Кто такой диспетчер поезда



Диспетчер поездов — Train dispatcher

Диспетчер поезда (США), контроллер железнодорожных перевозок (Канада), поезд контроллер (Австралия), контроллер поезда службы (Сингапур) или сигнальщик (UK), используются на железную дорогу , чтобы направлять и облегчить движение поездов над назначенной территорией, которая обычно является частью или всем железнодорожным операционным подразделением. Диспетчер также отвечает за рентабельное движение поездов и другого железнодорожного оборудования для оптимизации физических (поезда) и человеческих ресурсов (бригады) активов.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Чарльзу Майлоту , суперинтенданту отделения железной дороги Эри приписывают первую попытку контролировать движение поезда вне свода правил и рабочего расписания , когда в сентябре 1851 года он отправил телеграмму железнодорожному служащему в другом месте, указав это. все поезда должны быть задержаны в этой точке, пока не прибудет поезд, на котором ехал Майнот.

С этого начала развивалась система диспетчеризации поездов. Свод правил эксплуатации, позже стандартизированный для всех железных дорог, содержал основные правила движения поездов, такие как значение всех фиксированных, звуковых и ручных сигналов ; форма, формат и значение заказов на поезд ; и обязанности и обязательства каждого класса служащих. В рабочем или официальном расписании установлены номера поездов и расписание; места встречи этих поездов; показывала длину проезжающих путей на каждой станции, а также указывала места, где можно было отдавать распоряжения на поезд, и содержала множество другой информации, которая могла быть необходимой или полезной для обучения бригад, управляющих поездами над покрываемой территорией.

Приказы поездов дополняли расписание и свод правил. Они были адресованы конкретному поезду или поездам и приказали этому поезду или поездам сделать то, что диспетчер поезда решил сделать: встретить другой поезд, ждать в определенных местах, опоздать по опубликованному расписанию, быть осторожным в описанных обстоятельствах или множество других действий.

Диспетчеры поездов должны быть хорошо знакомы с физическими характеристиками территории железной дороги, за которую они несут ответственность, а также с эксплуатационными характеристиками используемой мощности локомотива. Опытные диспетчеры поездов узнали об особенностях локомотивов и проводников поездов и применили эти знания в принимаемых эксплуатационных решениях. Эффективный диспетчер поездов может использовать свод правил, расписание, заказы поездов и личный опыт для перемещения большого количества поездов по назначенной территории с минимальной задержкой на любой поезд, даже на территории с однопутным движением.

Первоначально диспетчеры поездов отдавали распоряжения поездом, используя американский код Морзе по телеграфным проводам. Позже, когда в 1876 году был изобретен телефон, и он стал обычным явлением, большинство железных дорог построили свои собственные телефонные системы для внутренней связи, которые диспетчеры поездов использовали для отправки распоряжений на поезд. Последний приказ на поезд, который, как известно, был отдан с использованием кода Морзе, был скопирован в Уайтхолле, штат Монтана , 6 мая 1982 года на Северной железной дороге Берлингтона .

Начиная с до Второй мировой войны и набирая обороты после нее, на большинстве крупных железных дорог были установлены системы централизованного управления движением (CTC) для управления движением поездов. Используя CTC, диспетчер поездов мог выровнять стрелочные переводы в любом месте на территории, чтобы поезда могли входить и выезжать с подъездных путей без необходимости останавливаться и переключать стрелки вручную. Диспетчер поездов также мог управлять сигналами на рельсах, управляющими движением поездов. Двусторонняя радиосвязь позволяла диспетчерам поездов напрямую общаться с машинистами и машинистами. Эти возможности устраняли необходимость в большинстве заказов поездов, но по-прежнему требовали надзора со стороны диспетчера поездов.

По стране

В Австралии диспетчеры поездов известны как диспетчеры поездов . Большинство контроллеров поездов работают такими организации австралийских штатов и федеральное правительства , как австралийский Rail Track Corporation (ARTC), в общественном транспорте администрацию в Западной Австралии (ОТ), Queensland Rail и Сидней поезда . Другие — служащие частных железных дорог, например, в районе Пилбара. Горнодобывающие гиганты BHP Billiton , Rio Tinto , Fortesque Metals Group , а теперь и Roy Hill управляют своими собственными сетями из удаленных операционных центров и используют большое количество диспетчеров поездов.

Читайте также:  То что соединяет колеса поезда

В Канаде диспетчер поездов известен как диспетчер железнодорожного движения (RTC). Двумя крупнейшими работодателями диспетчеров железнодорожного движения являются Канадская национальная железная дорога и Канадско-Тихоокеанский регион .

В Новой Зеландии диспетчер известен как диспетчер поездов , как и в Австралии. KiwiRail недавно централизовал все свои функции управления поездом в едином центре управления, расположенном в столице страны Веллингтоне на южной оконечности Северного острова.

В Сингапуре диспетчеров поездов называют диспетчерами поездов (TSC). На своем массовом скоростном транспорте (MRT) они запускают Центр управления операциями (OCC) и следят за тем, чтобы поезда ходили вовремя, и управляют любыми инцидентами в системе.

Источник

Должностная инструкция поездного диспетчера

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.

1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Поездной диспетчер должен знать:

— Правила технической эксплуатации железных дорог;

— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

— правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам;

— распоряжения и указания руководства управления железной дороги, отделения железной дороги;

— методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов;

— график движения поездов и план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка;

— работу устройств диспетчерской централизации;

— правила работы на ПЭВМ;

— показатели и технические нормы эксплуатационной работы;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

— основы экономики и управления производством;

— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

— Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

2. Должностные обязанности

2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке.

2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов.

2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов.

2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами.

Читайте также:  Поезд 067 до тюмени

2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов.

2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.

2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией.

2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями.

2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.

2.10. Обеспечивает своевременность предоставления «окон», принимает меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования.

2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний.

2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

2.13. [Вписать нужное].

3. Права

Поездной диспетчер имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Поездной диспетчер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Источник

Диспетчер железнодорожной станции

Диспетчера по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте по праву можно назвать «командиром». Ведь кто, как не он, уверенно управляет работой станции. Это он руководит многими подразделениями на железной дороге. И от его умения, внимания, опыта, расторопности и коммуникабельности зависит безопасность и слаженность всех без исключения направлений железнодорожной ветки. Не зря англичане называют человека на этой должности регулировщиком или распорядителем движения.

Управлять железнодорожными процессами весьма сложно. Поэтому и существует в диспетчерской службе многоуровневая система управления. На первой ступени иерархической лестницы стоит поездной диспетчер, под командованием которого находится определенная часть железной дороги со станциями, путями, стрелками, ветками.

На больших узловых и сортировочных станциях работает маневровый диспетчер, который принимает и формирует десятки составов. Он получает данные со станций, составляет план расформирования и отправляет вагоны по дальнейшим адресам.

Человек, сидящий за пультом, очень напряженно работает, ведь его главное задание — соблюдение графика маневров и их абсолютная безопасность. В подчинении у диспетчеров находится несколько подразделений, обслуживающих железнодорожные объекты.

Диспетчер — это высококлассный специалист, грамотный и ответственный. Круг обязанностей, которые он должен выполнять, весьма внушителен и серьезен. Диспетчер обязан:

— организовать рациональный график движения составов с учетом координации работ всех подчиненных структур;

— организовать прием и отправку поездного состава, грузовые работы, формирование составов, пассажирские передвижения;

— контролировать планы перевозок;

— формировать вагонопотоки и организовывать маршруты;

— умело составлять планы работ с поездами и грузами;

— грамотно нормировать необходимое количество локомотивов, передвижения на вверенном участке;

Читайте также:  Туймазы новороссийск ржд поезд

— обеспечивать качество и контроль эксплуатационных, поездных и грузовых служб;

— следить за содержанием локомотивного парка;

— формировать и пропускать утяжеленные и удлиненные составы;

— обеспечивать рациональное пользование транспортом;

— совершенствовать и оптимально автоматизировать диспетчерское управление.

Источник

Диспетчер ж/д станции

Диспетчером ж/д станции является специалист, который осуществляет единоличное руководство движением поездов на вверенном ему участке.

Содержание:

История профессии

Данная профессия появилась одновременно с возникновением сети железных дорог. В 1884 году мир увидела телефонная сеть регулирования движения железнодорожного транспорта. До этого руководство движения поездов осуществлялось с помощью специально обученных сигнальщиков, которые находились возле ж/д путей через конкретные промежутки.

Новый виток в развитии железнодорожной диспетчеризации случился в 1949 году, когда была разработана система диспетчерского контроля. Диспетчер не мог управлять сигналами и стрелками непосредственно со своего рабочего места, но в целом контроль обеспечивался. Таким образом, удавалось существенно увеличить пропускную способность на различных участках железных дорог.

Особенности профессии

Деятельность диспетчера ж/д станции целенаправленна на обеспечение беспрепятственного движения поездов, а также ― создание безопасных условий для успешного выполнения плановых работ на участке, согласно с графиком движения железнодорожного транспорта и оперативным планом.

Профессия диспетчер ж/д станции противопоказана людям с заболеваниями зрения, сердечно-сосудистой и нервной системы.

Претендент на должность обязан обладать быстротой реакции, ведь при возникновении непредвиденных ситуаций от его указаний будут зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Обязанности

В должностные обязанности специалиста входит следующее:

  • организация и руководство маневровой работой по формированию/расформированию составов;
  • ответственность за подачу местных вагонов и контроль над сотрудниками, что обеспечивают чистоту в них;
  • реализация регулировочных заданий, что касаются отправки пустых вагонов;
  • информирование исполнителей о плане и порядке проведения работ;
  • введение в известность сотрудников станции о наличии на путях вагонов с грузами особых категорий;
  • координация работы маневровых районов, подъездных путей, сортировочных устройств, а также ― станционного технологического центра по обработке поездной информации и транспортировочной документации;
  • внесение необходимых правок в сортировочный лист;
  • установление очередности расформирования составов и подготовки транспортировочной документации на уже сформированные составы;
  • способствование своевременной выставке составов в парк отправления;
  • контроль над соблюдением технических норм пребывания вагонов на станции;
  • координирование деятельности комплексной бригады смены и оценка качества проделанной работы каждым из ее членов;
  • обращение в дорожный вычислительный центр для получения данных о разложении составов по прибытии, наличии составов и вагонов на путях или иной необходимой информации;
  • ведение графика выполнения маневровой работы и анализ реализации сменных заданий маневровыми бригадами;
  • разработка плана работы станции по 4-6 часовым периодам;
  • руководство единой сменой станции;
  • контроль над соблюдением правил безопасности движения и маневровой работы работниками смены, а также ― проведение инструктажа по ТБ;
  • контроль над соблюдением трудовой и технологической дисциплины в рабочее время.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать диспетчер:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • внимательность;
  • четкая дикция;
  • работоспособность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • организованность;
  • наблюдательность.

Навыки и знания

Специалист обязан знать методические и нормативные документы в своей сфере, график движения поездов, показатели и технические параметры эксплуатационной работы подъездного пути. Дополнительно, не обойтись без умения пользоваться устройствами диспетчерской сигнализации.

Перспективы и карьера

Диспетчер ж/д станции ― это одна из многочисленных железнодорожных профессий. Прилагая усилия и совершенствуя навыки, специалист вправе претендовать на должность начальника смены.

Обучение

Профессия диспетчер ж/д станции предусматривает наличие диплома по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Источник