Нижегородский железнодорожный музей.
Музей паровозов — музей в посёлке Сортировочный в Канавинском районе Нижнего Новгорода. В коллекции музея имеется 15 экземпляров паровозов, выпущенных в России, СССР, Швеции и Германии в первой половине XX века.Музей находится возле железной дороги Нижний Новгород — Москва, в 200 метрах от платформы «Нижний Новгород-Сортировочный».
После реконструкции в 2015 году в музее появилась и другая железнодорожная техника: пассажирские и грузовые вагоны, узкоколейные тепловоз и вагоны.
Начинал свою историю музей истории Горьковской железной дороги в 1967 году в небольшой комнате депо станции Горький-Сортировочный.
В ней собирались макеты, созданные рабочими предприятий железнодорожного узла, а также фотографии для экспозиций, повествующих о деле железнодорожников.
В 1980 году музей переехал в Дом культуры, а через 10 лет в отдельное здание бывшей поликлиники.
«Паровозы России» начал свое существование в 1993 году.
Экспонаты, расположенные под открытым небом, появились там далеко не сразу после открытия исторической части музея.
Идея пришла Омари Хасановичу Шарадзе, который стал начальником Нижегородской ЖД после распада СССР.
В 1993 году появились первые 4 экспоната.
К 1996 их стало 15.
Коллекция экспонатов пополняется и сегодня, а территория вокруг них облагораживается — делают каменные дорожки, ставят скамейки для посетителей.
В 2015 году проведена серьёзная модернизация музея, экспозиция была пополнена старинными пассажирскими и грузовыми вагонами, а также узкоколейным локомотивом и вагонами с узкоколейки РЖД Тумская — Голованова Дача.
Источник
Музей паровозов Нижний Новгород: история снования
Одна из достопримечательностей России — музей паровозов в Нижнем Новгороде. Он делится на две части: историческую и открытую. Каждая из них погружает в атмосферу паровозостроения начала и середины ХХ в.
История горьковской железной дороги и основание музея
В 1817 году Нижний Новгород получил статус одного из важных торговых центров России, потому что сюда перенесли знаменитую Макарьевскую ярмарку.
Чтобы быстро доставлять товары, власти приняли решение проложить железнодорожную магистраль, соединяющую Московскую, Владимирскую и Нижегородскую губернии. Первое предложение о постройке новой дороги поступило в 1847 г. от статского советника Вонлярлярского. Однако проект будущей магистрали утвердили только через 10 лет.
Строительство дороги началось весной 1858 г., а в августе 1862 г. уже открылось движение. Первые поезда были закуплены за границей, однако строились они там по чертежам русских инженеров. В Российской империи эта железная дорога стала седьмой по счету.
Прочувствовать атмосферу того времени сегодня можно в Музее истории развития Горьковской железной дороги (ГЖД) в Нижнем Новгороде. Формирование выставки началось в 1967 г. в комнате депо на станции Сортировочный. Туда приносили макеты, созданные работниками дороги, фотографии и предметы быта.
В 1980 г. музей перебрался в Дом культуры, а к 1990 г. — в здание, где раньше располагалась поликлиника. Открытая выставка появилась не сразу. Идея расположить образцы поездов на улице пришла в голову начальнику Нижегородской железной дороги в 1993 г. Сначала там было 4 экспоната, а к 1996 г. — уже 15. Постепенно облагораживалась и территория открытой площадки: устанавливались ограждения, прокладывались асфальтированные дорожки и ставились скамейки для отдыха гостей.
В 2014 г. историческая часть экспозиции стала настолько велика, что потребовалось большое помещение. Власти приняли решение перевести выставку в Дом культуры железнодорожников, и 3 августа этого же года состоялось официальное открытие музея. Кроме того, такое расположение достопримечательности, рядом с открытой площадкой, оказалось намного удобнее для туристов.
Музей в подробностях показывает работу железнодорожного транспорта и условия труда на нем. А еще формирует представление о службах, обеспечивающих полноценную работу железной дороги — от построения рельсового полотна до организации путей и проездов.
Экспонаты музея
Историческая часть музея состоит из разных экспозиций, каждая из которых представляет собой тематическую выставку.
История железной дороги
На стендах гости получат подробную информацию о причинах строительства горьковских путей и о том, как дорога повлияла на развитие регионов и всей страны. Кроме того, представлена история развития железнодорожного транспорта в регионах, в которых проложена ГЖД. Все материалы представлены в оригиналах и архивных копиях.
Витрины хранят макеты первых паровозов, построенных в России и за рубежом, а еще вокзалов и станций, которые отражают архитектуру построек начала ХХ в.
Годы ВОВ
В военные годы железнодорожники внесли весомый вклад в поддержку населения и победу СССР. На протяжении 4 лет они доставляли технику и боеприпасы, эвакуировали людей, привозили продукты питания, а параллельно с этим строили новые пути и ветки. Учитывая, что большинство мужчин ушли на фронт, тяжкий труд выпал на долю женщин.
Источник
Музей паровозов в Нижнем Новгороде.
Второй день в Нижнем у меня был очень насыщенным. Я посмотрел музей паровозов, посетил метрострой и Чкаловскую лестницу.
Музей паровозов находится около станции «Горький-Сортировочный» и представляет собой открытую площадку со свободным входом. Я ожидал, что состояние паровозов и территории вокруг, из-за свободного входа, будет весьма плачевным, но на удивление все оказалось весьма чистым и аккуратным. Конечно, светильники бли побиты и местами присуствуют бутылки, но в целом все очень пристойно. Большинство паровозных будок заварено, но в некоторые можно заглянуть. Почти на каждый паровоз можно залезть. Когда я снимал кадры с тендера П-36, то мимо музея проехала машина охраны жд, в который сидело 4 добрых молодца. Увидев меня на паровозе, они очень внимательно смотрели, но заметив фотоаппарат успокоились. Потом они ещё несколько раз проезжали мимо, но лазить по паровозам не препятствовали. К сожалению, около паровозов не было информационных стендов, так что по возможности историю машин я разыскивал в интернете.
Как здесь пишут: в 1993 году начальник Горьковской железной дороги (ГЖД) Омари Шарадзе увидел в городе Санкт-Петербурге музей паровозов и решил создать такой же в Нижнем Новгороде. По всей стране стали разыскивать интересные экспонаты и устанавливать на станции Горький-Сортировочная. В 1996 году состоялось открытие музея под открытым небом.
20 фотографий, общий вес 3,2 мегабайт
Промышленный паровозы данной серии строились на Невском судостроительном заводе в Петербурге в начале 1900-х годов.
Конструкционная скорость паровоза — 40 км/ч, мощность — 300 л.с., КПД — 4%.
По типу конструкции локомотив относится к танк-паровозам, т.е. паровозам без тендера — запас топлива (нефти) хранится на самом локомотиве.
Паровоз Л-0818. Грузовой паровоз получил имя в честь своего конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Железнодорожники называли такие локомотивы «Лебедянка». До 1947 года серия называлась П («Победа»).
Паровозы Л строились с 1945 по 1955 гг Коломенским, Брянским и Ворошиловградским заводами. Всего выпущено 4199 машин.
Конструкционная скорость — 90 км/ч. Максимальная мощность — 2200 л.с. КПД — 7%.
Несколько таких паровозов используются в России и на Украине для организации железнодорожных ретро-поездок.
Источник
Музей нижнего новгорода поезд
12. К сожалению, паровозы в музее не полностью комплектные, и если их внутренности никто не видит — то отсутствие деталей ходовых частей бросается в глаза:
13. ЛВ-0225. Самый мощный отечественный грузовой серийный паровоз:
14. Построен в 1956 году на Ворошиловградском заводе, первоначально трудился на Восточно-Сибирской железной дороге, в депо Нижнеудинск:
15. «Серго Орджоникидзе» — СО17-2956:
16. Произведён в Улан-Уде в 1948 году:
17. До попадания в нижегородский музей находился в Щербинке, на Экспериментальном кольце:
18. У его тендера тоже колёса передней тележки цельнолитые, а задней — спицованные:
19. В самом дальнем углу музейной площадки притаился танк-паровоз 9П-18430:
20. 1954 года рождения, сделан в Муроме, и тоже прибыл с Экспериментального кольца:
21. А вот паровоз Эг52-39 на себе никаких обозначений не имеет, даже музейной таблички (хотя им особого доверия нет, но об этом ниже):
22. А зря, ибо это — чистокровный немец, построенный в 1921 году на паровозостроительных заводах Henschel-Werke в городе Кассель объединения «Локофербант»:
23. А вот его сосед — Эш44-52 — сделан в Швеции:
24. Выпущен в 1923 году на заводе Nydqvist & Holm AB (сокращенно NOHAB) в Тролльхееефне:
25. У паровозов этих серий — и Эг, и Эш — история довольно любопытная — они строились по заказу советского правительства тогда ещё только недавно возникшей РСФСР. Для этого была создана Российская железнодорожная миссия, а главой её был назначен инженер Юрий Владимирович Ломоносов — создатель первых в мире тепловозов Ээл2 и Эмх3. Ещё он был известен своим участием во всевозможной революционной деятельности — так, во время Февральской революции он участвовал в захвате Министерства путей сообщения, и, по его собственным словам, приложил руку к блокированию царского поезда Николая II на пути в Царское Село, куда тот, в результате, так и не добрался, и отрёкся от престола во Пскове. За такие заслуги Временное правительство отправило его в САСШ для закупки паровозов. Однако, тем временем произошла и Октябрьская революция, Штаты продавать паровозы новому советскому государству отказались — но Ломоносов умудрился сохранить свою должность, а заказ на паровозы перенаправили в Германию и Швецию. При участии небезызвестного товарища Троцкого на их закупку потратили аж 200 миллионов золотых рублей, и, поговаривают, некоторая часть этой суммы осела в карманах Ломоносова. Тем не менее, Ломоносову это не только не сошло с рук — но и в 1920 году Ленин даже хотел назначить его народным комиссаром путей сообщения. Ломоносов от этого предложения отказался, а в 1924 году ехал на научную работу в Германию — откуда решил в СССР не возвращаться. В 1938 году стал подданным Великобритании, пережил Вторую Мировую, и умер в 1952 году в Канаде. История с закупкой локомотивов в Германии и Швеции получила название «паровозная афера», и вот перед нами — два реальных свидетельства тех самых событий. Правда, на сопроводительных табличках ничего об этой истории не сказано:
26. Эу684-52 (почему-то номер на нём написан не полностью):
27. Паровоз с тоже весьма интересной судьбой. Построен в 1925 году на Луганском паровозостроительном заводе, оттуда поступил в депо Керчь. А во время Великой Отечественной, в 1942, затоплен в Керченском проливе, для воспрепятствования прохода через него вражеских подводных лодок. В 1945 году поднят, отремонтирован, и снова введён в строй:
28. Поскольку музей находится прямо напротив главного хода Москва — Нижний Новгород, мимо то и дело проносятся современные поезда:
Заодно, кстати, можно оценить погоду. Сначала было просто холодно, а где-то на середине моей экскурсии ливанул дождь. Зонта у меня с собой не было, поэтому продолжать обзор пришлось в несколько экстремальных условиях, то и дело протирая объектив фотоаппарата
Источник
Музей паровозов в Нижнем Новгороде. Стоит ли посетить!?
Статья обновлена в 2015 и в 2019гг. Обновление в конце статьи (перед разделом «Как добраться»). По состоянию на 2019 год площадка все так же бесплатна, облагорожена. Таблички имеются, кроме макета платформы и вагонов рядом с ней, ничего нового не добавлялось.
Детям паровозы понравятся
Есть такой в Нижнем Новгороде бесплатный музей «Паровозы России» на открытой площадке. Находится в посёлке Сортировочный в Канавинском районе Нижнего Новгорода, далековато от основных «туристических» (да и не туристических) троп, но свозить туда ребенка, особенно мальчика, при возможности стоит.
Ниже можно скачать своеобразный путеводитель — материалы по паровозам, которые находятся в этом музее и пара простых картинок по устройству этих средств передвижения.
По крайней мере, мы туда катались на своей машине несколько раз – ребенку нравится. В мае 2014 привезли друзей с их детьми (постарше нашего). Мальчишки сказали, что «съездили не зря». Читал, что в других городах имеются более солидные музеи паровозов. На мой взгляд, для того, чтобы оценить величие (ух, какие большие колеса, прикольные лестницы) этих громадин, данной площадки достаточно.
Большие колеса у гигантов
С другой стороны, на общественном транспорте, да еще с детьми, я бы вряд ли поехал только ради этой достопримечательности, но, можно, совместить это с отдыхом на расположенном рядом озере Сортировочное.
В коллекции музея имеется 15 экземпляров паровозов, выпущенных в России, СССР и в других странах в XX веке. Между памятниками на рельсах плиткой выложены аккуратные дорожки. Детям есть где и полазить, и побегать. К сожалению, таблички с пояснениями отсутствуют, что не позволяет оценить, хотя бы, массу и мощь исполинов без экскурсии или путеводителя. Мусор присутствует, но не копится, если судить по нашим неоднократным посещениям. Да и бомжи, если там ночуют, похоже, не сильно засоряют «место обитания». Явно не заметно, но кто-то в любом случае присматривает за памятниками: подкрашивает, делает мелкий «ремонт».
Взрослым… если без детей, то одного раза, наверное, достаточно. Хотя я вот, в каждый приезд замечаю какие-то новые нюансы. К примеру, под впечатлением приключенческих фильмов, рассматривая огороженные или нет площадки вдоль котла паровоза, всегда думал, «как же они бедные на ходу то бегали». А в последний раз до меня дошло, что в движении никто из экипажа никуда не бегает, котел не обслуживает :).
Ну и для «эмоциональной» оценки музея предлагаю посмотреть нашу галерею с «туристическими» фото паровозов.
Если интерес к вылазке не пропал, изучаем картинки-схемы паровоза, чтобы объяснять детям, куда же они забираются, в тендер или в топку :). Возможно, даже распечатываем. (Схемы входят в путеводитель). Кому не хочется возиться с распечатками, может запомнить основные термины из простой схемы, а у кого память получше или не прочь воспользоваться шпаргалками, используйте сложную. Минимум потраченного времени – минут 20 – чтобы «посмотреть». Для детей же рассчитывайте где-то на час-полтора.
А еще обращаю внимание на другой, аналогичный, музей трамваев, который расположен более удачно, ближе к центру Нижнего Новгорода. Туда добраться тоже не просто, но легче чем к паровозам.
Простая конструктивная схема паровоза (разрез и общий вид)
1- паровая машина; 2 — котёл; 3 — топка котла; 4 — экипаж, 5 — задняя тележка; 6 — тендер; 7 — пространство сгорания в топке котла; 8 — жаровые и дымогарные трубы; 9 — передняя тележка
Более сложная принципиальная конструктивная схема паровоза
1 — топка; 2 — зольник; 3 — паровой котёл; 4 — дымовая коробка; 5 — будка; 6 — тендер; 7 — паровой колпак; 8 — предохранительный клапан; 9 — клапан регулятора; 10 — пароперегреватель; 11 — паровая машина; 12 — конус; 13 — парораспределительный механизм; 14 — привод регулятора; 15 — экипаж; 16 — поддерживающая тележка; 17 — бегунковая тележка; 18 — букса; 19 — рессорное подвешивание; 20 — тормозная колодка; 21 — паровоздушный насос; 22 — сцепное устройство; 23 — свисток; 24 — песочница.
Что касается музеев техники в Нижнем Новгороде в целом, то не так уж давно на гребном канале появился и развивается парк победы с выставкой военной техники России. Он, возможно, детям понравится больше. Ну, и раз уж вы соберетесь в «такую даль», то, не совсем по пути, правда, можно посетить в Нижнем Новгороде музей истории ГАЗ. Автомобили, история завода, интересно.
Путеводитель
Для тех, кому интересны «технические характеристики», я скомпоновал информацию с другого сайта (www.gorky-parovoz.narod.ru ), который считается «официальным» сайтом этого музея, в условный путеводитель. Скачивайте и распечатывайте. В нем же находится ссылка на еще один интересный сайт, для любителей истории паровозов, где есть большие фотографии и интересные описания. А кому-то будет достаточно краткого списка, где перечислены такие основные данные паровоза, как вес, мощность, скорость и КПД)
- Ь ВН -9773 – Невский судостроительный завод г. С-Петербурга в начале 1900-х годов. (54 тн, 300 лс, 40 км/ч, 4%)
- ЭМ 720-07 – Луганский, Харьковский, Брянский и Сормовский заводы с 1931 по 1935 гг. (82,9 тн, 1800 лс, 65 км/ч, 7%)
- ЭР 761-96 – Луганск, Брянск 1934-1936 гг. (85,8 тн, 2000 лс, 65 км/ч, 7,2%)
- ТЭ-662 – Трофейный, германский. (86 тн, 1500 лс, 80 км/ч, 7.5%)
- ЭН-1 – Невский судостроительный с 1916 по 1920 гг. (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 7%)
- Э-1112 – Харковский. Коломенский, Брянский, Сормовский заводы в 1912г. (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 8%)
- ЭУ-684-52 – Коломенский, Луганский, Харьковский, Брянский, Сормовский заводы с 1926 по 1931 гг. (85, тн, 1500 лс, 65 км/ч, 7%)
- Эш 44-52 Заводы Нидквист и Гольм в Толльхеттане (Швеция) с 1922 по 1924 гг (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 6%)
- ЭГ 52-39 заводы объединения Локофербант (Германия) с 1921 по 1923 гг (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 6,5%)
- 9П-18430 Коломенский завод 1935-1957 годы (55,2 тн,,35 км/ч,)
- СО17 – 2956 Харьковский завод 1934-1951 гг (96,5 тн, 2000 лс, 75 км/ч, 6,5%)
- ЛВ-0225 Ворошиловоградский завод 1952-1956 гг (121 тн, 2420 лс, 90 км/ч, 8%
- СУ 253-33 Сормовский завод 1947-1951 гг (86,6 тн, 1500 лс, 115 км/ч, 7,8%)
- П36-0071 Коломенский завод 1950-1956 гг (135 тн, 3000 лс, 125 км/ч, 8,2%)
- Л-0818 Коломенский, Ворошиловоградский, Брянский заводы 1945-1955 гг (102 тн, 220 лс, 90 км/ч, 7%)
Оценить путеводитель перед скачиванием можно в этой галерее музея.
Личная оценка
Плюсы
Бесплатно. Можно залезть на любой паровоз. Почти все настоящее, правда, несколько разукомплектовано. Территория, очевидно, чистится. Детям есть, где порезвиться.
Минусы
А ведь по музею бегают дети
Неудачное расположение. Экскурсии не проводятся. Большинство кабин и котлов закрыто. С некоторых пор отсутствуют таблички с информацией (но можно скачать «путеводитель» ). В виду отсутствия охраны, попадаются разбитые бутылки, мусор.
Рекомендации: будет интересно в большей степени детям от 6 до 12 лет, можно брать с собой семью и подруг.
Отзывы друзей и знакомых
- Миша (7л): Хорошо. Не хотелось уходить. Там можно в войнушку поиграть.
- Дима (9л): Класс
- Александр (12л): Можно съездить еще.
- Наталия(более 30л): Обязательно посетить!
- Михаил(40л): Монументально.
Есть еще один музей под открытым небом — музей Щелковский хутор — исторический, с памятниками деревянного зодчества, там не так свободно, но, возможно, интересно.
UPD В 2015 году музей пополнился новыми экземплярами: старинными вагонами и красным тепловозом. На экспонатах появились таблички — их «приклеили» непосредственно на борта, так что должны бы задержаться надолго. Так что теперь «путеводитель» не особо нужен. Перед входом появилась будочка, но никакого охранника или еще кого, мы не заметили. Новые вагоны пока еще со стеклами, но несколько уже побитых, так что в скором времени их заколотят 🙁 Музей пользуется популярностью (даже на видео ниже видно, что машин на площадке перед входом около 10). Приходят взрослые и без детей 🙂
Как добраться до паровозов
Музей находится возле железной дороги Нижний Новгород — Москва, в 200 метрах от платформы «Нижний Новгород-Сортировочный». Чтобы не ездить в этот район только ради музея, можно совместить его с экскурсией по Сормово. или с посещением зоопарка «Лимпопо».
На автомобиле. С московского шоссе сворачиваем по улице «Лесной городок» или с Кузбасской на кольце сворачиваем на улицу Электровозная. И далее по координатам : 56.285216, 43.847795 или по адресу Архангельская, 1.
Как вариант, на электричке гороховецкого направления от Московского вокзала Нижнего Новгорода до станции Сортировочная и потом пройти метров 200 по ходу поезда.
Троллейбусом №25 до остановки «ул. Архангельская» и идем к домам с наименьшими номерами.
Автобусом №48 или маршрутками №47, 48 до остановки «ДК железнодорожников» и назад почти остановку.
Адрес: г. Нижний Новгород, Ул. Архангельская,1. Официальный адрес (там находится не работающее здание музея истории железнодорожного узла Горький-Сортировочный): ул. Клубная, 5, тел. (831) 248-72-54
Координаты: 56.285216, 43.847795
Раньше было круто, но сейчас просто ужасно . Детей без родителей не впускают. Ездил с другом на великах, пришёл охраник сказал:»Без родителей нельзя». Мы спросили почему но он даже не ответил. А ещё минус в том, что теперь все паровозы закрыты, а ведь так хочется залезть в кабину паровоза «П36».
P.S
Мне и другу по 14 лет.
На 29 06 2017 залезть в кабины большинства паровозов можно. Что не пускают одних малолеток — правильно (могут залезть, куда не надо, могут свалиться, могут сломать).
Основное здание музея РЖД по адресу Клубная 5 работает. Но в нём не продумано освещение (засветки), Многие «живые» макеты не работают.
Экскурсоводы по музею торопятся, тараторят, пропускают целые залы. На открытой площадке до конца экскурсантов не доводят. И на части экспонатов основного музея, и на некоторых паровозах нет информационных табличек.
Музеи нужны!
Посещение музеев желательно с экскурсоводом с 9 до 17 в будни. Предварительная заявка по телефону НА ЭКСКУРСИЮ обязательна.
Источник