирменность, расписания обоих поездов остались без изменений и теперь уже фирменный владивостокский в пути от Екб до Владивостока по-прежнему проводит на 14 часов дольше московского. К слову, в этом году во Владивосток также запустили поезд из Самары, однако он идет по историческому ходу Транссиба через Челябинск и Казахстан, а, соответственно, в Е-бург не заходит.
Отличительной особенностью нового (владивостокского) состава является использование двухвагонного сцепа. Теперь на два вагона есть только один тамбур и одно купе проводника. Впрочем, и работы у проводников убавилось за счет автоматизации большинства процессов. Теперь им нет необходимости топить титан или отапливать вагон дровами. В другом вагоне на месте купе проводника оборудована площадка для вейдинговых автоматов со снеками и печеньками.
Вместо традиционных титанов теперь используются пуриффайеры с горячей и холодной водой и этот факт вызывает сожаление, ибо привычные титаны являются таким же символом путешествия по жд как, скажем, подстаканники. Ну и вода в них кипяченая, а здесь — просто горячая. В вагоне по-прежнему есть два туалета, в одном из которых теперь помимо прочего обустроен душ. Пользоваться им можно бесплатно. Наличие душа, несомненно, делает поездку комфортнее, однако совмещение его с туалетом — решение довольно спорное, ибо этот туалет при полной загрузке вагона может часто оказываться занятым.
К прочим инновациям также можно отнести индивидуальные сейфы для каждого пассажира, сенсорные мультимедийные панели в коридоре, отображающие расписание и прочую инфу, сенсорную подачу воды в умывальниках, сушилку для рук, бесшумные двери, открывающиеся путём нажатия на кнопку, а также возможность пользоваться микроволновкой и холодильником.
Климат-контроль справляется со своей задачей более, чем хорошо и в вагонах отныне тепло и свежо одновременно. Розеток, к слову, теперь тоже более, чем достаточно.
На территории поезда обустроено покрытие WI-FI сети, авторизация в которой осуществляется по номеру билета. Подключившись к ней, можно бесплатно посмотреть фильмы с портала okko, загруженные, очевидно, на вагонный сервер, послушать музыку, почитать электронные книги, вызывать проводника, заказать еду из вагона-ресторана, посмотреть расписание и все в таком роде, а в местах действия сотовых сетей — выйти в глобальный интернет. К слову, интернет в этой сети работает лучше, чем от оператора. Вайфая не было только в старом вагоне-ресторане. В вагонах теперь осуществляется раздельный сбор мусора, однако впоследствии весь он складывается в один пакет и вся эта акция заботы об экологии носит исключительно декоративный характер. Проводники в этом поезде освобождены от уборки вагонов; этим занимались специальные женщины.
Проводницы же ходили на своей волне. Одна после каждой большой станции заходила в купе и спрашивала у меня паспорт, полагая, что я только вот сел в поезд. Открытого хамства с их стороны не было, но выразить недовольство, что к ним ходят разогревать еду в микроволновке 'не вовремя', достать предложениями купить мороженное, закрыть вагон минут за 10 до отправления, даже несмотря на то, что не все пассажиры вернулись в него, могли запросто. В общем, в московском составе проводники были более клиентоориентироваными.
Несмотря на все инновации состав утратил субъективное ощущение, присущее фирменным поездам. Суть в том, что лет десять назад вагоны фирменного 1/2 "Россия" были выкрашены в цвета триколора. Сейчас же здесь обычные серые вагоны в ливрее РЖД, внутри которых нет ни штор, ни ковровых дорожек, создававших шарм 'особенного поезда'. Впрочем, такая тенденция коснулась почти всех фирменных поездов, и, кажется, последними поездами 'с изюминкой' остались лишь "Красная стрела" и недавно запущенный туристический "Сочи".
В целом, поезд сей выглядит более, чем достойно. Знакомый парень, живущий в одной из приближенных к экватору стран, объехавший полмира и мечтающий проехать по Транссибу, после просмотра моих сториз в инстаграм, отписался, что в восторге от русского поезда.
И как бы да: я тоже допускаю мысль о том, что это один из лучших поездов в мире, как по проходимому маршруту, пунктуальности, так и по используемому подвижному составу. Для удобства проезда тут созданы все необходимые условия.
Источник
Из первых уст: 7 дней в плацкарте из Москвы до Владивостока
Я доехал из Москвы до Владивостока в плацкартном вагоне.
Да, неделю своей жизни с 14 по 21 сентября я провёл в поезде. Да, в плацкарте. Да, это было добровольно 🙂
И теперь, пока еще свежи воспоминания, я хочу вам об этом рассказать.
Накануне поездки мне правда было немного страшно, я не представлял что ждёт меня впереди, дальше Тюмени и дольше двух ночей я никогда в поезде не ездил — казалось что начинается самое интересное путешествие в моей жизни. Сильнее всего я опасался за безопасность и сохранность багажа. Представлял, сколько раз меня могут ограбить в пути, но успокаивал себя мыслью, что вряд ли больше одного.
Моими ближайшими попутчиками оказались буряты, которые ехали до Улан-Удэ, и мама с ребенком лет 10-ти, которые ехали до Омска. Поезд отправлялся в 00:35. Прямо перед отправлением, сидя на своём 13-м месте в 13-м вагоне, я поймал очень странное настроение: на моём лице была тупая улыбка и мне очень нравилось всё происходящее вокруг, веяло приключениями, я их предвкушал.
День 1, суббота. Ознакомительный Подслушанный диалог:
— (из телефона) Где ты едешь?
— (ко всем вокруг) Где мы едем?
— (в телефон) По России еду!
За первую ночь в поезде меня всего один раз ударили пяткой по голове. В 11:09 утра компания бурятов допивала коньяк, мы проехали станции Галич и Шарья, это в Костромской области.
Особенно остро в поезде стоят три вопроса: еды, розеток и гигиены.
Еда — это обычные всем привычные лапша, бананы, огурцы, варёные яйца и курица-гриль. Но для меня было открытием, что в поездах, прям как и в самолетах, можно заказывать питание! Доступны завтраки, обеды и ужины в произвольных комбинациях. Стоят они примерно 1400, 2000 и 1800 рублей за неделю пути соответственно, и их нужно покупать вместе с оформлением билета. Завтраки — это условный омлет и всё, обеды наоборот очень большие и комплексные, я взял ужины. Качество — приличная столовая. Довольно вкусно и сытно, я остался доволен. Забавно, что я единственный в вагоне, кто такой услугой воспользовался, и все семь дней в пути мне на зависть остальным торжественно приносили еду 🙂
C розетками мне тоже повезло. Я попал в современный вагон, где розетка есть у каждой полки плацкарта. Я был готов к тому, что ни интернета, ни розеток в поезде не будет, поэтому запасся огромным количеством вариантов досуга: от блокнота и ручки до двух сезонов сериала «Слуга народа». Наверное это не очень «тру» ехать на маршруте Москва — Владивосток с розеткой, но и жаловаться как-то не хочется. Хотя отсутствие розеток способствовало бы чистоте эксперимента, выходу из зоны комфорта и цифровому детоксу.
С гигиеной меня ожидала основная засада. Я был уверен, что уже практически во всех поездах есть душ. Душ был даже в поезде Нижний Новгород — Москва, на котором я ехал парой месяцев ранее. В поезде «100Э/099Э» душа не оказалось. Забегая вперёд скажу, что пришлось выживать, имея влажные салфетки, антисептик и воду из под крана.
Первый день был ознакомительным, сутки в поезде всем привычны и не так сложны, вечером мы въехали в Удмуртию, сменился первый часовой пояс, а я лёг спать.
Четвёртый раз за год я был в Екатеринбурге. Это на четыре больше, чем за всю предыдущую жизнь 🙂
Здесь стоит отметить, что по сути маршрут от Москвы до Владивостока разбивается на участки между длинными остановками. В каждом большом городе стоянка поезда длится около 40-50 минут — это отличная возможность прогуляться, размять ноги, встретиться с друзьями, выйти на привокзальную площадь, посмотреть на городские кварталы вокруг вокзала, зайти в нормальный магазин. Обычно остановки совпадают с наличием в них интернета и складывается забавная ситуация: между станциями люди в плацкарте знакомятся, общаются, пьют чай, играют в шахматы и так далее, но как только поезд останавливается, все залипают в телефоны — это редкие минуты, когда есть интернет. Не успел отправить твит на остановке — жди несколько часов до следующей, смотри в окно, наслаждайся видом.
День 2, воскресенье. День, когда стало скучно На этот день были большие надежды, потому что я проезжал лучший город России — Екатеринбург. Второй от Москвы часовой пояс. В голове жил какой-то стереотип о том, что Екатеринбург находится посередине России. Разрушен в пух и прах 🙂
Через пять часов после Екатеринбурга меня ждала Тюмень.
А ближе к вечеру — город Ишим.
Вечером второго дня мне даже стало немного грустно, но по очень странной причине. Ни цыган, ни дембелей, ни детей, ни алкоголиков, ни сумасшедших дедов, ни вахтовиков, никого неадекватного в вагоне нет — скука! Просто обычные люди. Кто-то просто едет домой из Москвы, кто-то с работы, кто-то на работу, кто-то к родственникам и так далее. Но впереди было еще пять дней и, кажется, я действительно был один такой, кто ехал весь маршрут.
В полной темноте ближе к ночи мы подъезжали к Омску, и казалось, что приближающийся на горизонте горящий огнями Омск очень красив. Возможно, ‘ночью и на горизонте’ — это единственные условия, в которых Омск красив. Кстати, это плюс еще один часовой пояс. Уже +3 часа к Москве.
В Омске я потерял первых попутчиков — мама с ребенком вышли, остались я, буряты и две свободные полки. Второй день на этом закончился.
День 3, понедельник. День, когда я отлежал пятую точку Утро началось с Новосибирска — +4 часа к московскому времени.
Никогда не был в нём раньше, а стоянка поезда около часа — отличная возможность посмотреть город. Наметил себе цель дойти до магазина, купить воды и какой-нибудь более-менее адекватной закуски. За эту поездку я очень полюбил смесь орехов с сухофруктами, мне теперь кажется это идеальный снэк для поезда. Огромным разочарованием было то, что Новосибирск — последний город России, где она была в магазинах рядом с вокзалом.
Еще одна удивительная штука — Новосибирск географически находится ровно посередине России, но дорога от Москвы до него занимает 2,5 дня, а от него до Владивостока — 4,5 дня.
Вернулся в поезд, а к нам подсела пожилая пара. Они очень хотели ехать вместе, но места у них были в разных частях вагона, поэтому они всех очень настойчиво просили поменяться с ними местами. Буквально всех.
Я, честно говоря, на своём месте уже третий день ехал и еще четыре дня мне на нём ехать, я к нему привык, я с ним породнился, я не видел ни одной причины, почему я должен с кем-то меняться и туда-сюда ради них переезжать. Пришлось также настойчиво вежливо отказать. И я до сих пор не могу понять, почему в этой ситуации я еще и остался с чувством вины на себе.
В итоге дед остался ехать на полке напротив меня, а бабуля ушла на свою полку дальше по вагону.
Из событий за день: по вагону прошла женщина из вагона-ресторана и предлагала всем шаурму по 160 рублей и пиццу ‘как в школе’, на весь вагон играло техно из середины нулевых, я сыграл с бурятами две партии в шахматы.
Ближе к вечеру приехали в Мариинск — водочную столицу Сибири.
Откуда такой стереотип? Я о нем узнал пару лет назад, когда ехал на блаблакаре из Красноярска в Кемерово, и именно тут, именно с этими словами мои попутчики начали нажиратся непонятным алкоголем, который по их словам «лучше чем водка!» Дед, который подсел утром, видимо, устал смотреть в окно и решил заговорить. С какой фразы вы обычно начинаете разговор с незнакомым попутчиком? Дед выбрал эту:
— Молодой человек, вы из Львова?
Я начал как можно быстрее перебирать в голове все телевизионные пропагандистские штампы, жертвами которых он мог стать. Похож ли я на фашиста? Быть может, дед в молодости валил таких, как я, сотнями? Одет ли я в желто-синее или красно-черное? Расчехлять ли мне зигомёт?
Оказалось, что единственная жертва пропагандистов в этом вагоне — это я. У деда просто бабуля родом из Львова и какие-то сказанные мной утром слова он неправильно понял. В итоге мы неохотно проболтали несколько часов. Дед оказался сложным собеседником. По его словам, он раньше работал кинотехником в Останкино и всю дорогу хотел делиться со мной, какие великие советские актёры и актрисы где похоронены. Я пытался перевести тему на что угодно: на кинооборудование, на интересные города России, но дед всегда возвращался к покойным кинозвёздам.
— Как вам Новосибирск? Мне ни разу не доводилось в нём бывать, но я очень хочу съездить
— Съезди обязательно, там есть кладбище на окраине, на нём похоронена ваша известная московская актриса…
День закончился в Красноярске. Были поздняя ночь, красивый туман и дикий холод, я прогулялся по платформе, встретился с подругой, она передала мне легендарный красноярский донер в дорогу и бутылку лимонада. Вообще, если вы едете по стране и у вас есть друзья в городах, обязательно договаривайтесь о встречах, встречи это прекрасно.
День 4, вторник. Экватор Ночью пожилая пара вышла на одной из станций, а в 9 утра в Иркутской области на станции Тайшет (+5 часов к Москве), две свободные полки рядом со мной заняли два китайца.
Проблема в том, что у китайцев очень простое отношение к чужому личному пространству: оно для них не существует. Новые попутчики ни слова не понимали по-русски, либо (что вероятнее) делали вид, что не понимают, очень шумно себя вели и очень свиняче ели.
В Китае производятся потрясающие наушники Apple, очень крутые Bose с отличным шумодавом, доступные каждому JBL, даже японские Sony производятся в Китае. Видимо спрос на наушники настолько велик, что самим китайцам не достаётся. Поэтому они смотрят видео со звуком на весь вагон.
Я лежал, читал книгу и опасался, что они поедут с нами аж до границы с Китаем где-то за Хабаровском. Но они ехали всего половину дня и вышли ночью недалеко от Иркутска.
На четвертые сутки поезд проезжает ровно половину своего пути. Ровно 3,5 дня он едет до станции Зима и еще столько же дальше до Владивостока.
Это единственное, чем станция примечательна. Старый вокзал здесь изуродован перестроен РЖД, а вокруг него кирпичные трех-четырёх-этажки.
Когда едешь по Транссибу гораздо интереснее другое. На четвертый день в пути начинаешь ловить себя на довольно очевидной, но важной мысли:
Друзья, мы в офигительно красивой стране живём. Очень западают в душу все эти маленькие городки на Транссибе, где даже остановок поездов нет. Просто пара хрущевок-брежневок in the middle of nowhere. И ведь живут люди!
Ночью приехали в Иркутск.
Мне почему-то не везет с Иркутском: я был в нём второй раз, но возможность прогуляться снова выпала только ночью. Привокзальная площадь в Иркутске ужасна, там происходит некий транспортный хаос, темно и стрёмно.
Но Иркутск был не самым сильным разочарованием четвертого дня. Всем известно, что за Иркутском находится Байкал и ж/д линия несколько часов проходит прямо вдоль кромки воды. Фантастической красоты места, конечно.
Но я проезжал их ночью — было видно луну, её отражение в воде и больше ничего. Вид примерно такой:
День 5, среда В 5 утра была остановка в Улан-Удэ. Там у меня полностью обновился состав попутчиков. После этого вагон превратился в читальный зал — если раньше молодые ребята из Бурятии добавляли некой движухи и общения, то после них наступили тишина, спокойствие и умиротворение.
Следующая мысль начала формироваться у меня довольно давно, но окончательно я её выразил, когда мы приехали в Читу (опережает Москву уже на 6 часов).День 5, среда. Такую страну развалили!
В 5 утра была остановка в Улан-Удэ. Там у меня полностью обновился состав попутчиков. После этого вагон превратился в читальный зал — если раньше молодые ребята из Бурятии добавляли некой движухи и общения, то после них наступили тишина, спокойствие и умиротворение.
Следующая мысль начала формироваться у меня довольно давно, но окончательно я её выразил, когда мы приехали в Читу (опережает Москву уже на 6 часов).
Вечером была ничем не примечательная станция Карымская.
День 6, четверг. Мы живём в очень красивой стране Станция Амазар на границе Забайкальского края.
Это небольшой посёлок городского типа, здесь живет пара тысяч человек. Находится между сопок, тут вроде даже есть пара пятиэтажных панелек. Очень красивые места. Особенно осенью и в лучах утреннего солнца.
Здесь я осознал важную вещь:
С железнодорожных станций пропали торговцы всяким добром: рыбой, пирожками, мягкими игрушками и так далее. Вернее не совсем пропали, но впервые я их увидел именно в Забайкалье.
Амурская область встречает городом с любопытным названием Ерофей Павлович. Это в честь Хабарова, да.
В тот момент мне показалось, что я превращаюсь в Михаила Пришвина и готов бесконечно писать о красоте Забайкалья и Приамурья 🙂
Потому что, как оказалось, я выбрал лучшее время для этой поездки. Если бы за окном была обычная летняя зелень, смотреть на неё надоело бы на второй день. Мой поезд петлял среди рек, скал, сопок и долин, полностью покрытых рыжым осенним (иногда сгоревшим) лесом. И это безумно красиво.
Между Читой и Хабаровском самый длинный участок пути, на котором ничего не происходит. Нет ни крупных городов, ничего. Появляется огромное количество времени на то, чтобы рассматривать виды за окном, читать книги и беседовать с попутчиками.
Из окна видно золотодобывающие предприятия, маленькие городки, а между станциями Уруша и Сковородино мы проезжали заброшенный тюремный лагерь. Выглядит страшно: несколько слоёв заборов, проволока, вышки и бараки с выбитыми окнами. Недавно нашел его на Викимапии, это ИК №5, находится в поселке Тахтамыгда и являлась градообразующим предприятием. В 2008 году несколько десятков заключенных собирались совершить [роскомнадзор], а заброшенной она оказалась всего несколько лет назад.
Взрослые дяди в вагоне играют в карты.
К ним подбегает маленькая девочка, смотрит в карты одного из них и говорит:
— О, я знаю! Это дама, это король, а это тузы!
и убегает. Немая сцена.
День 7, пятница. Ну когда там уже? В Биробиджане 7 часов разницы с Москвой. Утром мы въехали в Еврейскую АО, стоянка там была недолгой, около 20 минут. Всю дорогу удивлялся, какое же огромное количество всякого хозяйства есть у РЖД по всей стране. И всё, абсолютно всё выкрашено в красно-серый. Если посреди горы in the middle of nowhere стоит какая-нибудь будка или технический ящик, то он обязательно в фирменных цветах. И ведь кто-то не так давно это всё обошёл и перекрасил!
Когда за окном показалась огромная река, вышедшая из берегов, я понял: подъезжаем к ХабаровскуУдивило и понравилось, что вся инфраструктура вокруг Амура построена на ножках: дороги, здания и даже пешеходные маршруты. В Хабаровске была самая длинная остановка за весь путь: 1 час 10 минут — можно было неплохо прогуляться.
С одной стороны город оказался наглядным учебником по урбанистике с кучей примеров «как делать не надо», а с другой — очень мне приглянулся. Один из немногих российских городов, где выходишь из здания вокзала и чувствуешь себя уютно. Возможно так на меня влияет хорошая погода, но в Хабаровске очень приятная привокзальная площадь с фонтанами. Надо будет обязательно приехать сюда ещё и погулять более основательно.
Удивило и понравилось, что вся инфраструктура вокруг Амура построена на ножках: дороги, здания и даже пешеходные маршруты. В Хабаровске была самая длинная остановка за весь путь: 1 час 10 минут — можно было неплохо прогуляться.
С одной стороны город оказался наглядным учебником по урбанистике с кучей примеров «как делать не надо», а с другой — очень мне приглянулся. Один из немногих российских городов, где выходишь из здания вокзала и чувствуешь себя уютно. Возможно так на меня влияет хорошая погода, но в Хабаровске очень приятная привокзальная площадь с фонтанами. Надо будет обязательно приехать сюда ещё и погулять более основательно.Впервые за неделю я выпил нормальный кофе, впервые за неделю я прошёл больше 5 тысяч шагов в день. Спасибо Хабаровск, я даже купил магнитик.
Честно говоря, наибольший дискомфорт в поезде вызывает именно невозможность осуществлять хотя бы минимальную физическую активность. К концу поездки уже даже не очень хочется есть, потому что за целый день в вагоне я практически не успевал проголодаться, я ничего не делал.На станции Вяземский торжество станционной торговли.
Я не рискнул ничего покупать, но многие мне говорили что там норм. Даже проводник купил себе пару пирожков 🙂
На седьмой день я уже перестал следить как меняются попутчики: после Хабаровска они чуть ли не на каждой станции сходили-заходили. Вечером я решил что нужно отметить приближающийся конец этого путешествия и впервые пошел в вагон-ресторан.
Пришлось пройти по поезду и снова хочу отметить: мне очень повезло с вагоном. В соседнем плацкарте — полный вагон детей, а купейные вагоны очень старые — с одной розеткой на всех. 13 место в 13 вагоне оказалось счастливым 🙂
Когда я осознал, что стою во Владивостоке со своим чемоданом, у меня появилось ровно то же самое чувство, что было когда я только сел в поезд. Необъяснимая радость и улыбка, я доехал!
Поехал бы я так ещё раз? Вряд ли. Только если с хорошей компанией.
Впустую ли я потратил неделю своей жизни? Скорее да, чем нет.
Доволен ли я? Да, по-моему получилось интересно, будет что рассказать внукам.
Могу ли я порекомендовать кому-нибудь такое путешествие? Только если вы любите странные путешествия так же сильно, как и я 🙂
По итогам всего я правда не согласен с тем, что совершил какое-то геройство, как многие это называют. В конце-концов, многие люди лежат в больницах или сидят в тюрьмах, поверьте — поезд не самое плохое место для жизни. К концу второго дня уже начинаешь спокойно относиться к происходящему вокруг.
Источник