Крушение поезда аврора 1988 фото



Крушение поезда аврора 1988 фото

Поезд «Аврора» был предшественником более быстрого и современного «Сапсана». Он курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. Поезд ходил ежедневно. Время в пути составляло 5 часов 30 минут. Внутри поезд отличался от привычных железнодорожных составов – шесть мягких пассажирских кресел в каждом ряду, разделенные проходом.

Для контроля состояния рельсовой колеи используются путеизмерители — знакомые многим небольшие вагончики, которые проезжают по путям, собирая данные о ширине колеи, возвышении одного рельса над другим, просадки рельсов, их изгибы. Утром 16 августа 1988 года после снятия показаний машинист путеизмерителя срочно отправил телеграмму из Москвы в Бологое — на 307-308 км пути наблюдались значительные просадки и перекосы. Ехать по этому участку со скоростью 160 км/ч было нельзя — на 307 км было необходимо сбросить скорость до 60 км/ч, а на 308 и вовсе до 25 км/ч.

Около 16 часов старший дорожный мастер Николай Гаврилов, обходя пути, обратил внимание на перекос. День выдался жарким и рельсы нагрелись настолько, что, согласно техническим указаниям, заниматься подбивкой и подъемом рельсов было нельзя.

Однако перекос был большим и Гаврилов все же взялся за работу. Телеграфист станции Бологое вспомнил о телеграмме только около пяти вечера и отнес ее в отдел пути.

А в 18:25 на перегоне Березайка — Поплавец поезд потерпел крушение.

Он прошел по опасному участку, не снизив скорость — машиниста никто не проинформировал. Просадка пути была настолько большой, что привела к расцеплению первого вагона и локомотива поезда, следовавшего со скоростью 155 км/ч. Перепад высот сцепок вагонов в момент расцепления оказался настолько большим, что автосцепкой электровоза у первого вагона была повреждена поддерживающая балка, на которую опиралась переходная площадка.

В результате поезд резко затормозил, что вкупе с перегревом рельсов привело к их дополнительной деформации. Все 15 вагонов сошли с пути. Опрокинувшийся вагон-ресторан загорелся от кухонной плиты. Огонь быстро охватил весь вагон, перекинулся на соседние и побежал по электропроводам.«Мы видели несколько вагонов и горящий вагон-ресторан. От него шел черный дым, электропровода начали плавиться, провисли. Другая часть поезда откатилась в противоположную сторону – там разрушения были сильнее, но мы их не видели. И даже не знали, насколько серьезная случилась авария.

Поэтому, наверное, паники не было. Каждый нашел себе дело: женщины собирали постельное белье, воду и перевязывали раненых. Мужчины выламывали окна в поврежденных вагонах, чтобы освободить оставшихся там заложников. Мне запомнилась женщина с сильно порезанным лицом. Она очень переживала за свой внешний вид, рыдала, ходила и просила у всех зеркало. Зеркало ей не давали», — вспоминала пассажирка поезда Ксения.

«События того дня я помню отдельными вспышками. Там я впервые увидел труп мужчины с неестественно вытянутой вверх рукой.

Позже мне вспоминалось, или представлялось, что погибших было много, но мама утверждает, что на глаза нам попался только один», — рассказывал еще один пассажир, Матвей.

Пожарные машины, спешившие из Бологого, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места из-за болотистой местности. Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды из-за большого масштаба пожара. Для доставки воды на тушение пожара было организовано постоянное курсирование пожарных автомобилей от водоисточника, находящегося примерно в 2 километрах от места аварии, до ближайшего места, к которому можно было подъехать.

Это место было примерно в 150-200 метрах от железнодорожного полотна, далее был сплошной болотистый участок, где глубина воды достигала местами 50-60 см. Пожарные и прибывшие к месту крушения военнослужащие срочной службы сделали проход по этому участку из срубленных деревьев и проложили рукавные линии для подачи воды для тушения пожара.

Врачи прибыли только около девяти вечера. К «Авроре» подогнали железнодорожный состав, здоровых пассажиров потерпевшего крушение поезда повезли до Бологого. Там, на вокзале, составили списки для родственников. Люди выстроились в очередь, чтобы отправить родным телеграммы. Из Бологого пассажиров «Авроры» отправили в Москву, рассадив в общих и плацкартных вагонах.

О телеграмме в Бологом вспомнили только в 10 вечера. С момента крушения «Авроры» прошло более трех часов.

«Мне запомнились искореженные вагоны, которые потом уволокли в лес и их еще несколько лет было видно из проходящих мимо поездов. Накрытых одеялами трупов было немного, но те, кто участвовал в разборке завалов, видели более страшную картину. Передав радистов старшему, я вернулся в полк. Через несколько дней на построении дивизии комдив зачитал благодарственное письмо от МПС за оказание помощи, вручил ценные подарки отличившимся и назвал число погибших – 28 человек. Все разговоры о большем количестве – выдумки»», — утверждал один из военных, занимавшихся ликвидацией последствий аварии.

Еще трое человек скончались позже в больнице. Ранения разной степени тяжести получили более сотни. Некоторым прямо на месте врачи ампутировали зажатые искореженным металлом конечности. Было повреждено 2500 м контактной сети, 500 м железнодорожного пути. 12 вагонов не подлежали дальнейшей эксплуатации. Перерыв в движении поездов на участке составил более 15 часов.

Кроме Гаврилова виновными в произошедшем признали исполняющего обязанности начальника дистанции пути — он допустил производство путевых работ с нарушением инструкций.

«Работы выполнялись без старшего инженера-технолога, на которого возлагается, наряду с другими обязанностями, сбор информации о состоянии пути, разработка программ устранения неисправностей, а также контроль состояния пути ручными измерительными приборами после прохода машины», — гласили данные служебного расследования.
О деформации рельсов сообщал и машинист поезда, проследовавшего до «Авроры».

Однако эта информация не была передана поездному диспетчеру, дорожному мастеру и машинистам локомотивов вслед идущих поездов.
В результате разбирательств многие работники были уволены либо получили выговоры. Гаврилов был приговорен к длительному сроку заключения.

Читайте также:  Куда идет поезд минск беларусь

Сейчас на месте крушения установлен небольшой памятник. Каждый год, 16 августа, «Авроры» делали пятиминутную остановку на месте крушения, чтобы поездная бригада могла почтить память погибших и возложить цветы к памятнику.

Источник

Машина времени. 16 августа 1988. Железнодорожная катастрофа «Авроры» под Березайкой

Сегодня мы побываем на месте одной из крупнейших в нашей стране железнодорожных катастроф, которая произошла на территории Тверской области.

В 80-е годы поезд «Аврора» был советским «Сапсаном». Время в пути от Москвы до Ленинграда составляло 4 часа 59 минут.

Случись эта катастрофа годом или двумя ранее, вряд ли бы мы смогли увидеть эти документальные кадры. В Советском Союзе железнодорожных катастроф, как секса и много другого, не было. Однако уже началась перестройка, одним из лозунгов которой была гласность. Так что о крушении пассажирского поезда «Аврора», которое произошло 16 августа 1988 года в Калининской области на перегоне Березайка-Поплавец в нескольких километрах от Бологое, узнала вся страна.

С рельсов сошли все вагоны поезда. 31 человек погиб, более 100 пострадали. Движение на участке Октябрьской железной дороги между Москвой и Ленинградом было остановлено больше чем на 15 часов.

Что стало причиной этой аварии? Обычная халатность. Из-за плохого состояния дороги движение на этом участке было ограничено скоростью 60 км/ч, а в некоторых местах нельзя было набирать 25 км/ч. Правда, машинистам «Авроры» об этом никто не сообщил, и они мчались на привычных 160 км/ч.

В результате все вагоны пассажирского поезда пошли под откос. В вагоне-ресторане возник пожар, который перекинулся на другие вагоны поезда. Пожарные машины, спешившие из Бологое, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места из-за болотистой местности. Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды.

В своё время мне довелось брать интервью у Александра Бехтерева, снявшего кадры кинохроники, которые вы здесь увидите. Он сказал, что не стал ни у кого спрашивать разрешение, а сразу помчался со съёмочной группой к месту аварии. Сюжет о железнодорожной катастрофе появился в киножурнале «Наш край».

Валентина Григорьева, которая была пассажиркой «Авроры», вспоминала об этой катастрофе: «Недалеко от Бологое наш вагон сильно затрясло, он накренился и замер. У нас сильных разрушений и раненых не было. Мальчик потерял ботинок, ему дружно его вернули. Когда нам объявили о крушении, первой реакцией было удивление.

Выбравшись из вагона, мы разместились недалеко от путей. К нам подходили люди из других вагонов, выглядели они гораздо хуже — у многих были ссадины, раны. Кто-то остался без вещей. Подошёл мужчина, обутый в разные туфли. Потом — мужчина в пиджаке с орденами, он был ранен. Я достала из чемодана простыни, разорвала их, промыла и забинтовала рану. Поскольку после университета я была медсестрой запаса, медицинскую помощь оказывала вполне профессионально.

Потом какие-то люди принесли годовалую девочку. Спрашивали: чья девочка?

Раненые лежали в одном месте. Среди них выделялась женщина с распущенными волосами, ноги ее были неподвижны, чем-то накрыты. Увидев меня с девочкой на руках, она закричала: «Люба, Люба!» Мама нашей девочки нашлась».

Через несколько дней после катастрофы появилась большая статья Виктора Куликова в «Калининской правде».

«На место катастрофы мы приехали днём 17 августа. К этому времени здесь уже были произведены очень большие ремонтно-восстановительные работы. По магистрали на минимальной скорости шли поезда, подвозились строительные и ремонтные материалы, приезжали всё новые и новые рабочие.

Первоначальной картины крушения мы уже не застали. Но и то, что увидели, запомнилось надолго.

Обгоревшие вагоны лежали вдоль железнодорожного полотна, напоминая кадры из какого-нибудь фильма о войне. Лежали друг на друге, один поверх другого. Сплющенные, изогнутые в дугу, искорёженные.

Ветер шелестит страницами валявшихся повсюду обгоревших газет и журналов, приподнимая края разбросанной одежды. Всё это были вещи тех, кто ехал в стремительно мчащейся «Авроре». И тут же, неподалёку, на поляне, ставшей стоянкой самых различных автомобилей, лежали накрытые простынями тела нескольких погибших. Их только что извлекли из вагонов…»

Сегодня исполняется 30 лет, как произошла железнодорожная катастрофа под Березайкой. Надо признать, что с тех пор мы заметно ушли вперёд. «Сапсаны» даже с большей, чем «Аврора», скоростью ежечасно следуют из Москвы в Петербург и обратно. Железнодорожное полотно поддерживается на нормальном уровне. И если бы только не наш родной русский авось…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

«От вагона шел черный дым»: как погибла «Аврора»

Поезд «Аврора» был предшественником более быстрого и современного «Сапсана». Он курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. Поезд ходил ежедневно. Время в пути составляло 5 часов 30 минут. Внутри поезд отличался от привычных железнодорожных составов – шесть мягких пассажирских кресел в каждом ряду, разделенные проходом.

Для контроля состояния рельсовой колеи используются путеизмерители — знакомые многим небольшие вагончики, которые проезжают по путям, собирая данные о ширине колеи, возвышении одного рельса над другим, просадки рельсов, их изгибы. Утром 16 августа 1988 года после снятия показаний машинист путеизмерителя срочно отправил телеграмму из Москвы в Бологое — на 307-308 км пути наблюдались значительные просадки и перекосы. Ехать по этому участку со скоростью 160 км/ч было нельзя — на 307 км было необходимо сбросить скорость до 60 км/ч, а на 308 и вовсе до 25 км/ч.

Около 16 часов старший дорожный мастер Николай Гаврилов, обходя пути, обратил внимание на перекос. День выдался жарким и рельсы нагрелись настолько, что, согласно техническим указаниям, заниматься подбивкой и подъемом рельсов было нельзя.

Читайте также:  Расписание поездов чебоксары визикасы

Однако перекос был большим и Гаврилов все же взялся за работу.

Телеграфист станции Бологое вспомнил о телеграмме только около пяти вечера и отнес ее в отдел пути.

А в 18:25 на перегоне Березайка — Поплавец поезд потерпел крушение.

Он прошел по опасному участку, не снизив скорость — машиниста никто не проинформировал. Просадка пути была настолько большой, что привела к расцеплению первого вагона и локомотива поезда, следовавшего со скоростью 155 км/ч. Перепад высот сцепок вагонов в момент расцепления оказался настолько большим, что автосцепкой электровоза у первого вагона была повреждена поддерживающая балка, на которую опиралась переходная площадка.

В результате поезд резко затормозил, что вкупе с перегревом рельсов привело к их дополнительной деформации. Все 15 вагонов сошли с пути. Опрокинувшийся вагон-ресторан загорелся от кухонной плиты. Огонь быстро охватил весь вагон, перекинулся на соседние и побежал по электропроводам.

«Мы видели несколько вагонов и горящий вагон-ресторан. От него шел черный дым, электропровода начали плавиться, провисли. Другая часть поезда откатилась в противоположную сторону – там разрушения были сильнее, но мы их не видели. И даже не знали, насколько серьезная случилась авария. Поэтому, наверное, паники не было. Каждый нашел себе дело: женщины собирали постельное белье, воду и перевязывали раненых. Мужчины выламывали окна в поврежденных вагонах, чтобы освободить оставшихся там заложников. Мне запомнилась женщина с сильно порезанным лицом. Она очень переживала за свой внешний вид, рыдала, ходила и просила у всех зеркало. Зеркало ей не давали», — вспоминала пассажирка поезда Ксения.

«События того дня я помню отдельными вспышками.

Там я впервые увидел труп мужчины с неестественно вытянутой вверх рукой.

Позже мне вспоминалось, или представлялось, что погибших было много, но мама утверждает, что на глаза нам попался только один», — рассказывал еще один пассажир, Матвей.

Пожарные машины, спешившие из Бологого, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места из-за болотистой местности. Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды из-за большого масштаба пожара. Для доставки воды на тушение пожара было организовано постоянное курсирование пожарных автомобилей от водоисточника, находящегося примерно в 2 километрах от места аварии, до ближайшего места, к которому можно было подъехать.

Это место было примерно в 150-200 метрах от железнодорожного полотна, далее был сплошной болотистый участок, где глубина воды достигала местами 50-60 см. Пожарные и прибывшие к месту крушения военнослужащие срочной службы сделали проход по этому участку из срубленных деревьев и проложили рукавные линии для подачи воды для тушения пожара.

Врачи прибыли только около девяти вечера. К «Авроре» подогнали железнодорожный состав, здоровых пассажиров потерпевшего крушение поезда повезли до Бологого. Там, на вокзале, составили списки для родственников. Люди выстроились в очередь, чтобы отправить родным телеграммы. Из Бологого пассажиров «Авроры» отправили в Москву, рассадив в общих и плацкартных вагонах.

О телеграмме в Бологом вспомнили только в 10 вечера. С момента крушения «Авроры» прошло более трех часов.

«Мне запомнились искореженные вагоны, которые потом уволокли в лес и их еще несколько лет было видно из проходящих мимо поездов. Накрытых одеялами трупов было немного, но те, кто участвовал в разборке завалов, видели более страшную картину. Передав радистов старшему, я вернулся в полк. Через несколько дней на построении дивизии комдив зачитал благодарственное письмо от МПС за оказание помощи, вручил ценные подарки отличившимся и назвал число погибших – 28 человек. Все разговоры о большем количестве – выдумки»», — утверждал один из военных, занимавшихся ликвидацией последствий аварии.

Еще трое человек скончались позже в больнице. Ранения разной степени тяжести получили более сотни. Некоторым прямо на месте врачи ампутировали зажатые искореженным металлом конечности. Было повреждено 2500 м контактной сети, 500 м железнодорожного пути. 12 вагонов не подлежали дальнейшей эксплуатации. Перерыв в движении поездов на участке составил более 15 часов.

Кроме Гаврилова виновными в произошедшем признали исполняющего обязанности начальника дистанции пути — он допустил производство путевых работ с нарушением инструкций.

«Работы выполнялись без старшего инженера-технолога, на которого возлагается, наряду с другими обязанностями, сбор информации о состоянии пути, разработка программ устранения неисправностей, а также контроль состояния пути ручными измерительными приборами после прохода машины», — гласили данные служебного расследования.

О деформации рельсов сообщал и машинист поезда, проследовавшего до «Авроры».

Однако эта информация не была передана поездному диспетчеру, дорожному мастеру и машинистам локомотивов вслед идущих поездов.

В результате разбирательств многие работники были уволены либо получили выговоры. Гаврилов был приговорен к длительному сроку заключения.

Сейчас на месте крушения установлен небольшой памятник. Каждый год, 16 августа, «Авроры» делали пятиминутную остановку на месте крушения, чтобы поездная бригада могла почтить память погибших и возложить цветы к памятнику.

Источник

Но "Героев" так и не присвоили: Было бы не 28, а больше трупов. Как простые пассажиры спасли людей в пущенной под откос "Авроре"

Пассажиры скоростной "Авроры", когда произошло крушение, не стали беспокоиться о багаже, не стремились спастись первыми. Старались помогать друг другу, не оставались в стороне от беды. В итоге, хоть никого из них и не наградили "Героями", тем не менее они были самыми настоящими Героями — людьми, помогавшими друг другу.

В 1988 году скоростной поезд «Аврора» состоял из вагона-электростанции и выгонов «самолетного» типа. Экспресс, отличавшийся нетипичной для советских поездов сине-белой расцветкой, «бегал» со скоростью 180 км/ч.

«Аврора», которая обогнала в 1965 году «Красную стрелу», украшала передовицы газет того времени. В конце 1980-х вообще повсюду витал «ветер перемен», и потому технические рекорды встречали на «ура».

Читайте также:  Поезда шаховская курский вокзал

16 августа 1988 года, утро. Валентина Григорьева с двумя детьми торопится в Москву. Как назло, день не задался с самого начала. И соседей не могли дождаться в Ленинграде, чтобы ключи вернуть. Потом автобус опаздывал. А на вокзале уже надо было быть несколько минут как. Валентина Григорьева очень боялась опоздать на поезд.

Но все же после мелких неурядиц, волнений и суеты, Валентина и ее дети прибывают на вокзал. Ровно в четыре часа дня «Аврора» отправляется в Москву.

Не пошли за шоколадкой — и остались целы

«Мы ехали уже около двух часов. Кто-то из пассажиров принес из вагона-ресторана знаменитый советский шоколад «Вдохновение». Мама предложила: давай сходим за шоколадом, — вспоминает события того дня дочка Валентины — Ксения. — Но было так жарко, что идти не хотелось».

Пожар из вагона-ресторана перекинулся на другие вагоны. На тот момент пожарные машины не смогли оперативно добраться до места. Фото: скрин с Twitter

Позже она поймает себя на мысли: «Хорошо, что не пошли. Вагон-ресторан сгорел едва ли не весь».

«Недалеко от Бологого наш вагон сильно затрясло, он накренился и замер, — вспоминает Валентина. — У нас сильных разрушений и раненых не было. Мальчик потерял ботинок, ему дружно его вернули».

Хроника событий

11:00, Москва. Машинист путеизмерительного вагона № 203 только что отправил срочную телеграмму путейцам из Бологого. Утром он расшифровал ленту прохода своего вагона из Ленинграда в Москву и увидел проблемы на 307-м — 308-м километрах. В телеграмме он требовал ограничить скорость движения поездов до 25 км/час.

16:00, перегон Березайка — Поплавенец, 307-й км. Заступив в смену, старший дорожный мастер совершал ежедневную рутинную работу — обходил и выправлял железнодорожные пути. Перегон Березайка — Поплавенец был слабым местом Октябрьской железной дороги. Как потом станет известно, его несколько лет не ремонтировали. На рельсовых стыках крепеж был разболтан, где-то отсутствовали фиксирующие гайки, рельсовые линии перекошены. Починка при высоких температурах создавала риск появления новых неровностей. Но перекос был сильным, и старший мастер решил чинить.

17:00, ж/д станция Бологое. Телеграфист станции Бологое, вспомнив о полученной из Москвы телеграмме, неторопливо отнес ее в отдел пути.

18:25, перегон Березайка — Поплавенец. «Аврора» терпит крушение. С рельсов сошли все 15 вагонов поезда. В опрокинувшемся вагоне-ресторане от кухонной плиты произошло возгорание. Огонь быстро охватил весь вагон, перекинулся на соседние и побежал по электропроводам.

«Если что, ребенка заберу в свою семью»

Раненые, напуганные люди выбирались из вагонов. Про сумки и багаж не думали, помогали соседям выбраться из-под завалов, передавали детей в окна.

«Я достала из чемодана простыни, разорвала их, промыла и забинтовала рану, — делится воспоминаниями Валентина. — Поскольку после университета я была медсестрой запаса, медицинскую помощь оказывала вполне профессионально».

Мысли, признается она, были на удивление спокойными и ясными. Вот принесли маленькую годовалую девочку. «Что, если ее родители не найдутся? Не страшно, мы ее оставим в нашей семье», — размышляла Валентина.

К счастью, мама малышки нашлась, и у Валентины забрали девчушку.

Когда произошла трагедия в Шереметьево, пассажиры, по рассказам очевидцев, старались вынести свой багаж. Кто-то из-за этого не успел выйти. При крушении «Авроры» пассажиры помогали друг другу. Фото: globallookpress.com

«Каждый нашел себе дело: женщины собирали постельное белье, воду и перевязывали раненых. Мужчины выламывали окна в поврежденных вагонах, чтобы освободить оставшихся там заложников, — вспоминает Ксения, ее цитирует «АиФ». — Мне запомнилась женщина с сильно порезанным лицом. Она очень переживала за свой внешний вид, рыдала, ходила и просила у всех зеркало. Зеркало ей не давали».

Пользователь lesorub6 тоже поделился своими воспоминаниями о том дне.

«Будучи ребенком, ехал на этом поезде. Слегка дремал. Потом вагон очень сильно затрясло. Потом помню, что лежу в проходе между креслами… Несколько мужчин, встав на кресла, пытались ногой выбить окна, меня передали через выбитое окно на улицу. Меня отвели сидеть под каким-то кустом, а мама пошла помогать».

За водой — по болоту

Пожар из вагона-ресторана перекинулся на другие вагоны. На тот момент пожарные машины, спешившие из Бологого, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места — всему виной была болотистая местность.

Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды из-за большого масштаба пожара.

В итоге, чтобы добыть воду на тушение огня, было организовано постоянное движение пожарных автомобилей от водоисточника, находящегося примерно в двух километрах от места аварии, до ближайшего места, к которому можно было подъехать.

С запуском новых поездов «Сапсан» устаревшая «Аврора» оказалась лишней на линии. Фото: globallookpress.com

«Это место было примерно в 150-200 метрах от железнодорожного полотна, а потом — сплошной болотистый участок, где глубина воды достигала местами 50-60 см», — вспоминают спасатели.

Пожарным пришлось сделать проход по этому участку из срубленных деревьев и проложить рукавные линии для подачи воды для тушения пожара.

Как только весть о крушении «Авроры» начала распространяться, люди заговорили о том, что количество погибших — почти 80% пассажиров. Но это было неправдой. Согласно официальным данным, погибли 28 человек и ранены 122. На месте крушения жертвам аварии был установлен скромный мемориал.

После крушения «Авроры» ее вагоны были модернизированы, а время в пути увеличилось до 5 часов 30 минут. В апреле 2010 года легендарный поезд, перевозивший пассажиров более сорока лет, совершил последний рейс. С запуском новых поездов «Сапсан» устаревшая «Аврора» оказалась лишней на линии.

Источник