Маршруты поездов линий метро

Линия метрополитена

Линия метрополитена (линия) — автономная часть метрополитена со станциями, перегонами и тупиками, предназначенная для движения поездов по одному маршруту.

Содержание

Общие сведения

Линии метрополитена следует предусматривать, как правило, подземными — глубокого или мелкого заложения. В отдельных случаях — при пересечении рек, вдоль линий железных дорог и т. д., при соответствующем технико-экономическом обосновании, допускается предусматривать наземные (надземные) участки метрополитена, устраиваемые, как правило, в крытых галереях.

  • глубокое заложение — заложение линии на глубине, при которой станции и перегонныетоннели сооружаются закрытым способом, без вскрытия дневной поверхности;
  • мелкое заложение — заложение линии на глубине, при которой станции сооружаются открытым способом, перегонные тоннели — открытым или закрытым способом на минимально допустимой глубине.

Линии метрополитена трассируются, как правило, вдоль магистральных улиц города, связывая районы высокой концентрации жилой застройки и мест приложения труда между собой и с центром города. Плотность линий метрополитена предусматривается в среднем 0,5 — 0,6 км на км² застроенной территории.

Станции линии метрополитена

Станция — подземный или наземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, включающий вестибюли, эскалаторы или лестницы, посадочные платформы и средний зал, помещения для обслуживания пассажиров, размещения эксплуатационного персонала и производственного оборудования. Станции метрополитена размещаются в центрах пассажироформирующих нагрузок жилых, производственных и общественных территорий, возле крупных многофункциональных комплексов и объектов системы общегородского центра, вблизи железнодорожных, речных и автобусных вокзалов и других объектов массового посещения, обеспечивая удобный подъезд и подход к ним. Доступность станций метрополитена следует принимать по затратам времени на пешеходные подходы или транспортные передвижения — 10-12 мин. Расстояния между станциями метрополитена следует принимать, как правило, 1,5 — 2 км, за исключением центральной части города, где расстояние между станциями определяется конкретными градостроительными условиями. Плотность станций метрополитена следует предусматривать в среднем 0,3-0,4 ед. на км ² застроенной территории. Проектируемые станции метрополитена должны быть максимально приближены к существующим и проектируемым станциям других линий скоростного транспорта (метрополитена, железной дороги и других), обеспечивая возможность устройства удобных пересадочных узлов.

Пути линии

При разработке концепций и схем развития системы метрополитена, разработке схем комплексного освоения городского подземного пространства, при размещении подземных гаражей над линиями и станциями метрополитена, при разработке архитектурно-пространственных решений многоуровневых многофункциональных общественно-транспортных комплексов в городском подземном пространстве следует учитывать основные параметры линий и станций метрополитена:

  • величины радиусов кривых в плане: на главных путяхперегонов и тупиков — не менее 600 м (для линий метрополитена, сооружаемых в трудных условиях, — соответственно не менее 300 м);
  • продольные уклоны участков линий и путей на подземных, а также закрытых наземных участках — не менее 3 %, но не более 38 %, на открытых наземных участках — не более 35‱,(в трудных условиях допускается увеличение значения продольного уклона, но не более 45 %);

Линия должна иметь следующие пути:

    — пути для обращения на линиипоездов с пассажирами; — пути для оборота поездов, отстоя и технического обслуживания подвижного состава; — пути для соединения путейлинии с путями электродепо или путями другой линии. электродепо:

      — пути для производства маневров, обкатки подвижного состава, погрузки и выгрузки грузов, расположенные вне зданий; — пути для отстоя, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, расположенные в зданиях.

    Электродепо линии

    На каждой линии метрополитена следует размещать электродепо, при протяженности линии более 20 км предусматривать второе электродепо, а при длине линии свыше 40 км — третье электродепо. При обосновании допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом на первый период эксплуатации новой линии. Вместимость депо следует определять исходя из максимальной провозной способности линий метрополитена, за вычетом количества подвижного состава, находящегося на ремонтных предприятиях, в соответствии с плановыми мероприятиями по профилактике и ремонту. Участки депо должны размещаться в непосредственной близости от линий метрополитена с установлением границ участков в плане красных линий города. Схемы сети метрополитена в составе генерального плана развития города предусматривает территории для заводов по капитальному ремонту вагонов, изготовлению запасных частей и ремонту крупных агрегатов вагонов для всей сети метрополитена, исходя из требуемой производительности и с учётом мощности действующих предприятий. Ремонтные предприятия допускается устраивать в виде многоярусных сооружений, размещать на общем участке с депо метрополитена, интенсивно используя подземное и надземное пространства.

    Нумерация главных путей

    Каждый путь линии имеет присвоенный ему номер. По главному направлению путь номеруется римскими цифрами: I — нечётныйпуть, II — чётный путь. Поезда отправляющиеся с конечных станций, идущие по первому пути, номеруются нечётными номерами, а поезда следующие по второму пути, именуются чётными номерами.

    В Московском метрополитене поезда следующие с востока на запад всех линий метрополитена (кроме Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской и Кольцевой линий), считаются идущими по первому пути, а поезда следующие в обратном направлении, считаются, что они следуют по второму пути.

    Источник

    

    МЦД или "наземное метро": руководство пользователя

    21 ноября официально открылись первые два Московских центральных диаметра, новое «наземное метро». Первый МЦД — от Лобни до Одинцова, второй — от Подольска до Нахабина. «РГ» рассказывает, что же это такое, и чем они хороши (и плохи) для пассажиров.

    МЦД — радиальные железнодорожные направления, которые работают как метро. Поезда ходят с 05:30 до 01:00 через равные интервалы и, конечно, без обеденных окон и перерывов. Предполагаются пересадки на метро, МЦК, и наземный транспорт. На некоторых станциях даже по принципу (пардон) «сухие ноги». Проще говоря, крытые переходы. Система оплаты объединена со всем остальным общественным транспортом Москвы. Фактически это как линия метро, только начинается и заканчивается в пригороде, проходя через весь город.

    Такие же транспортные системы, когда железная дорога включена в общую сеть общественного транспорта, работают во многих городах мира.

    Всего в разработке сейчас пять ЖД направлений. После Белорусско-Савеловского и Курско-Рижского появятся Ленинградско-Казанский, Киевско-Горьковский и Ярославско-Павелецкий диаметры. Маршруты трех последних могут изменить.

    Как и какие поезда ходят на МЦД

    Поезда на МЦД 1 и 2 будут ходить каждые 5-6 минут. На первом этапе, возможно, этот интервал увеличат. Остановки будут почти такими же частыми, как в метро, поэтому для МЦД разработали первую отечественную городскую электричку «Иволга», в которую можно быстро войти и также быстро выйти. В ней нет тамбуров, двери шире обычных, широкие проходы и в самом вагоне. И много поручней. Уже выпущено две версии «Иволг». Первая придет на Курско-Рижское направление, вторая — на Савеловско-Белорусское. Во второй модифицирован салон — появились широкие информтабло над дверями, крошечные столики для кофе между сиденьями, а зарядки для гаджетов есть рядом с каждым сиденьем. Табло и зарядки стоят в первой «Иволге», но их меньше. В обеих версиях, конечно, и климат-контроль, действует система обеззараживания воздуха. Есть и просторные туалетные комнаты даже с пеленальными столиками, на поручнях «теплое» покрытие.

    Кроме того, у второй «Иволги» поменялось и «лицо» — его полностью «сгладили», избавив от характерных «глаз» первой версии.

    Сначала первые два диаметра будут работать в смешанном режиме — поезда пойдут вместе с обычными электричками. Департамент транспорта обещает, что количество «дальних» поездов не изменится.

    Сколько стоит проезд и как платить?

    Все поездки разделены на зоны, и от этого зависит тариф. Стоимость поездки в зоне «Центральная» (в пределах станций Сетунь — Марк и Остафьево — Волоколамская) — 38 руб. по тарифу «Кошелек».

    В эту цену уже включены пересадки на метро и МЦК — их нужно успеть сделать в течение 90 минут. С пересадкой на наземный транспорт выйдет 59 руб. За 1900 руб. можно купить 60 поездок. Действуют и абонементы: сутки — 230 руб., трое суток — 438 руб., 30 дней — 2170 руб., 90 дней — 5430 руб., 365 дней — 19 500 руб. Возможна и бесконтактная оплата картами, поддерживающими PayPass и PayWave, или смартфоном с GooglePay, SamsungPay и ApplePay — заплатить в этом случае за поездку придется 42 руб.

    Зона «Пригород» стоит дороже. Зато в нее уже включен весь периметр обоих диаметров. Одна поездка — 45 руб. с пересадками на метро и МЦК, а вместе с «наземкой» — 83 руб. Совсем недавно с областным правительством согласовали и абонементы. Они уже работают, их можно записать на «Тройку»: сутки — 285 руб., трое суток — 545 руб., 30 дней — 2570 руб., 90 дней — 6940 руб., 365 дней — 24 450 руб. Со всеми видами бесконтактной оплаты стоимость поездки — 49 руб. Для зоны «Дальняя» фиксированной стоимости нет. Расчет идет по принципу «дальше едешь — больше платишь». Просто, выезжая из «Пригорода», нужно к 45 руб. добавлять 23 руб. за каждые 10 км пути. Но имейте в виду, что оплата картой «Тройка» или «Тройка-Стрелка» возможна только в пределах станций Кубинка, Дмитров, Чехов и Новоиерусалимская.

    Первое, что нужно сделать перед поездкой по диаметрам, это перепрограммировать «Тройку». Поскольку объединяется система оплаты железной дороги вместе с системой оплаты общественного транспорта Москвы, то понадобилась серьезная доработка ПО. И, чтобы ездить по МЦД, нужно будет перепрошить «Тройку». Перекодировка — это как апгрейд ПО, чтобы что-то работало, надо поставить новую версию. Чтобы ездить по МЦД, надо записать новую версию ПО для «Тройки».

    «Тройку» под МЦД можно перепрошивать в кассах и автоматах метро и ЦППК, в желтых валидаторах в метро, в приложении «Метро Москвы», если у вас телефон на базе Андроида. Это недолго (на 11:00 20.11 уже перекодировали 1,6 млн «Троек» из 26 млн, находящихся в обороте).

    Проверить, перепрошилась ли карта через приложение в телефоне, можно таким извращенным способом: проходите через турникет метро, подходите к желтому терминалу, подносите билет. Если на экране появилось время бесплатной пересадки на МЦД, то значит карта перепрошилась.

    Кольца, браслеты, брелоки надо перекодировать тоже.

    ИНФОГРАФИКА «РГ» / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / ИВАН ПЫШЕЧКИН

    Как я отличу МЦД от обычной электрички?

    У каждой линии МЦД будет свой «фирменный» цвет, как у линий метро, в него раскрашивают некоторые станционные элементы. У МЦД 1 — это физалис, оранжевый. У МЦД 2 — фуксия, фиолетовый. Кроме того, для МЦД разработан особый дизайн. Все станции приводят к единообразию. На части платформ к запуску движения обошлись минимумом — полностью заменили навигацию, фонари, плитку, лавочки, заборы, модули, где можно прятаться от дождя. На ключевых станциях (Нахабино, Опалиха, Подольск) полная реконструкция — появляются новые платформы, теплые пешеходные мосты с лифтами и эскалаторами (конкорсы — так они правильно называются).

    Кроме того, РЖД строит около десятка новых станций. На Курско-Рижском направлении это Остафьево, Котляково, Печатники, Новохохловская (уже открыта), Марьина Роща, Щукинская (пересадка на метро «Щукинская»), Волоколамская (пересадка на метро «Волоколамская»), Пойма. На Белорусско-Савеловском диаметре уже заработал Инновационный центр, Славянский бульвар (пересадка на станцию Арбатско-Покровской линии метро), Дмитровская.

    Недостатки

    МЦД — масштабный проект, воплощение которого растянется на несколько лет. Пассажирам придется потерпеть многочисленные стройки станций и путей, пересадок, недоделки в новых помещениях конкорсов, временные деревянные платформы. Возможны и накладки с расписанием.

    Эффекты

    В то же время «овчинка» стоит выделки. Пассажиры получат стабильный транспорт, новые маршруты, время в пути уменьшится до 50 процентов (в том числе, за счет нового расписания), кроме того, люди смогут экономить на проезде. Разгрузятся линии метро, появятся альтернативные маршруты. Кстати, построить их и рассчитать будущую стоимость проезда можно уже сейчас на официальном сайте проекта.

    Что говорят пассажиры

    Валерия Семенова:

    Я примерно представляю смысл проекта МЦД. Но только примерно. Знаю, что поезда будут проходить через некоторые существующие станции метро, откроют удобные для меня пересадки на МЦД 2. А впоследствии откроются диаметры и до Зеленограда! Насколько я знаю, у меня около дома станция Красный строитель. Наверное, ей и буду пользоваться. Потому что до открытия диаметров приходилось долго ехать на метро, а потом еще и на автобусе.

    Роман Рябушев:

    Я знаю, что МЦД — это «наземное метро». Что-то наподобие МЦК, только это не замкнутое кольцо, а радиальные линии через всю Москву и область. Для меня МЦД очень удобны. Ведь живу я в Подмосковье, а работаю в столичном метрополитене. Так что проезд у меня бесплатный.

    Михаил Иванов:

    С одной стороны, МЦД — дело хорошее. С другой, я пока не представляю, как буду их использовать. Может быть, раз в год и прокачусь, а так — у меня есть проверенные маршруты, в которые новые диаметры пока не вписываются.

    Роман Залевский:

    Отличный проект, укрепил транспортную систему Москвы. Теперь еще удобнее добираться из столицы в область и обратно. У меня, например, есть примерные варианты, как добраться на МЦД на работу, домой, к друзьям.

    А как было сегодня утром.

    . испытал на себе корреспондент «РГ» Сергей Жуков:

    Живу в Нахабино — конечная МЦД 2. Вышел заранее, чтобы вовремя успеть на работу. Спойлер — опоздал! Новая станция еще строится, платформы временные, деревянные. Одну, уже почти готовую, открыли в четверг. Правда, много чего еще не готово, плитка в некоторых местах уже треснула. К платформе можно спуститься по деревянной лестнице, сколоченной наспех. Пандусы слишком крутые, поручни далеко. Ступени с утра подморозило, девушка поскользнулась, коляска с малышом выскочила из рук и полетела вниз. Ловили всей станцией. С ребенком, слава богу, все хорошо. Справедливости ради, тут же на помощь пришли дежурившие рядом волонтеры и сотрудники станции.

    Навигация на станции уже есть, но радости от этого пока мало — появились новые обозначения, номера путей, которых раньше не было. На платформах полная неразбериха: пассажиры не понимают, какой поезд ловить и как оплачивать проезд. Пришло две электрички, часть людей ринулась в одну из них. За ними и я. Чуть не уехал в Волоколамск. Спросить-то не у кого. На мои вопросы сотрудники станции лишь пожимают плечами. Говорят, слушайте объявления диспетчера. А по расписанию утром поезда не ходили, опаздывали в среднем на минут 10. Неожиданным сюрпризом стали шестивагонные «Иволги». Пассажирам пришлось невольно «играть в салочки», бегая с одного на другой конец платформы. Отказали и валидаторы. В вагонах каждый второй задает вопросы контролерам — как активировать «Тройку», что делать с длинными абонементами на электричку и так далее. Вопросов пока больше, нежели удобства и комфорта.

    Источник

    Куда едет московское метро? Обновления и инновации, которые меняют столичную подземку

    Метро — сложный и непонятный стороннему наблюдателю механизм, в котором общая точность зависит от мелких деталей. Чтобы все работало как часы, за каждым элементом нужно внимательно следить и вовремя обновлять. Про то, чем живет и как меняется метро, узнали у первого заместителя начальника Московского метрополитенаначальника дирекции инфраструктуры Дмитрия Алексеевича Дощатова.

    Кажется, что работа метро — это сплошной «день сурка», но на самом деле оно постепенно обновляется. Какие самые значимые инфраструктурные изменения произошли за прошедший, 2020 год?

    — Кроме той части метро, которую видят пассажиры, — вестибюли, вагоны, эскалаторы, — есть и другая, которая обычно не попадает в поле зрения. Это целая система инженерных коммуникаций: кабельные линии, вентиляция, тоннели и многое другое. Всё это также необходимо постоянно обновлять, чтобы поддерживать весь организм метро в тонусе.

    В прошлом году мы обновили почти 90 километров путей, это примерно 10% всего метро, и свыше 300 км кабельных линий, которые питают электроэнергией весь метрополитен. Для этого некоторые технические участки мы поочерёдно перекрывали незаметно для пассажиров, а на остальных работали по ночам, во время «технологического окна». Кроме этого, обновили оборудование 12 вентиляционных шахт и поставили в них новые мощные вентиляторы, которые пропускают на 30% больше свежего воздуха. Также на самих станциях в прошедшем году отремонтировали больше 100 эскалаторов, а на станциях «Смоленская», «Рижская и «Новослободская», которые закрыли в прошлом году, кроме установки новых эскалаторов, мы отреставрируем вестибюли, проведём ремонт технических помещений и инженерных коммуникаций.

    Что ещё ждать пассажирам в 2021 году, кроме открытия этих станций?

    — В 2021 году у нас не менее амбициозные планы. Чтобы сделать движение поездов ещё безопаснее, мы продолжим переход с релейной на микропроцессорную систему управления поездами на Кольцевой линии. Продолжим и модернизацию «легких» метро — вентиляционных шахт, замену пути, кабельных линий. Кроме того, откроем три станции, которые пока закрыты на реконструкцию, — «Смоленскую», «Рижскую» и вестибюль «Новослободской».

    Ещё одно важное изменение — интеграция трамвайной инфраструктуры в московское метро. Единый центр управления всем рельсовым транспортом — это распространённая мировая практика. Также сделали в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне. Для пассажиров это изменение пройдёт незаметно, но технологии московского метро помогут лучше следить за состоянием трамвайных путей.

    Мы до сих пор ничего не сказали про сами поезда. Как проходит их обновление?

    — Состав вагонов тоже молодеет каждый год. В 2020 году мы получили более 500 новых вагонов, в том числе самые современные — «Москва-2020», которые можно увидеть на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Также получали вагоны предыдущей модели «Москва», их запускали на Таганско-Краснопресненской и Сокольнической линиях.

    500 вагонов сложно представить, но если сравнить темпы обновления московского метро с мировыми, то мы окажемся впереди всех.

    В Москве с 2010 по 2023 год на рельсы поставят 4549 новых вагонов. За это же время в Гонконге — только 2030 вагонов, Лондоне — 1771, а в Нью-Йорке — 918.

    Какие вагоны заменяют новинками?

    — Всё зависит от линии. На Сокольнической и Калужско-Рижской линиях они заменяют «номерные», которые возят москвичей ещё с 70-х. На Таганско-Краснопресненской линии «Москва» заменила вагоны Еж3, также разработанные почти полвека назад. Кстати, летом мы простились с последним поездом этой серии. Теперь по самой востребованной линии курсирует исключительно «Москва». На Кольцевой линии новейшие вагоны «Москва-2020» заменяют «Русичей», которые когда-то были первыми вагонами с кондиционерами. Но так как их срок службы ещё не вышел, они переходят на службу на Арбатско-Покровскую линию.

    Чем хороши новые вагоны «Москва-2020»?

    Они на 15% тише предыдущего поколения, а в салоне, в зависимости от модели, есть 320 или 368 USB-зарядок, интерактивные схемы для построения маршрута и более 150 информационных мониторов. Кроме технических улучшений, новые вагоны стали комфортнее — теперь в них самые широкие дверные проёмы и межвагонные переходы за всю историю московского метро — по 1,6 метра.

    Свой след в новых вагонах оставила и пандемия. В них работает система обеззараживания воздуха. За это отвечают невидимые пассажирам ультрафиолетовые лампы, а информация о температуре собирается с датчиков в салоне на пульте управления машиниста.

    Важно, что новые поезда — полностью отечественная разработка, от технических требований до финальной реализации. И мы особенно гордимся этим, потому что наши составы ничем не уступают зарубежным аналогам. Наоборот, даже во многом превосходят их. Если сравнивать новые вагоны с аналогами от Siemens, Alstom, Hyundai и CAF, в глаза бросается разница в цене. Вагоны для московского метро получились на 30% дешевле ближайшего конкурента. При этом система раннего обнаружения дыма, интерактивные дисплеи и персональные USB-зарядки, кроме российского поезда, есть только в новейшем Hyundai Rotem H10.

    Сколько новых вагонов и на каких ветках ждать в 2021?

    — В этом году мы запускаем ещё 337 вагонов на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Большую кольцевую выбрали, потому что это новая линия, а Кольцевую — потому что она в центре города и тут много пересадок. Кстати, уже в этом году по ней будут ходить только вагоны «Москва-2020».

    Уже ведутся разработки вагонов, которые когда-то заменят и «Москву-2020»?

    — Срок службы «Москвы-2020» — 30 лет. Поэтому заменять их будем только ближе к 2050 году, но это не значит, что мы не работаем над новыми вагонами. За последние десять лет мы вывели на линии несколько моделей. Это «Ока», четыре модификации «Москвы» и, наконец, «Москва-2020».

    Если говорить о будущем, мы внимательно следим за современными тенденциями и уже работаем вместе с «Метровагонмашем» над следующей моделью.

    Думаю, новинку можно ждать уже через 2—3 года.

    Как метро изменилось во время пандемии?

    — Мы увеличили частоту дезинфекции на станциях в 10—12 раз. Теперь сотрудники каждые два часа обрабатывают двери, кассовые зоны, турникеты, поручни и остальные элементы, до которых чаще всего дотрагиваются пассажиры. По ночам, помимо генеральной уборки, мы проводим дезинфекцию станций и служебных помещений с помощью парогенераторов. Дезинфицируем и вагоны. Напомню, в новых моделях поездов стоят системы автоматического обеззараживания воздуха, а в более старых используется метод кварцевания с помощью ультрафиолетовых ламп.

    Естественно, мы нанесли разметку, чтобы напоминать пассажирам про социальную дистанцию, поставили около 2 тыс. бесплатных санитайзеров и начали продавать маски и перчатки в кассах, в торговых павильонах и вендинговых аппаратах дешевле, чем в городских аптеках, — по 5 руб. за маску. Также мы внимательно следим за сотрудниками, которые общаются с пассажирами, — каждый день проверяем температуру и выдаём им перчатки и маски.

    Менялось ли расписание поездов?

    — Нет. Хоть пассажиров и стало меньше, мы не стали сокращать количество поездов, чтобы не было нарушения социальной дистанции.

    Сейчас в час пик на самых востребованных линиях по-прежнему ходит по 38—40 поездов. Получается, один состав в 90 секунд.

    Источник

    Метро Москвы

    Метро Москвы — рельсовый внеуличный, преимущественно подземный, городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и в Московской области. Московский метрополитен является исторически первым и крупнейшим СССР и России. Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу, шестое — по длине эксплуатируемых линий. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен». Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

    Структура Московского метрополитена

    Московское метро состоит из 14 линий, четыре из которых впоследствии соединятся попарно, общей протяжённостью 381 км в двухпутном исчислении, без учёта монорельса и МЦК. В Московском метрополитене 224 станции. Из них 221 расположены на территории Москвы, 1 целиком в Московской области, 2 расположены на границе регионов. Многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз. Большая часть станций — подземные, только 12 станций — наземные, и 5 — надземные. Из подземных станций 84 глубокого заложения, 123 — мелкого. В Московском метрополитене есть одна «станция-призрак». Это станция «Деловой центр», при этом, несмотря на режим консервации, на станции работает обычное освещение.

    Длина платформ подавляющего количества станций — 155 м — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена. На новых станциях длина платформы была увеличена до 162 м. Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления. Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. Спуск на подземные станции и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы однокаскадные, трёх- или четырёхниточные.

    Все подземные станции имеют наземные или подземные вестибюли, часто совмещённые с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома или объединёнными с ними. Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Часть вестибюлей также играют роль перехода с одной станции на другую.

    Существует большое количество разнообразных схем Московского метрополитена, как официальных, используемых в вагонах, на станциях и в вестибюлях; так и неофициальных, выполненных сторонними изготовителями в тех или иных целях. Оформление официальной схемы за время существования метрополитена в Москве неоднократно менялось, следуя за веяниями моды и дизайна различных периодов истории страны. Первая официальная схема, опубликованная в 1935 году. Со временем на схеме появились обозначения не только самого метрополитена, но и другого скоростного транспорта Москвы: Московского монорельса, Аэроэкспрессов и автобусов до аэропортов, Московского центрального кольца. МЦК, как и Кольцевая линия, на официальной схеме изображается в виде идеального круга, что далеко от реальной формы этой линии.

    В Московском метрополитене имеются более 30 эксплуатационных служб и различных формирований, каждое из которых выполняет определённые функции. Служба тоннельных сооружений периодически осматривает все элементы тоннелей, занимается удалением пыли и промывкой поверхностей, а также выполняет косметический ремонт станций и вестибюлей. Для контроля за состоянием пути используются дефектоскопные вагоны. Службы пути и тоннельных сооружений выполняют работы ночью в специально отведённое «окно».

    Лёгкое метро

    В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении. Первый участок лёгкого метро из пяти станций Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 года. Однако по своим техническим характеристикам линия полностью соответствует обычному метро.

    Московский монорельс

    В систему Московского метрополитена административно входит монорельсовая дорога. Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 км с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» , «Фонвизинская» и «ВДНХ». Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 года, в полноценном режиме система заработала с 10 января 2008 года. Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет

    Московское центральное кольцо

    В 2012 году началась реконструкция Малого кольца Московской железной дороги под пассажирскую эксплуатацию. Линия пассажирских электропоездов представляет собой частично интегрированную с Московским метрополитеном систему городской электрички. Московское центральное кольцо открылось для пассажиров 10 сентября 2016 года. На линии расположены 31 станция, из них 6 имеют «прямые» переходы на станции метро.

    Рекорды:

    — Самая глубокая станция — «Парк Победы», 73 м.
    — Подземная станция, расположенная ближе всех к поверхности земли, — «Печатники», 5 м.
    — Самая длинная станция по длине платформы — «Воробьёвы горы», 282 м.
    — Самая широкая станция — «Партизанская», а 2-е место занимает «Полежаевская», обе эти станции трёхпутные.
    — Самая узкая станция — «Международная»
    — Самый длинный перегон — «Крылатское» — «Строгино», 6625 м.
    — Самый короткий перегон — «Арбатская» — «Александровский сад», 328 м, и «Выставочная» — «Международная», 500 м.
    — Самый длинный эскалатор — 126,8 м, высота подъёма 63,4 м, «Парк Победы».
    — Самый маленький по объёму вестибюль — южный выход станции «Аннино», открытый 15 июня 2012 года.
    — Самый долгий промежуток от начала строительства станции до её открытия — 39 лет, станция «Спартак».
    — Станции, выходы которых располагаются сразу в нескольких городах: «Котельники» — в Москве, Котельниках и Люберцах; «Новокосино» — в Москве и Реутове.
    — Единственная станция, расположенная полностью за пределами Москвы — «Мякинино», в Красногорске.
    — Единственная полуподземная станция — «Мичуринский проспект».
    — Самый короткий статус конечной станции — «Румянцево», 4 недели.
    — Самый продолжительный статус конечной станции — «Александровский сад».
    — В 2018 году было введено в строй наибольшее за всю историю московского метростроения количество станций — 17.

    Линии метрополитена и интегрированных с ним городских транспортных систем

    Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Каховской и Бутовской, расположенных на окраинах. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Каховской, Бутовской, Солнцевской, Большой Кольцевой, Монорельса и МЦК. Большая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку и 1 — Яузу. Кроме того, существуют 6 крытых метромостов. На большинстве линий Московского метрополитена эксплуатируются 8-вагонные составы.

    Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Число станций
    Сокольническая 1935 2016 32,5 22
    Замоскворецкая 1938 2018 42,8 24
    Арбатско-Покровская 1938 2012 45,1 22
    Филёвская 1958 2006 14,9 13
    Кольцевая 1950 1954 19,3 12
    Калужско-Рижская 1958 1990 37,6 24
    Таганско-Краснопресненская 1966 2015 42,2 23
    Калининская линия 1979 2012 16,5 8
    Солнцевская линия 2014 2018 24,9 12
    Серпуховско-Тимирязевская 1983 2016 41,2 25
    Люблинско-Дмитровская 1995 2018 38,3 23
    Большая кольцевая 2018 2018 12,4 6
    Каховская 1995 1969 3,3 3
    Бутовская 2003 2014 10,0 7
    Монорельс 2004 2004 4,7 6
    Московское центральное кольцо 2016 2016 54 31

    27 марта 2020 года состоялось открытие нового участка Некрасовской линии метро Москвы от «Косино» до «Лефортово». В церемонии принял участие Мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам строительство было очень сложным, были возведены десятки переходов через магистрали, железнодорожные пути, линии метро, автодороги, множество коммуникаций газа и водопровода. Помимо самой линии создан крупнейший транспортно-пересадочный узел «Нижегородская», где сходятся МЦК, Большая кольцевая линия метро, Горьковское направление железной дороги, Некрасовская линия, Северо-Восточная хорда, Рязанский проспект. Общая протяженность участка составила 22 км, на котором расположились десять станций. Ветка улучшит транспортную доступность около миллиона граждан и разгрузит «Таганскую» ветку метро.

    21 февраля 2020 года в электродепо «Красная Пресня» состоялась торжественная церемония запуска нового тематического поезда «Путь к Победе», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне. В оформлении состава использованы фотографии и истории героев войны, которые расскажут пассажирам о подвигах советских солдат на пути к победе. В частности, в поезде отражены оборона Брестской крепости, битва за Москву, блокада Ленинграда, Курская и Сталинградская битвы, битва за Днепр, освобождение стран Восточной Европы, взятие Берлина. Поезд будет курсировать по Кольцевой линии метро Москвы в течение шести месяцев.

    27 января 2020 года Мэр Москвы Сергей Собянин дал старт строительству проходки двухпутного перегонного тоннеля от станции «Текстильщики» до «Печатников» Большой кольцевой линии столичного метро. К 11 работающим на БКЛ щитам добавляется 12-й проходческий комплекс. Такие масштабы использования техники позволят в течение трех-четырех лет завершить строительство большинства участков Большого кольца. Длина участка составляет 11,4 км с четырьмя станциями.

    2 января 2020 года Сергей Собянин провел технический пуск сразу шести станций метро: двух на Большой кольцевой и четырех — на Некрасовской. Таким образом, основные строительные работы завершены, и начинаются финальные испытания перед стартом пассажирского движения. На новом участке Некрасовской линии четыре станции: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная». Этот сегмент строился с помощью 10-метрового проходческого щита — машина такого класса впервые применена в отечественном метростроении.

    17 декабря 2019 года в столичном метро состоялся запуск нового тематического поезда, посвященный будущему. Пассажиры могут представить, насколько легче, безопаснее и удобнее может стать жизнь через 10-50 лет благодаря развитию технологий. Каждый его вагон посвящен отдельной теме: «Экология и здоровье», «Экономия денег», «Свободное время», «Разнообразие и свобода выбора» и «Личный комфорт». «Поезд будущего» — разработка команды проекта «Привет, Москва!» при участии «Яндекса». Узнать его можно по желтым полосам на дверях и красному головному вагону. Внутри на плакатах с QR-кодами, переходя по которым пассажир попадает на сайт проекта, где собраны все прогнозы, сообщения, посты и новости от «пассажиров будущего».

    17 декабря 2019 года на станциях Кольцевой линии московского метро — «Комсомольской» и «Проспекте мира» установили часы обратного отсчета времени до Нового года. Планируется, что они появятся еще на 29 станциях, а также в павильоне МЦД на площади Киевского вокзала.

    16 декабря 2019 года на линии Московского метро вышли тематические новогодние поезда. Восемь составов курсируют на Арбатско-Покровской, Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской, Большой и Солнцевской кольцевой линиях. Объявления станций и поздравления в новогодних поездах записаны известными российскими актерами и исполнителями. Среди них: Александр Розенбаум, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Олег Газманов, Баста, Вера Брежнева и другие. Самый главный брендированный праздничный поезд типа «Еж-3» выйдет на одну из линий метро позже.

    8 ноября 2019 года на Кольцевую линию метро вышел тематический поезд «Дальневосточный экспресс». Состав расскажет о регионах, достопримечательностях, истории и уникальной природе края. Поезд состоит из пяти вагонов, посвященных одиннадцати регионам Дальнего Востока: от Сахалина до Бурятии. Снаружи поезд украшен фотоколлажами, на стенах размещены исторические факты, заметки о знаковых местах, информация о инвестиционных проектах, образовании, работе на Дальнем Востоке. В каждой секции представлена зона программы «Дальневосточный гектар».

    12 сентября 2019 года в метро Москвы запущен тематический поезд, посвящённый артисту Олегу Табакову, состав будет курсировать на Калужско-Рижской линии. Во внешнем оформлении поезда использованы изображения фрагментов витражей новой сцены и размещены портреты Табакова в образах, созданных им в театре, кино и мультипликации.

    15 июля 2019 года запущен новый тематический поезд «Москва промышленная». Он будет курсировать по Кольцевой линии и расскажет о разных отраслях производства. Поезд состоит из пяти сдвоенных вагонов. Каждая секция знакомит с отдельным направлением промышленности: авиа-, автомобиле- и машиностроением, радиоэлектроникой, пищевой, лёгкой и химической промышленностью, фармацевтикой. Дизайн внешней стороны желто-оранжевый.

    12 июля 2019 года в Москве открылся северный терминал транспортно-пересадочного узла «Стрешнево», объединяющий крытым переходом станцию Московского центрального кольца Стрешнево и платформу Ленинградская на Рижском направлении. Данная платформа является одной из станций будущего МЦД-2 «Нахабино — Подольск».

    20 июня 2019 года на Сокольнической линии открылись четыре станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Общая протяженность нового участка метрополитена составляет около 12 км. Станции «Филатов луг» и «Прокшино» — наземные. В оформлении использовался гранит и мрамор. Участие в событие принял мэр столицы Сергей Собянин.

    12 июня 2019 года Метро Москвы стало лауреатом Международного саммита общественного транспорта в номинации «Лучшая маркетинговая компания». Столичная подземка получила приз за проект «Привет, Москва». В его рамках запущен поезд, в котором представлена информация о столице. Затем в вагонах и на станциях стали появляться различные факты по истории города.

    11 июня 2019 года на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро завершено строительство правого тоннеля от станции «Нижегородская» до станции «Авиамоторная». За восемь месяцев щит «Татьяна» проложил 1 тысяч 400 м тоннеля. В будущем со станции «Нижегородская» можно будет пересесть на Некрасовскую линию Московского метро и МЦК.

    3 июня 2019 года запущено движение метро по первому участку Некрасовской линии. На ней открыли станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». После запуска всей Некрасовской ветка целиком, улучшится транспортная доступность для 800 тысяч жителей Москвы и Подмосковья. На схеме метро линия обозначена розовым цветом.

    23 мая 2019 года на северном участке Серпуховско-Тимирязевской линии метро в обоих направлениях было прервано движение поездов. Между станциями «Бибирево» и «Алтуфьево» в тоннеле остановилось три состава. Движение отсутствовало 35 минут. Остановившиеся составы направили в обратном направлении. Причиной стала техническая неисправность поезда.

    21 мая 2019 года на Солнцевской и Большой кольцевой линиях московского метро от станции «Раменки» до станции «Хорошевская» в связи с остановившимся в тоннеле поездом. Сбой произошел из-за потери напряжения в контактном рельсе. Станции были закрыты для входа. Всех пассажиров эвакуировали, на линию были выведены дополнительные маршруты автобусов.‬

    22 марта 2018 года В Москве торжественно открыли новый участок Люблинско-Дмитровской линии метрополитена со станциями «Селигерская», «Окружная» и «Верхние Лихоборы». В открытии принял участие мэр города Сергей Собянин. Станция «Селигерская» — мелкого заложения, с двумя вестибюлями, расположена вдоль Дмитровского шоссе, в районе развилки с Коровинским шоссе. Станция «Окружная — глубокого заложения с двумя вестибюлями, находится вдоль Локомотивного проезда. Станция «Верхние Лихоборы» — глубокого заложения с двумя вестибюлями, расположена вдоль Дмитровского шоссе в районе примыкания к нему Бескудниковского бульвара. 26 февраля 2018 года В Москва открылось пассажирское движение на участке Большой кольцевой линии метрополитена. Поезда будут ходить на участке между «Петровским парком» и «Деловым центром» на западе столицы. Всего открыто пять новых станций московского метро. Открывал движение пассажирских поездов на новом участке мэр Москвы Сергей Собянин.

    17 января 2017 года Государственное предприятие «Московский Метрополитен» выпустило первое официальное приложение для смартфонов. Информация об этом появилась в сети. Приложение позволяет проложить кратчайший маршрут от одной точки города к другой, в том числе через станции Московского центрального кольца, наземный транспорт и аэроэкспрессы.

    5 февраля 2001 года На платформе станции метро «Белорусская-кольцевая» в 18 часов 45 минут по московскому времени произошел взрыв. Бомба была спрятана в хозяйственной сумке под одной из скамеек на перроне станции. В результате взрыва получили ранения 10 человек. Вход на станцию для прохода был немедленно закрыт. На место взрыва прибыли оперативные группы ФСБ и главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям столицы.

    Источник

    Читайте также:  Расписание поездов москва чапаевск с казанского вокзала