Однопутный параллельный график движения поездов

Однопутный параллельный график движения поездов

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Объединяя и координируя работу всех подразделений железных дорог, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними. График движения поездов должен обеспечивать:

· выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

· безопасность движения, поездов;

· наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

· высокопроизводительное использование подвижного состава;

· соблюдение, установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

· возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) связи и электроснабжения.

На основе графика составляется расписание движения поездов, в котором указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч., делают толще остальных (рис. 10.1).

Каждый час делится на шесть равных частей – 10 –минутных интервалов; линию соответствующую 30 мин., изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими сверху вниз (нечетные) и снизу вверх (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт, указывая минуты сверх целого десятка.

Рис. 10.1. Фрагмент графика движения поездов

Классификация графиков.

Графики движения поездов классифицируют следующим образом:

— в зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, так как пассажирские и грузовые поезда двигаются с разными скоростями;

— по числу главных путей на перегонах графики подразделяются: на однопутные(рис. 10.2) и двухпутные (рис. 10.3). В первом случае главный путь используется для движения в обоих направлениях, и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах, во втором случае – как на перегонах, так и на станциях;

Рис. 10.2. Однопутный парный параллельный график

Рис. 10.3. Двухпутный параллельный график

— по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают графики парные, когда это число одинаковое, и непарные, когда оно различное, а также идентичные и неидентичные;

— в зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные (рис. 10.4), пакетные (рис. 10.5 и частично пакетные (рис. 10.6). При пачечном графике на перегоне может одновременно находиться только один поезд. При пакетном графике поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками при автоблокировке. В этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько попутных поездов, образующих пакет.

Источник



Классификация графиков движения поездов

Железнодорожные линии имеют один или два (редко более) главных пути. Поэтому различают, прежде всего, графики однопутные (рисунок 16.8.3) и двухпутные (рисунок 16.8.4). На однопутных перегонах по одному и тому же пути пропускают поезда в оба направления, а их скрещение или обгон происходит на станциях и разъездах. Поэтому характерным признаком однопутного графика является то, что линии хода поездов никогда не пересекаются на перегонах. На двухпутных перегонах по каждому главному пути поезда следуют, как правило, только в одном направлении. Поэтому линии хода поездов, идущих в разных направлениях, на двухпутных графиках пересекаются в пределах перегонов.

В свою очередь, однопутные и двухпутные графики движения подразделяют по соотношению скоростей движения поездов. Если поезда следуют с одинаковыми скоростями, то на графике линии Кода поездов, идущих в одном направлении, в пределах каждого перегона параллельны и график движения поездов называют параллельным графиком – однопутным (см. рисунок 16.8.3) или двухпутным. Если на участках обращаются поезда разных категорий с установленными для них различными скоростями, то линии их хода на графике непараллельны. Такой график соответственно называют непарал­лельным (иногда нормальным или коммерческим). Он тоже бывает Однопутным или двухпутным (см. рисунок 16.8.4). Основным типом графика является непараллельный.

Рисунок 16.8.3 – Однопутный параллельный график движения поездов

Рисунок 16.8.4 – Двухпутный непараллельный график движения поездов

По числу линий хода поездов, проложенных на графике в четном пи нечетном направлениях, различают графики парные, и непарные. В первом случае на графике нанесено одинаковое число линий хода поездов в обоих направлениях, во втором – различное. Большинство графиков составляют по принципу парного движения. По расположению поездов попутного следования графики делят на обычные, пачечные и пакетные. Обычным считают такой график для однопутного участка, в котором поезда разных направлений следуют по перегонам поочередно (см. рисунок 16.8.3). В непарных графиках для однопутных участков в одном направлении предусмотрено больше поездов, чем в другом, в связи с чем очередность прокладки линий их хода (нечетный, четный, нечетный, четный и т. д.) здесь не выдерживается, и несколько линий хода (в направлении, в котором проходит больше поездов) наносят в попутном направлении с разограничением их межстанционным перегоном – пачкой. Промежуток времени между ними недостаточен для прокладки линии хода поезда встречного направления. Такие графики называют пачечными (рисунок 16.8.5).

Читайте также:  Нижневартовск уренгой поезд цена

Рисунок 16.8.5 – Однопутный пачечный график движения поездов

В пакетных графиках (рисунок 16.8.6) поезда, следующие в одном направлении, отделены друг от друга блок-участками или межпостовыми перегонами, иначе говоря, при пакетном графике на межстанционном перегоне находится несколько поездов попутного следования (пакет). Применение пакетного (или частичного пакетного) гра­фика позволяет увеличить пропускную способность. Но при этом сни­жается скорость движения поездов из-за увеличения продолжитель­ности стоянок их на станциях скрещения. Кроме того, на станциях, где предусматривают остановку пакета для пропуска встречных поездов, необходимо иметь увеличенное число путей для приема всех поездов пакета.

Источник

11.3 График движения поездов

График движения поездов является основой организации движения поездов. Он представляет собой графическое изображение следования поездов на масштабной сетке, на которой движение поездов изображаются прямыми наклонными линиями (линиями хода поездов). Горизонтальными линиями на графике обозначены оси раздельных пунктов. Весь суточный период разделен жирными вертикальными линиями на часовые периоды (от 0 до 24 ч), штриховыми — на получасовые и тонкими — на десятиминутные интервалы. На графике указывают время прибытия, отправления и проследования поезда через каждый раздельный пункт. Его проставляют всегда в тупом углу, образуемом линией хода поезда и осью раздельного пункта. Если поезд следует через раздельный пункт безостановочно, то время проследования ставится в тупом углу по отправлению.

Графики движения поездов различают:

  • в зависимости от соотношения скоростей движения разных поездов по одному и тому же перегону — параллельные и непараллельные. В параллельных графиках поезда имеют одинаковую скорость и линии их хода на данном перегоне параллельны, а в непараллельных графиках линии хода поездов — с разными скоростями;
  • по числу главных путей на перегонах участка — однопутные, двухпутные и многопутные. При однопутных графиках скрещение поездов между собой и обгоны одних поездов другими производятся на раздельных пунктах с путевым развитием. Характерной особенностью двухпутных графиков является специализация каждого главного пути на движение только в одном направлении, в связи с чем скрещения поездов могут производиться не только на раздельных пунктах, но и на перегонах, а обгоны производятся на раздельных пунктах, имеющих обгонные пункты. На многопутных участках, как правило, сочетаются двухпутный и однопутный графики при трех главных путях или двухпутные графики при четырех главных путях;
  • в зависимости от соотношения размеров движения в четном и нечетном направлениях — парные и непарные. В парных графиках — число поездов в обоих направлениях одинаково, в непарных — число поездов по направлениям различно;
  • в зависимости от расположения попутных поездов — пачечные и пакетные или частично пакетные. Пачечным называется график, на котором попутные поезда отправляются с разграничением их межстанционными перегонами. Пакетным называется график, на котором попутные поезда разграничены сигналами автоблокировки или блокпостами (на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов). Отношение числа поездов, прокладываемых на графике пакетами, к общему числу поездов называется коэффициентом пакетности;
  • по времени занятия перегона участка парой поездов противоположного направления на однопутных и поездом данного направления на двухпутных линиях — идентичные и неидентичные. При одинаковых на всех перегонах времени график называется идентичным, при разном — неидентичным, характеризующийся, так называемым, коэффициентом неидентичности;
  • по заполнению пропускной способности участка — максимальные, на которых число поездов соответствует пропускной способности участка, и немаксимальные — при невыполнении этого условия.

При составлении графика могут включаться одновременно несколько признаков, что для примера показано на рис. 11.1.

Обеспечение безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и обслуживающего персонала достигается соблюдением элементов графика, регламентирующих скорости движения поездов по перегонам и станциям, порядок и продолжительность выполнения операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станциям. К элементам графика относятся: перегонные времена хода поездов; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете; технологические нормы стоянок поездов на станциях; нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.

Графики движения поездов строятся на основе прогрессивных норм эксплуатационной работы железных дорог, наиболее производительного использования новых технических средств, обобщения опыта работы. Графики движения поездов составляют ежегодно с зимним и летним вариантами одновременно для всей сети железных дорог. Исходными данными для составления графика служат размеры движения, нормы массы и длины составов по каждому участку и категориям поездов, элементы графика, принятая система организации развоза местного груза, «окна» в движении для выполнения ремонтно-строительных работ. Каждой дороге задаются основные качественные нормативы графика: техническая, участковая и маршрутная скорости и среднесуточный пробег локомотивов, которые должны быть обеспечены при составлении графика. Линии хода поездов на графике прокладывают по категориям в определенной последовательности. Согласно предварительно разработанной схеме прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных и грузовых. Для местных поездов (сборных и вывозных) линии хода прокладывают на основе предварительно составленной схемы их обращения. Размеры грузового движения в графиках предусматривают на уровне 1,25—1,3 среднесуточных за год.

Читайте также:  Малая вишера канаш поезд

Фрагмент графика движения поездов приведен на рис. 11.2.

На основе графика движения поездов организуется поездная работа, которая включает оперативное планирование и диспетчерское руководство. По диспетчерским графикам исполненного движения ведется учет и анализ выполнения графика движения поездов. Реализация графика позволяет полностью освоить грузовые и пассажирские перевозки и наиболее эффективно использовать пропускную и провозную способности участков железных дорог.

Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией эксплуатационной деятельности и точным выполнением технологического процесса работы станций, вагонных и локомотивных депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания вагонов и локомотивов и других подразделений железных дорог. Наивыгоднейшее использование подвижного состава обеспечивается в графике высокими скоростями движения поездов и минимальными стоянками их для технического и коммерческого обслуживания, а также реализацией повышенных норм массы и длины составов при наилучшем использовании мощностей локомотивов. Существенный эффект достигается за счет формирования поездов из большегрузных восьмиосных вагонов, а также из вагонов при максимальном использовании грузоподъемности и вместимости.

Источник

Как классифицируют графики движения поездов

График поездов классификация

Графики движения поездов классифицируются следующим образом:

по соотношению скоростей — на параллельные когда все поезда имеют одинаковые перегонные времена хода и непараллельные ,если поезда различных категорий (пассажирские, пригородные, грузовые) следуют с неодинаковыми скоростями;

по числу главных путей на перегоне — на однопутные и двухпутные ;

по соотношению числа поездов в грузовом и обратном направлениях — на парные, если количество поездов одинаково, и непарные, когда оно различно;

по характеру следования поездов в попутном направлении: на пачечные (рис.3.2), когда поезда, идущие в одном направлении, разграничиваются межстанционным перегоном, то есть на перегоне может одновременно находится только один поезд; пакетные (рис. 3.3,а), когда на перегоне находится несколько поездов, попутно идущих в одном направлении и разделяемых межпоездными интервалами, и частично — пакетные (рис. 3.3,б), когда часть поездов движется одиночно, а часть — пакетами.

Рис. 3.2. Пачечный однопутный график

Рис. 3.3. Однопутный пакетный (а) и частично-пакетный (б) график

Пакетом называется два или более поездов, следующих в попутном направлении, разграниченные проходными светофорами (блок-участками). На параллельном графике движения наклон всех линий хода поездов одинаков. При непараллельном графике движения линии хода поездов, следующих с большей скоростью, идут более круто. На двухпутном графике поезда следуют по каждому пути в четном или нечетном направлении независимо друг от друга. Поэтому поезда на перегонах могут находится во встречном направлении, т.е. линии хода поездов на графике пересекаются. На однопутных участках это невозможно, и один из поездов, идущих во встречном направлении, при скрещении останавливается на раздельном пункте, а другой поезд пропускается без остановки.

Пачечный график движения поездов обычно применяется на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой при отсутствии блокпостов, а пакетный — на участках, оборудованных автоматической блокировкой.

На однопутных линиях, где имеются соответствующие раздельные пункты, скрещение поездов может происходить только на этих раздельных пунктах. Безостановочное скрещение поездов возможно также на двухпутных вставках однопутных линий.

Элементы графика движения поездов

Для составления графика движения поездов должны быть определены его основные элементы, к которым относятся:

времена хода поездов по перегонам (в нечетном направлении и четном ) и время наразгоны и замедления ( и );

продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых и пассажирских операций;

станционные интервалы;

межпоездные интервалы;

норма времени нахождения локомотивов на станциях их перецепки и в конечных пунктах оборота;

нормы времени работы локомотивных бригад по пунктам их приписки и оборота.

Расчет всех элементов графика движения поездов должен удовлетворять следующим требованиям: полное обеспечение безопасности движения поездов; минимизация всех элементов графика; ориентация на нормальные условия работы, на прогрессивные нормы, на опыт и достижения передовых работников транспорта.

Время хода поезда по перегонам определяется тяговыми расчетами, проверяется по данным опытных поездок и корректируется по показателям работы передовых машинистов. Оно устанавливается дифференцировано в зависимости от весовой нормы для каждой категории пассажирских и грузовых поездов при движении по каждому перегону в четном и нечетном направлении. Нормы времени на разгон и замедление устанавливаются также для каждого конкретного перегона по данным тяговых расчетов.

Продолжительность стоянки поездов под техническими, пассажирскими и грузовыми операциями зависит от норм на выполнение для каждой категории поездов основных операций технологического процесса сортировочных, участковых и грузовых станций.

Станционный интервал — это минимально необходимое время для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через раздельный пункт с путевым развитием (разъезд, обгонный пункт или станцию).

Межпоездной интервал — это минимальное время, которым разграничивают поезда при следовании по перегонам на участках, оборудованных автоматической блокировкой.

Величины станционных и межпоездных интервалов зависят от: технического оснащения прилагающих участков (число главных путей, средства сигнализации и связи при движении поездов); плана и профиля подходов; серии поездных локомотивов, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда; категории поезда, его массы, длины и скорости движения; допустимых скоростей движения поездов; способа управления стрелками и сигналами (маршрутно-релейная централизация, электрическая централизация, механическая централизация, ручное обслуживание стрелок с ключевой зависимостью и другие устройства станционной блокировки); типа стрелочных переводов; взаимного расположения путей и парков, размещения сигналов, стрелочных постов и служебного помещения дежурного по станции; длины станционных путей; порядка пропуска поездов через раздельный пункт (с остановкой или безостановочно); установленного порядка выдачи машинисту локомотива разрешения на право занятия перегона.

Читайте также:  Маршрут поезда 030 с от москвы до

Основные станционные интервалы разделяются на следующие:

Интервал скрещения поездов (рис. 3.4,а,б) — минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт с однопутного перегона или пропускном через него поезда и отправлением на тот же перегон поезда встречного направления, задержанного на раздельном пункте для скрещения.

Рис. 3. 4. Интервал скрещения поездов: а) при остановке обоих поездов на станции; б) – при отправлении поезда после пропуска встречного

Интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений — минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлений (рис. 3.4,а) или между прибытием одного поезда и проследованием через этот же раздельный пункт поезда встречного направления (рис. 3.4,б).

Интервал попутного следования поездов (рис. 3.5) — минимальный промежуток времени от момента прибытия на впередилежащий раздельный пункт (проследования через впередилежащий раздельный пункт) первого поезда до момента отправления с данного раздельного пункта (проследования через данный раздельный пункт) на освободившийся перегон второго поезда того же направления движения.

Рис. 3.5. Интервал попутного следования поездов

Интервал неодновременного прибытия и попутного отправления поездов (рис. 3.6) — минимальный промежуток времени от момента прибытия на раздельный пункт поезда до момента отправления с него другого поезда, следующего в том же направлении движения.

Рис. 3.6. Интервал неодновременного прибытия ипопутного отправления поездов

Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов (рис. 3.7) — минимальный промежуток времени от момента отправления с раздельного пункта поезда до момента прибытия на этот раздельный пункт другого поезда того же направления движения.

Рис. 3.7. Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов

Интервал безостановочного скрещения поездов на двухпутной вставке (рис. 3.8) — минимальный промежуток времени от момента проследования ближней расчетной оси двухпутной вставки поездом, прибывшим с однопутного перегона, до момента проследования той же оси другим поездом, отправляющимся на однопутный перегон.

Рис. 3.8. Интервал безостановочного скрещения поездов

Норма времени нахождения локомотивов на станциях перецепки и в конечных пунктах оборота зависит от того, заходит ли локомотив на территорию локомотивного депо или его перецепка осуществляется непосредственно на приемо-отправочных путях станции. Продолжительность выполнения операций с локомотивами устанавливается на основе хронометражных наблюдений с учетом передовых приемов работы.

Норма времени работы локомотивных бригад по пункту приписки или оборота включает:

при отправлении ( — от момента явки бригады на работу до отправления с поездом (получение маршрута машиниста, медицинское обследование, осмотр и приемка локомотива, следование на локомотиве до состава поезда и простой до момента его отправления);

по прибытии ( ) — от момента прибытия с поездом до сдачи маршрута машиниста (простой на станционных путях по прибытии, сдача локомотива и др.).

Источник

Виды графиков движения поездов

Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т.д. В связи с этим, различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам:

1.В зависимости от числа главных путей на перегонах железнодорожного участка:

· однопутные или двусторонние – главные путь на перегонах используется для движения поездов в оба направления попеременно; скрещение и обгон поездов осуществляется на раздельных пунктах (рис. 8.2);

· двухпутные или односторонние – каждый главный путь на перегонах специализирован для движения поездов только в одном направлении (рис. 8.3).

Рис. 8.2. Однопутный параллельный график

Рис. 8.3. Двухпутный параллельный график

2.В зависимости от соотношения скоростей движения поездов различных категорий:

· параллельные – все поезда одного и того же направления имеют одинаковую ходовую скорость (рис. 8.2 и 8.3);

· непараллельные – поезда одного и того же направления имеют разную ходовую скорость в зависимости от их категории (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Однопутный непараллельный график

3.В зависимости от соотношения количества поездов в каждом направлении на:

· парные с одинаковым количеством поездов в обоих направлениях;

· непарные – с разным количеством поездов в каждом из направлений.

4.В зависимости от порядка следования поездов одного направления:

· пакетные – применяются при автоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются блок-участками, и на перегоне одновременно могут находиться сразу несколько поездов (рис. 8.5а).

· частично пакетные – применяются при автоблокировке; в этом случае одни поезда следуют в пакете, другие – отдельно (рис. 8.5б).

· пачечные применяются при полуавтоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются межстанционными перегонами, и на одном перегоне может находиться только один поезд (рис. 8.5в).

Источник