Поезд для эмира бухара



Золото последнего эмира Бухары

Сейид Мир Мухаммед Алим — хан (1880 — 1944) — последний эмир Бухарского эмирата, правивший с 4 декабря 1910 года до захвата Бухары Красной армией 2 сентября 1920 г.; представитель узбекской династии тюркского рода Мангыт.

Был предан российскому императору. Награжден орденами Святого Александра Невского и Святого Владимира.

На деньги эмира в 1900 — е гг в Санкт — Петербурге были выстроены Соборная мечеть и Дом эмира Бухарского на Петроградской стороне. 30 декабря 1915 года был произведен в генерал — лейтенанты по Терскому казачьему войску и пожалован генерал — адъютантом.

Когда Красная армия заняла Бухару, бежал на восток эмирата, где пытался организовать басмаческое движение, а затем бежал в Афганистан. Умер в Кабуле 5 мая 1944 г.

Завещал написать на своей могиле: «Эмир без родины жалок и ничтожен. Нищий, умерший на родине, — воистину эмир».

Осенью 1920 года в потайной комнате дворца эмира были найдены его легендарные сокровища.

22 декабря 1920 года, т. е. почти через четыре месяца, после того как был свергнут эмир, члены Государственной комиссии по учету ценностей Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) Хайрулла Мухитдинов и Хол-Ходжа Сулейманходжаев доставили на поезде в Ташкент и сдали на хранение в Народный комиссариат финансов Туркестанской АССР ценности, принадлежавшие бухарскому эмиру.

После сдачи ценного груза Государственная комиссия составила соответствующий Акт в двух экземплярах, один из которых передали в Комиссариат финансов Туркестанской республики, а второй — в Назират финансов БНСР.

Ценности, которые были указаны в Акте, имели 1193 порядковых номера (№743 повторяется дважды), упакованы в сундуки и мешки. При вскрытии, они оказались забитыми драгоценными камнями, деньгами, золотом, серебром, медью, одеждой. Из всего этого сокровища мы перечислим только то, что, на наш взгляд, представляет несомненный интерес.

Драгоценные камни были представлены алмазами, бриллиантами, жемчугом, кораллом. Из них: 53 крупных алмаза (вес не указан), 39 бриллиантов крупного размера (138 каратов), более 400 бриллиантов среднего размера (450 каратов), 500 бриллиантов меньше среднего размера (410 каратов), мелкие бриллианты (43 карата). Итого драгоценных камней: 1041 карат, без учета 53 крупных алмазов.

Большинство драгоценных камней инкрустированы в золотые изделия: 1 султан с алмазами и жемчугом, 4 короны, 3 пары серег, 8 брошей, 26 колец, 26 дамских часов, 37 орденов, 11 браслетов, 53 портсигара, 14 поясов с бляхами, 7 звезд (с 5 крупными и средними бриллиантами и 30 мелкими), 43 женских зеркала, орден Белого Орла с 13 бриллиантами, нагрудный портрет Сада Алимхана с 10 крупными и 20.мелкими бриллиантами, бляха с 59 бриллиантами, орден Святого Апостола Андрея Первозванного с 20 бриллиантами, 2 ордена Владимира I степени с 20 бриллиантами и к ним две прицепки с 10 бриллиантами, 5 орденов Станислава I степени с 13 бриллиантами, орден Александра Невского с алмазами, Крест Датский с 14 бриллиантами, Орел Сербский с 5 алмазами, знак «За 25-летнюю службу» с 6 бриллиантами, 3 серебряные персидские звезды с алмазами, 18 серебряных шашек с камнями и эмалью, серебряная пряжка с 21 бриллиантом.

Кроме того, имелись украшения из коралловых бус общим весом 12 фунтов (1 ф. = 0,409кг), жемчужные бусы, обрамленные в золото — 35 ф.

Золото представлено в виде различных украшений — 14 пудов (1п. = 16 кг), россыпи — 10 пудов и 4 ф. лома общим весом 4п. и 2 ф., 262 слитка — 12п. и 15ф., российских монет разных достоинств на общую сумму 247600 рублей, бухарских монет на общую сумму 10036 рублей, иностранных монет (1 ф.). В целом, масса золота в украшениях, россыпи, ломе, слитках, монетах, орденах составила 688, 424 кг.

Серебро представлено в виде различных предметов и кухонной посуды: вазы, шкатулки, братины, самовары, подносы, ведерки, кувшины, чайники, подстаканники, бокалы, тарелки, кофейники, графины, столовые, десертные и чайные ложки, вилки, ножи. А также музыкальный ящик, различные женские украшения с камнями (не указано, с какими: драгоценными или нет), настольные календари, подзорная труба, бухарские ордена и медали, блюдца, статуэтки, подсвечники, котелки, браслеты, бляхи, портсигары, полоскательницы, часы напольные, часы столовые, доска шахматная с фигурами, супницы, молочники, рюмки, чарки, альбомы, кружки, сахарницы, головные женские уборы, кольца с камнями, ножны, ожерелья, большинство из которых были покрыты эмалью разных цветов, сбруи конские с бляхами.

Но больше всего серебра было представлено в виде слитков и монет в 632 сундуках и 2364 мешках общим весом 6417 п. и 8 ф., что соответствует около 102, 7 тонны.

В 26 сундуках были упакованы бумажные деньги: российские Николаевские на общую сумму 2010 111 рублей, российские Керенские — 923 450 рублей, бухарские — 4 579 980 тилля.

В 180 больших сундуках находилась мануфактура: 63 халата на меху, 46 суконных халатов, 105 — шелковых, 92 — бархатных, 300 — парчовых, 568 — бумажных, 14 различных меховых шкур, 1 пальто с воротником, 10 ковров, 8 кошм, 13 паласов, 47 суконных отрезов, 2897 шелковых отрезов, 52 бархатных отреза, 74 парчовых отреза, 78 шерстяных отрезов, 1156 отрезов из бумажного материала, 415 чалм, 596 разных одеял, 278 шаровар, 1004 рубашки, 436 скатертей, 1228 платков, 746 тюбетеек, 660 пар обуви.

В 8 сундуках были упакованы медные деньги и столовая посуда, общим весом 33 п. и 12 ф.

К Акту имеется приложение, согласно которому все золотые изделия и драгоценные камни прошли экспертную оценку для определения их качества и веса. Оценку давал ювелир Данильсон. Однако, что интересно, вес драгоценных камней, золота и серебра, определенных Данильсоном, является заниженным.

Согласно Акту и по курсу сегодняшнего дня, цена эмирского золота (1 тройская унция, или 31,1 грамма = $ 832), если его перевести полностью в лом (688, 424кг), составляет более 18 млн. долларов США. За все серебро, если его тоже перевести в лом (102, 7 тонны), на мировых рынках могли бы сегодня дать свыше 51 млн. долларов (1грамм = $2). За 1041 карат бриллиантов на торговых аукционах «Сотбис» или «Кристи» можно выручить около 34 млн. долларов (1 карат = $32,5 тыс.).

В целом стоимость только этой части казны драгоценностей Мангитов в сумме составляет около 103 млн. долларов.

По материалам интернет — публикации «Золото эмира Бухары» и книги А. Г. Мосякина «Судьба золота Российской Империи в срезе истории. 1880 — 1922».

Источник

Из истории железной дороги Бухары

Шарофиддинов, М. М. Из истории железной дороги Бухары / М. М. Шарофиддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 962-964. — URL: https://moluch.ru/archive/113/25974/ (дата обращения: 29.06.2021).

С целью укрепления своей власти, Российская империя начала расширять железнодорожные сети по всей Средней Азии. Эту работу колонизаторы выполняли поэтапно. В Бухарский эмират железная дорога была проведена в 1888 году, но она проходила по северной части Бухарского эмирата. На южно-западной и южно-восточной части Бухары железной дороги ещё не было. Правящие круги России и её буржуазию интересовали богатства горных районов эмирата Бухары. Проведённая в эти районы железная дорога, давала русским капиталистам легкий доступ к природным богатствам ханства, а также открывала дорогу на Восточно-Бухарский и афганские рынки. Во-первых, строительство этой железной дороги укрепляло военно-стратегическое положение России на среднем Востоке. Во-вторых, военное министерство России поставило вопрос о строительстве железной дороги от Самарканда, Бухары или Фароба до Термеза. В финансовом отчете 1904 года министерства связи было запланировано строительство железной дороги от Самарканда, Бухары или Фароба до Термеза. Однако, из-за финансовых затруднений строительство железной дороги Бухары было разрешено проводить за счет частного капитала. В 1911 году М. М.Долгоруков, М. А. Маевский, В. Д. Харчевников предложили строительство железной дороги по направлению Карши — Гузар — Термез. 26 августа 1912 года Ковалевский предложил строительство бухарской железной дороги со станциями по направлению Каган — Карши — Термез — Карши — Китаб. Он указал, что трудности строительства железной дороги будут только на участке Керки — Термез. Запланированная дорога должна была проходить через районы богатые камнями, песками и другими стройматериалами. В записях Ковалевского указаны полные данные о запланированной дороге. Он проявляет большой интерес к состоянию дорог, к качеству неиспользуемых земель, к объёму товара, к населению городов, через которые будет проходить дорога, к транспортировке груза, к стоимости строительства, к объёму дохода. В 1912 году Ковалевский попросил разрешение на свой план у департамента военного министерства по железнодорожным делам и министерства по внешним делам. В ответе министерства по внешним делам было указано, что дать концессию на железную дорогу имеет право только Бухарский эмират. Ковалевский взял концессию у эмира 18 июня 1992 года. Эмир обещал дать 6000 десятин земли, подержать акционерное общество и дать 87 десятин земли в новой Бухаре. Правительство эмира проявило интерес к строительству железной дороги и помогло её построить. В одно время с Ковалевским инженер-полковник в отставке А. Г. Ананев взял у эмира в аренду 72000 десятин земли в долине Шерабад сроком на 99 лет. По его заметкам, строительство магистрали Александров — Гай — Чоржой должно было сблизить рынки восточной Бухары, Афгана и России, будет иметь важное экономическое значение, а также будет укрепит позиции России на Афганской границе. В 1912 году князь Андронников и военный инженер Ермолаев предложили строительство Бухарской железной дороги по направлению Самарканд — Карши — Термез.

Читайте также:  Когда пойдет поезд москва крым

По их плану Самарканд являлся начальной точкой железной дороги. Благодаря этой дороге, пространство между Ташкентом и Термезом длиной 235 верст сократилось бы, и железная дорога должна прошла бы по важным центрам реки Зарафшан. Однако направление этой железной дороги по техническим данным была более трудной, чем направления Каган — Термез. На строительство Бухарской железной дороги свои планы представили 4 группы. За каждой из них стояли крупные промышленные фирмы и банки. С 18 по 25 сентября 1912 года были пересмотрены предложения всех групп. Комиссия дала Ковалевскому разрешение на строительство железной дороги. Но для того, чтобы начать строительство, нужны были дополнительные документы от эмира Бухары. Эмир дал разрешение 13 мая 1913 года. 28 мая 1913 года совет министров, министерство дорожных связи и министерство финансов дали концессию Ковалевскому на строительство железной дороги Средней Азии от станции Коган по направлению Карши — Термез и Карши — Китаб. Концессия была дана на 81 год. Государство могло выкупить эту дорогу после 25 лет, срок строительство — 3 года. В октябре 1913 года в новую Бухару приехал будущий руководитель бухарской железной дороги М. Стутский. 16 июля 1914 года начались земляные работы на первом и третьем участках. 1 сентября начались строительные работы на втором участке, а 15 ноября на четвертом участке. 11 июля началось строительство тоннеля. На строительстве магистрали Бухары работали русские и иностранные специалисты. План по строительству тоннеля создали итальянские инженеры, железно-бетонными сооружениями занимались австрийцы.

На строительные работы в пустыне был приглашен В. А. Палетский строительство шло трудно, во-первых, из-за того что началась первое мировая война, доставка строй материалов из России в Туркестан претерпевала трудности. Во-вторых, не хватало рабочие силы. Несмотря на трудности, 12 ноября 1914 года железная дорога достигло Карши. 1915 года в мае месяце решили по этому направлению наладить движения поездов. Но по распоряжению Военного министерства это направление начало работать с 25 марта. 25 марта 1915 года был установлен временный перевоз пассажиров по направлениям Коган — Карши, 1 июля Карши Самсонов, 17 сентября Карши Гуров.

Для ежедневной перевозки пассажиров между Карши — Китаб были привезены автомобили. Для этого общество выделило 10 грузовых и 25 легковых автомобилей. 10 февраля 1916 года дорога достигло Термеза. 1916 года из-за войны строительные работы стали еще более трудными. В июле 1916 года, на год раньше военное министерство отрегулировало железнодорожное движение. Железная дорога объединила Керки и Термез с железной дорогой Средней Азии.

В заключение можно сказать, что за 1912–1916 годы на территории Бухарского эмирата была создана железнодорожная сеть. Это усилила зависимость эмирата Бухары от Российской Империи. Железная дорога Бухары имела особое значение в вывозе природных богатств с территории эмирата Центром Империи. Кроме этого, эта железная дорога зависела от империи с политической и военной стороны. Несмотря на то, что железная дорога Бухары служила интересам империи, она послужила нововведениям на территорию Бухарского эмирата.

Источник

Как Бухара стала русским протекторатом

150 лет назад, в июне 1868 года, подписанием мирного договора с Бухарским эмиратом завершился знаменитый Бухарский поход русской армии, ставший важной вехой в истории российского освоения Средней Азии. Интерес Российской империи к данному региону объяснялся сразу несколькими причинами. Во-первых, с территории среднеазиатских государств – Хивинского и Кокандского ханств и Бухарского эмирата – совершались регулярные набеги на вошедшие в состав России земли казахов. Для того, чтобы обезопасить южные рубежи империи, было необходимо установить контроль над Средней Азией. Во-вторых, Российская империя конкурировала с Великобританией, которая колонизировала Индию и рассматривала Туркестан (Среднюю Азию) как свою естественную сферу влияния. В-третьих, в контроле над среднеазиатскими маршрутами нуждалась и российская торговля с Китаем, Индией и Персией.

Первой целью русских военных походов стало Кокандское ханство, владения которого простирались в Заилийский край и граничили с казахскими кочевьями, входившими в состав России. В 1820-х – 1840-х гг. развернулось строительство русских крепостей на казахских землях. Так, в 1824 г. был основан Кокчетав, в 1830 г. – Акмолинск, в 1846 г. – Новопетровское (Форт-Шевченко), Уральское (Иргиз) и Оренбургское (Тургай) укрепления, в 1847 г. – Раимское, а в 1848 г. – Капальское укрепления. Первая экспедиция в Заилийский край была предпринята в 1850 г., а с начала 1860-х гг. русские войска начали планомерное продвижение вглубь Туркестана, оттесняя кокандцев. В 1865 г. была образована Туркестанская область, включившая в себя значительную часть территории современного Узбекистана. Примерно в то же время, когда Российская империя вступила в конфликт с Кокандским ханством, началось и противостояние с Бухарским эмиратом.

Во второй половине XIX века Бухарский эмират распространял свою власть на территории современных Таджикистана, Южного Узбекистана и части Туркмении. В эмирате, возникшем на основе Бухарского ханства, правила династия Мангыт – представители одноименного узбекского племени, в свою очередь восходившего к одному из монгольских племен, участвовавших в походах Чингисхана. В 1756 г. династия Мангытов сменила правившую с 1601 г. в Бухарском ханстве династию Аштарханидов – потомков Джучи, старшего сына Чингисхана, которые правили прежде в Астраханском ханстве. Бухарский эмират был типичной восточной абсолютной монархией с неограниченной властью эмира над своими подданными. Основное население эмирата составляли кочевые, полукочевые и оседлые узбеки, таджики, туркмены, а также арабы, персы, бухарские евреи, калмыки, киргизы, каракалпаки и представители других народностей.

Читайте также:  Нижний новгород магнитогорск поезд расписание цена

Вся полнота власти находилась в руках привилегированной узбекской аристократии. О нравах Бухарского эмирата достаточно подробно написано в произведениях известного советского таджикского писателя Садриддина Айни. На протяжении всей своей истории Бухарский эмират вел постоянные войны с соседями – Кокандским ханством, Хивинским ханством, Афганистаном, туркменскими племенами. Однако начало русской экспансии в Среднюю Азию было воспринято в Бухаре очень негативно, поскольку верхушка эмирата почувствовала в ней серьезную угрозу для собственной власти и устоявшихся порядков.

Весной 1865 г. российские войска под командованием Михаила Черняева начали операцию по взятию Ташкента. С русской стороны в осаде и штурме Ташкента участвовали 1300 солдат и офицеров при 10 орудиях, со стороны защитников крепости – до 30 тысяч человек во главе с муллой Алимкулом Хасанбием – фактическим правителем Кокандского ханства, носившим титул аталыка. Но, несмотря на многократное численное превосходство кокандцев, справиться с русским отрядом им не удалось – сказывалась разница в боевой выучке и вооружении. Тем более, что 10 мая 1865 года скончался от смертельного ранения мулла Алимкул. 17 (29) июня 1865 года Ташкент капитулировал. Михаил Черняев и представители ташкентской знати подписали особый договор, в котором русские гарантировали незыблемость устоев ислама и соблюдение их жителями города, а ташкентские старейшины обещались полностью отменить рабовладение и торговлю людьми в городе и немедленно освободить всех рабов.

Взятием Ташкента был очень недоволен бухарский эмир Саид Музаффар-хан, который почувствовал в продвижении русских войск в Туркестане серьезную угрозу для Бухарского эмирата. Отряды сторонников бухарского эмира, действовавшие в окрестностях Ташкента, постоянно организовывали вылазки против русских войск. Одновременно Музаффар-хан потребовал от России освободить завоеванные территории и конфисковал имущество проживавших в Бухаре русских купцов. Русская миссия, прибывшая в Бухару для урегулирования ситуации, подверглась оскорблениям, после чего у Российской империи не оставалось иного выхода, кроме выступления против Бухары.

8 (20 мая) 1866 года 2-тысячный русский отряд под командованием военного губернатора Туркестанской области Дмитрия Романовского в битве под Ирджаром нанес сокрушительное поражение армии Бухарского эмирата, обратив в бегство все эмирское войско. Был вынужден бежать и сам Музаффар. Ошибкой эмира было решение продолжить войну с Россией, принятое под давлением религиозных кругов и знати. Это свидетельствовало об отсутствии у бухарской элиты адекватного восприятия возможностей эмирата. Противостоять русской армии воинство эмира просто не могло. Уже в октябре 1866 года русскими войсками был взят Ура-Тюбе, а затем и Джизак. Туркестанский генерал-губернатор Константин фон Кауфман предложил Музаффар-хану заключить мирный договор, однако бухарский правитель продолжал всерьез рассчитывать на победу над русскими войсками. Он приступил к сбору ополчения, рассчитывая, что объявленный им газават соберет под знамена эмирата множество среднеазиатских мусульман.

Пока эмир собирал войска, русская армия получила приказ выдвинуться в сторону Самарканда – одного из важнейших городов Бухарского эмирата и Средней Азии в целом. Для выступления на Самарканд в районе Джизака были сконцентрированы достаточно внушительные силы – 25 пехотных рот, 7 казачьих сотен общей численностью в 3500 человек при 16 артиллерийских орудиях. 1 (13) мая 1868 года отряд выдвинулся в сторону Самарканда. Эмир сосредоточил для обороны города 40-тысячную армию, на вооружении которой находилось 150 артиллерийских орудий, правда старых и сильно уступавших русской артиллерии. Русские войска вброд перешли реку Зяравшан, после чего устремились в атаку на бухарцев. Несмотря на многократное превосходство, бухарцы бежали, причем жители Самарканда не стали пускать отступавшее эмирское войско в город.

2 мая 1868 года русские войска вступили в Самарканд. Однако 30 мая основная часть русских войск выдвинулась из Самарканда для дальнейших действий против эмира, а в городе остался небольшой гарнизон. Этим обстоятельством решили воспользоваться бухарцы, которые 2 июня ворвались в Самарканд. Русский гарнизон и проживавшие в городе евреи и христиане закрылись в цитадели, которую удалось удержать до 8 июня, когда узнав о возвращении основных русских войск, бухарцы отступили из города. В боях за цитадель погибло до трети личного состава русского гарнизона.

Вслед за Самаркандом русские войска взяли Катта-Курган, а 2 июня нанесли эмиру Музаффару сокрушительное поражение на Зерабулакских высотах. Война с Российской империей, как и следовало ожидать, была Бухарским эмиратом полностью проиграна, и это при том, что бухарская армия в десятки раз превосходила русские войска по численности, сражалась на своей территории и могла рассчитывать на поддержку местного населения. После поражения на Зерабулакских высотах эмир Музаффар обратился к России с просьбой о мире. По мирному договору Бухарский эмират уступал России очень значимые земли – Самаркандское, Пенджикентское, Ургутское и Катта-Курганское бекства. Также Бухара обязалась выплатить России 500 тысяч рублей контрибуции, разрешить полную свободу торговли в эмирате для русских купцов и обеспечивать личную и имущественную безопасности российских подданных на территории эмирата. Эмир гарантировал свободный проезд русских купцов через территорию Бухарского эмирата и обязывался не повышать пошлину на ввозимые русскими купцами товары выше 2,5% от их стоимости.

Как Бухара стала русским протекторатом

Таким образом, фактически с июня 1868 года Бухарский эмират превратился в протекторат Российской империи, а эмир был вынужден следовать в фарватере российской политики и подчиняться Санкт-Петербургу. Впрочем, в Бухаре вскоре поняли все преимущества, которые давал эмирату такой статус. Так, эмир стал полагаться на помощь русских войск в любых конфликтных ситуациях, включая частые народные волнения. Например, в том же 1868 году с помощью русских войск эмир подавил восстание в Каршинском бекстве и вернул контроль над городом Карши. Спустя два года таким же путем были подавлены восстания в Китабе и Шааре и возвращен контроль над Шахрисябзским бекством. В 1876 году с российской помощью под контроль бухарского эмира были возвращены Кулябское и Гиссарское бекства, а в 1877 году покорены Дарваз и Каратегин.

Подчинение Российской империи позитивно сказалось на экономическом и культурном развитии Бухарского эмирата. Впрочем, бухарская знать и верхушка духовенства очень опасались распространения в эмирате русского языка и светской культуры, справедливо полагая, что это повлечет за собой потерю влияния на население эмирата. Но в изменившейся политической ситуации остановить русскую культурную экспансию было уже нельзя, тем более, что она следовала за экономической модернизацией эмирата. В Бухаре появилась промышленность, банки, стала формироваться бухарская буржуазия, представители которой уже не были ориентированы на слепое следование вековым традициям, а мыслили более глобально, понимая необходимость и современных знаний, и владения русским языком. Появление железных дорог и телеграфных линий повлекло за собой и создание русских поселений на территории Бухарского эмирата, в которых проживали рабочие и служащие. В 1894 году в Бухаре появилась первая русско-туземная школа, а с начала ХХ века стали появляться новометодные школы, которые сочетали изучение основ исламской религии и шариата с преподаванием русского языка. Проводниками новых веяний в Бухаре были казанские и сибирские татары, игравшие важную роль в русско-бухарской торговле.

Читайте также:  Поезда купе женщина эротика

Естественно, что постепенная модернизация бухарского общества очень пугала консервативную часть населения эмирата, которая видела в новых веяниях угрозу религии и традициям. Антироссийские настроения в эмирате продолжали поддерживаться и турецкими эмиссарами, а также агентами соседнего Афганистана. Незадолго до начала Первой мировой войны русская агентура в Бухарском эмирате докладывала в Петербург, что афганское присутствие ощущается здесь даже сильнее турецкого, афганцы тайно снабжают бухарцев оружием, изучают обстановку в эмирате. В 1910 году, когда в Бухаре ультраконсервативные силы готовили восстание против эмира, российским охранным отделением было установлено, что через афганско-бухарскую границу на территорию эмирата просачивались группы переодетых солдат афганской регулярной армии.

Примечательно, что Афганистан оказывал всестороннюю поддержку ультраконсервативным силам Бухарского эмирата, тогда как «реформаторы» (джадиды) были склонны ориентироваться на Османскую империю, где в начале ХХ века победили «младотурки». Поскольку Российская империя не уделяла должного внимания модернизации системы образования в Бухарском эмирате, стремясь сохранять существующий порядок вещей, «продвинутые» бухарцы ориентировались на Османскую империю и предпочитали отправляться сами и отправлять своих детей на учебу в Стамбул. Популяризацией турецкого образования занимались и действовавшие в Бухаре эмиссары.

Таким образом, несмотря на статус протектората Российской империи и включение в орбиту ее политического, культурного и экономического влияния, в Бухарском эмирате продолжалась борьба между различными политическими силами, ориентированными на Афганистан, Османскую империю или Россию. В целом, ситуация в эмирате была весьма неспокойной, постоянно существовал риск начала очередных народных волнений, беспорядков, причем первыми жертвами в случае дестабилизации обстановки автоматически бы стали русские и подданные Российской империи, которых консервативно настроенные бухарцы обвиняли во всех грехах и считали причиной плачевного положения дел в эмирате. Поэтому не было ничего удивительного в том, что как только Россия оказалась в сложной ситуации, вступив в Первую мировую войну, Среднюю Азию захватила волна антироссийских восстаний.

Последовавшие в 1917 году революции в России неизбежно оказали влияние и на политическую ситуацию в Бухарском эмирате. Джадидам они принесли надежду на дальнейшие модернизационные изменения, а традиционалисты рассчитывали вырваться из-под влияния России и вернуться к старым порядкам. Однако победа Октябрьской революции в России и последовавшее утверждение советской власти привело Среднюю Азию к самым масштабным в ее новой истории изменениям, заложило фундамент политического развития региона на столетие вперед и, наконец, повлекло за собой формирование основных среднеазиатских наций в их современном виде.

Источник

ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ VII-часть

http://alsamarkand.com/ru/bukharskiy-emirat/

Первая железная дорога

Бухарский Эмират — Первоначальные русские поселении и первая железная дорога …

С проведением Закаспийской железной дороги в 1888 г. было подписано «дружественное соглашение» туркестанского генерал-губернатора с бухарским эмиром. Согласно соглашению, отводилась «железнодорожная полоса отчуждения» для постройки железнодорожных станций, вокруг которых стали возникать русские поселения. Сюда переселялись жители с южных границ русской империи. Поселения бухарских подданных в этих местах допускались только с разрешения бухарского правительства, которое сообщало об этом политическому агенту.

В 1889 г. были введены правила торговли крепкими напитками в Бухарском эмирате, по которым разрешалось торговать этими напитками только в вышеуказанных поселениях, на железнодорожных станциях и в русских воинских частях, расположенных в эмирате. Торговать напитками могли только русские подданные без права продажи их бухарцам. Торговцы напитками должны были платить бухарскому правительству закят в размере 2,5% стоимости товара и городские сборы на нужды поселения. От других торговых пошлин эти торговцы освобождались.

Позднее рост русских поселений побудил русское правительство ввести юрисдикцию. Законом от 15 марта 1896 г. была утверждена в Бухаре должность русского мирового судьи, ведавшего проступками и преступлениями со стороны русских. Преступлениями бухарских подданных в отношении русских занимался политический агент в Бухаре.

Из первоначальных русских поселений возникли такие небольшие города со своими бюджетами, школами, больницами и другими учреждениями, как Новая Бухара (Каган), Чарджуй (Чарджоу), Керки и Пата-Гиссар (рядом с ним в 1900 г. был основан современный Термез).

Через Бухару караванными путями по-прежнему переправлялись различные товары из Афганистана, Индии и Ирана. Здесь можно было встретить сахар из Египта, свечи из Рангуна (Бирмы), имбирное варенье из Шанхая, швейцарское сгущенное молоко, шелковые шали с острова Мальта. Бухарские товары, которые следовали в Россию, и русские – в Бухару просматривались на таможнях Самарканда, Мерва и Асхабада. С 1 января 1895 г. стали открываться царские таможни по бухаро-афганской пограничной линии от г.Керки (правый берег Амударьи, 200 км на юг от Карши) до Дарваза (слияние р.Кафирниган с Амударьей), что окончательно лишило ханство самостоятельной торговли. Бухара превращалась во внутренний рынок России. С другой стороны, это привело к расширению торговли с Россией. Начался усиленный ввоз из России мануфактуры, сахара-рафинада, керосина, посуды, железных изделий и пр. В Россию вывозили хлопок, каракуль, шелк, сушеные фрукты и пр. Торговые операции обогатили местное купечество.

Торговые сделки в Москве на русскую валюту, а в Бухаре – на бухарскую тангу вызывали значительное колебание курса танги, от чего больше всего страдали местные ремесленники и дехкане. Поэтому в 1901 г. состоялось соглашение царского правительства с эмиром об урегулировании вопроса о чеканке танги. Эмир согласился передать запас танги на 20 млн. руб. и монету, которая будет у него чеканена на 25 млн. руб., в государственный банк из расчета золотом или серебром по 15 коп. за тангу. (Сейчас в здании бывшего Государственного банка России размещается художественная галерея). Устанавливалось хождение в Бухаре русских, а в России – бухарских денег.

Открытие в 1905 г. Оренбургской железной дороги, связавшей Бухару с центром России, втянуло эмират в торговый оборот России и подчинило ее экономическому влиянию.

Одним из способов экономического проникновения России в Бухару были концессии (договоры на сдачу в аренду земель, рудников или строительство предприятий на определенных процентах). Одной из первых и наиболее крупных концессий являлось акционерное общество «Ширабад». В 1912 г. военному инженеру Ананьеву было отведено для орошения в Ширабадском районе 72500 десятин земли сроком на 99 лет. Все работы следовало выполнить за 8,5 лет, после чего эмиру выплачивалось по 100 тыс. руб. ежегодной арендной платы.

Источник