Чем пахнет железная дорога?
Многим из нас ещё с детства полюбился аромат железной дороги — такой волнующий, родной, полный романтики путешествий… Количество поклонников этого специфического запаха можно прикинуть даже по запросам в поисковике: многие интересуются химической формулой и даже пытаются воссоздать её в домашних условиях – чего мы делать, в общем-то, не рекомендуем.
Дабы не ходить вокруг да около, начнём с главного: характерный запах железной дороги — во многом заслуга железнодорожных шпал, пропитанных креозотом. Букет дополняют различные примеси: это и запах горящего каменного угля и опилочных брикетов, которыми отапливают вагоны и нагревают титан, и дым солярки от тепловозов, работающих на дизельном топливе, и тяжёлый «дух» мазута — от паровозов с нефтяными форсунками.
«А как быть с метро?» — спросит читатель. Что ж, этот аромат во многом близок железной дороге благодаря использованию того же креозота, однако он более тонкий, и имеет свои специфические, неповторимые нотки. К запаху шпал примешивается тормозная жидкость и ощутимый процент озона, который образуется из-за высокого напряжения на контактном рельсе метро. Завершают композицию ароматы краски, отсыревшей побелки и других отделочных материалов, которые почти не выветриваются из-под земли.
Свойства креозота
Креозот – французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой – поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.
Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.
Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.
При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.
Возможно появление светобоязни и слезотечения, а в редких случаях — поражение роговицы и даже её окрашивание (при продолжительном воздействии на вредном производстве). Пары креозота тоже вызывают ожоги – отсюда и болезни дыхательной системы (например, астма).
Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта – ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.
Можно ли строить дома из шпал?
Нередко повидавшие виды шпалы – то есть, бывшие в промышленном использовании и списанные за ненадобностью либо после истечения срока службы (но всё ещё в хорошем состоянии), — используются в частном строительстве. Причём не только при постройке временных фундаментов и лёгких зданий (например, сараев и гаражей), но и для возведения жилых домов или дач. Особенно часто этим грешат работники железнодорожных предприятий – ведь они, как правило, имеют огромную скидку на отходы собственной отрасли.
Деревянные шпалы, безусловно, обладают рядом достоинств: они относительно лёгкие и прочные, не поддаются разрушению дождём и снегом, не привлекательны для насекомых и грызунов, и даже устойчивы перед землетрясениями. Вдобавок строгая геометрия длинных брусьев делает их удобными для монтажа, поэтому многие до сих пор соблазняются идеей быстрого и недорогого строительства из этого материала. — Увы, тем самым создавая серьёзную опасность здоровью обитателей таких домов.
Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.
Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества – не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.
Ещё один «камень в огород» отработанных шпал – это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…
И, наконец, последний аргумент против строительства из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом: это вещество весьма охотно горит, — а затушить его так же сложно, как и тлеющие торфяники. Поэтому при пожаре такие дома обычно полностью сгорают всего за 15-20 минут. Явно не лучшее вложение денег, времени и усилий – не правда ли?
Источник
«Нравится запах вокзала и поездов», я токсикоман?
Следует отметить, что ничего странного в любви к вокзальному запаху нет. Но и токсикоманами называть пассажиров, которым он нравится, не стоит. С пристрастием, которым является токсикомания, любовь к запаху рельсов и шпал не имеет ничего общего.
Чем пахнет поезд?
Запах поезда за последние годы сильно изменился. Если раньше в вагонах пахло жареной или копченой курицей, котлетами и чаем, то сегодня на станции отправления фирменные вагоны пахнут… чистотой. К ее свежему запаху примешивается тот самый, приятный, характерный, сладковато-горький, нерезкий и всегда ассоциирующийся с поездом. Это запах металла, отделки, смазки и много чего еще.
Чем пахнет поезд в дороге? Здесь тоже все строго индивидуально. У кого-то поездки ассоциируются с ароматом классического черного чая с сахаром и лимоном. Кто-то с детства помнит дорожные перекусы свежей выпечкой. Для них до сих пор поезд пахнет корицей, ванилью.
О неприятных запахах говорить не будем. Они могут иметь место и в современных поездах, люди ведь путешествуют разные. Но вряд ли такая какофония может кому-нибудь нравиться.
У кого-то поезд в пути пахнет свежезаваренным итальянским кофе. Узнали себя? Наверняка вы путешествуете с ТКС. Мы предлагаем пассажирам крепкий кофе с ярким, оригинальным букетом. Чтобы взбодриться, можно даже не делать глоток. Достаточно вдохнуть восхитительный аромат.
Есть и такие пассажиры, у которых поезд ассоциируется с запахом книжных страниц, свежей типографской краски. Очевидно одно: восприятие запахов субъективно и очень сильно зависит от ситуации, настроения, ассоциаций.
Чем пахнет вокзал?
С вокзальной атмосферой у каждого свои ассоциации. Если вы воспринимаете ее преимущественно на запах, знайте, что тонов и полутонов у аромата вокзала довольно много. Любой путевой рабочий скажет вам, что пахнет вокзал креозотом. Это специальная антикоррозийная пропитка для шпал. Штука довольно токсичная в больших количествах. А в микродозах креозот пахнет горько-сладко. Контрасты всегда интересны. Те, для кого важны запахи, с этим согласятся.
Обходчики, проверяющие поезда на каждой станции, скажут вам, что вокзал и поезд пахнут продуктами сгоревшей тормозной жидкости. Немного странно считать такой запах приятным. Но… принюхайтесь, когда в следующий раз будете стоять на перроне. У запаха поезда и вокзала действительно много оттенков.
Путешествующий романтик скажет вам, что вокзальная атмосфера напоминает ему сосновый бор. Шпалы, изготовленные из древесины, отчетливо пахнут хвоей и смолой. Этот горьковатый, свежий, пряный запах знаком практически каждому с детства. Вокзал и поезд пахнут приключениями. И ведь не поспоришь!
Инженерный персонал, принимающий вагоны в эксплуатацию, уверен, что будоражащий рецепторы запах порождает вентиляция. В системе смешивается множество химических веществ. И львиную долю составляет запах отделочных материалов.
Так чем же в действительности пахнут вокзалы и поезда? Однозначно вам на этот вопрос никто не ответит. Да и стоит ли искать какой-то конкретный аромат, если можно наслаждаться их квинтэссенцией, стоя на перроне в ожидании очередного путешествия?
Источник
Чем пахнет на вокзале?
Всем путешественникам прекрасно известно, что ЖД вокзалы и железные дороги обладают своим собственным, ни с чем не сравнимым ароматом. Почувствовав это запах, можно мысленно перенестись в дальние страны и чужие города. Но каким образом формируется этот аромат? Ответ вы узнаете из статьи.
Запах шпал
Любимый многими людьми с детства запах шпал присущ каждому вокзалу. Многих людей этот аромат манит, вызывая в сознании приятные ассоциации и воспоминания. Исходит запах от крезота, которым пропитывают шпалы. Именно благодаря крезоту шпалы удается защитить от коррозии и разрушения.
Крезот крайне токсичен. Однако бояться не стоит: его вдыхание не приводит к формированию зависимости и не сказывается на состоянии здоровья. Канцерогенный эффект вещество оказывает только в том случае, если принимать его внутрь. Продавать крезот можно только по специальной лицензии.
Запах озона и хвойного леса
Существует версия, что запах, присущий вокзалам и метрополитену, формируется за счет сочетания озона, который выделяется контактным рельсом при высоком напряжении, и тормозной жидкости.
Есть и другая версия, наполненная романтикой. Многие утверждают, что аромат шпал обусловленной содержащейся в них хвойной смолой. Ну а пребывание в хвойном лесу у любого человека вызывает приятные ассоциации, которые распространяются и на железные дороги.
Особенности вентиляции
Инженеры, работающие в метрополитене, считают, что аромат, присущий подземке, обусловлен особенностями вентиляционной системы. Немалый вклад в формирование аромата вносят и отделочные материалы, которые используются при обустройстве станций. В условиях метро этот запах может сохраняться в течение очень долгого срока.
Чем бы ни объяснялся специфический аромат железной дороги, у многих людей он вызывает приятные воспоминания. Этот запах ассоциируется с приключениями, открытиями и незабываемыми встречами. Если сейчас вам кажется, что вы буквально чувствуете запах вокзала, возможно, вы слишком давно не путешествовали и пора отправляться в дорогу!
Источник
Чем пахнет на жд вокзале?
Одним запахом, полюбившегося из детства, стал запах, который присущ на всех железнодорожных вокзалах. … Этот аромат исходит от пропитки шпал — креозота, с помощью которого шпалы не поддаются коррозии.
Чем пахнет в поезде?
Запах поезда … Самый сильный запах исходит от шпал, обработанных креозотом, — маслянистой жидкостью, получаемой из древесного и каменноугольного дёгтя.
Чем пахнет от шпал?
Древесный креозот применяется при туберкулёзе и как антисептик. … Характерный запах железнодорожных шпал (а также запах в метрополитене) связан с их пропиткой креозотом.
Как пахнут рельсы?
Если вы имеете в виду запах, который можно почуять возле железных дорог, то речь идёт о креозоте (бесцветная, иногда желтоватая или жёлто-зелёная, воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя).
Почему в метро специфический запах?
У метро сложный запах. В нем есть горячая пыль, которая разогревается на деталях вагонов, железо (запах рельсов и вагонов), старые камни и тоннельная сырость. Но наиболее яркий запах у метро из-за креозота, которым пропитывают шпалы. Этот аромат пахнет как березовый деготь и уголь.
Как избавиться от запаха креозота в бане?
Чтобы избавится от запаха креозота в парной бани нужно всего лишь навсего изолировать шпалы, ведь по другому при нагревании шпал креозот будет выделяться всегда. Так что покупаете любой фольгированый утеплитель, крепите на стены, а далее обшиваете вагонкой.
Чем пропитывают рельсы?
Пропитка шпал осуществляется каменноугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.
Что выделяют шпалы?
Даже если обитатели таких домов утверждают что нет запаха, все равно вред от креозота есть – это вещество способно в жаркую погоду испаряться и проникать через мелкие трещины в стенах, при значительном нагревании солнцем стены из шпал, может выделяется жидкость (креозот), которая пропитывается сквозь штукатурку …
Чем раньше обрабатывали шпалы?
Элемсепт Вот чем обрабатывают деревянные шпалы. Это антисептический состав с концентрированными оксидами меди, хрома, мышьяка. В готовом виде представляет собой порошок, поэтому перед использованием его нужно развести водой.
Чем опасны шпалы?
Креозот и другие антисептики вредно влияют на здоровья человека, который длительное время находится в доме из шпал. В общем, фенол сильно ядовитое вещество и строить дом из древесины с содержанием его, сомнительная экономия, очень сомнительная. Здоровье близких и детей не стоит этого никак.
Что за запах в метро?
Главный виновник — креозот
Креозот — маслянистое вещество, желтоватого цвета или вовсе бесцветное. Именно он в основном ответственен за своеобразный запах в метро и на железной дороге. Креозот используют для обработки деревянных шпал и столбов.
Почему в метро пахнет резиной?
Они питают не только освещение, эскалаторы, вентиляцию, но и двигатели подвижного состава, т. е. самого метро. А это большая нагрузка, из-за которой сильно нагревается изоляция силовых кабелей, а отсюда и запах.
Чем пахнет в Киеве?
Чем пахнет Киев? Для одних – это запах раскаленного асфальта в центре или вагона метро в час пик. Для других – это аромат хлеба от завода, который находится через дорогу. А для кого-то столица ассоциируется с неприятным запахом от Бортнической станции аэрации.
Источник