Меры безопасности со скоростным движением поездов

Меры безопасности со скоростным движением поездов

от 25 июня 2010 года N 1362р

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников, занятых техническим обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД":

2. Начальникам филиалов ОАО "РЖД":

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД", утвержденных настоящим распоряжением.

3. Генеральному директору Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО "РЖД" Д.В.Пегову привести инструкцию "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2528р, и Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС "Сапсан", обеспечивающих движение на линии Санкт-Петербург — Москва со скоростями более 200 до 250 км/ч, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2530р, в соответствие с Правилами по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД".

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 июня 2010 года N 1362р

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД"

I. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (далее — Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников ОАО "РЖД" (далее — работники), занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожного пути и сооружений, устройств контактной сети, автоматики, телемеханики и связи (далее — объекты инфраструктуры) на существующих линиях и участках железных дорог со скоростями движения поездов: 141-200 км/ч, (далее — скоростные линии; скоростные поезда) и скоростями 201-250 км/ч (далее — высокоскоростные линии; высокоскоростные поезда).

1.2. При выполнении работ на скоростных и высокоскоростных линиях работниками ОАО "РЖД" должны соблюдаться требования нормативных правовых актов по охране труда, стандартов системы безопасности труда и нормативных документов ОАО "РЖД", устанавливающих требования охраны труда для участков пути, на которых установлены скорости движения поездов до 140 км/ч, а также дополнительные требования охраны труда, изложенные в настоящих Правилах.

1.3. Применение Правил дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО "РЖД" [1].

1.4. Требования Правил, должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями и дочерними обществами ОАО "РЖД", деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры скоростных и высокоскоростных линий, в том числе организациями, осуществляющими охрану и сопровождение вагонов и контейнеров с грузами при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, а также организациями, оказывающими услуги по обеспечению пожарной безопасности.

1.5. В договоры на использование инфраструктуры с дочерними обществами ОАО "РЖД" и договоры со сторонними организациями, заключаемые на выполнение работ на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны включаться:

вопросы распределения функций и ответственности за обеспечение требований охраны труда между сторонами договора;

положения о соблюдении подрядной организацией требований охраны труда, установленных в ОАО "РЖД".

1.6. Проверка знаний Правил проводится:

работникам, занятым обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий, при введении в действие настоящих Правил или внесении изменений в них;

при назначении или переводе работника на должность, связанную с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом объектов инфраструктуры и организацией движения поездов на скоростной и/или высокоскоростной линии;

при очередной и внеочередной проверке знаний требований охраны труда.

Очередная и внеочередная проверка знаний требований настоящих Правил должна проводиться в соответствующих комиссиях структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее — структурные подразделения), определенных Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ОАО "РЖД" [2].

1.7. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, маневровой работой, на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний ПТЭ [3], Инструкции по сигнализации на железных дорогах [4], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5], а также настоящих Правил и правил и инструкций по охране труда ОАО "РЖД".

1.8. По вопросам, относящимся к техническому обслуживанию и эксплуатации конкретных участков скоростных и высокоскоростных линий, с учетом местных особенностей, в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться локальные технологические документы, устанавливающие дополнительные требования безопасности проведения работ.

1.9. Работники, выполняющие работы на скоростной и высокоскоростной линиях помимо знаний, установленных для конкретных профессий, должны знать:

порядок ограждения мест производства работ на скоростной или/и высокоскоростной линиях;

время ожидаемого проследования скоростных и высокоскоростных поездов по месту, на котором производятся работы, согласно выписки из расписания движения поездов;

безопасные места нахождения (укрытия) при проследовании скоростных и высокоскоростных поездов.

1.10. Режимы труда и отдыха работников, занятых ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [6], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [7], а также правилами внутреннего распорядка структурных подразделений железной дороги или иного филиала с учетом местных особенностей работы на скоростной и/или высокоскоростной линии железной дороги.

1.11. Все работники, которые согласно должностным обязанностям имеют право руководить работами на объектах инфраструктуры, а также производить их осмотр и сигналисты должны иметь при себе средства радиосвязи и использовать их для ведения служебных переговоров с дежурными по станциям, руководителями своего производственного подразделения (диспетчерами) и руководителями работ, выполняемых на данном перегоне.

Работники, пользующиеся средствами радиосвязи, должны быть обучены порядку пользования ими с обязательной проверкой этих знаний.

II. Требования охраны труда перед началом и во время работы

2.1. Перед выполнением работ на скоростной или высокоскоростной линии руководитель производственного подразделения (дорожный мастер, начальник, электромеханик дистанции электрификации и электроснабжения, электромеханик дистанции сигнализации централизации и блокировки и т.п.), осуществляющий организацию производства работ должен выдать руководителям работ уточненную выписку из графика движения поездов по участкам планируемых работ. Количество экземпляров выписки, выдаваемых руководителям работ должно быть достаточным для обеспечения ими всех сигналистов.

При планировании предстоящих работ руководитель структурного подразделения должен вместе с руководителями работ определить меры безопасности при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов при производстве работ, а также следовании к месту работы и обратно.

Руководители работ должны провести работникам целевые инструктажи по охране труда, доведя до них, в том числе меры безопасности специфичные для конкретного места производств работ.

2.2. Руководитель работ должен сделать заявку о выдаче локомотивным бригадам предупреждений об особой бдительности. Предупреждения выдаются в случаях предусмотренных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5]. Также должна быть сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46 о месте, времени выполнения работ.

2.3. К месту работ и обратно на скоростных и высокоскоростных линиях работники должны, как правило, доставляться железнодорожным и/или специально оборудованным автомобильным транспортом.

2.4. Перед выходом на перегон руководитель работ должен:

иметь уточненную выписку из расписания движения поездов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

убедиться лично по радиосвязи у дежурных по станциям, ограничивающей перегон, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению, и сверить с ними часы;

в месте сбора провести с работниками целевой инструктаж о мерах безопасного прохода к месту работ и обратно, мерах безопасного производства работ и пропуска скоростных или высокоскоростных поездов с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;

выставить сигналистов, обеспечив их сигнальными принадлежностями, исправными средствами радиосвязи и выписками из расписания движения поездов.

2.5. При невозможности доставить работников транспортными средствами непосредственно к месту работ проход туда и обратно должен осуществляться в составе бригады в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ по правильному пути. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.

За 10 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда путевая бригада по команде руководителя работ должна сойти на ближайшую обочину пути, вдоль которого следует бригада на расстояние не менее чем 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного монтера пути (сигналиста), идущего впереди группы. Руководитель работ и сигналист ограждают группу сигналами остановки.

В условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной или застроенной местностях, а также в темное время суток, в туман, метель и других случаях), группу должны ограждать два выделенных сигналиста, обеспеченные устройствами радиосвязи, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы, а руководитель работ должен идти вместе с группой.

При приближении подвижного состава сигналисты по радиосвязи должны незамедлительно информировать руководителя работ, который в свою очередь, должен дать работникам команду о сходе с пути и проконтролировать ее исполнение.

2.6. В случае если скоростной или высокоскоростной поезд не проследовал в установленное время, руководитель работ должен по радиосвязи или другим средствам технологической связи уточнить у дежурного по станции, ограничивающей перегон, о фактическом времени его движения и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ.

Читайте также:  Скорый поезд 004 москва кисловодск расписание

2.7. Дежурные по станциям (поездной диспетчер при диспетчерской централизации) обо всех случаях изменения графика движения скоростных и высокоскоростных поездов, как задержек, так и опережения на 10 и более минут должны извещать:

на станциях — руководителей работы по громкоговорящей связи, радиосвязи или другими средствами технологической связи, в соответствии с записью сделанной руководителем работ в журнале формы ДУ-46;

на перегонах — дежурных структурных подразделений, которые в свою очередь должны по радиосвязи или другими средствами технологической связи передать эту информацию руководителям, выполняющих работы на скоростных и высокоскоростных участках.

В случае не проследования скоростного или высокоскоростного поезда по месту работ на перегоне в соответствии с расписанием в течение 10 минут, руководитель работ запрашивает у дежурного по станции или дежурного структурного подразделения о причине и продолжительности сбоя в графике движения поездов, после чего принимает решение о возможности продолжения работ.

2.8. Перед началом работ руководитель работ обязан:

указать работникам место нахождения при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов и места складирования инструмента и материалов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

уточнить время проследования скоростного или высокоскоростного поезда у дежурного по станции и сверить с ним часы;

оградить место работы, (для участков с плохой видимостью и слышимостью в соответствии с утвержденными схемами ограждения места производства работ).

2.9. Ограждение места производства работ должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и внутренними документами ОАО "РЖД".

При этом расстояние от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды (расстояние Б) принимается равным:

при скоростях движения 161-200 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 2150 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 2250 м;

при скоростях движения 201-230 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 2600 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 2750 м.

при скоростях движения 231-250 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 3400 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 3550 м.

Руководитель работ, получив сигнал от сигналистов о приближении поезда, дает работникам команду о необходимости ухода с пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса в заранее определенное место. Команда руководителя работ является приказом для всех работающих.

2.10. Во время производства работ инструмент и материалы необходимо расположить таким образом, чтобы было обеспечено свободное передвижение работников.

2.11. На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе, не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования высокоскоростного поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода высокоскоростного поезда все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.

2.12. Не менее чем за 20 минут до прохода скоростного и высокоскоростного поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода скоростного поезда остается менее 30 минут.

Источник



Правила поведения на железнодорожном транспорте

Основными причинами несчастных случаев на железнодорожных путях является:

• грубое нарушение пострадавшими «Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте», в большинстве случаях усугубившееся алкогольным опьянением;

• хождение по железнодорожным путям и переход путей в не установленных местах;

• личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке в поезда;

• проникновение граждан на объекты железнодорожного транспорта с целью хищения деталей, содержащих цветные металлы;

• переход ж. д. путей в непосредственной близости перед подающим сигналы большой громкости поездом на пешеходных переходах и переездах;

• бесцельное нахождение в парках станций и перегонах;

• шалость детей, слабый контроль со стороны их родителей.

• проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

• бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться в непосредственной близости от края платформы во время прохождения поезда;

• находиться на территории железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения;

• прыгать с поезда на ходу и с платформы на железнодорожные пути.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.

Соблюдайте следующие правила:

— при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

— тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

— не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

— запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

— курите только в установленных местах;

— не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

— не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

— при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Источник

Скоростной режим

Факторы антропогенного, техногенного и природного характера негативно влияют на состояние высокоскоростных магистралей, в том числе в части обеспечения транспортной безопасности.

Скоростной режим

Ключевой момент ВСМ

В последние годы в России и за рубежом особую остроту приобрели вопросы обеспечения транспортной безопасности. В первую очередь это вызвано увеличением количества актов незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспорта, в том числе террористических актов, возрастанием масштабов их последствий (количество жертв и пострадавших, размеры материального ущерба и прочее) и расширением набора способов, с использованием которых совершаются подобные противоправные действия.

Учитывая транспортную специфику ОАО «Скоростные магистрали», необходимо отметить, что одним из ключевых моментов в проектировании и последующем строительстве высокоскоростной магистрали является транспортная безопасность. Система обеспечения безопасности и защиты ВСМ-2 (проект новой высокоскоростной железнодорожной магистрали между городами Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург) должна гарантировать поездку пассажиров по высокоскоростной магистрали с допустимым уровнем риска, заданный уровень безопасности обслуживающего персонала, охрану окружающей среды и нормальное функционирование технических средств магистрали. Таким образом, вопросы безопасности рассматриваются комплексно – это транспортная, техническая, производственная, антитеррористическая, экологическая, антикриминальная и другие виды безопасности.

Система обеспечения безопасности
Под системой обеспечения безопасности понимается комплекс технических средств ВСМ, организационно-технических мероприятий и нормативных документов, регламентирующих проектирование, строительство и эксплуатацию магистрали с заданным уровнем безопасности.
Стратегия безопасности в сочетании с диагностикой предотказных состояний является основой устойчивой работоспособности таких элементов транспортного комплекса ВСМ-2, как путь, искусственные сооружения, подвижной состав и электроснабжение.
Безопасность обеспечивается за счет создания необходимого запаса прочности, закладываемого при проектировании в конструкции постоянных устройств, сооружений и подвижного состава, и поддержания этого запаса в процессе эксплуатации; сертификации пути, подвижного состава и его предрейсового контроля; профессионального отбора и обучения персонала, связанного с движением поездов (прежде всего машинистов, диспетчеров ДЦУ), предрейсовой (предсменной) проверки состояния здоровья персонала; автоматической регистрации в обычном и аварийных режимах параметров (состояний) объектов и технических средств, действий операторов и агентов движения; пропуска инспекционного поезда без пассажиров со скоростью 160 км/ч ежедневно перед открытием движения поездов по графику.
Объекты инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукция по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.

Читайте также:  375эц поезд расписание остановок

Держим на контроле
Система контроля и диагностики технических средств выявляет их состояние, угрожающее безопасности движения. Информация об отсутствии опасности постоянно, с заданной периодичностью поступает в стационарные устройства.
При прекращении поступления информации технологический процесс переводится в защитное положение и движение останавливается.
Стационарные сооружения и устройства, особенно центры управления движением, обеспечиваются охранной сигнализацией и штатом работников охраны, препятствующих несанкционированному доступу посторонних. В местах пересечения земляного железнодорожного полотна ВСМ с трубопроводами, по которым транспортируются пожаро- и взрывоопасные, а также химически активные вещества, предусматривается установка систем контроля.
Ограждения размещаемых над путями ВСМ автомобильных путепроводов, других железнодорожных линий и пешеходных переходов оборудуются устройствами контроля их целостности. В системах аварийной сигнализации в дополнение к технологической радиосвязи через переносные радиостанции предусматривается установка вдоль пути, как правило, на опорах контактной сети, кнопочных сигнальных приборов экстренной остановки поезда.
Для персонала, занятого путевыми работами, вдоль линии создается система оповестительной сигнализации о приближении поезда; такие же системы устраиваются на всех промежуточных станциях. На станциях устанавливается телевизионное оборудование для наблюдения за обстановкой на пассажирских платформах, а также для постоянного обзора мест повышенной опасности: путепроводов, наиболее важных стрелочных переводов и т. п.
Для контроля за состоянием земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения пути и других устройств предусмотрена контролирующая система, основанная на использовании датчиков обнаружения смещения и деформации в отдельных элементах технических средств. В опасных местах (поймы рек, водохранилища) устанавливаются сигнализаторы затопления и размыва земляного полотна.
Будут также применяться специальные датчики, сигнализирующие об образовании снежных заносов на отдельных участках пути. Предусмотрено размещение вдоль линии автоматических измерителей скорости ветра – анемометров, предупреждающих об ураганном ветре, и датчиков-дождемеров, рассчитанных на оповещение о ливнях, интенсивность которых превышает 60 мм/ч. Вдоль пути с заданным интервалом, а также перед крупными искусственными сооружениями устанавливаются приборы для проверки габарита подвижного состава и контроля аварийно-выступающих и волочащихся частей и деталей.
Все составные части железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и др.) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и др.) по прочности, несущей способности и устойчивости должны обеспечивать безопасное движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений. Учет всех вышеизложенных особенностей будет вести эксперт по транспортной безопасности уже на этапе проектирования трассы.

Бортовые технические устройства
В комплекс бортовых технических устройств поезда входят следующие устройства обеспечения безопасности движения: приборы контроля целостности состава, пожарной сигнализации, проверки бдительности машиниста, противогазовые и противобуксовочные устройства. Для своевременного выявления отклонения рельсовых нитей от нормативных допусков высокоскоростной подвижной состав оборудуется специальной системой.

Срок годности
Выбранные проектировщиком (разработчиком) конструкции объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции должны быть безопасны в течение назначенного срока службы и/или ресурса, назначенного срока хранения, а также выдерживать воздействия и нагрузки, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.

Комплексный подход
При разработке технической документации на проектирование высокоскоростной магистрали особое место занимает «Комплексная система обеспечения безопасности ВСМ-2». В ней реализованы принципиально новые подходы к обеспечению безопасности и повышению надежности движения, поскольку рост скоростей и объемов перевозок обусловливает создание специальных технологий предупреждения рисков.
Создание системы комплексной безопасности движения и эксплуатации ВСМ-2 предусмотрено необходимостью совершенствования организации работы в области своевременного выявления и предупреждения последствий негативного влияния факторов антропогенного, техногенного и природного характера.

Особенности пассажирских перевозок
Система безопасности пассажирских перевозок в высокоскоростных поездах имеет некоторые особенности:
– при осуществлении перевозок должны быть оборудованы терминалы высокоскоростного движения (отдельные здания) с выделенной зоной регистрации и досмотра пассажиров и багажа. В зоне досмотра с применением комплекса технических средств должна проводиться процедура идентификации личности пассажира, поиск холодного и огнестрельного оружия, химически опасных, взрывоопасных и радиоактивных веществ; должна вестись видео- и аудиозапись;
– высокоскоростной поезд перед подачей для посадки пассажиров должен подвергаться досмотру с применением специальных средств;
– высокоскоростной поезд должен быть оборудован интегрированной системой безопасности, адаптированной для функционирования в климатических условиях для движения со скоростью до 400 км/ч;
– высокоскоростная магистраль должна иметь сплошное ограждение, должна быть оборудована средствами обнаружения движущихся объектов и посторонних предметов, а также системой контроля технического состояния верхнего строения пути, обеспечивая постоянную передачу данных в ситуационные центры;
– в целях ведения предупредительной работы и реагирования на чрезвычайные ситуации на всем протяжении магистрали должны работать мобильные группы реагирования, взаимодействуя с линейными отделами полиции на железнодорожном транспорте.

Ситуационные центры
Архитектура интегрированной системы обеспечения комплексной безопасности ВСМ-2 создается на основе ситуационных центров (центров безопасности). Система ситуационных центров должна обеспечивать оперативное управление безопасности пассажирских перевозок и процесса обслуживания пассажиров.
Система ситуационных центров строится по иерархическому принципу и включает:
– Центр управления безопасностью ВСМ-2 (г. Москва);
– региональные ситуационные центры безопасности;
–терминальные центры железнодорожных вокзалов и участков вокзальных комплексов;
– центры обработки оперативной информации в составе АСУ.

В разработанном и утвержденном обосновании инвестиций проекта предусмотрены мероприятия по обеспечению комплексной безопасности на высокоскоростном транспорте.

Сергей Ядров,
руководитель службы безопасности ОАО «Скоростные магистрали»

Источник

Меры безопасности со скоростным движением поездов

от 25 июня 2010 года N 1362р

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников, занятых техническим обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД":

2. Начальникам филиалов ОАО "РЖД":

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД", утвержденных настоящим распоряжением.

3. Генеральному директору Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО "РЖД" Д.В.Пегову привести инструкцию "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2528р, и Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС "Сапсан", обеспечивающих движение на линии Санкт-Петербург — Москва со скоростями более 200 до 250 км/ч, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2530р, в соответствие с Правилами по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД".

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 июня 2010 года N 1362р

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД"

I. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (далее — Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников ОАО "РЖД" (далее — работники), занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожного пути и сооружений, устройств контактной сети, автоматики, телемеханики и связи (далее — объекты инфраструктуры) на существующих линиях и участках железных дорог со скоростями движения поездов: 141-200 км/ч, (далее — скоростные линии; скоростные поезда) и скоростями 201-250 км/ч (далее — высокоскоростные линии; высокоскоростные поезда).

1.2. При выполнении работ на скоростных и высокоскоростных линиях работниками ОАО "РЖД" должны соблюдаться требования нормативных правовых актов по охране труда, стандартов системы безопасности труда и нормативных документов ОАО "РЖД", устанавливающих требования охраны труда для участков пути, на которых установлены скорости движения поездов до 140 км/ч, а также дополнительные требования охраны труда, изложенные в настоящих Правилах.

1.3. Применение Правил дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО "РЖД" [1].

1.4. Требования Правил, должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями и дочерними обществами ОАО "РЖД", деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры скоростных и высокоскоростных линий, в том числе организациями, осуществляющими охрану и сопровождение вагонов и контейнеров с грузами при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, а также организациями, оказывающими услуги по обеспечению пожарной безопасности.

1.5. В договоры на использование инфраструктуры с дочерними обществами ОАО "РЖД" и договоры со сторонними организациями, заключаемые на выполнение работ на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны включаться:

вопросы распределения функций и ответственности за обеспечение требований охраны труда между сторонами договора;

положения о соблюдении подрядной организацией требований охраны труда, установленных в ОАО "РЖД".

1.6. Проверка знаний Правил проводится:

работникам, занятым обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий, при введении в действие настоящих Правил или внесении изменений в них;

при назначении или переводе работника на должность, связанную с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом объектов инфраструктуры и организацией движения поездов на скоростной и/или высокоскоростной линии;

при очередной и внеочередной проверке знаний требований охраны труда.

Очередная и внеочередная проверка знаний требований настоящих Правил должна проводиться в соответствующих комиссиях структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее — структурные подразделения), определенных Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ОАО "РЖД" [2].

1.7. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, маневровой работой, на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний ПТЭ [3], Инструкции по сигнализации на железных дорогах [4], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5], а также настоящих Правил и правил и инструкций по охране труда ОАО "РЖД".

Читайте также:  Что нужно делать пассажир отставший от поезда

1.8. По вопросам, относящимся к техническому обслуживанию и эксплуатации конкретных участков скоростных и высокоскоростных линий, с учетом местных особенностей, в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться локальные технологические документы, устанавливающие дополнительные требования безопасности проведения работ.

1.9. Работники, выполняющие работы на скоростной и высокоскоростной линиях помимо знаний, установленных для конкретных профессий, должны знать:

порядок ограждения мест производства работ на скоростной или/и высокоскоростной линиях;

время ожидаемого проследования скоростных и высокоскоростных поездов по месту, на котором производятся работы, согласно выписки из расписания движения поездов;

безопасные места нахождения (укрытия) при проследовании скоростных и высокоскоростных поездов.

1.10. Режимы труда и отдыха работников, занятых ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [6], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [7], а также правилами внутреннего распорядка структурных подразделений железной дороги или иного филиала с учетом местных особенностей работы на скоростной и/или высокоскоростной линии железной дороги.

1.11. Все работники, которые согласно должностным обязанностям имеют право руководить работами на объектах инфраструктуры, а также производить их осмотр и сигналисты должны иметь при себе средства радиосвязи и использовать их для ведения служебных переговоров с дежурными по станциям, руководителями своего производственного подразделения (диспетчерами) и руководителями работ, выполняемых на данном перегоне.

Работники, пользующиеся средствами радиосвязи, должны быть обучены порядку пользования ими с обязательной проверкой этих знаний.

II. Требования охраны труда перед началом и во время работы

2.1. Перед выполнением работ на скоростной или высокоскоростной линии руководитель производственного подразделения (дорожный мастер, начальник, электромеханик дистанции электрификации и электроснабжения, электромеханик дистанции сигнализации централизации и блокировки и т.п.), осуществляющий организацию производства работ должен выдать руководителям работ уточненную выписку из графика движения поездов по участкам планируемых работ. Количество экземпляров выписки, выдаваемых руководителям работ должно быть достаточным для обеспечения ими всех сигналистов.

При планировании предстоящих работ руководитель структурного подразделения должен вместе с руководителями работ определить меры безопасности при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов при производстве работ, а также следовании к месту работы и обратно.

Руководители работ должны провести работникам целевые инструктажи по охране труда, доведя до них, в том числе меры безопасности специфичные для конкретного места производств работ.

2.2. Руководитель работ должен сделать заявку о выдаче локомотивным бригадам предупреждений об особой бдительности. Предупреждения выдаются в случаях предусмотренных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5]. Также должна быть сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46 о месте, времени выполнения работ.

2.3. К месту работ и обратно на скоростных и высокоскоростных линиях работники должны, как правило, доставляться железнодорожным и/или специально оборудованным автомобильным транспортом.

2.4. Перед выходом на перегон руководитель работ должен:

иметь уточненную выписку из расписания движения поездов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

убедиться лично по радиосвязи у дежурных по станциям, ограничивающей перегон, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению, и сверить с ними часы;

в месте сбора провести с работниками целевой инструктаж о мерах безопасного прохода к месту работ и обратно, мерах безопасного производства работ и пропуска скоростных или высокоскоростных поездов с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;

выставить сигналистов, обеспечив их сигнальными принадлежностями, исправными средствами радиосвязи и выписками из расписания движения поездов.

2.5. При невозможности доставить работников транспортными средствами непосредственно к месту работ проход туда и обратно должен осуществляться в составе бригады в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ по правильному пути. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.

За 10 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда путевая бригада по команде руководителя работ должна сойти на ближайшую обочину пути, вдоль которого следует бригада на расстояние не менее чем 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного монтера пути (сигналиста), идущего впереди группы. Руководитель работ и сигналист ограждают группу сигналами остановки.

В условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной или застроенной местностях, а также в темное время суток, в туман, метель и других случаях), группу должны ограждать два выделенных сигналиста, обеспеченные устройствами радиосвязи, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы, а руководитель работ должен идти вместе с группой.

При приближении подвижного состава сигналисты по радиосвязи должны незамедлительно информировать руководителя работ, который в свою очередь, должен дать работникам команду о сходе с пути и проконтролировать ее исполнение.

2.6. В случае если скоростной или высокоскоростной поезд не проследовал в установленное время, руководитель работ должен по радиосвязи или другим средствам технологической связи уточнить у дежурного по станции, ограничивающей перегон, о фактическом времени его движения и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ.

2.7. Дежурные по станциям (поездной диспетчер при диспетчерской централизации) обо всех случаях изменения графика движения скоростных и высокоскоростных поездов, как задержек, так и опережения на 10 и более минут должны извещать:

на станциях — руководителей работы по громкоговорящей связи, радиосвязи или другими средствами технологической связи, в соответствии с записью сделанной руководителем работ в журнале формы ДУ-46;

на перегонах — дежурных структурных подразделений, которые в свою очередь должны по радиосвязи или другими средствами технологической связи передать эту информацию руководителям, выполняющих работы на скоростных и высокоскоростных участках.

В случае не проследования скоростного или высокоскоростного поезда по месту работ на перегоне в соответствии с расписанием в течение 10 минут, руководитель работ запрашивает у дежурного по станции или дежурного структурного подразделения о причине и продолжительности сбоя в графике движения поездов, после чего принимает решение о возможности продолжения работ.

2.8. Перед началом работ руководитель работ обязан:

указать работникам место нахождения при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов и места складирования инструмента и материалов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

уточнить время проследования скоростного или высокоскоростного поезда у дежурного по станции и сверить с ним часы;

оградить место работы, (для участков с плохой видимостью и слышимостью в соответствии с утвержденными схемами ограждения места производства работ).

2.9. Ограждение места производства работ должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и внутренними документами ОАО "РЖД".

При этом расстояние от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды (расстояние Б) принимается равным:

при скоростях движения 161-200 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 2150 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 2250 м;

при скоростях движения 201-230 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 2600 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 2750 м.

при скоростях движения 231-250 км/ч:

— на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ — 3400 м;

— на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ — 3550 м.

Руководитель работ, получив сигнал от сигналистов о приближении поезда, дает работникам команду о необходимости ухода с пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса в заранее определенное место. Команда руководителя работ является приказом для всех работающих.

2.10. Во время производства работ инструмент и материалы необходимо расположить таким образом, чтобы было обеспечено свободное передвижение работников.

2.11. На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе, не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования высокоскоростного поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода высокоскоростного поезда все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.

2.12. Не менее чем за 20 минут до прохода скоростного и высокоскоростного поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода скоростного поезда остается менее 30 минут.

Источник

Adblock
detector