Ходовая скорость пассажирского поезда

Ходовая скорость пассажирского поезда

Переход к рыночным отношениям предъявляет дополнительные требования к организации пассажирского движения. К числу основных функций пассажирского железнодорожного транспорта добавились такие важные виды деятельности, как комплексное изучение рынка транспортного обслуживания населения и спроса на пассажирские перевозки и сопутствующие им услуги. Без этого нельзя планировать широкий ассортимент транспортных услуг и сервиса, который обеспечил бы эффективное развитие железных дорог. Только на основе маркетинговых исследований могут быть разработаны наиболее целесообразный план формирования и эффективный график движения поездов и оборота составов, а также меры по стимулированию сбыта своей продукции и услуг, повышению числа потребителей и их платежеспособного спроса.
Чтобы обеспечить свое конкурентоспособное положение на рынке, каждое предприятие железнодорожного транспорта должно добиваться высокой рентабельности производства за счет повышения производительности труда и снижения цены продукции.
С падением платежеспособного спроса на перевозки в условиях экономической нестабильности остро встает вопрос о величинах пассажиропотоков, которые необходимы в качестве исходных данных для разработки плана формирования и графика движения поездов. Необходимый прогноз пассажиропотоков можно выполнить, умножив фактически перевезенный поток пассажиров (с учетом неудовлетворенного спроса на перевозки) за аналогичный период прошлого года на коэффициенты, отражающие основные тенденции пассажиров к увеличению или снижению числа их поездок.
Существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров: прямое — в пределах двух и более дорог; местное— между станциями одной железной дороги; пригородное — в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.
В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:
— дальние — следующие на расстояние свыше 700 км;
— местные — расстояние от 150 до 700 км;
— пригородные — расстояние до 150 км.
В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на основных магистралях между крупными городами.
Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным, или поездам повышенной скорости.
Высокоскоростные поезда, курсирующие на специализированных линиях, развивают скорость до 300 км/ч и более. Например, на линии Париж—Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.
Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на участковых, но и на промежуточных станциях.
В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Красная стрела», «Аврора», «Смена» и др.). В зависимости от категории поездов принята единая на сети дорог их нумерация, приведенная в табл. 1.1(с изменениями, внесеными в 2004 г.).

Незначительные, но устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до пункта назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласованы на узловых пунктах перецепки вагонов. На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают специальные почтово-багажные поезда. В них включают и пассажирские вагоны. На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов. Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Поезда и отдельные вагоны, обслуживающие их, называются поездами и вагонами международного сообщения. Прямое беспересадочное сообщение осуществляется со многими странами Европы и Азии.
Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа нагонов определенного типа. Составы пассажирских поездов разных категорий различны. Количество вагонов в составах пассажирских поездов, как правило, колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой. Под композицией понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.
Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов. В этом случае вагоны в составах располагаются группами по типам: в голове состава — плацкартные вагоны, в хвосте — купейные. Такая композиция составов позволяет использовать их в общем обороте и при этом обеспечить минимальные операции по маневровой работе в пункте формирования. Например, составы поездов № 49/50 Санкт-Петербург (СПб) — Кисловодск летом курсируют в общем обороте с поездом № 55/56 Санкт-Петербург—Москва. Однако в схеме на Москву больше и плацкартных, и купейных вагонов. Совпадающая композиция составов позволяет увеличить схему поезда за счет добавления вагонов со стороны как головного, так и хвостового вагонов поезда. Использование составов пассажирских поездов в общем обороте обеспечивает уменьшение числа используемых составов. В схеме поезда указывают порядковый номер вагона, тип вагона и количество мест для проезда пассажиров, назначение, признаки броней. Содержание информации в схеме поезда зависит от функции подразделения. Перечисленная выше информация необходима в вокзальном хозяйстве для оформления проездных документов. Для пассажирских станций и вагонных подразделений важны бортовые номера вагонов в порядке их расположения в составе. В качестве примера приведена схема поезда № 049А назначением Санкт-Петербург— Кисловодск (табл. 1.2). В схеме указаны вагоны, назначенные с переменным трафаретом, что означает возможность оформления проездных документов в эти вагоны не далее указанной станции. В то же время на этих станциях оформляют проездные документы в вагоны с переменным трафаретом с указанием номеров мест, которые выделены в пределах норм переменного трафарета. В вагонах № 4 и 12 установлен переменный трафарет для ст. Воронеж, в вагоне № 14 — для ст. Ростов. Это — города, в которых находятся управления железных дорог (Юго-Восточной —ЮВ и Северо — Кавказской— СК), для которых установлено правило обязательного предоставления мест во всех транзитных поездах. Вагон № 13 следует с местами для вокзалов Бологое и Тверь, которые входят в систему Октябрьской (ОКТ) железной дороги, поэтому указаны нитки и брони по всем назначениям вагона. Чтобы сократить уход свободных мест со станции отправления, места до станции перемены трафарета находятся в свободной продаже. Значение признаков номера броней и режима станет понятным после изучения подразд. 8.2 о функционировании системы «Экспресс». Количество мест по всем броням должно соответствовать вместимости вагона. Для мягких (СВ) вместимость составляет 18 мест, для купейных — 36, для плацкартных — 54. На ряде дорог для улучшения условий труда проводников им предоставлены дополнительные места, поэтому пассажирам оформляются 34 места в купейном и 52 места в плацкартном вагонах. Места брони начальника поезда в билетных кассах не продаются, поэтому из схемы они вычитаются. В рассмотренном примере бронь начальника поезда имеется в плацкартном вагоне № 8 и купейном вагоне № 12 (по два места).

Работу по распределению мест в поездах, установлению переменных трафаретов, выделению нормы броней осуществляет дорожное бюро по распределению мест (ОДБ); ему подчиняются такие же бюро региональных дирекций (ЛБК) и вокзалов (БРМ).
По правилам композиции составов дальнего следования мягкий вагон (СВ) ставят в середине состава рядом с вагоном-рестораном. Исключения составляют фирменные поезда. Например, в фирменных поездах «Аврора» и «Афанасий Никитин» мягкие вагоны (СВ) переставлены в хвост состава, что обеспечивает пассажирам большее спокойствие.
Состав пассажирского поезда отличается от скорого меньшим числом купейных и большим количеством некупейных нагонов с общими плацкартными местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных по пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки 6 —8 ч (при условии прокладки поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов областного типа с креслами для сидения.
Вместимость состава определяется категорией пассажирского поезда, его массой и композицией. Число вагонов в составе зависит также от длины пассажирских платформ.
Масса составов скорых и пассажирских поездов в настоящее время установлена до 1000 т (16 — 20 вагонов). Для скоростных участков (140—160 км/ч) максимальная масса скорых поездов составляет, как правило, 700 — 800 т.

Планировать пассажирские перевозки существенно сложнее, чем грузовые, поскольку размеры и направление пассажиропотоков зависят в значительной мере от социальных факторов и потребности населения в перемещении. Планирование дальних и местных пассажирских перевозок основывается на следующих факторах: развитие экономики различных районов; уровень доходов и материального благосостояния населения; плотность, подвижность и культурный уровень населения; развитие городов и курортов; техническая вооруженность транспорта; сооружение новых и реконструкция существующих железнодорожных линий; развитие других видов транспорта.
В условиях рыночной экономики большое значение имеет соотношение тарифов с продолжительностью поездки и перечнем предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте и его основными конкурентами — воздушным и автомобильным транспортом.
Необходимые данные для определения объемов предстоящих пассажирских перевозок получают специальным технико-экономическим обследованием, которое выявляет районы тяготения населения к железнодорожной линии; значение их в промышленном, сельскохозяйственном, культурном, курортно-лечебном и других отношениях; особенности и перспективы развития различных отраслей экономики; взаимоотношения соседних государств. Эти сведения дополняют заявками городских и районных администраций, местных организаций, центральных органов, статистическими данными о пассажирских перевозках в предыдущий период и обследованием населенности обращающихся поездов.
На основе данных о пассажиропотоках устанавливают направления следования и участки обращения дальних и местных поездов, размеры движения поездов различных категорий, показатели пассажирского движения, потребность в подвижных составах для дальних и местных перевозок и их резерв, потребность в поездных бригадах и в материальном обеспечении перевозок.
Корреспонденция пассажиропотоков между отдельными пунктами позволяет определить участки обращения пассажирских поездов, а величина пассажиропотоков — размеры движения. При этом предусматривают обслуживание основного потока пассажиров беспересадочными сообщениями и стремятся обеспечить рациональное использование подвижного состава, учитывая техническую вооруженность станций, т.е. возможность их использования для приписки, формирования и оборота составов, значение промышленных, административно-хозяйственных, курортных и других пунктов, размеры грузового движения и другие факторы.
Весь этот комплекс условий учитывается при разработке плана формирования пассажирских поездов, который определяет по каждому направлению пункты формирования и назначения поездов всех категорий. Поскольку сеть железных дорог может включать несколько параллельных одно- и двухпутных линий, соединяющих экономические районы страны, решаются вопросы рационального распределения грузовых и пассажирских потоков на параллельных линиях. Основной принцип решения этой задачи заключается в том, что в зависимости от назначения грузовые и пассажирские потоки делят на распределяемые и нераспределяемые. К распределяемым потокам относятся такие, которые являются транзитными для данного полигона сети, к нераспределяемым — потоки в границах каждой линии полигона сети и потом погашаемые на ней или зарождающиеся на таких линиях и следующие за пределы выходного пункта. При этом возможна специализация параллельных линий: одна — только для грузового (с учетом пригородного) движения, другая — только для пассажирского.
Большое внимание в последние годы уделяется повышению скорости движения пассажирских поездов. В настоящее время заканчивается реконструкция магистрали Санкт-Петербург—Москва, позволяющая пассажирским поездам на большей части линии развивать скорость до 200 км/ч. В перспективе предусматривается реконструкция и ряда других основных линий железных дорог России в целях повышения скоростей и обеспечения безопасности движения пассажирских поездов.
Оборот составов в пассажирском движении состоит из тех же элементов, что и в грузовом, но нахождение в пунктах оборота зависит в большей степени от расстояния и периодичности обращения поездов. Оборот составов Θ складывается из времени в пути от начальной до конечной станции и обратно, а также простоя в пунктах формирования (приписки) tспр и оборота tc°б. Время в пути зависит от расстояния L следования поезда и его маршрутной скорости при следовании от начальной станции (v`м) и обратно (v«м). Простой в пункте оборота и формирования определяется технологическими процессами работы станции и расписанием движения. Оборот составов рассчитывают по формуле

Читайте также:  Как научиться управлять поездом

и округляют в бблыпую сторону до целых суток. Чтобы определить потребность в составах для поездов одного назначения, следует разделить время оборота состава на интервал между отправлением поездов. Например, если время оборота 96 ч, то для ежедневного отправления одного поезда (интервал 24 ч) потребуется четыре состава (96:24). Если поезда этого назначения отправлять один раз в два дня (с интервалом 48 ч), необходимы два состава (96:48).
Резервы ускорения оборота составов — повышение маршрутной скорости следования в первую очередь в результате увеличения ходовой скорости, сокращения продолжительности и ликвидации излишних стоянок, уменьшения времени на ремонт, экипировку составов и другие операции в пунктах приписки и оборота, а также совершенствование графика и снижение простоев составов в ожидании отправления по расписанию. Когда размеры пассажиропотока не требуют ежедневного обращения прямых поездов или беспересадочных вагонов, устанавливают периодичность их отправления через день, два раза в неделю и т.д.
Пассажиропотоки, не обслуживаемые прямыми поездами и беспересадочными вагонами, должны быть обеспечены поездами, расписания которых также согласовывают в узловых пунктах. Определив размеры пассажиропотоков, следующих через данный узел с пересадками на все направления, составляют несколько вариантов согласованного подвода поездов и выбирают наилучший по затратам пассажирочасов ожидания.
Расписание пассажирских поездов должно быть составлено так, чтобы обеспечить удовлетворение потребности населения и перевозках, высокие скорости и удобное время следования пассажирских поездов, ускоренный оборот локомотивов и составов, правильное сочетание пассажирского и грузового движения, рациональное использование пропускной способности направлений и участков. Отправление дальних поездов с конечных станций следует, как правило, вечером, а прибытие — утром. По возможности надо стремиться избегать проследования поездов ночью через крупные города. Местные поезда, обращающиеся на расстоянии 200 — 400 км, можно прокладывать на графике в различное время, но желательно не ночью. Прибытие и отправление дальних и местных пассажирских поездов согласовывают с расписанием движения самолетов и автобусов, порядком работы городского транспорта, чтобы пассажир, пользующийся различными видами транспорта, затрачивал на пересадку наименьшее время.
Порядок разработки расписания пассажирских поездов следующий. Проект нового расписания составляют в виде сокращенного графика. Стоянки поездов указывают только на крупных станциях, но время хода включает все остановки, в том числе и ориентировочные, необходимые для скрещения (на однопутных участках) и обгона, если это требуется при данной схеме прокладки поездов. Из нескольких вариантов сокращенного графика выбирают наилучший, по которому уже разрабатывают подробный график, где указывают прибытие, отправление или проследование на всех раздельных пунктах.
Расписания движения пассажирских поездов на дорогах издают в виде книжек, афиш и таблиц, вывешиваемых на вокзалах и крупных станциях. Срок действия расписания дальних и местных поездов — не менее двух лет. Это, однако, не исключает ежегодных его корректировок, не нарушающих согласований поездов по внешним пунктам дороги.

Источник



Как различаются поезда по скоростям движения?

Вам приходилось во время покупки билета задумываться, чем отличается скорый поезд от скоростного, а ускоренный от фирменного? Узнайте все о скоростных категориях поездов и не ломайте больше голову, какой из них вам подойдет.

Первые паровозы развивали скорость 12–16 км/час, и разделять их на обычные и скоростные смысла не было

Виды поездов по скорости

Скорость движения поезда – понятие широкое. Есть ходовая, техническая, перегонная и даже коммерческая скорости, которые измеряются по-разному. Мы будем говорить о маршрутной скорости, то есть средней скорости, с которой состав проходит заданный маршрут «из точки А в точку В». Маршрутная скорость определяется нормативами для подвижного состава.

По маршрутной скорости поезда делятся на несколько видов.

  • Высокоскоростной.
  • Скоростной.
  • Скорый.
  • Ускоренный.
  • Пассажирский.

Высокоскоростной поезд

«И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле…»

Высокоскоростные поезда – самые быстрые, они движутся со скоростью от 200 до 400 км/час. Для таких скоростей требуется специальное железнодорожное полотно. Оно так и называется – высокоскоростная магистраль. В России такие инфраструктурные проекты активно развиваются с середины 2000-х гг. На сегодняшний день высокоскоростное железнодорожное сообщение связывает Москву с другими городами России и Европы. Примеры высокоскоростных поездов.

    . Он курсирует по маршруту Москва – Санкт-Петербург со скоростью 250 км/час, а его предельная скорость составляет 350 км/час. . Международный поезд по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки. Движется со скоростью 200–220 км/час.

Продолжается строительство высокоскоростной магистрали, которая соединит европейскую часть России, Поволжье и Сибирь линией Москва – Казань – Екатеринбург. Ожидается, что протяженность магистрали составит более 1 500 км, а скорость поездов будет достигать 400 км/час. В перспективе маршрут Москва – Сочи, по которому также будут курсировать высокоскоростные поезда со скоростью от 200 до 400 км/час.

Высокоскоростные поезда легко узнать по обтекаемым футуристическим формам

Скоростной поезд

Скоростной поезд имеет маршрутную скорость более 140 км/час. На отдельных участках маршрута скорость поезда может составлять от 100 до 200 км/час. Еще одна особенность скоростного поезда – минимум остановок на маршруте, чтобы обеспечить быстрейшее передвижение. В повседневной жизни разницы между скоростными и высокоскоростными поездами обычно не делают, тем более что для обеих категорий требуется современное железнодорожное полотно, рассчитанное на высокие нагрузки. Примерами скоростных поездов являются известные «Ласточка» и «Стриж».

  • «Стриж». Курсирует по маршруту Москва – Нижний Новгород, развивая скорость до 200 км/час. . Поезда этого типа соединяют Москву с Нижним Новгородом, Санкт-Петербург с Великим Новгородом, курсируют они и в Краснодарском крае. Скорость 140 –160 км/час.

По российским дорогам движутся более 130 поездов типа «Ласточка

Скорый поезд

Его маршрутная скорость составляет от 50 до 91 км/час. Технически он двигается с той же скоростью, что и стандартный пассажирский, но количество остановок у скорого поезда меньше. Он останавливается в крупных городах, на узловых станциях и в точках, где сменяются поездные бригады. Поэтому средняя маршрутная скорость у него выше. Скорые поезда в России курсируют на дальние расстояния. Стоимость билета выше, чем на обычный пассажирский, на 10–20 %. По просторам России курсируют сотни скорых поездов. Вот несколько примеров.

    . Его маршрут лежит между Москвой и Пензой. . Один из самых старых скорых маршрутов, соединяет Москву и Астрахань. . Соединяет Москву и Челябинск.
  • В названии скорых поездов могут быть только номер и конечные точки маршрута.
  • 117Н Новокузнецк – Москва.
  • 015Й Москва – Волгоград.
  • 069Я Чита – Москва.

Скорые поезда могут быть круглогодичными, разовыми, сезонными

Ускоренный поезд

Ускоренные поезда – неофициальная категория грузовых составов со специальной скоростью движения. Означает, что поезд движется с большей скоростью, чем другие, везущие такой же груз. Ускоренные товарные поезда перевозят скоропортящиеся грузы. Название неофициальное, в технической документации или нормативных документах такой категории поездов нет. Для пассажирских поездов термин не применяется.

Ускоренными называют только товарные поезда

Фирменный скорый поезд

Категория фирменный относится к классу обслуживания, сервиса и материально-технического оснащения состава, но не к скорости его перемещения. Фирменный скорый – это поезд, который имеет все отличительные признаки фирменного и маршрутную скорость от 50 до 91 км/час. Фирменные скорые поезда – самые комфортные. Они отправляются в удобное время, имеют гарантированный набор услуг и высокий уровень базового сервиса, проводники таких поездов проходят специальное обучение.

Отличительным признаком фирменного поезда является имя собственное в названии. При покупке билетов на фирменный поезд нужно смотреть на наличие категории «скорый». Если она отсутствует, то поезд относится к стандартной пассажирской категории с невысокой маршрутной скоростью.

Примеры фирменных скорых поездов.

  • «Кама» – Пермь – Москва.
  • «Томич» – Томск – Москва.
  • «Сыктывкар» – Сыктывкар – Москва. – Киров – Москва.
  • «Иван Паристый» – Брянск – Москва.

Фирменные поезда комплектуются из вагонов, которым не более 12 лет

Читайте также:  Поезд 028 таврия путь

Пассажирский поезд

Его часто называют обычным или стандартным. Имеет маршрутную скорость до 50 км/час, хотя техническая скорость сравнима со скорым поездом. Замедляет движение пассажирского поезда обилие остановок на маршруте. Несмотря на медленное передвижение, такие поезда пользуются спросом по двум основным причинам. Билеты стоят дешевле, чем на скорые или фирменные.

Если нужно попасть на небольшую станцию или в маленький город, то сделать это удобнее на пассажирском поезде, так как скорый может не остановиться в нужном месте.

Пассажирский поезд может быть фирменным. Часто в названии поезда категория пассажирский опускается. То есть, если поезд не скорый, то он по умолчанию является пассажирским.

В настоящее время пассажирские поезда все больше вытесняются скорыми, скоростными и высокоскоростными.

Примеры пассажирских поездов.

  • 459В Тамбов – Адлер. Сезонный летний поезд. . Фирменный пассажирский поезд по маршруту Санкт-Петербург – Вологда.
  • 353Е Пермь – Адлер. Круглогодичный пассажирский поезд. . Сезонный пассажирский поезд на летне-осенний период.

Сейчас по российским дорогам курсируют 520 пассажирских поездов

Лайфхак: как определить категорию поезда без подсказки

Хотите мгновенно сориентироваться в категории поезда? Посмотрите на номер состава.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Ходовой скоростью называют среднюю скорость движения поезда на участке без учета стоянок и времени на разгоны и замедления. Среднюю скорость движения поезда на участке без учета стоянок на промежуточных станциях, но с учетом времени на раз-тоны и замедления, называют технической скоростью.  [2]

Величина ходовой скорости определяется конструкционными особенностями локомотива, планом и профилем участка, мощностью и техническим состоянием пути, вагонов и других технических средств и не зависит от способов руководства движения поездов. Ходовая скорость рассчитывается для каждой категории поездов отдельно.  [3]

Дальнейшее повышение ходовых скоростей в грузовом движении сдерживается ростом основного удельного сопротивления на рабочей части профиля и соответствующим увеличением расхода топлива, электроэнергии, затрат на ремонт подвижного состава и верхнего строения пути.  [4]

Следует отметить, что ходовая скорость не единственный, а в ряде случаев не главный фактор, определяющий время доставки нефтегрузов и потери их при транспортировании. Затрата времени на доставку нефти и нефтепродуктов включает время не только на передвижение, но и на начально-конечную ( налив-слив) операцию, а также на различные стояночные операции в пути ( транзитная переработка железнодорожных и речных составов, шлюзование и др.) Так, например, груженая железнодорожная цистерна за сутки проходит в среднем 224 км, т.е. менее 10 км в час.  [5]

Различные виды транспорта имеют определенные для них ходовые скорости ( табл. 3.8), которые ограничиваются не только техническими возможностями, но и резким сопротивлением среды, как, например, на речном и морском транспорте.  [7]

В проектных и аналитических работах используется показатель ходовой скорости , который исчисляется по типу технической скорости с исключением на за траты поездо-часов времени на разгон и замедление н на простои у входных светофоров. Однако в статистических отчетах этот показатель отсутствует в в планировании не применяется.  [8]

Зависимость этой же группы расходов от веса поезда при соответствующем изменении ходовой скорости выражается такой же формулой, но вместо ходовой скорости принимается вес поезда. Расходы на единицу работы при росте веса поезда снижаются. Представленная закономерность типична для двухпутных линий, на которых участковая скорость при изменении веса может меняться примерно в той же пропорции, что и ходовая. На однопутных участках при снижении веса поезда и при неизменном грузовом потоке ухудшается коэффициент скорости, что делает еще более резким изменение производительности локомотивов от повышения ходовых скоростей при соответствующем понижении веса поезда.  [9]

Если изоляция обмоток двигателя выбрана с учетом этого обстоятельства, то практически торможение может начаться при наибольших ходовых скоростях .  [11]

Зависимость этой же группы расходов от веса поезда при соответствующем изменении ходовой скорости выражается такой же формулой, но вместо ходовой скорости принимается вес поезда. Расходы на единицу работы при росте веса поезда снижаются. Представленная закономерность типична для двухпутных линий, на которых участковая скорость при изменении веса может меняться примерно в той же пропорции, что и ходовая. На однопутных участках при снижении веса поезда и при неизменном грузовом потоке ухудшается коэффициент скорости, что делает еще более резким изменение производительности локомотивов от повышения ходовых скоростей при соответствующем понижении веса поезда.  [12]

На этих линиях имеет место падение напряжения в контактной сети по мере удаления от подстанции, что ведет к снижению ходовой скорости и в ряде случаев пропускной способности участков.  [13]

Как уже освещалось ( § 1 — 5), генератор должен иметь на каждой из рабочих позиций контроллера внешнюю характеристику для ходовых скоростей , близкую к гиперболам. Поэтому для нахождения требуемой внешней характеристики возбудителя необходимо в качестве исходной взять внешнюю характеристику генератора.  [15]

Источник

Организация дальних и местных пассажирских перевозок

Переход к рыночным отношениям предъявляет дополнительные требования к организации пассажирского движения. К числу основных функций пассажирского железнодорожного транспорта добавились такие важные виды деятельности, как комплексное изучение рынка транспортного обслуживания населения и спроса на пассажирские перевозки и сопутствующие им услуги. Без этого нельзя планировать широкий ассортимент транспортных услуг и сервиса, который обеспечил бы эффективное развитие железных дорог. Только на основе маркетинговых исследований могут быть разработаны наиболее целесообразный план формирования и эффективный график движения поездов и оборота составов, а также меры по стимулированию сбыта своей продукции и услуг, повышению числа потребителей и их платежеспособного спроса.
Чтобы обеспечить свое конкурентоспособное положение на рынке, каждое предприятие железнодорожного транспорта должно добиваться высокой рентабельности производства за счет повышения производительности труда и снижения цены продукции.
С падением платежеспособного спроса на перевозки в условиях экономической нестабильности остро встает вопрос о величинах пассажиропотоков, которые необходимы в качестве исходных данных для разработки плана формирования и графика движения поездов. Необходимый прогноз пассажиропотоков можно выполнить, умножив фактически перевезенный поток пассажиров (с учетом неудовлетворенного спроса на перевозки) за аналогичный период прошлого года на коэффициенты, отражающие основные тенденции пассажиров к увеличению или снижению числа их поездок.
Существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров: прямое — в пределах двух и более дорог; местное— между станциями одной железной дороги; пригородное — в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.
В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:
— дальние — следующие на расстояние свыше 700 км;
— местные — расстояние от 150 до 700 км;
— пригородные — расстояние до 150 км.
В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на основных магистралях между крупными городами.
Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным, или поездам повышенной скорости.
Высокоскоростные поезда, курсирующие на специализированных линиях, развивают скорость до 300 км/ч и более. Например, на линии Париж—Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.
Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на участковых, но и на промежуточных станциях.
В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Красная стрела», «Аврора», «Смена» и др.). В зависимости от категории поездов принята единая на сети дорог их нумерация, приведенная в табл. 1.1(с изменениями, внесеными в 2004 г.).

Незначительные, но устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до пункта назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласованы на узловых пунктах перецепки вагонов. На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают специальные почтово-багажные поезда. В них включают и пассажирские вагоны. На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов. Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Поезда и отдельные вагоны, обслуживающие их, называются поездами и вагонами международного сообщения. Прямое беспересадочное сообщение осуществляется со многими странами Европы и Азии.
Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа нагонов определенного типа. Составы пассажирских поездов разных категорий различны. Количество вагонов в составах пассажирских поездов, как правило, колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой. Под композицией понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.
Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов. В этом случае вагоны в составах располагаются группами по типам: в голове состава — плацкартные вагоны, в хвосте — купейные. Такая композиция составов позволяет использовать их в общем обороте и при этом обеспечить минимальные операции по маневровой работе в пункте формирования. Например, составы поездов № 49/50 Санкт-Петербург (СПб) — Кисловодск летом курсируют в общем обороте с поездом № 55/56 Санкт-Петербург—Москва. Однако в схеме на Москву больше и плацкартных, и купейных вагонов. Совпадающая композиция составов позволяет увеличить схему поезда за счет добавления вагонов со стороны как головного, так и хвостового вагонов поезда. Использование составов пассажирских поездов в общем обороте обеспечивает уменьшение числа используемых составов. В схеме поезда указывают порядковый номер вагона, тип вагона и количество мест для проезда пассажиров, назначение, признаки броней. Содержание информации в схеме поезда зависит от функции подразделения. Перечисленная выше информация необходима в вокзальном хозяйстве для оформления проездных документов. Для пассажирских станций и вагонных подразделений важны бортовые номера вагонов в порядке их расположения в составе. В качестве примера приведена схема поезда № 049А назначением Санкт-Петербург— Кисловодск (табл. 1.2). В схеме указаны вагоны, назначенные с переменным трафаретом, что означает возможность оформления проездных документов в эти вагоны не далее указанной станции. В то же время на этих станциях оформляют проездные документы в вагоны с переменным трафаретом с указанием номеров мест, которые выделены в пределах норм переменного трафарета. В вагонах № 4 и 12 установлен переменный трафарет для ст. Воронеж, в вагоне № 14 — для ст. Ростов. Это — города, в которых находятся управления железных дорог (Юго-Восточной —ЮВ и Северо — Кавказской— СК), для которых установлено правило обязательного предоставления мест во всех транзитных поездах. Вагон № 13 следует с местами для вокзалов Бологое и Тверь, которые входят в систему Октябрьской (ОКТ) железной дороги, поэтому указаны нитки и брони по всем назначениям вагона. Чтобы сократить уход свободных мест со станции отправления, места до станции перемены трафарета находятся в свободной продаже. Значение признаков номера броней и режима станет понятным после изучения подразд. 8.2 о функционировании системы «Экспресс». Количество мест по всем броням должно соответствовать вместимости вагона. Для мягких (СВ) вместимость составляет 18 мест, для купейных — 36, для плацкартных — 54. На ряде дорог для улучшения условий труда проводников им предоставлены дополнительные места, поэтому пассажирам оформляются 34 места в купейном и 52 места в плацкартном вагонах. Места брони начальника поезда в билетных кассах не продаются, поэтому из схемы они вычитаются. В рассмотренном примере бронь начальника поезда имеется в плацкартном вагоне № 8 и купейном вагоне № 12 (по два места).

Читайте также:  Поезд воронеж калининград расписание цена 2021

Работу по распределению мест в поездах, установлению переменных трафаретов, выделению нормы броней осуществляет дорожное бюро по распределению мест (ОДБ); ему подчиняются такие же бюро региональных дирекций (ЛБК) и вокзалов (БРМ).
По правилам композиции составов дальнего следования мягкий вагон (СВ) ставят в середине состава рядом с вагоном-рестораном. Исключения составляют фирменные поезда. Например, в фирменных поездах «Аврора» и «Афанасий Никитин» мягкие вагоны (СВ) переставлены в хвост состава, что обеспечивает пассажирам большее спокойствие.
Состав пассажирского поезда отличается от скорого меньшим числом купейных и большим количеством некупейных нагонов с общими плацкартными местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных по пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки 6 —8 ч (при условии прокладки поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов областного типа с креслами для сидения.
Вместимость состава определяется категорией пассажирского поезда, его массой и композицией. Число вагонов в составе зависит также от длины пассажирских платформ.
Масса составов скорых и пассажирских поездов в настоящее время установлена до 1000 т (16 — 20 вагонов). Для скоростных участков (140—160 км/ч) максимальная масса скорых поездов составляет, как правило, 700 — 800 т.

Планировать пассажирские перевозки существенно сложнее, чем грузовые, поскольку размеры и направление пассажиропотоков зависят в значительной мере от социальных факторов и потребности населения в перемещении. Планирование дальних и местных пассажирских перевозок основывается на следующих факторах: развитие экономики различных районов; уровень доходов и материального благосостояния населения; плотность, подвижность и культурный уровень населения; развитие городов и курортов; техническая вооруженность транспорта; сооружение новых и реконструкция существующих железнодорожных линий; развитие других видов транспорта.
В условиях рыночной экономики большое значение имеет соотношение тарифов с продолжительностью поездки и перечнем предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте и его основными конкурентами — воздушным и автомобильным транспортом.
Необходимые данные для определения объемов предстоящих пассажирских перевозок получают специальным технико-экономическим обследованием, которое выявляет районы тяготения населения к железнодорожной линии; значение их в промышленном, сельскохозяйственном, культурном, курортно-лечебном и других отношениях; особенности и перспективы развития различных отраслей экономики; взаимоотношения соседних государств. Эти сведения дополняют заявками городских и районных администраций, местных организаций, центральных органов, статистическими данными о пассажирских перевозках в предыдущий период и обследованием населенности обращающихся поездов.
На основе данных о пассажиропотоках устанавливают направления следования и участки обращения дальних и местных поездов, размеры движения поездов различных категорий, показатели пассажирского движения, потребность в подвижных составах для дальних и местных перевозок и их резерв, потребность в поездных бригадах и в материальном обеспечении перевозок.
Корреспонденция пассажиропотоков между отдельными пунктами позволяет определить участки обращения пассажирских поездов, а величина пассажиропотоков — размеры движения. При этом предусматривают обслуживание основного потока пассажиров беспересадочными сообщениями и стремятся обеспечить рациональное использование подвижного состава, учитывая техническую вооруженность станций, т.е. возможность их использования для приписки, формирования и оборота составов, значение промышленных, административно-хозяйственных, курортных и других пунктов, размеры грузового движения и другие факторы.
Весь этот комплекс условий учитывается при разработке плана формирования пассажирских поездов, который определяет по каждому направлению пункты формирования и назначения поездов всех категорий. Поскольку сеть железных дорог может включать несколько параллельных одно- и двухпутных линий, соединяющих экономические районы страны, решаются вопросы рационального распределения грузовых и пассажирских потоков на параллельных линиях. Основной принцип решения этой задачи заключается в том, что в зависимости от назначения грузовые и пассажирские потоки делят на распределяемые и нераспределяемые. К распределяемым потокам относятся такие, которые являются транзитными для данного полигона сети, к нераспределяемым — потоки в границах каждой линии полигона сети и потом погашаемые на ней или зарождающиеся на таких линиях и следующие за пределы выходного пункта. При этом возможна специализация параллельных линий: одна — только для грузового (с учетом пригородного) движения, другая — только для пассажирского.
Большое внимание в последние годы уделяется повышению скорости движения пассажирских поездов. В настоящее время заканчивается реконструкция магистрали Санкт-Петербург—Москва, позволяющая пассажирским поездам на большей части линии развивать скорость до 200 км/ч. В перспективе предусматривается реконструкция и ряда других основных линий железных дорог России в целях повышения скоростей и обеспечения безопасности движения пассажирских поездов.
Оборот составов в пассажирском движении состоит из тех же элементов, что и в грузовом, но нахождение в пунктах оборота зависит в большей степени от расстояния и периодичности обращения поездов. Оборот составов Θ складывается из времени в пути от начальной до конечной станции и обратно, а также простоя в пунктах формирования (приписки) tспр и оборота tc°б. Время в пути зависит от расстояния L следования поезда и его маршрутной скорости при следовании от начальной станции (v`м) и обратно (v«м). Простой в пункте оборота и формирования определяется технологическими процессами работы станции и расписанием движения. Оборот составов рассчитывают по формуле

и округляют в бблыпую сторону до целых суток. Чтобы определить потребность в составах для поездов одного назначения, следует разделить время оборота состава на интервал между отправлением поездов. Например, если время оборота 96 ч, то для ежедневного отправления одного поезда (интервал 24 ч) потребуется четыре состава (96:24). Если поезда этого назначения отправлять один раз в два дня (с интервалом 48 ч), необходимы два состава (96:48).
Резервы ускорения оборота составов — повышение маршрутной скорости следования в первую очередь в результате увеличения ходовой скорости, сокращения продолжительности и ликвидации излишних стоянок, уменьшения времени на ремонт, экипировку составов и другие операции в пунктах приписки и оборота, а также совершенствование графика и снижение простоев составов в ожидании отправления по расписанию. Когда размеры пассажиропотока не требуют ежедневного обращения прямых поездов или беспересадочных вагонов, устанавливают периодичность их отправления через день, два раза в неделю и т.д.
Пассажиропотоки, не обслуживаемые прямыми поездами и беспересадочными вагонами, должны быть обеспечены поездами, расписания которых также согласовывают в узловых пунктах. Определив размеры пассажиропотоков, следующих через данный узел с пересадками на все направления, составляют несколько вариантов согласованного подвода поездов и выбирают наилучший по затратам пассажирочасов ожидания.
Расписание пассажирских поездов должно быть составлено так, чтобы обеспечить удовлетворение потребности населения и перевозках, высокие скорости и удобное время следования пассажирских поездов, ускоренный оборот локомотивов и составов, правильное сочетание пассажирского и грузового движения, рациональное использование пропускной способности направлений и участков. Отправление дальних поездов с конечных станций следует, как правило, вечером, а прибытие — утром. По возможности надо стремиться избегать проследования поездов ночью через крупные города. Местные поезда, обращающиеся на расстоянии 200 — 400 км, можно прокладывать на графике в различное время, но желательно не ночью. Прибытие и отправление дальних и местных пассажирских поездов согласовывают с расписанием движения самолетов и автобусов, порядком работы городского транспорта, чтобы пассажир, пользующийся различными видами транспорта, затрачивал на пересадку наименьшее время.
Порядок разработки расписания пассажирских поездов следующий. Проект нового расписания составляют в виде сокращенного графика. Стоянки поездов указывают только на крупных станциях, но время хода включает все остановки, в том числе и ориентировочные, необходимые для скрещения (на однопутных участках) и обгона, если это требуется при данной схеме прокладки поездов. Из нескольких вариантов сокращенного графика выбирают наилучший, по которому уже разрабатывают подробный график, где указывают прибытие, отправление или проследование на всех раздельных пунктах.
Расписания движения пассажирских поездов на дорогах издают в виде книжек, афиш и таблиц, вывешиваемых на вокзалах и крупных станциях. Срок действия расписания дальних и местных поездов — не менее двух лет. Это, однако, не исключает ежегодных его корректировок, не нарушающих согласований поездов по внешним пунктам дороги.

Источник