Масса и длина пассажирских поездов
Композиция состава пассажирского поезда устанавливает число и порядок размещения вагонов разных категорий (плацкартных, купейных, мягких и других) и определяет, с одной стороны, комфорт, предоставляемый пассажирам, с другой – расчетную населенность и вес поезда, а, следовательно, скорость поездов, размеры их движения и расходы железных дорог, связанные с пассажирскими поездами. На выбор композиции, а, следовательно, весовой нормы поездов и их скорости, оказывает влияние: мощность локомотива, конструкционные скорости подвижного состава и др. Важными факторами являются скорость доставки пассажиров и денежные затраты, связанные с выполнением перевозок. Поэтому для нахождения оптимальных значений веса и скорости поездов должны быть выполнены технико-экономические расчеты.
Для составления композиции составов пассажирских поездов использовано Служебное расписание движения пассажирских поездов Московской железной дороги.
В служебных книжках расписания движения пассажирских поездов вагоны разных типов имеют следующие условные обозначения:
РИЦ – мягкие трехместные купе по второму классу;
РИЦ 1,2 – пять купе по первому классу – двухместные, пять купе по второму классу – трехместные;
КР – купейные с поездным радиоузлом;
КБ – купейные с купе – буфетом;
СВ – мягкие двухместные купе;
КС – купейные сидячие места;
ПЛ – плацкартные вагоны;
П – почтовые вагоны;
Б – багажные вагоны;
ПБ – почтово – багажный;
ОБЛ – вагоны областного типа;
ВР – вагон – ресторан.
Следует учитывать, что в составы скорых дальних поездов включают больше спальных(мягких и купейных) вагонов, а в пассажирских – больше некупейных плацкартных вагонов. Следовательно, вместимость последних выше. В составы местных скорых и пассажирских поездов, следующих на более короткие расстояния, включают неплацкартные (межобластные) вагоны. Вместимость их поэтому еще более высока.
Если пассажиропоток недостаточен для заполнения состава, формируют групповые поезда, в которые включают группы вагонов беспересадочного сообщения.
Источник
Расчет массы и состава пассажирского поезда
Методические указания соответствуют рабочей программе дисциплины «Организация пассажирских перевозок».
приведены рекомендации по расчету: нормы массы и композиций составов пассажирских поездов, технологических норм по обработке составов пассажирских поездов, размеров движения пассажирских поездов, оценке организации работы по подготовке составов к рейсу, обслуживания пассажиров на вокзале, порядок и способы решения задач по разработке оптимальной организации пригородных перевозок. Даны рекомендации по расчету числа зонных станций, размеров движения пригородных поездов по зонам, распределению их часам суток, выбору порядка прокладки поездов на графике движения.
Предназначены для студентов 5-го курса всех форм обучения специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и направления 23.03.01 «Технологии транспортных процессов».
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы по организации дальних, местных и пригородных перевозок предусматривают, на основе анализа исходных данных и производства расчетов, разработку технологии организации пассажирских перевозок на полигоне сети.
Пояснительную записку расчетно-графической или контрольной работы необходимо начинать с введения, в котором необходимо отразить задачи и проблемы, стоящие перед железнодорожным транспортом в области темы рассматриваемой работы.
В пояснительную записку нельзя переписывать отдельные формулировки, абзацы и положения из учебников и других книг. Пояснительная записка пишется в безличной форме. В конце ее приводятся итоги выполнения расчетно-графической или контрольной работы, и дается их оценка (заключение). После текста записки помещается перечень используемой литературы.
В пояснительной записке необходимы ссылки на источники литературы, откуда взяты формулы и методики расчета.
1. Технико-эксплуатационная характеристика
полигона сети
В этом разделе расчетно-графической (контрольной) работы следует привести схему полигона сети и указать:
– количество пассажирских станций и длины перегонов;
– число путей на перегонах;
– расчетный и эквивалентный уклоны;
– тип, серию и технические характеристики, используемого подвижного состава;
– размеры пассажиропотоков в дальнем и местном сообщении;
– размеры пассажиропотоков в пригородном сообщении;
– схему пригородного участка;
– ходовые скорости движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов;
– технологические нормы времени обработки составов пригородных составов на головной и зонных станциях.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДАЛЬНЕГО И МЕСТНОГО
ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Выбор числа зонных станций
На пригородных линиях по мере удаления от головной станции происходит значительный спад пригородных пассажиропотоков. Наиболее резкий спад создается на станциях, расположенных в пределах городов-спутников, промышленных предприятий, мест отдыха, крупных жилых массивов. В этом случае часть пригородных поездов следует до определенных станций, обслуживая пассажиропоток назначением до этих или ближайших к ним станций. Такие станции называются зонными, а часть между головной и зонной станцией – пригородной зоной. Оборот составов и локомотивов или мотор-вагонных поездов происходит на такой пригородной зоне.
Число зонных станций выбирается по диаграмме пригородных пассажиропотоков, рис. 3.1, построенной на основании корреспонденции пригородных пассажиропотоков (табл. 3.1).
Рис. 3.1. Диаграмма пригородных пассажиропотоков
Из диаграммы видно, что зонными могут быть станции в, е, з.
Пример:
Для электропоезда ЭР9: а = 1050 чел.
Рассчитанные таким образом размеры движения распределяют по часам суток, согласно распределения суточного пассажиропотока (приложение 2). Результаты сводятся в табл. 3.2.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ
4.1. Расчет элементов графика движения и построение
графика движения на пригородном участке
Исходными данными для построения графика движения служат:
· размеры движения пассажирских и пригородных поездов (размеры движения пассажирских поездов рассчитаны в п. 2.2., размеры движения пригородных поездов – в п. 3.2);
· перегонные времена хода;
Перегонные времена хода определяются по формуле:
где – длина перегона, км; – ходовая скорость поездов, (км/час).
Результат расчетов должны быть сведены в таблицу формы 4.1
Перегонные времена хода
Разработка схемы вокзала
Технологический процесс работы вокзала должен предусматривать:
· прогрессивную систему оформления проездных документов пассажирам и перевозки багажа;
· четкую специализацию работы каждого подразделения вокзала, рациональную последовательность и минимальные затраты времени на выполнение операций, высокую производительность труда работников;
· введение рациональных графиков работы билетных касс, справочных бюро, багажного отделения с учетом поступления запросов пассажиров по дням недели и часам суток;
· автоматизацию производственных процессов, изучение и внедрение передовых методов работы вокзала;
· организацию работы камер хранения ручной клади и багажного отделения;
· организацию продажи билетов, справочно-информационную работу на вокзале, организацию пассажиропотоков на вокзале и на платформах, уборку помещений вокзала.
Разработка технологического процесса работы вокзала определяется технической и технологической характеристиками и содержит:
· схему помещений вокзала;
· схему организации маршрутов потоков пассажиров;
· число билетных касс (суточных, предварительных и пригородных).
Схема расположения помещений на вокзале зависит от классности вокзала (крупный, большой, средний или малый), которая зависит от количества одновременно находящихся на вокзале пассажиров.
Для этой цели строится график накопления пассажиров на вокзале (рис. 5.1).
Рис. 5.1. График накопления пассажиров на вокзале
Исходными данными для его построения являются:
· расписание движения поездов (транзитных, местных, пригородных);
· нормы времени нахождения различных категорий пассажиров на вокзале (отправляющихся, прибывающих, транзитных, следующих в поездах без пересадки и транзитных, пересаживающихся с поезда на поезд на данной станции). Так за 1,5 часа до отправления поезда дальнего следования на вокзале накапливаются 50 % пассажиров. Освобождение помещений вокзала на станциях формирования пассажирских поездов начинается за 30–40 минут до отправления поезда, а на попутных станциях – в зависимости от времени стоянки. От 40 до 50 % прибывающих пассажиров дальнего следования задерживается на вокзале примерно 30–40 минут, а остальные проходят в город. Среднее время накопления отправляющихся пригородных пассажиров зависит от частоты движения поездов и составляет от 5 до 15 минут. Количество пассажиров, посещающих вокзальные помещения во время остановок транзитных поездов, принимают: днем при стоянке поезда 5 минут – 10 % от вместимости состава; при стоянке 10 минут – 20 %; в обеденное время – 60 %,
а при наличии вагона-ресторана 25 %; при стоянке ночью – 2 %. Количество транзитных пассажиров, заходящих в вокзал во время стоянки поезда, не учитывается, если на перронах организована торговля продуктами, горячей пищей и газетами.
Максимальное число пассажиров на графике накопления пассажиров будет определяющим для типа вокзала и схемы размещения помещений. Далее приводится схема вокзала, на основании которой разрабатываются маршруты проходов пассажиров на вокзале.
5.1.2. Построение схемы организации маршрутов
потоков пассажиров
Маршруты следования пассажиропотоков на вокзале и на платформах должна обеспечивать:
· поточность основных операций по отправлению и прибытию пассажиров;
· исключение встречности и пересечений основных пассажиропотоков;
· более короткие и удобные переходы пассажиров с привокзальной площади и обратно;
· изоляцию путей следования пассажиров от направления транспортировки багажа и почты.
Для прибывающих и отправляющихся пассажиров, не нуждающихся в услугах вокзала, организованы выходы с платформ непосредственно на привокзальную площадь, минуя вокзальные помещения. Схема движения потоков дальних и местных пассажиров на вокзале по прибытию представлена на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Схема движения потоков пассажиров в вокзале по прибытию
Аналогичным образом разрабатываются схемы потоков пассажиров по отправлению дальних и местных, пригородных.
Библиографический Список
1. Железнодорожные пассажирские перевозки : монография / Г.В. Верховых, А.А. Зайцев, А.Г. Котенко и др.; под ред. Г.В. Верховых. – СПб. : Северо-Западный региональный центр «РУСИЧ», «Паллада-медиа», 2012. – 520 с.
2. Типовой технологический процесс работы железнодорожного вок-зального комплекса, утвержден распоряжением ОАО «РЖД» 25.12.2014 № 3134р
3. Организация железнодорожных пассажирских перевозок : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Авдовский, А.С. Бадаев, К.А. Белов и др.; под ред. В.А. Кудрявцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
4. Кочнев, Ф.П. «Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте». – М. : Транспорт, 1980. – 496 с.
5. Пазойский, Ю.О. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения) : учеб. пособие для студ. вузов ж.-д. трансп. / Ю.О. Пазойский, С.П. Вакуленко,
В.Г. Шубко ; доп. ФАЖТ. – М. : УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2009. – 342 с.
6. Правдин Н.В. Технология работы вокзалов и пассажирских станций / Н.В. Правдин, Л.С. Рябуха, В.И. Лукашев. – М. : Транспорт, 1990. – 320 с.
7. Каликина, Т.Н. Организация пассажирских перевозок : конспект лекций / Т.Н. Каликина, К.В. Китанина. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. – 158 с.
8. Каликина, Т.Н. Технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов : учебное пособие / Т.Н. Каликина, К.В. Китанина. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2016. – 87 с.
9. Типовой технологический процесс работы пассажирской и пассажирской технической станции ОАО «РЖД» утвержден распоряжением ОАО «РЖД» 01.12.2015 г. № 2806р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Исходные данные для выполнения
расчетно-графической работы №1 (контрольной работы № 1)
«Организация дальних и местных пассажирских перевозок»
1. Схема полигона:
Направление выбирается по последней цифре шифра:
● четное – если цифра четная;
● нечетное – если цифра нечетная;
А, Б…, Ж – пассажирские станции.
2. Число путей железнодорожного полигона выбирается по последней цифре шифра:
Источник
2.1 Определение массы и длины пассажирского поезда
Для поездного локомотива ТЭП75 мощность составляет , масса ; эквивалентный уклон равен .
где — длина участка (использована протяжённость участка В-К), км;
— перегонное время хода на расчётном участке (значение получено суммированием чистого времени хода пассажирских поездов в нечётном направлении на участке В-К по таблице 5), ч.
Основное удельное сопротивление движению локомотива и вагонов определяется на основе правил тяговых расчётов:
а) для локомотива:
С учётом полученных значений масса пассажирского поезда по (1):
Определим количество вагонов в составе пассажирского поезда:
где — средняя грузоподъёмность вагона; условно принята равной 58 т.
Длина пассажирской платформы принята 650 м. Поэтому на количество вагонов в составе поезда накладывается ограничение по длине:
Где — длина локомотива, м. Для ТЭП75 ;
— средняя длина пассажирского вагона, принята равной 24.5 м.
Сравнение значений, полученных в (2.6) и (2.7) показывает, что количество вагонов не может превышать 25. Тогда длина и масса пассажирского поезда:
Таким образом, при заданных параметрах масса пассажирского поезда составляет при количестве вагонов и длине состава
Расчёт для скорого поезда аналогичен использованному выше, только время хода по перегону принимается с коэффициентом 0.85.
Как видно из последней формулы, в состав скорого поезда можно вместить 70 вагонов. Но с учётом длины пассажирской платформы количество вагонов ограничивается до 25 (2.6). Однако скорые поезда могут содержать только 12-18, иногда до 20 вагонов. Поэтому для дальнейших расчётов принимается, что состав скорого поезда содержит 20 вагонов. Тогда:
Таким образом, при заданных параметрах масса скорого поезда составляет при количестве вагонов и длине состава .
Источник
Расчет массы пассажирских составов
Композиция состава пассажирского поезда устанавливает число и порядок размещения вагонов разных категорий (плацкартных, купейных, мягких и других) и определяет, с одной стороны, комфорт, предоставляемый пассажирам, с другой – расчетную населенность и вес поезда, а, следовательно, скорость поездов, размеры их движения и расходы железных дорог, связанные с пассажирскими поездами. На выбор композиции, а, следовательно, весовой нормы поездов и их скорости, оказывает влияние: мощность локомотива, конструкционные скорости подвижного состава и др. Важными факторами являются скорость доставки пассажиров и денежные затраты, связанные с выполнением перевозок. Поэтому для нахождения оптимальных значений веса и скорости поездов должны быть выполнены технико-экономические расчеты.
Для составления композиции составов пассажирских поездов использовано Служебное расписание движения пассажирских поездов Московской железной дороги.
В служебных книжках расписания движения пассажирских поездов вагоны разных типов имеют следующие условные обозначения:
РИЦ – мягкие трехместные купе по второму классу;
РИЦ 1,2 – пять купе по первому классу – двухместные, пять купе по второму классу – трехместные;
КР – купейные с поездным радиоузлом;
КБ – купейные с купе – буфетом;
СВ – мягкие двухместные купе;
КС – купейные сидячие места;
ПЛ – плацкартные вагоны;
П – почтовые вагоны;
Б – багажные вагоны;
ПБ – почтово – багажный;
ОБЛ – вагоны областного типа;
ВР – вагон – ресторан.
Следует учитывать, что в составы скорых дальних поездов включают больше спальных(мягких и купейных) вагонов, а в пассажирских – больше некупейных плацкартных вагонов. Следовательно, вместимость последних выше. В составы местных скорых и пассажирских поездов, следующих на более короткие расстояния, включают неплацкартные (межобластные) вагоны. Вместимость их поэтому еще более высока.
Если пассажиропоток недостаточен для заполнения состава, формируют групповые поезда, в которые включают группы вагонов беспересадочного сообщения.
Источник