Как формируется состав поезда пассажирского
Формирование состава — размещение вагонов в новом составе, накопленном в процессе расформирования нескольких составов, в соответствии с действующими требованиями, с соблюдением заданных ограничений и норм по массе и длине состава. Правила размещения вагонов в сформированном поезде предусматривают соблюдение установленных правил прикрытия отдельных вагонов и групп вагонов с грузами, требующими особой осторожности при перевозке, от вагонов с людьми, от ведущего и подталкивающего локомотивов, а в некоторых случаях и друг от друга.
Информация о необходимых нормах прикрытия указывается грузоотправителем в грузовых документах наложением соответствующего штемпеля. В качестве прикрытия могут использоваться вагоны, загруженные другими грузами либо порожние.
Для подвижного состава некоторых видов (например, для кранов на железнодорожном ходу) установлена возможность размещения их лишь в определённых местах состава поезда.
Вагоны с людьми (в том числе с проводниками, сопровождающими перевозимый груз) должны размещаться перед вагонами с ядовитыми веществами, вагоны с легкогорючими грузами — за вагонами с разрядными (взрывоопасными) грузами.
Вагоны с разрядными грузами должны иметь прикрытие в хвостовой части поезда независимо от наличия подталкивающего локомотива.
Разность по высоте между продольными осями автосцепных устройств двух сцепленных вагонов в поезде не должна превышать 100 мм.
В групповых поездах вагоны должны быть подобраны по формируемым группам. В многогрупповых (сборных) поездах вагоны подбираются в группы по станциям отцепки и размещаются в соответствии с технологической схемой, обеспечивающей лучшие условия выполнения маневровой работы на промежуточных станциях конкретного участка.
Для одногруппных поездов процесс формирования состава стремятся максимально совместить с расформированием, используя выделенные диспетчерские и отсевные пути для временного направления на них вагонов, по которым в накапливаемых составах не выдерживаются нормативы прикрытия либо другие условия. Эти вагоны включают в составы при повторном расформировании групп вагонов с диспетчерского (или отсевного) пути.
Для групповых поездов в сортировочном парке целесообразно выделение путей по числу подбираемых групп с последующей сборкой частей накопленного состава.
Со сборным поездом при его формировании производится сортировка вагонов на выделенные группы (по станциям назначения) и последующая сборка групп в установленной очерёдности их размещения в составе поезда.
Формирование состава сборного поезда обычно выполняют локомотивом, работающем на вытяжном пути, используя для подборки групп свободные концы сортировочных путей, примыкающих к вытяжному пути. При недостатке путей производят повторные маневровые операции для сортировки и сборки состава.
В целях ускорения формирования состава многогруппных поездов практикуют сооружение в хвостовой горловине станции сортировочного парка профилированных вытяжных путей, полугорок и дополнительных горок небольшой мощности
СОСТАВЫ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
Каждый пассажирский поезд формируют из установленного числа вагонов определенного типа, называемых составом поезда. Разные категории пассажирских поездов имеют различный состав. В состав скорого поезда обычно входят 14—18 цельнометаллических вагонов, в том числе вагон-ресторан (при коротком расстоянии
1,мрып поезд 1/1 „Красная стрела» МоскВа-Ленинград», 16 дагонад, мест Ц5В
<> 05л 05л. 05л 05л 05ц 05л 05л 05л. 05л. 05л. 05л. Обл. Ш Обл. 05л. ‘Скорый поезд 3/10 Москва-Ленинград, 15 Вагонов, мест 997
ПППППППП Реет ККККККККК
Москба-Адлер, Ш Вагонов, мест 575 |
Скорый поезд 9/10 Москда-Сараглов, 17 вагонов, мест 650
До Тихоокеанской ОНл. П П П П П П П Реет. К К К К К К \к К П
оо оо со об оо оо оооо оооо оосо оооо сооо сооэ оос
Пассажирский поезд 81/11 МоскВа-Владивосток, и Вагонов, мест воз
л Почт. ППППППППППП Реет. К М К К К
С’О 00 ОО ОО ОО ПО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО 00 ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО СО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО ОО
Пассажирский поезд 99/И)и Москва -Новороссийск, 18 Вагонов, мест 761
Условные обозначения:
М К П Обл. М-К
I I мягкий с не- I I жесткий I <жесткий плац-1 I Вагон облает-1 I Вагон Микст <номд’ц-
стами для купейный каргпный с ■ нога типа ниробанный)
детниц с пестами пестами для с местами Рест-ресторан
для лежания лежания для сидения Иочщ-прчтоВый,
Рис. 29.2. Композиция составов некоторых поездов
пробега может и не включаться), несколько мягких вагонов с двухместными и четырехместными купе, остальные — жесткие купейные и некупейные. При относительно небольших расстояниях пробега скорые поезда можно составлять из вагонов межобластного типа. Состав пассажирского поезда отличается от скорого меньшим числом мягких и жестких плацкартных вагонов и включением некупейных вагонов с общими местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде большое число пассажиров едет не на всем протяжении его следования, а входит и выходит на станциях, расположенных по пути, поэтому количество вагонов со спальными местами может быть сокращено.
Расположение вагонов в составе пассажирского поезда определенной категории называется композицией состава. На рис. 29.2 приведена композиция составов для некоторых поездов.
Запрещается ставить в пассажирские поезда грузовые вагоны. В исключительных случаях эти вагоны, кроме платформ и 400
цистерн 1 , могут быть поставлены в пассажирские поезда, кроме скорых, с разрешения МПС (для следования в пределах двух и более дорог) или начальника дороги (в пределах одной дороги). К пассажирскому поезду дальнего сообщения допускается прицеплять не более одного грузового вагона, к поезду местного или пригородного сообщения — не более трех вагонов, а к почтово-багажному — не более шести вагонов.
Чтобы можно было взаимозаменять составы в пунктах оборота, лучше использовать парк вагонов, облегчить работу билетных кассиров и улучшить обслуживание пассажиров, установлены унифицированные схемы (композиция) формирования дальних пассажирских поездов. Вагоны в них располагают группами разных типов, начиная с головы состава, по направлению из пункта формирования в таком порядке: некупейные с плацкартными и общими местами, вагон-ресторан, купейный с поездным радиоузлом, мягкие, комбинированные (микст) или купейные, купейные, некупейные с плацкартными местами. При норме массы 1000 т длина поезда 17 вагонов.
Композицию фирменных поездов можно устанавливать с отклонением от унифицированной. Туристско-экскурсионные поезда формируются из однородных вагонов с включением нескольких вагонов-ресторанов. Например, типовая композиция состава на 420 туристов предусматривает 12 купейных вагонов и три вагона-ресторана, распределенных равномерно по составу.
Назначает и отменяет пассажирские поезда, следующие в пределах двух и более дорог, Главное пассажирское управление МГ1С, а в пределах дороги — начальник дороги.
29.5. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
План пассажирских перевозок наряду с планом грузовых перевозок — основное задание для железнодорожного транспорта. Он выражается в пассажиро-километрах. Социалистическая система хозяйства позволяет планировать не только грузовые, но и пассажирские перевозки. Потребность населения в передвижении возникает не сама по себе, а прежде всего в связи с общественным производством. Так как социалистическое народное хозяйство планируется, то могут быть заранее изучены связанные с ним пассажирские перевозки, которые распределяются между всеми видами транспорта.
Планировать пассажирские перевозки сложнее, чем перевозки грузов, поскольку размеры и направление пассажиропотоков зависят в значительной мере от индивидуальных потребностей населения в перемещении. Поэтому для планирования пассажирских перевозок применяют несколько иной метод, чем для грузовых, когда используют непосредственный расчет. Перевозки пассажиров плани-
Цисгерны для перевозки молока ставить разрешается.
руют па основе тщательного изучения реальных пассажиропотоков и изменении, коюрые должны произойти за планируемый период в результате развития народного хозяйства в целом и по районам, роста населения, повышения его благосостояния, строительства новых городов, предприятий, курортов, пригородного строительства, сооружения железных дорог и развития других видов транспорта. Все это влияет па подвижность населения, измеряемую количеством поездок и пассажиро-километров, приходящихся в среднем на одного жителя в год. Исходя из этого можно найти общий пассажиро-оборот.
Планомерные изменения могут быть учтены Министерством путей сообщения и дорогами в результате специально проводимых экономических обследований. Планируя пассажиропотоки, учитывают также фактические размеры перевозок в прошлые периоды, используют оперативные данные важнейших вокзалов на сети дорог и сводки поездных бригад о населенности поездов.
При планировании пассажирских перевозок определяют пассажиропотоки по направлениям. Далее рассчитывают число поездов, которое должно соответствовать пассажиропотоку, и составляют рациональные графики и расписания их движения. Так как в разные сезоны потребность в первозке пассажиров различна, необходимо предусматривать не только общую величину пассажиропотока, но и размеры его в отдельные периоды года, в частности, на легний период, когда перевозки возрастают. Чтобы не допускать чрезмерной перегрузки транспорта, проводится ряд предупредительных мер: назначение мест и времени проведения крупных ведомственных совещаний с учетом загрузки транспорта, по возможности равномерное (в течение года) предоставление отпусков рабочим и служащим н др. Соответственно колебаниям пассажиропотока в расписании предусматривают заблаговременно назначение и отмену пассажирских поездов с указанием периодичности их курсирования.
Пассажирское движение планируют также приближенным способом, определяя непосредственно число поездов исходя нз фактических размеров движения в соответствующем периоде прошлого года, отчетных сведений о числе пассажиров, учтенных на вокзалах, и дополнительных потребностей в пассажирских перевозках на планируемый период (по данным заинтересованных организаций); наличия и поступления в планируемый период подвижного состава (вагонов и локомотивов); пропускной способности железнодорожных направлений.
Возникающие после введения графика новые потребности в перевозках удовлетворяют назначением в отдельные периоды дополнительных поездов.
Для изучения фактических пассажиропотоков ведется отчетность, выявляющая их корреспонденцию между районами. Такую отчетность (форма ЦО-23) составляют за август каждого года. В косых таблицах указывают отправление пассажиров из каждого пункта во все другие аналогично тому, как это делают для грузового движения. Наиболее наглядно пассажиропотоки могут быть 402
Источник
Требования к формированию пассажирских поездов
Отличие локомотивов для пассажирского движения от локомотивов для грузового движения в том, что они могут развить большую скорость, но имеют меньшую силу тяги.
Электровозы на постоянном токе (производства Чехии):
— ЧС 1; ЧС 3 – с конструкционной скоростью 120 км/ч;
— ЧС 2; ЧС 200 – с конструкционной скоростью 120 км/ч. Электровозы на переменном токе (производства Чехии):
— ЧС 4 – с конструкционной скоростью 160 км/ч.
Скоростные электровозы:
— ЭП 200 – с конструкционной скоростью 200 км/ч;
— ЭП 201 – с конструкционной скоростью 200 км/ч;
— ЭП 250 — с конструкционной скоростью 250 км/ч.
Электровозы двойного питания:
— ЭП 10 — с конструкционной скоростью 160 км/ч.
Тепловозы:
— ТЭ 7 – V констр. = 140 км/ч;
— ТЭП 10Л — V констр. = 140 км/ч;
— ТЭП 60 — V констр. = 160 км/ч.
Скоростные тепловозы:
— ТЭП 70 – V констр. = 160 км/ч;
— ТЭП 75 — V констр. = 260 км/ч;
-ТЭП 80 — V констр. = 260 км/ч.
Электропоезда (производства г. Рига ):
— ЭР 200 – V констр. = 200 км/ч;
— ЭР 1; ЭР 2; ЭР 9; ЭР 11; ЭР 22 – V констр. = 200 км/ч.
Электропоезда ЭР 22 имеют 3 двери с каждой стороны, применяются на линиях с интенсивным движением.
Дизель-поезда:
— ДР 1; ДР 2 — V констр. = 120 км/ч ( г.Рига);
— ДП 01; ДП 08 – V констр. = 160 км/ч (производства Венгрии).
Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа вагонов определенного типа. Составы пассажирских поездов различных категорий различны. Составы пассажирских поездов определяются исходя из их назначения и категории. Количество вагонов в составах пассажирских поездов колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока и категории поезда. Определенная последовательность размещения вагонов в составе пассажирского поезда называют композицией состава или схемой формирования состава. Вагоны в составах располагаются в определенной последовательности с порядковой их нумерацией. Количество и тип вагонов в составе пассажирских поездов зависит от пассажиропотока и от запроса пассажиров ехать в том или ином вагоне по отчетным данным за предыдущий период. В зависимости от запроса составляется схема фирменных, скорых, пассажирских поездов. В состав пассажирских поездов включаются вагоны для отдельных категорий граждан: детские, для инвалидов, для военнослужащих. В состав скорых фирменных поездов включают вагоны улучшенной комфортности с предоставлением комплекса сервисных услуг (1 – 2 вагона), вагоны СВ, купейные и плацкартные вагоны, багажный вагон, вагон-ресторан. Количество вагонов в составе фирменного поезда до 17. В составы скорых поездов обычно включаются по 15 — 20 вагонов, в том числе вагон-ресторан (ВР), вагоны с двухместными купе (СВ), четырехместными купе (К), купейные с буфетом (КБ), купейные с радиоузлом (КР), плацкартные (ПЛ), вагоны-передвижные камеры хранения (ПКХ), иногда багажные (Б), почтовые (П), вагоны-гаражи (В -гар). При небольших расстояниях пробега скорые поезда составляются из купейных вагонов с местами для сидения (С). Составы пассажирских поездов отличаются от скорых меньшим числом купейных и большим числом плацкартных вагонов и наличием общих вагонов. В составе пассажирского поезда до 20 вагонов: 1 вагон СВ, 2 – 3 купейных, плацкартные, общие вагоны, вагон-ресторан, багажные и почтовые вагоны. В местных пассажирских поездах преобладают вагоны межобластного типа с мягкими креслами для сидения (ОБЛ), если поезд курсирует в дневное время. Если поезд курсирует круглосуточно – 1 купейный, плацкартные и общие вагоны. В составы поездов международного сообщения включаются вагоны габарита «РИЦ» 1 и 2-го классов (Р1, Р2,
Р1-2). Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов в пунктах оборота и позволяет лучше использовать подвижной состав. В этом случае вагоны в составах располагаются группами по типам. Такая композиция составов позволяет использовать их в общем обороте и при этом обеспечить минимальные операции по маневровой работе в пункте формирования. Композиция фирменных поездов может отличаться от унифицированной. Вместимость состава определяется категорией пассажирского поезда и его композицией, т. е. зависит от количества в составе вагонов разного рода, имеющих следующую вместимость: СВ – 18 мест, купейный – 36, плацкартный – 54 места. Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов.
Почтово-багажные поезда обычно состоят из 18 – 23 почтовых и багажных вагонов. В отдельных случаях в них может следовать несколько вагонов для перевозки пассажиров. План формирования почтово-багажных поездов предусматривает включение в них почтовых, багажных и пассажирских вагонов нескольких назначений. Поэтому на отдельных пассажирских станциях от почтово-багажного поезда отцепляют вагоны, прибывшие по назначению, или перецепляют к другому поезду. Вместо отцепленных поезд пополняется вагонами других назначений, загруженными на данной станции или отцепленными от других поездов.
Источник
Формирование пассажирских поездов
Поезд — это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы (в голове и хвосте).
Голова поезда при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса. Голова поезда при движении по неправильному пути обозначается днем и ночью — красным огнем фонаря с левой стороны, с правой стороны — прозрачно-белым огнем фонаря. Ночью добавляется огонь прожектора.
Хвост пассажирского поезда обозначается днем и ночью — тремя красными огнями.
Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления – нечетные.
Поезда делятся на:
А) Внеочередные – восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара.
Б) Очередные – пассажирские скоростные, пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузо-пассажирские и грузовые поезда
В) поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.
Движение поездов производится по московскому времени в 24-часовом исчислении.
Поезда должны формироваться в полном соответствии с ПТЭ, графиком движения поездов. Нормы веса и длины дальних и местных пассажирских поездов и порядок размещения вагонов в них указываются в книжках расписания движения поездов.
Во всех пассажирских поездах в первом и последнем вагонах крайние торцовые двери должны быть заперты, а переходные площадки закреплены в поднятом положении.
Ответственными за правильность формирования поезда являются работники станции, которые перед отправлением поезда должны в точном соответствии с технологическим процессом работы станции, техническо-распорядительным актом (ТРА), графиком движения и планом формирования поездов проверить правильность формирования поезда, установленные сигналы и снабжение необходимым поездным инвентарем.
На пассажирские поезда натурный лист поезда выдается машинисту ведущего локомотива и начальнику пассажирского поезда на станциях формирования и на станциях оборота. При прицепках и отцепках вагонов в пути следования в натурный лист поезда работниками станции должны вноситься соответствующие изменения.
Не допускается ставить в поезда:
— вагоны неисправные, угрожающие БД и состояние которых не обеспечивает сохранности перевозимых грузов;
— вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности;
— вагоны, имеющие просевшие рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовые части, а также вагоны с неисправностью кровли, создающей опасность отрыва ее листов;
— вагоны, имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение, впредь до осмотра их и признания годными для движения;
— вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта.
Не допускается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:
— вагоны с истекшими сроками периодического ремонта или с истекшими сроками единой технической ревизии;
— грузовые вагоны, в том числе с опасными грузами.
Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие:
— неисправности электропневматического тормоза;
— неисправности систем отопления, электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие нормальные условия перевозки пассажиров;
— вагоны с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника пассажирского поезда с машинистом локомотива.
— не оборудованные системой электроотопления (при ее необходимости).
Работники станций формирования составов пассажирских поездов и станций оборота составов несут ответственность за безопасное проследование пассажирских вагонов в составе поезда от пункта формирования до конечного пункта расформирования (назначения) поезда.
Опробование автотормозов в поездах производится:
Полное с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов:
· на станциях формирования перед отправлением поезда;
· после смены локомотива;
· перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;
· на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения; перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии.
Полное опробование электропневматических тормозов производится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.
Сокращенное с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов:
· после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива;
· после перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
· после всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава;
· в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины.
При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах, к сокращенному опробованию тормозов привлекаются начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники (головного, хвостового) вагонов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи.
В случае если при сокращенном опробовании автотормозов не сработают тормоза двух хвостовых вагонов, работник, на которого возложено опробование автотормозов, обязан принять меры к тому, чтобы не допустить отправление поезда.
Движение поездов
Перед приведением поезда в движение машинист ведущего локомотива и его помощник должны проверить, не подаются ли с поезда или работниками станции сигналы остановки.
Проводники вагонов пассажирского поезда при наличии препятствий к безопасному следованию поезда должны немедленно принять меры к его остановке.
В случае остановки на перегоне пассажирского поезда из-за применения стоп-крана или вследствие самопроизвольного торможения проводники должны осмотреть обслуживаемые ими вагоны и при необходимости немедленно подать сигнал в сторону локомотива.
Движение пассажирского поезда возобновляется после снятия сигналов остановки всеми проводниками вагонов.
Сигналы
Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Видимые сигналы выражаются цветом, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы – светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются:
Дневные, подаваемы в светлое время суток (диски, щиты, флаги, сигнальные указатели)
Ночные, подаваемые в ночное время суток (огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах, и сигнальных указателях). Ночные сигналы должны применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости – менее 400 м, маневровых – менее 200 м.
Круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток (огни светофоров, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета, красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста поезда)
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности (свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды). Взрыв петарды требует немедленной остановки.
Светофоры
Светофоры по назначению подразделяют:
Входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать на станцию с перегона
Выходные – разрешающие или запрещающие поезду следовать со станции на перегон
Маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой
Проходные – разрешающие или запрещающие проследовать поезду с одного блок – участка на другой
Прикрытия – для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником
Заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях
Предупредительные – предупреждение о показаниях основного светофора
Повторительные – для оповещения о разрешающем показании входного, маршрутного и горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается
Локомотивные – для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одно блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд
Маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров
Горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки
Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровой, выходной и маршрутный и т.д.)
Светофоры применяются линзовые и прожекторные; мачтовые, карликовые, установленные на мостиках и консолях.
Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие.
Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения):
Один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью»
Один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»
Один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор открыт»
Два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт»
Два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»
Один красный сигнал – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»
Проезд закрытого светофора не допускается. Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки.
Оповестительный сигнал
Один длинный свисток, а при движении по неправильному пути — один длинный, короткий и длинный свисток локомотива.
Оповестительный сигнал подается:
— при приближении поезда к станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам пути, тоннелям, переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам;
— при приближении поезда к месту работ начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов.
Сигнал бдительности
Один короткий и один длинный.
Сигнал подается и периодически повторяется в случаях:
— при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок- участку;
— при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;
— при подходе к входному светофору с лунно-белым огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала. Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.
— при встрече поездов на перегонах: первый сигнал — при приближении к встречному поезду, второй — при подходе к хвостовой части встречного поезда.
Источник
Формирование поездов
15.26. Поезда должны формироваться в полном соответствии с настоящими Правилами, графиком движения и планом формирования поездов. Нормы веса и длины грузовых поездов по направлениям и по каждому участку устанавливаются в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю пути на участках обращения поездов и полезной длине приемо-отправочных путей на станциях этих участков, а на электрифицированных линиях — условиям электроснабжения.
Порядок формирования и пропуска длинносоставных, тяжеловесных, соединенных, а также повышенного веса и длины грузовых поездов устанавливается начальником железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.
Нормы веса и длины дальних и местных пассажирских поездов и порядок размещения вагонов в них указываются в книжках расписания движения поездов.
Порядок прицепки к пассажирским поездам вагонов сверх нормы и следования длинносоставных пассажирских поездов устанавливается МПС России.
При постановке в поезд подвижного состава, а также специального подвижного состава вес и длина его определяются в соответствии с таблицами нормативов графика движения поездов, утверждаемых МПС России. Эти таблицы помещаются и в книжках расписания движения поездов.
15.27. Не допускается ставить в поезда:
вагоны неисправные, угрожающие безопасности движения и состояние которых не обеспечивает сохранности перевозимых грузов;
вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности;
платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе;
вагоны, имеющие просевшие рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовые части, а также вагоны с неисправностью кровли, создающей опасность отрыва ее листов;
вагоны, имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение, впредь до осмотра их и признания годными для движения;
вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях);
платформы, транспортеры и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не будет дано особых указаний;
платформы с незакрытыми бортами, за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями МПС России, вагоны с незакрепленными бункерами, цистерны, хопперы, зерновозы, цементовозы и подобный подвижной состав с открытыми крышками загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств;
полувагоны с открытыми дверями и люками или люками, закрытыми на одну закидку запорного механизма;
порожние крытые вагоны с открытыми и не запертыми на дверную закидку дверями, вагоны для перевозки нефтебитума с не очищенными от битума колесными парами по кругу катания.
15.28. Допускается прицеплять к пассажирским поездам дальнего и местного сообщений нецельнометаллические вагоны служебно-технического назначения.
Во всех пассажирских поездах в первом и последнем вагонах крайние торцовые двери должны быть заперты, а переходные площадки закреплены в поднятом положении.
15.29. Не допускается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:
вагоны с истекшими сроками периодического ремонта или с истекшими сроками единой технической ревизии;
грузовые вагоны, в том числе с опасными грузами.
15.30. Размещение вагонов в почтово-багажных поездах производится в порядке, установленном для пассажирских поездов, а в грузопассажирских — в порядке, установленном для грузовых поездов.
15.31. Не допускается ставить в грузопассажирские поезда вагоны с опасными грузами, а также порожние цистерны из-под сжиженных газов. В исключительных случаях на малодеятельных участках, где никакие другие поезда, кроме грузопассажирских, не обращаются, может допускаться постановка в них вагонов с опасными грузами (за исключением вагонов с опасными грузами класса I (взрывчатыми материалами)) с разрешения и в соответствии с порядком, установленным начальником железной дороги.
15.32. Формирование грузовых поездов производится без подборки вагонов по количеству осей и весу.
При формировании тяжеловесных и длинносоставных поездов порожние вагоны должны ставиться в последнюю треть поезда.
В сборных поездах вагоны подбираются группами по станциям назначения, а сборно-раздаточные вагоны ставятся одной группой.
Вагоны с опасными грузами ставятся в грузовые поезда в соответствии с условиями перевозок, установленными правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Мотор-вагонный подвижной состав при следовании в ремонт или из ремонта ставится в хвост грузового поезда одной группой.
15.33. Пассажирские и грузовые вагоны, занятые людьми, кроме служебных и с проводниками (командами), сопровождающими грузы, ставятся в грузовые поезда одной группой и должны иметь прикрытие от локомотива, открытого подвижного состава с рельсами, балками, бревнами и другими подобными грузами, которые могут сдвинуться при резких толчках и остановках, и с хвоста поезда не менее одного вагона.
Порядок перевозки людей в грузовых поездах устанавливается МПС России.
15.34. Не допускается ставить в людские поезда вагоны с опасными грузами, а также порожние цистерны из-под сжиженных газов.
Порядок постановки вагонов с опасными грузами в воинские людские поезда устанавливается Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и специальными положениями МПС России.
15.35. При постановке в грузовые поезда вагоны, занятые людьми, а также вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, должны иметь соответствующее прикрытие из вагонов с неопасными грузами или порожних вагонов. Расположение в грузовых поездах указанных вагонов производится в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, исходя из требований правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам и других нормативных актов МПС России.
15.36. Порядок размещения и следования в поездах вагонов с негабаритными грузами и специального подвижного состава устанавливается соответствующими инструкциями МПС России.
15.37. В хозяйственных поездах, следующих с работой на перегоне, для проезда кондукторов и руководителей работ должны ставиться вагоны с переходными площадками в соответствии с порядком, установленным начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — главным инженером железной дороги.
Источник