Контрольный диктант горная дорога поезд прибыл



Контрольно — измерительные материалы по русскому языку. 9 класс

Здесь представлены диктанты по основным тема 9 класса. Тексты диктантов могут быть использованы для работы по развитию речи, для комплексного анализа текста.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

1. Вводный диктант. Повторение изученного в 5 -8 классах.
По реке.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
2. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (^ Сначала было жутко ехать незнакомой рекой. — безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)

2. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
Орлиное гнездо.

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённое предложение»
В степи.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

(157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание
Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).

1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.

2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.

3. […, где ( ), …, (которая…, . )…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.

4. [ ]; [. ], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.

5. [. …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

3. Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах — 1-й вариант в остальном тексте — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

Читайте также:  Поезд адлер москва 104 двухэтажный расписание прибытие

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. — 2- вариант

5. Итоговый диктант с грамматическим заданием .

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами

Грамматическое задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

II вариант — «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

Источник

Контрольный диктант горная дорога поезд прибыл

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 9-й класс и направлено на повторение предыдущего:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написания з-с на конце приставок;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— гласные в приставках пре- и при;

— написание не с наречиями и глаголами;

-правильное написание наречий;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— дефисное написание сложных прилагательных.

Знаки препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении

-обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом.

Грамматические задания направлены на выявления умений:

1.фонетического разбора слова;

2. разбора слова по составу;

3.находить орфограммы и приводить примеры;

4. синтаксического разбора предложения.

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые лесами.

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать, кровь поминутно приливала в голову.

(63 слова) (По М. Лермонтову)

Грамматические задания

1.Найдите в тексте 2-3 орфограммы, назовите их, приведите другие примеры.

2. Сделать фонетический разбор слова:

Инеем — 1-й вариант озаряя — 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Предсказанию, хороводы, поднималась — 1-й вариант

Сплетались, приближения, небосклоне — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. – 1-й вариант.

Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. — 2-й вариант.

Источник

Контрольный диктант горная дорога поезд прибыл

Материалы для проведения итогового контроля по русскому языку в 9 классе. Форма контроля – диктант с грамматическим заданием.

Итоговая контрольная работа за 2019 – 2020 учебный год

9 класс

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Не)повторимый Домбай

(1)Зимой одни отдыха…щие отпр…вляются в тёплые края а другие на заснеж…нные вершины. (2)(В)течени… последних десят…летий пр…верженцев (горно)лыжного спорта пр…бавилось. (3) Для так называ…мых пок…рителей вершин выбор курорта весьма прост а новичку без сомнения нужно перебрать (не)мало вариантов мест отдыха которых в России пр…достаточно.

(4) Одним из таких мест явля…тся Карачаево-Черке(с,сс)ия.(5)Эта (не)большая республика прин…мает туристов приезжа…щих сюда именно зимой что(бы) пок…таться на лыжах или сноуборде на курорте Домбай. (6)Этот центр ра…положен на высоте 1650(прописью!) метров над уровнем моря у подножия главного Кавказ…кого хре…та на Домбайской поляне. (7) Это место входящее в состав Тебердинского государственного заповедника стало самым знаменитым центром отдыха и спорта. (8)Можно сказать, что это альпинис…ская горн…лыжная и турис…ская мекка Большого Кавказа.

(9) На курорте действу…т множество гости(н,нн)иц отелей баз отдыха (альп)лагерей и (тур)баз, где можно остановиться. (10)Тра(с,сс)ы курорта од…наково хороши как для профе(с,сс)ионалов так и для нач…нающих.(11) Кстати на этом курорте пров…дились международные сор…внования по фр…стайлу всероссийские сор…внования по гиган…скому слал…му и сноуборду. (12)А ещё здесь настоящее ра…долье для (пара)планеристов.

(13)Кроме всего (выше)перечисле(н,нн)ого пос…тите Мемориальное кла…бище альпинистов, а так(же) водопад Алибекский один из самых э(ф,фф)ектных в Домбае.

(По А. Мерникову, 183слова)

  1. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение № 5 сложноподчинённое в придаточным обстоятельственным (причины).

2) Предложение № 7 осложнено обособленным обстоятельством.

3) Предложение № 9 сложноподчинённое с придаточным определительным.

4) Предложение № 11 осложнено вводным словом, однородными дополнениями.

5) В предложении № 13 грамматическая основа посетите кладбище.

3.Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «кладбище альпинистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4.Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ГОСУДАРСТВЕННОГО — написание суффикса в прилагательном зависит от его лексического значения.

2) ПРИНИМАЕТ – написание окончания глагола определяется его спряжением.

3) ПРЕДОСТАТОЧНО – написание приставки в этом слове определяется её значением.

4) ОСТАНОВИТЬСЯ — написание в корне слова гласной можно проверить подбором однокоренного слова, где эта гласная находится под ударением.

5) НА КУРОРТЕ — написание безударной гласной в окончании существительного зависит от его склонения.

Источник

Диктанты по русскому языку — 9 класс 2 четверть

Диктант
1. В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.
2.Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой?
3. Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь.
4.Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.
5.Оно манило прозрачностью и глубиной.
6.Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой.
7.Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.
8.Озеро меняло краски.
9.Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой.
10.Потом цвет озера стал оловянным.
11.Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.
12.Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи.
13.Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов.
14.Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов.

  1. Найдите СПП-я с придаточными времени — 4,7,9,11
  2. Найдите СПП-я с придаточными изъяснительными – 6,13,14
  3. Найдите СПП-я с придаточными определительными – 1, 13
  4. Объясните функцию двоеточия в предложении 1 – обобщающее слово
  5. Укажите предложение со сравнительным оборотом — 11
  6. Сколько грамматических основ в предложении 13 — 4
  7. Выпишите все союзы из предложения 14.- однако, что
  8. Выпишите из текста все прилагательные, в которых написание –НН- объясняется исключением из правил — деревянном, оловянном.
  9. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью управление – цвет озера
  10. Назовите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство — 7
  11. Замените словосочетание НА ДЕРЕВЯННОМ ПАРУСНИКЕ, образованном с помощь связи согласование, словосочетанием со связью управление – парусник из дерева.
Читайте также:  Песни про проводников поезда

Байкал
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и ию́нь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В ию́не они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коря́ги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

Увидеть осень
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень пер­вая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осень проходила, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие суще­ствуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие про­странства земли и неба.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную и почти белую. Краски каза­лись особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висев­шей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары.

Радость
С коньками под мышкой Светлана неторопливо шагала в про­тивоположную от катка сторону, боясь растерять свою неожидан­ную радость. Она не знала, куда и зачем идет. Лишь бы только не стоять на месте. На набережной канала, огибавшего разрушен­ный стадион, девушка остановилась. В этот момент вспыхнули и ярко загорелись фонари. Они залили светом весь Невский про­спект и в одно мгновенье изменили облик города.
Это было неожиданно и так соответствовало внутреннему со­стоянию Светланы, что она остановилась. Светлане казалось, что все люди должны радоваться ярким фонарям, хорошей по­годе, шумному движению, толкотне. Всюду, куда бы она ни взглянула, все горело, отсвечивало, блестело, сверкало. В окнах магазинов ослепительно сияли красным, зеленым, голубым све­том слова реклам. Блестели кузова автомашин, отражая тысячи огней. Сверкали стеклянные вывески. Даже скользкие тротуа­ры, еще не посыпанные песком, блестели.

Белка
Под ногами шуршит опавший лист. Тропа становится ка­призной, озорной. Заманивает вглубь, вертится по бурелому, скачет по уступкам оголенных сопок, бежит вниз и пропадает в густом перелеске, опаленном осенним жаром.
Кто видел в осеннюю пору тайгу, густо крапленную березой да осиной, тому никогда не забыть картину пылающего холод­ными кострами леса. Такая грусть повсюду! Шорох шагов по опавшему листу слышен далеко.
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Бел­ка! Она носится по веткам, задерживается на сучке, смотрит на меня крошечными бусинками. Я ни с места, стою, не шевелюсь. Белка вдруг как зацокает, как захохочет!
— Ах, разбойница, пугаешь! А я не уйду! — думаю я.
Ее это удивляет. Она протирает крошечными лапками плу­товские глазки, нацеливает их на меня. Я не поддаюсь соблазну, стою. А плутовка не теряет любопытства. Два прыжка — и она на тоненькой березке. Она сверлит меня лукавыми глазками. Миг — и белки нет на березе.

У окна
Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу. Всю ночь и утро сеял частый осенний дождь. Деревянные домики, серые и печальные, каза­лись насквозь промокшими. Одинокие деревья гнулись от ветра, и их почерневшие листья льнули друг к другу, шепча и жалу­ясь. Рядом, в потемневшем кривом домике, отвязалась ставня и с тупым упорством захлопывала половину окна, таща за собой мокрую веревку, и снова со стуком ударялась о гнилые бревна.
Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом. Деревянная вычурная резьба покры­вала, будто кружевом, весь фасад, начиная от высокого темно-красного фундамента и доходя до конька железной крыши. Даже в эту погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стекла отчетливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозеленой жизни. Андрей Николаевич любил смотреть на этот дом и воображать счастливую жизнь его обитателей — бес­печных и красивых людей.

К озеру
Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру. Это стало традицией.
Я приходил всегда неожиданно. Шел тихими осенними ле­сами, где, кроме птиц, не было встречных, узнавал старые пни, светлые поляны, изгибы заброшенной дороги.
Приходил я обычно в поздние сумерки, когда бледные звезды предвещали холодную ночь и запах дыма казался лучшим запа­хом в мире. Он говорил о близости озера, теплой избы, веселых разговоров, постели из сухого сена, говорил о пении сверчка и бесконечных ночах, когда я просыпался от струнного грома, от мелодий Бетховена и Верди, заглушавших дрожащий вой голодных волков.
Каждый раз Ленька выскакивал из избы и бежал мне на­встречу. Он стеснялся показывать свою радость и только крепко здоровался со мной за руку. Потом мы долго говорили о прочи­танных книгах, об урожае, зимовке на полюсе, затмении солнца и ловле вьюнов. У нас было много увлекательных тем для раз­говоров.

Радость восприятия мира
Мы живем в удивительном мире света и тени, бесчисленного множества красок и их причудливых оттенков, в мире низких и высоких, нежных и грубых звуков. Нас окружает море запа­хов, обилие объемных и плоских, ажурных и массивных, при­влекательных и отталкивающих, красивых и посредственных вещей. Если бы сегодня нашелся какой-нибудь волшебник, ко­торый вздумал бы вдруг лишить нас восприятия многообразия красок, звуков и запахов, то жизнь сразу же поблекла бы, стала серой и неинтересной.
Ощущения составляют неотъемлемую часть человека. Ни один живой организм нельзя рассматривать как совершенно ав­тономную биологическую систему. Наоборот, каждое живое су­щество находится в постоянном контакте, активном взаимодей­ствии со сложившейся в процессе эволюции средой обитания.
Оно непременно подвергается воздействию этой среды, при­нимает ежеминутно сотни внешних раздражений. Внезапное прекращение ощущений в живом организме, вызываемых по­током световых, звуковых, тепловых и других сигналов, может привести к пагубным последствиям.
Радости восприятия внешнего мира мы обязаны нашим ор­ганам чувств.

***
Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера и в человека, и в красоту человечности. Если этого нет – душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.
Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе. Жизнь убедила меня, что если в годы отрочества и ранней юности человек понимает, что дружба духовно его обогащает, в дружбе он ищет не провождения времени, а поле для самоутверждения, для самопознания и самовоспитания.

Читайте также:  Яндекс расписание поездов ишим тюмень

На исходе дня
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте небо еще рдело багровыми полосами, точно вымазанное широ­кими ударами огромной кисти, которую обмакнули в кровь.
На этом странном и грозном фоне зубчатая стена казенного хвойного леса отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штри­хами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый от­блеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.
Воздух уже потемнел. В нем выделялся ствол каждого дере­ва, каждая веточка. Слышался иногда невидимый жук, про­летающий где-то очень близко. Щелкнувшись о какое-то пре­пятствие, он сразу замолкал.
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было громкое и короткое блеяние бекаса-баранчика.
Высыпали первые звезды, и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, таким чистым и радостным.

Енисей
Енисей все шумел и шумел. Вода вязалась в огромные узлы, грозно переливалась возле крутых берегов и кругами, воронками откатывалась опять назад.
Неспокойная наша родная река. Какие-то силы вечно трево­жат ее. В вечной борьбе находится она сама с собой и со скалами, сдавившими её с обеих сторон. Но эта её вечная неспокойность, это ее древнее буйство всегда только успокаивали меня. Потому, наверное, что была осень, луна над головой, и еще оттого, навер­ное, что во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. А Енисей, не спящий даже самой поздней ночью, еловые верши­ны над дальним перевалом, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, вроде бы один из последних сил работающий напере­кор осени в крапиве, трава, как бы отлитая из металла, — это и была моя родина, близкая и тревожная.

Анисимов бор
Светлый июньский день. Стоит та прекрасная погода, когда после бурно прошумевшей весны, вступает в свои права лето. Земля, ещё полная весенних соков, дышит уже по-летнему. Травы, листья деревьев потемнели, огрубели и выгладились; весенние цветы: золотой чистяк, синие и белые подснежники, ветреницы – отцвели, исчезли, а на смену им взошли и полыхают яркие россыпи поздних цветов-смолёвок, белозеров, лютиков. Трепыхаются над травами летние бабочки; поют по-летнему птицы – спокойно и не так восторженно, как весной; воздух свеж, влажен и ароматен; тепло, но ещё не жарко.
Еловый лес, где я иду, тёмен и мрачен. Тяжёлые мохнатые лапы елей плотно и низко прикрывают землю. Земля под елями голая, сырая, бестравная, лишь кое-где зеленеют на ней листочки вороньего глаза, копытня да кислицы. Под одной старой могучей елью я нахожу удобное место для отдыха, сгребаю большую кучу старой хвои и мягко сажусь в неё, как в подушку. Вокруг тихо, лишь тенькают одни птички. Пахнет смолой и грибами.
Прекрасен в эту пору лес! Нигде, пожалуй, не найдёшь другого места, такого богатого и торжественного. Я люблю лес, умею разобраться в его таинственной жизни, полной прекрасных звуков, шумов, запахов и песен. В лесу не однообразно и не глухо – он каждый день дышит, шепчет, живёт по-разному.
В тайге темнеет быстро. И, несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы мало-помалу продвигались вперед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек, летавших вперемешку вокруг нас, спасения не было так же, как и днем. Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось, по-видимому, совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдал- ся и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту. С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.

Клюква
Кто никогда не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт.
Вот взять ягоду чернику, — та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Ещё растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдёшь, не заметив.
В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе.
Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её соберётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

***
Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.
По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по-видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.
Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.
С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звёздное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года.

***
День был ясный, теплый, улицы кое-где уже просохли, а местами на них еще лежал лед, и от него во все стороны ползли ручьи. Каждая куча льда была похожа на огромное, разбитое о камни мостовой гниющее черное чудовище. Яркий блеск весеннего солнца резал Ни­ките глаза, он щурил их и торопливо шел по улицам все прямо и ни о чем не думая. Сердце у него билось испуганно, торопливо, и в нем шевелилось что-то неприятное, точно большой червяк заполз туда.
Тошно было ему, и когда он вышел из города в поле, то глубо­ко и облегченно вздохнул, передвинул картуз с уха на ухо и оста­новился, не зная, что ему делать.
Далеко перед ним на горизонте стоял синий лес. Никита посмот­рел туда и подумал, что там, должно быть, тихо и что там нет ни одной души человеческой среди голых, безлистных деревьев. Ему захотелось пойти туда, в тишину, и, свернув в сторону с дороги, он пошел к лесу. В лесу было сыро. Поджав одну ногу, он с минуту по­стоял, как гусь, и вдруг повернул назад, в город. Никита подумал, что, если зайти в деревню и постоять там, ноги согреются. Через несколь­ко минут он уже стоял в темном углу храма, прислонясь спиной к те­плым изразцам печи, и слушал священника.

Источник