Человек с поезда 1958



СССР, который замалчивали от всего мира

Когда читаешь сообщения о кровавых преступлениях, пожарах, наводнениях и техногенных катастрофах, кажется, что это ужасная реальность сегодняшней жизни, а двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад все было совершенно иначе. Но это только кажется. Просто в то время слишком узкому кругу были доступны сводки происшествий.

Оригинал взят у

Как известно, правоохранительные органы занижали преступность всегда. Ветераны милиции признаются, что при поступлении в Академию МВД одним из самых часто задаваемых был вопрос «Сколько имеете взысканий за сокрытие преступлений?». А в прокуратуре стал классикой рассказ одного из видных следователей по особо важным делам о его первом выезде «на труп». На берегу лежал выловленный из озера покойник, весь опутанный веревками. Рядом с трупом суетились эксперты и стоял задумчивый начальник райотдела милиции. Искать убийц явно не входило в его планы. Увидев следователя, он показал на тело и заметил: «Посмотри, какое жуткое самоубийство!»
И все же самые заметные и громкие происшествия милицейское начальство скрыть не могло. Ведь информацию о ситуации на местах направляли в ЦК обкомы КПСС и КГБ. И сообщать о любом ЧП нужно было как можно скорее и в наиболее благоприятном для себя ключе. Опоздавшему приходилось уже не докладывать, а оправдываться.

Конкуренция различных ведомств временами превращалась в игру без правил. МВД докладывало, что офицер КГБ в Москве открыл стрельбу на улице. А с Лубянки сообщали, что под носом милиции в Энгельсе несколько лет действовала вооруженная бандгруппа, терроризировавшая город. Московские партийные власти информировали ЦК, что из-за ротозейства правоохранительных служб с номерного предприятия были похищены автоматы Калашникова вместе с совершенно секретными приборами бесшумной стрельбы. А уж о происшествиях в воинских частях все сторонние ведомства докладывали партии и правительству наперегонки.
Естественно, вся эта информация имела гриф секретности и не выходила за пределы круга ее отправителей и получателей. К отсутствию сообщений о катаклизмах, которыми были полны газеты дореволюционной России, население страны приучали постепенно. Сначала исчезли иллюстрации. К началу 30-х годов фотокорреспонденты стали нежелательными участниками тушения пожаров или ликвидации последствий крушения поездов. А после объявления об окончательной победе социализма в СССР пресса публиковала лишь заметки об успехах правоохранительных органов в борьбе с отдельными уродливыми явлениями в жизни общества, которые вот-вот будут искоренены. Даже снимки автоаварий — в назидание водителям-лихачам — лишь изредка появлялись на страницах специализированных автомобильных и милицейских изданий.
Тем временем в ЦК потоком шли сообщения о самых разнообразных ЧП. Вот, например, что сообщало в 1958 году МВД СССР.

«Имели место многочисленные случаи гибели людей»

Пагубным для людей стихийным бедствием становилось буквально все — и холод, и жара, и дожди. Зимой 1957-1958 годов во время снегопадов люди исчезали десятками. В сообщении от 11 февраля говорилось:
«В течение 8-10 февраля с. г. в Поволжье и прилегающих к нему районах прошли циклоны, сопровождавшиеся обильным снегопадом при низкой температуре. В результате этого имели место многочисленные случаи гибели людей и повреждения построек; в отдельных районах нарушена телефонная связь и повреждены электролинии. По предварительным данным, погибло 224 человека и пропало без вести около 120 человек.
Сильные ветры и снежные заносы вызвали нарушение движения пассажирских и товарных поездов на ряде участков Уфимской и других железных дорог».
В мае начались крупные лесные пожары. О ситуации в Иркутской области в информации МВД говорилось:
«В связи с установившейся сухой, жаркой погодой в Иркутской области в результате проведения огневой зачистки лесов и нарушения противопожарных правил возникли лесные пожары.
По состоянию на 16 мая с. г. в лесах области действовало 125 пожаров на площади 7750 гектаров, в том числе 13 пожаров охватывали площади от 200 до 300 гектаров.

Действующий в Тангуйском районе лесной пожар 11 мая с. г. в 13 часов вследствие ураганного ветра перекинулся на поселок Ергунь. Огнем уничтожено 54 дома. »
А летом на юге и востоке СССР начались проливные дожди:
«В результате ливневых дождей, выпавших на территории Читинской области, сильно поднялся уровень воды реки Амур.
Наводнение в Амурской области принимает угрожающие размеры: уровень воды в реках Амур и Зее в районе города Благовещенска поднялся на 4 м 42 см; затоплены отдельные участки Благовещенска, а также села Сергеевка и Марково Благовещенского района. В северной части области река Селемджа вышла из берегов и затопила районный центр Экимчан, где погибло два человека.
В настоящее время предприятия города прекратили работу. Все население мобилизовано на строительство и укрепление береговых дамб».

«В результате крушения 30 человек убито»

Неменьшую опасность для жизни советских граждан представлял и транспорт. Людей тогда нередко возили в открытых кузовах грузовых машин, и большинство аварий было для их пассажиров фатальным. В легковушках, судя по сводкам МВД, ездить было ненамного безопаснее. При авариях с участием персональных автомобилей, как правило, погибали водитель и сидевший по советской традиции впереди чиновник. Правда, бывали и исключения. МВД докладывало:
«Сегодня, 14 июля 1958 года, в 8 часов 35 минут автомобиль ЗИС-110 #МЗ -23-12 (под управлением шофера Малиновского), в котором находился Маршал Советского Союза т. Буденный С. М. и его адъютант т. Александров, следовал по проспекту Ленина в направлении на Внуковский аэродром. На перекрестке Ленинского и Университетского проспектов указанный автомобиль проехал на красный сигнал светофора и после сильного торможения ударился в среднюю часть рейсового автобуса #МЯ -44-23, следовавшего со стороны МГУ.
В результате этой аварии пострадал только находившийся в автомашине ЗИС-110 Маршал Советского Союза т. Буденный С. М., получивший закрытый перелом правой руки выше локтя».
Особенно поражает в милицейских сводках обилие аварий на железных дорогах. «30 июня в 7 часов 08 минут у входных стрелок станции Капитолово Октябрьской железной дороги пригородный поезд #356, следовавший из города Приозерска в город Ленинград, потерпел крушение: 5 вагонов сошли с рельсов. В результате крушения 30 человек убито и 175 человек получили телесные повреждения.

Трупы погибших, а также граждане, получившие повреждения, эвакуированы в город Ленинград».
Погибали не только пассажиры:
«20 января 1958 года на перегоне между станциями Долгоруково и Свечинская Московско-Курско-Донбасской железной дороги произошло крушение товарного поезда #842, в результате чего разбито 18 вагонов и 5 цистерн с метиловым спиртом.
Жители деревни Братовщина Долгоруковского района Липецкой области из разбитых цистерн выбрали остатки спирта и стали употреблять его. Это привело к тому, что 21 человек получил отравление, из них 5 человек 24 января с. г. умерли в больнице».
Опасность поджидала и на воде:
«27 июня 1958 года в реке Тара (Омская область) во время катания на лодках утонуло 20 детей Муромцевского районного пионерского лагеря, начальник этого лагеря Попов и медработник Лещинская.
Предварительным расследованием установлено, что в 19 часов 27 июня начальник лагеря — учитель Попов, 1929 года рождения, организовал катание детей по реке на двух лодках — металлической (с подвесным мотором) и буксируемой ею деревянной. В лодках находились 33 пионера, начальник лагеря, 2 пионервожатых, медработник и баянист.

«5 военных самолетов сбросили в деревню 39 боевых бомб»

Судя по спецсообщениям МВД, советская армия представляла опасность не только для вероятного противника, но и для населения СССР. Массовые драки солдат с гражданскими были обыденным делом. А призывники и демобилизованные защитники родины из воинских эшелонов регулярно грабили магазины и ларьки на попутных станциях.

Случались и происшествия с более тяжкими последствиями:
«18 июля 1958 года в 12 часов 45 минут 5 военных самолетов воинской части #06951 Министерства обороны СССР, дислоцирующейся в районе города Черняховска Калининградской области, во время учений сбросили в дер. Стульяляй Кибартского района Литовской ССР 39 боевых авиационных бомб.
В результате этого убиты граждане Норкайтис З. Ю., Кресненкявичене О. М. и тяжело ранен гражданин Титос О. Ю. Кроме того, разрушены 2 дома, погибли 3 коровы и выведен из строя трактор ДТ-54, принадлежащий совхозу ‘Вуткаймис'».
Однако не это было самым интересным. О неуставных отношениях тогда никто и не заикался. Но сопутствующие им, как теперь считается, явления — расстрел сослуживцев и дезертирство — отнюдь не были ЧП союзного масштаба.
«4 июня с. г. рядовой погранзаставы ‘Саглы’ (Овюрский район Тувинской автономной области) Миньяров, 1936 года рождения, выстрелами из карабина 6 солдат убил и 4 тяжело ранил. При задержании Миньяров оказал сопротивление и был убит».
Дезертиры, как и теперь, бежали с оружием, а при задержании, не раздумывая, стреляли по милиционерам.

Читайте также:  Поезд костылево котлас ржд

«Начальник отделения Госавтоинспекции получал взятки»
В 1958 году достаточно часто жертвами оказывались сами милиционеры.
«В городе Чебоксары 10 июля с. г. в районе текстильного комбината в яме обнаружен труп старшего лейтенанта милиции Александрова С. А., 1918 года рождения.
Предварительным расследованием установлено, что Александров убит путем удушения после часа ночи 8 июля при возвращении домой. На трупе отсутствуют наручные часы и фуражка». Однако гораздо чаще на трупах отсутствовало личное оружие.
В Москве юный бандит, решив добыть пистолет, просто ударил молотком по голове стоявшего на посту у иностранного посольства офицера КГБ, одетого милиционером. Череп выдержал. Преступника арестовали. А в Киеве грабители сберкасс, решившие обзавестись лишним стволом, совершили другую оплошность. В руках у убитого ими милиционера остался паспорт одного из бандитов, и группу вскоре обезвредили.
Ловили милиционеры и «оборотней в погонах».
«Управлением внутренних дел исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся совместно с прокуратурой города Москвы разоблачены взяточники, орудовавшие в Госавтоинспекции УВД гор. Москвы, автошколах управления торгового и пассажирского транспорта Мосгорисполкома, а также в школе #5 ДОСААФ.
Расследованием установлено, что начальник 3-го отделения Госавтоинспекции гор. Москвы Крохин и подчиненные ему работники, став на путь злоупотребления своим служебным положением, получали взятки с преподавателей автошкол за прием экзаменов на водительские права от лиц, которые не имели достаточных знаний правил уличного движения и техники управления автомобилем.
При обыске у Крохина обнаружены и изъяты наличные деньги в сумме 152 000 рублей, автомашины ‘Волга’ и ‘Москвич’, а также много других ценностей».

«Убил еще двух и ранил трех встретившихся ему граждан»
В остальном преступность образца 1958 года отличалась от нынешней только численностью банд и размерами их доходов. МВД отчитывалось:
«В Грузинской ССР ликвидирована бандитская группа Гигаури, совершившая ряд дерзких ограблений и убийств пассажиров рейсовых автобусов, а также краж из магазинов и домов в Ахметском районе Грузинской ССР. По делу арестовано 18 человек.
В Армянской ССР ликвидирована бандитская группа Рафаэляна, совершившая в 1955-1957 годах несколько убийств и 7 вооруженных нападений на магазины в городе Ереване, во время которых похищено более чем на 350 тысяч рублей материальных ценностей и наличных денег.
МВД Чечено-Ингушской АССР ликвидирована бандитская группа, в которую входили бежавшие из мест лишения свободы Евлоев Я. и Кусиев, а также Евлоев М., Холухоев и Чумаков — все по национальности ингуши. По предварительным данным, всего бандитами совершено 4 убийства, нанесено 2 тяжелых ранения, ограблено 4 кассы предприятий, 6 магазинов и один склад, откуда похищено денег и товаров на сумму более 950 тысяч рублей».
Нередко в сводки попадали и групповые убийства:
«14 мая 1958 года на хуторе Мигалакаси-Махи Сергокалинского района Дагестанской АССР местный житель Ибрагимов, психический больной, беспричинно нанес на улице школьнику Надырову кинжалом смертельные ранения. После этого он, проходя по улице, убил еще двух и ранил трех встретившихся ему граждан.
Пытавшемуся утихомирить его Курбанову Ибрагимов нанес несколько ударов. На крик Курбанова подбежал его сын Ахмедов, который вступил с Ибрагимовым в борьбу. Будучи раненным, Ахмедов кинжалом убил Курбанова».
Подобное происходило не только в южных регионах страны:
«Утром 24 марта 1958 года в гор. Кинель Куйбышевской области рабочий механического завода Павлов в своей квартире убил топором отца и мачеху, после чего проник через забор в цех завода, где он работал, спрятался в тамбуре и стал ожидать прибытия рабочих. Пришедшую первой уборщицу Павлов убил топором. Затем тем же способом он убил рабочих Солдатова, Кузнецова, Гришечкина, Волошина, Котякова и Верюшкина, после чего пытался совершить самоубийство, хватаясь руками за электрорубильник. При задержании Павлов заявил, что отца, мачеху и рабочих завода он убил за то, что они его якобы преследовали. По предварительным данным, Павлов является психически больным; во время войны он был ранен в голову».
Одним словом, 45 лет назад преступники мало отличались от нынешних. Вот только население о них почти ничего не знало.

Источник

Человек с поезда

Фильм Кансел
и Канал плюс представляют
Жан Рашфор
Джонни Холлидей
в фильме
Человек с поезда
В фильме также снимались
Жан-Франсуа Стевьен,
Чарльз Ненсон,
Паскаль Фарнитье,
Изабель Пти-Жакс и другие
Композитор Паскаль Эстев
Режиссер Патрис Леконт
Кларитин кончился.
Нет, извините, больше нет.
Аспирин.
А когда вы его получите?
Завтра.
Хорошо.
Завтра. Хорошо.
Я зайду к вам. До свидания.
Черт.
Он всучил мне возбуждающее.
Вам нужно запить его.
Я живу рядом, так что.
Это не очень-то оживленный город.
Ну, вот мы и пришли.
Вы оставляете дверь открытой?
Всегда.
К тому же, я потерял ключ.
И этот ключ я тоже потерял.
Но у меня есть дубликаты.
Старый дом.
Я бы предпочел
японский стиль.
Бумажные перегородки,
пиалы с рисом,
дзен.
Но тогда пришлось бы здесь все перекрасить.
Моя мать не пережила бы этого.
Вообще-то она умерла пятнадцать лет назад,
но я все оставил нетронутым.
Наверное, я тоже не люблю перемены.
У вас здесь неплохо.
Только не говорите, что вам здесь нравится.
Нравится.
Почему?
Не знаю.
Здесь ощущается прошлое.
И скука.
Кстати, о скуке.
Позвольте представить вам свою первую любовь.
Только подросток может
практиковаться в онанизме перед девушкой,
написанной два века назад.
Могу я быть откровенным?
На языке, позаимствованном у моих бывших учеников,
благодаря этой молодой особе
я пережил несколько иступленных
и прилежных
мастурбаций.
Хотите, что-нибудь выпить?
Ах, да.
Действительно, я забыл.
Вы не очень-то любите о себе говорить, да?
Скорее предпочитаю задавать вопросы.
Я всегда мечтал быть немым прохожим.
Это как?
Вхожу в бар,
ничего не говорю.
Но все изменилось за то время, что я здесь живу.
Особенно женщины.
Они изучают себя в зеркалах.
Притом, что я ничего не делаю,
я просто нахожусь здесь,
и со мной это производит
полную сумятицу в голове.
Вы слишком насмотрелись детективов.
Да. Верно.
Ну что ж, спасибо за все.
Да что вы, за стакан воды?
Как ваша мигрень?
Терпимо.
Отель закрыт.
Да я знаю.
Должен вам заметить,
что в ноябре здесь не наблюдается наплыва туристов.
Впрочем, в июле тоже.
Что ж,
пойдемте, я покажу вам вашу комнату.
Извините.
Я должен познакомить со славой нашего семейства.
Полковник
117 гусарского полка — мой предок.
На Аустерлицкое сражение он не был направлен.
Видишь ли, он оказался в мед. части,
отрезав себе ухо, когда точил свою саблю.
А еще,
он счел уместным перед атакой
показать гренадеру-пехотинцу как заряжают мушкет
и снес себе пол головы.
Этот совершенно комичный персонаж
пользуется моей полной симпатией.
Бабушка говорила, что я на него похож. А я ей охотно верю,
поскольку у меня врожденная

Источник

Поезд Ленинград — Москва — Санкт-Петербург. Девять десятилетий "Красной стрелы"

По случаю юбилея «Красной стрелы» мы «проехали» через девять десятилетий ее истории по девяти остановкам и поговорили с тремя поколениями проводников.

Отправление. Ленинград, 1931 год

В ночь на 10 июня экспресс «Красная стрела» впервые отправился из бывшей имперской столицы в Москву. Фон этого старта — целые кладбища дореволюционных вагонов и паровозов, на ремонт которых не хватило средств, постоянные опоздания поездов и часто невежливое отношение к пассажирам.

«1930-е годы, мягко говоря, не самое клиентоориентированное время», — рассказывает начальник научно-просветительского отдела Музея РЖД Павел Дунаев.

С ростом урбанизации и индустриальной связи Ленинграда и Москвы понадобился надежный и быстрый транспорт. Новые элиты помнили дореволюционный комфорт, одним из главных столпов которого служили поезда Бельгийского общества спальных вагонов. Эти вагоны с богато украшенными купе не стояли на ж/д кладбищах, советские власти бережно хранили их на особом балансе.

Именно из них и состоял первый экспресс, на борту которого красовались надписи «Красная стрела» и Red Arrow. Тогда состав ходил раз в неделю и перевозил очень ограниченный контингент — представителей партийной и индустриальной номенклатуры и иностранных туристов. Для простых граждан, сравнивает Дунаев, билет на «Стрелу» был подобен путевке в «Артек» и выдавался за особые заслуги.

Читайте также:  Поезд кизляр нижний новгород

Экспресс был тогда окрашен в синий цвет, как дореволюционные вагоны первого класса. Как и до революции, все проводники на «Стреле» были мужчинами. Связано это было и с традицией, и с обязанностями — отопление было угольным, и экипажу приходилось самостоятельно подкидывать топливо в топку.

Малая Вишера. 1941 год

Вишера была первой из четырех промежуточных остановок «Красной стрелы» между Ленинградом и Москвой, рассказывает Павел Дунаев. Локомотив в те годы ходил на пару, поэтому требовались технические станции, на которых паровозы заправлялись водой.

В первые десятилетия у «Стрелы» не было и фиксированного времени отправления — оно колебалось между 23:00 и 01:00. А вот время прибытия было одним и тем же.

Синие вагоны «Стрелы» были отделаны ценными породами древесины, украшены бронзовой фурнитурой, в пути предлагали эксклюзивный по тем меркам чай в подстаканниках, наборы шахмат и шашек. На промежуточных остановках была возможность позвонить по коммутаторам в столицы.

Но все это было дополнительной услугой к главному сервису — самой высокой скорости перемещения. До 1937 года авиация не была конкурентом железнодорожному транспорту, да и в более поздние годы десятиместные самолеты с трудом справились бы с перевозкой 200 пассажиров «Стрелы», отмечает Павел Дунаев.

Стабильные перевозки такого числа пассажиров со скоростью 120 км/ч экспресс продолжал до 22 июня 1941-го, после чего на целых три года вагоны «Красной стрелы» встали на консервацию в ожидании победного часа.

Окуловка. 1944 год

«Красная стрела» не стала первым поездом до Москвы из блокадного Ленинграда вопреки распространенному мнению, говорит Дунаев. На тот момент по длинному из-за разрушенных путей маршруту уже успели уйти несколько пассажирских составов. Однако именно выход «Красной стрелы» 20 марта 1944-го ознаменовал возвращение к мирной жизни.

Александр Шашунов, проводник, пришедший на «Стрелу» в начале 2000-х, вспоминает, как несколько лет назад в своем вагоне он сопровождал ветерана обороны Ленинграда, который рассказал: «Мне письмо пришло от сестры, мол, 20 марта «Красная стрела» пойдет в Москву. А мы на Невском пятачке, задача — взять позицию в рукопашной. Саперная лопатка, штык-нож, нужно пробежать 200 метров, нас поднялось человек 60, а добежало 15. Я весь черный, как кошка, был. И когда это письмо пришло, я ощутил, ради чего мы бежим. Стало понятно, что город ожил!»

После войны на «Стрелу» пришло несколько трофейных немецких вагонов, а в 1948 году со всего состава сняли английские буквы названия. Так, говорит Дунаев, «Стрела» прошла период поздних сталинских репрессий и эру «борьбы с космополитами».

В тот период советская «шпиономания» достигла пика, все проводники «Стрелы» должны были проходить собеседование в органах госбезопасности в Большом доме на Литейном в Ленинграде. Это условие с разной степенью обязательности сохранялось на экспрессе до конца 1990-х, вспоминает Александр Шашунов.

Бологое. 1958 год

После новгородской Окуловки следует главная промежуточная станция — Бологое. Остановку здесь отменят последней, в 2002 году. А в 1958-м именно Бологое оставили в качестве единственной остановки «где-то между Ленинградом и Москвой», как поется в старой песенке.

Послевоенное и оттепельное время для «Красной стрелы» стало эпохой «трех Иванов и одного Иванова», рассказывают проводники. Это была спайка четырех начальников поездов, бригадиров, каждый из которых выстраивал вокруг себя команду высшего класса.

Каждый бригадир руководил на «Стреле» по 30–40 лет. Они становились эпохой для экспресса и были именно теми фигурами, которые сохраняли старые традиции «Стрелы» и адаптировали к ним все технические новшества, говорит проводница Юлия Навоенко, ставшая частью экипажа в 1990-е.

В 1950-е «Стрела» полностью обновилась: изношенные дореволюционные вагоны с деревянной обшивкой заменили цельнометаллическими. Один из таких вагонов позже запечатлел Эльдар Рязанов в своем фильме «Вокзал для двоих».

Именно эти вагоны задали стандарт, известный сегодня пассажирам как СВ, ставший сокращением от изначальной аббревиатуры Бельгийского общества спальных вагонов, рассказывает Павел Дунаев.

На рубеже 1950-х и 1960-х в эпоху четырех легендарных начпоездов «Красная стрела» приобрела те черты, по которым мы ее знаем сегодня: состав выкрасили в красный, а время отправления зафиксировали на отметке 23:55.

Тогда же на «Стреле» появились розетки для первых советских электробритв, а в вагоны пришло радио. Именно из его динамиков в 1967 году впервые донесся отрывок из балета Глиэра «Медный всадник», который стал неизменным символом сперва «Красной стрелы», а затем и всего города на Неве.

«В 60-е мелодия Глиэра не имела такого значения, было много мелодий про Ленинград. Но благодаря «Стреле» она стала гимном города», — говорит Дунаев. Позже, в 2000-е, дополняет Александр Шашунов, «Гимн великому городу» стали включать и на «Сапсанах», но от этой практики достаточно быстро отказались, сохранив приоритет за «Стрелой».

1960-е — это и время демократизации «Красной стрелы», отмечает Дунаев. Именно тогда в стране выросло число артистов, художников, инженеров, которые стали жить на две столицы. Вместе с первым секретарем Ленинградского обкома Григорием Романовым тем же поездом стал ездить Аркадий Райкин, переехавший в московские театры из-за цензуры в Ленинграде.

Тогда же стали появляться и иностранные туристы. Специально для них в кармашки кресел стали вкладывать литературу о Ленине, об истории Октябрьской революции и освоении космоса.

Как вспоминает проводница Лариса Пугачева, перед каждым рейсом экипажу зачитывали политинформацию, а в самой поездке несколько раз в год могли устроить экзамен: «Подходишь, становишься по стойке смирно и отвечаешь, когда был такой-то съезд комсомола или является ли Турку (город в Финляндии) побратимом Ленинграда».

Калинин (Тверь). 1977 год

До 1965 года «Красная стрела» была единственным фирменным поездом в СССР. После на основных направлениях стали появляться другие экспрессы.

В 1977 году, после пожара в фирменном поезде «Юность», возникшего из-за буфета, вагоны-рестораны закрыли на всех поездах, в том числе на «Красной стреле». С 1977 по 1995 год в экспрессе не было предусмотрено возможности питания, рассказывает Павел Дунаев.

Незадолго до введения этого запрета на «Стрелу» пришла проводница Лариса Пугачева. Ее подруга в то время уже работала на «Стреле». «Наши поезда стояли рядом, и я к ней в вагон заскочила. И тут Иван Филиппович идет: все, будешь у меня на «Стреле» работать», — рассказывает Пугачева.

Иван Филиппович — это Иван Роденков, один из той самой легендарной четверки бригадиров «Стрелы». В то время, вспоминает проводница, он был известным человеком, с которым большинство пассажиров поддерживали хорошие отношения — давали контрамарки в лучшие театры Москвы и Ленинграда, рекомендовали лучших врачей страны, оказывали все посильные услуги.

Столь же теплое общение поддерживали пассажиры и с проводницами поезда. В 1970-е «Стрелу» сопровождали практически исключительно женщины, говорит Пугачева: угольное отопление осталось только в самом комфортабельном вагоне, который называли правительственным. Именно в нем работала Лариса Пугачева, и именно ее угольная топка при закрытом буфете часто служила для пассажиров кухней.

«Когда был буфет, это было хождение до утра», — вспоминает Пугачева. «Актер Валерий Золотухин, обернутый в простыню, как римлянин, ходил босиком туда за шампанским». Другие пассажиры просили сварить картошки или подогреть что-то из продуктов на угольной печке.

Примерно в то же время на «Стреле» запретили курить — сначала в купе, а затем и в коридоре вагона. «Еще в 60-е пепельница была предусмотрена в каждом купе», — напоминает Павел Дунаев.

В те годы появились новые услуги — пассажиры всегда могли взять не только чай, но и кофе, вафли и печенье. «Кофе был в то время в дефиците, а у нас он всегда предлагался», — вспоминает Пугачева.

В дефиците была и туалетная бумага. «За одну поездку у нас в вагоне могли украсть по три рулона». Бывало, на сувениры растаскивали и полотенца, скатерти, подстаканники и даже занавески. «Особенно часто подстаканники пытались утащить иностранцы, думая, что это подарок», — говорит Лариса Пугачева. За всем этим приходилось постоянно следить, параллельно стараясь обеспечить пассажирам комфорт и хорошее настроение.

Читайте также:  Поезд москва кзыл орда

«У нас была сильная система поощрений, но и очень строгая система штрафов», — вспоминает проводница. Так под руководством бригадиров кристаллизовалась «стреловская вышколенность» — особый уровень сервисного мастерства российских железных дорог.

У проводников были свои постоянные клиенты, те, кто старался ездить именно с ними, благодаря чему экипаж знал привычки своих гостей. «Один встает рано, ему надо побриться, чайку попить, как, например, вставал начальник ленинградского КГБ Носырев, а другой до последнего — вот Александр Абдулов вставал, уже когда поезд стоял на платформе в Москве», — рассказывает проводница Пугачева.

Эти же пассажиры иногда обменивались номерами с проводниками и при необходимости могли достать через них дефицитные до начала 1990-х билеты на «Стрелу».

Москва. 1991 год

К началу 1990-х «Красная стрела» подошла с обновленными вагонами немецкого производства. На них в 1980 году «Стрела» провезла огонь Олимпийских игр, их застал постоянный пассажир Владимир Высоцкий, вспоминает Лариса Пугачева.

На излете существования СССР билеты на «Красную стрелу» пошли в открытую продажу, после чего среди пассажиров стали появляться новые категории. Как рассказывает проводница, к депутатам Верховного совета в первой половине 1990-х стали прибавляться предприниматели, оставлявшие иногда щедрые чаевые, как Роман Абрамович, и более скупые, как Борис Березовский, многочисленные звезды тележурналистики, представители церкви, рок-музыканты. На «Стреле» ездили Виктор Цой и Борис Гребенщиков.

«Тогда с нами стали ездить и бандиты», — говорит Лариса Пугачева. «Убили однажды какого-то авторитета в Питере, едут человек пять в черных рубашках, с похорон, очень загруженные. Пили водку и жаловались, как так, две пули в спину, так несправедливо. Мы кивали, конечно, сочувственно, — рассказывает проводница. — Мы всегда, с любыми пассажирами оставались на высшем уровне, что бы ни происходило».

В те времена проводникам приходилось непросто: кроме прямых обязанностей они должны были и убирать вагоны, а когда в 1995-м снова появились вагоны-рестораны, то в первое время случались неприятные инциденты. Тогда в поездах начали ездить наряды милиции.

Милиция стала своего рода услугой безопасности, отмечает Павел Дунаев. В 1990-е и в 2000-е обострилась конкуренция фирменных поездов, поэтому «Красная стрела» активно внедряла новые услуги.

Так, говорит Юлия Навоенко, пришедшая на «Стрелу» в 1990-е после железнодорожного вуза, впервые на «Стреле» появились специальные блокираторы замков, защита от воровства. Новшеством стали и ланч-боксы. Стали предлагать другую прессу — «Правду» и «Комсомолку» потеснили деловые издания и дорогие журналы.

В конце 1990-х на «Стреле» установили специальные таксофоны для звонков, рассказывает Павел Дунаев. Правда, нужда в них довольно скоро отпала — появились мобильные телефоны.

В то время на «Красной стреле» случались и удивительные находки. Однажды кто-то забыл в вагоне большой кинжал, украшенный драгоценными камнями, а уже в 2000-е в купе оставили два обручальных кольца. Вернувшаяся за ними пара рассказала, что кольца сделаны из патронов, а обручены они были во время первой чеченской войны в одном из подвалов в Грозном, вспоминает Александр Шашунов.

Бологое. 2002 год

В конце 1990-х на «Стреле» стало спокойнее, вспоминает Лариса Пугачева, ушедшая на пенсию в 2008 году. С середины 2000-х для экспресса и вовсе наступила новая эра: в 2002-м отменили последнюю промежуточную остановку в Бологом, а потом, рассказывает Александр Шашунов, вагоны из ГДР заменили на новые, с расширенными купе, построенные специально для экспресса.

Немецкие вагоны проводники вспоминают с теплом, но нынешний состав, говорят, удобнее. В 2006 году в каждом купе экспресса появились розетки для мобильных и ноутбуков, позже в коридорах установили Wi-Fi и камеры наблюдения. В конце 2000-х стали появляться новые пассажиры — блогеры и работники IT-сферы.

«Нулевые» на «Стреле» отражались и другими чертами эпохи, говорит Павел Дунаев. В ланч-боксы стали добавлять специальные баночки с красной икрой, а некоторые артисты, как Алла Пугачева, стали прицеплять к экспрессу собственные вагоны — для советского времени привилегия только партийной номенклатуры.

Как вспоминает проводник Шашунов, переломом в жизни пассажиров уже в 2010-х стал запрет на курение в тамбурах. «Люди болезненно переживали запрет курения, но терпели». Так плавно завершилась борьба с курением на железных дорогах, начавшаяся еще в 1970-х.

Прибытие. Санкт-Петербург. 2021 год

«То, что этот поезд особенный, — это общая заслуга всего коллектива поезда», — говорят все три наших проводника.

Лариса Пугачева сегодня на пенсии, Юлия Навоенко — замначальника филиала по кадрам и социальным вопросам Федеральной пассажирской компании, а Александр Шашунов остается частью экипажа «Красной стрелы» в должности проводника уже 20 лет.

Все, кто работал на «Стреле» в разное время, считают поезд особенным не просто из-за обилия услуг или комфорта. «Я не потому выбираю твой поезд, что он такой красивый и удобный, я езжу, потому что атмосфера здесь», — цитирует одного из постоянных пассажиров Александр Шашунов.

Эту атмосферу создают на «Красной стреле» именно проводники, говорит Лариса Пугачева. «Мы встречали многих пассажиров как друзей, как старых знакомых. Они нам настроение создавали, мы им».

«Есть «Сапсан», где ты сел, кто-то что-то разнес — и все. А тут совершенно другая история, это другой поезд. Мы готовим проводников, и конечно, «Красная стрела» — это высший пилотаж», — считает Юлия Навоенко.

«Многие пытались уйти на «Сапсан», но потом возвращались», — подтверждает слова Юлии Александр Шашунов.

Преимущество, возможно, еще и в том, что на «Стреле» дорожат обратной связью. «Я всегда пассажирам говорю, пишите нам на сайт, обращайтесь, говорите, что хотите видеть у нас, а мы всегда постараемся в меру возможностей это реализовать», — соглашается Александр Шашунов.

«Люди всегда будут хотеть ездить там, где к ним будут относиться с уважением, где они будут себя чувствовать самыми значимыми. Неважно, какая это будет техника, главное — это человеческое, — рассуждает Лариса Пугачева. — У нас иногда спрашивали пассажиры: что от нас требуется в поездке? Мы и всегда отвечали — от вас требуется только хорошее настроение! А об остальном позаботимся мы!»

Источник

В США товарный состав с опасными химическими веществами промчался сотни километров без машиниста

«Боже мой, огромный товарный поезд, вагонов 50, он неуправляемый, он идёт. без машиниста. » — этот телефонный звонок в полицейский участок города Толидо переполошил весь штат Огайо. И буквально через несколько минут выяснилась страшная подробность — в двух вагонах находились опасные химические вещества.

Эта новость молниеносно разлетелась по всем Соединённым штатам — на всех телеканалах почти каждые четверть часа выходили экстренные выпуски новостей.

Первая версия — сердечный приступ у машиниста — была отметена практически сразу — по показаниям работников депо. Поезд каким-то образом сорвался с тормозов, когда в кабине ещё не было машинистов. Как это произошло — остаётся загадкой. К тому же есть многочисленные свидетельства очевидцев.

— Поезд промчался мимо меня метрах в десяти — в кабине никого не было, я видел это своими собственными глазами!

Поезд-призрак промчался почти 110 километров с севера на юг, власти просто не знали, что предпринять в этой ситуации. Начинать экстренную эвакуацию населения было бессмысленно — железнодорожные пути проходят сразу через 2 графства — а это несколько десятков населённых пунктов. По соседним шоссе, параллельно движению поезда, мчались несколько полицейских машин. Сперва была предпринята попытка прострелить топливный бак локомотива — но тщетно. Некоторые смельчаки даже делали отчаянные попытки на ходу запрыгнуть в поезд — тоже безуспешно. За тем, как развивались дальнейшие события, с замиранием сердца следила вся Америка. Всё происходило, словно по голливудскому сценарию — к поезду беглецу прицепился другой локомотив. Но ему удалось лишь немного снизить скорость неуправляемого состава.

Поезд удалось остановить лишь благодаря поистине героическим действиям одного железнодорожника — он сумел-таки на ходу вскочить в локомотив и нажал на тормоз. Сейчас власти штата выясняют причины случившегося с компанией Си-Эс-Экс, которой принадлежит состав. Основная версия — халатность машиниста, который, возможно, попросту забыл поставить локомотив на тормоз.

Источник