31 мая 1996 крушение электрички



Мы помним. Мы скорбим.

Память о погибших живет в сердцах всех тайгинцев. (Фото Игоря Умнова)Трагедия с электропоездом под Литвиново 31 мая 1996 года болью отзывается в сердцах жителей Тайги.

Каждый год родственники погибших в том страшном крушении электропоезда под Литвиново выезжают на место трагедии.

– Это стало нашей традицией, – говорит начальник Тайгинского подотдела Кузбасского отделения дороги Павел Малышев. – Ежегодно 31 мая мы на мотрисе вывозим родных и близких к памятнику погибшим тайгинцам. И несмотря на то, что со дня трагедии прошло уже 12 лет, боль утраты по-прежнему отзывается в наших сердцах.

Напомним, что 31 мая 1996 года под Литвиново произошло столкновение ушедшей на перегон группы грузовых вагонов с двигавшимся им навстречу электропоездом. Локомотивная бригада электрички, увидев приближающийся с высокой скоростью отцеп, приняла все меры для эвакуации пассажиров. Однако времени оставалось слишком мало.

Последствия столкновения были ужасны. При крушении погибли семнадцать человек, двое затем скончались в больнице. Сегодня их имена высечены на гранитном памятнике, установленном на месте трагедии.

. Каждый год отцы и матери, мужья и жены, дети погибших, пострадавшие в литвиновской катастрофе, среди которых немало железнодорожников, с цветами и венками приходят к памятнику. Несколько минут проводят они в молчании с родными и близкими, о которых помнят и о ком до сих пор скорбят.

Источник

Одна из самых страшных катастроф в России

31 мая 1996 года в 16 час 07 мин. на перегоне Тальменка-Литвиново Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги на 3526 км пикет 6 произошло крушение электропоезда № 6304 ЭР-2 № 663 под управлением машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. в результате крушения погибли 17 пассажиров и 44 получили травмы разной степени тяжести.

Крушение произошло в результате столкновения электропоезда № 6304 с группой вагонов самопроизвольно ушедших со станции Литвиново по 2-му главному пути навстречу электропоезду.
На станции Литвиново 31 мая 1996 г. в период с 13 часов до 13 часов 50 мин. производилась маневровая работа по перестановке группы вагонов, состоящей из трех груженых и одного порожнего цементовоза с 6-го станционного пути на 4 путь по указанию дежурного по железнодорожной станции Кудлаевой Л.Ю. маневровая работа выполнялась главным кондуктором Пульниковым А.С. (руководитель работ), кондуктором Ужаковым А.П., машинистом маневрового локомотива ТЭМ-2 № 579 Белокуровым П.Г.
Уход вагонов на перегон Литвиново-Тальменка стал возможным вследствие, грубых нарушений правил производства маневровой работы.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю. дала указание главному кондуктору Пульникову А.С. о перестановке группы вагонов в четной горловине станции с 6-го пути на свободней участок 4-го пути с резервированием места для поездного локомотива.
Главный кондуктор Пульников А.С. в нарушение п. 11.17, 11.20«З» Инструкции по движении поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации передоверил выполнение маневровой работы кондуктору Ужакову А.П. который оставил группу вагонов на свободной участке 4-го пути имеющего профиль с уклоном 6,6 тысячных в сторону перегони и закрепил их одним тормозным башмаком со стороны уклона, вместо трех согласно норм ТРА железнодорожной станции Литвиново для этого количества вагонов.
Главный кондуктор Пульников А.С. работу кондуктора Ужакова А.П. не контролировал, закрепление группы вагонов на 4-м пути не проверил, проявил преступную халатность, изъяв освободившиеся тормозные башмаки с 6-го пути, отнес их на место постоянного хранения к дежурному по железнодорожной станции вместо укладки на 4-м пути.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю. грубо нарушив п. 15,1 ПТЭ и п. 11.15 и 11.41 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, работу кондукторской бригады не контролировала, доклада о фактическом закреплении вагонов на 4-м пути не потребовала, поездному диспетчеру Живолупу С.В. об освобождении пути № 6 и закреплении вагонов на 4-м пути не доложила.
Поездной диспетчер Живолуп С.В. не контролировал действия дежурного по железнодорожной станции Литвиново Кудлаевой Л.Ю. в части занятия приемо-отправочных путей станции и закрепления на их подвижного состава.
Дежурный по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А., принимая дежурство от Кудлаевой Л.Ю., не проверила правильность закрепления группы из 4-х вагонов, стоявших в четной горловине на 4 пути, в результате полной потери давления в тормозной магистрали указанная группа вагонов в 15 часов 59 минут пришла в движение, взрезали стрелки № 8, 6 и вышла на перегон Литвиново — Тальменка по второму главному неправильному пути навстречу электропоезду № 6304 который отправился со станции Тальменка в 15 часов 57 минут.
Дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рынарчик Л.А. своевременно не выявила факта ухода вагонов с 4-го пути на перегон Литвиново -Тальменка, в то время, как на пульте-табло произошла быстрая смена занятости стрелочных секций в четной горловине и звенел звонок взреза стрелки № 8, грубо нарушив п. 11.40 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, не приняла немедленных мер по информации машиниста электропоезда № 6304 Зябкина С.С. об ушедшей на перегон группе вагонов.
Только после получения сообщения по громкоговорящей связи от электромеханика Курчевского А.Г. находившегося на территории станции в нерабочее время и увидевшего уходившие на перегон вагоны, дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. стали принимать меры по информации об этой дежурного по соседней железнодорожной станции Тальменка и машиниста электропоезда № 6304. При этой, вызывая машиниста электропоезда № 6304 по радиосвязи дежурная по станции Рымарчик Л.А. грубо нарушила регламент срочного сообщения о надвигающейся опасности не получив ответа по радиосвязи от машиниста электропоезда, дежурная по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. только в 16 час 04 мин. сообщила о случившемся поездному диспетчеру Волкогоновой П.С. в результате было упущено время для срочного предупреждения машиниста электропоезда № 6304, об уходе вагонов с железнодорожной станции Литвиново навстречу электропоезду.
Вступившая в ночное дежурство поездной диспетчер Волкогонова П.С. с занятостью приемо-отправочных путей на железнодорожной станции Литвиново и правильностью закрепления на них вагонов не ознакомилась и при получении информации от дежурной по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А. об уходе вагонов на перегон, никаких мер к остановке электропоезда № 6304 не приняла.
После проследования сигнальной точки № 8 с зеленым огнем локомотивная бригада электропоезда № 6304 в составе машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. в 16 час 04 мин. остановила поезд на остановочной платформе 3524 км при появившейся на локомотивной светофоре желтом огне, после графиковой стоянки в 16 час 05 мин локомотивная бригада, не выяснив по радиосвязи причину появления на локомотивном светофоре менее разрешающего желтого огня, привела поезд в движение. В нарушение п. 5.3 правил эксплуатации поездной радиосвязи от 22.12.89 № ЦШ-4734 на вызов дежурных по станциям Литвиново и Тальменка не отвечала, несмотря на исправное действие радиосвязи. При подъезде к сигнальной точке № 6 за 50 метров на локомотивной светофоре появился красно-желтый огонь.
Машинист электропоезда № 6304 Зябкин С.С. в нарушение п .16.39 ПТЭ вместо экстренного применил служебное торможение в две ступени и остановил поезд на 3526 км пк 5+75 метров.
В это же время в зоне видимости 200-250 метров локомотивная бригада увидела надвигающуюся на электропоезд группу вагонов, открыла двери вагонов электропоезда, объявила пассажирам о срочной высадке и покинула кабину управления.
В 16 часов 07 минут произошло столкновение группы вагонов с электропоездом № 6304.
В результате расследования обстоятельств крушения, изучения документов, объяснений виновных и причастных, осмотра стрелочных переводов № 6 и 8 на станции Литвиново, места крушения и подвижного состава, справки о расшифровке скоростемерной ленты электропоезда № 6304 за 31.05.96 выполненной независимой экспертизой, установлено, что причиной крушения электропоезда № 6304 на перегоне Тальменка — Литвиново является допущенный уход группы из 4-х вагонов со станции Литвиново по второму главному неправильному пути, основными виновниками крушения являются главный кондуктор Пульников А.С., кондуктор Ужаков А.П., дежурные по железнодорожной станции Литвиново Кудлаева Л.Ю., Рымарчик Л.А., машинист электропоезда № 6304 Зябкин С.С. и помощник машиниста этого электропоезда Степанцов В.А.
При своевременных и правильных действиях дежурного по железнодорожной станции Литвиново Рымарчик Л.А., локомотивной бригады электропоезда № 6304 машиниста Зябкина С.С. и помощника машиниста Степанцова В.А. не использовавших имеющийся резерв времени с момента ухода вагонов со станции (16.00 час) до столкновения (16.07 час) для остановки электропоезда и эвакуации пассажиров, была возможность избежать крушения, гибели и травмирования пассажиров.
В ликвидации последствий крушения активно участвовали восстановительные и пожарные поезда, необходимую помощь оказали местные органы власти, бригады врачей, жители близлежащих населенных пунктов и пассажиры.

Читайте также:  Расписание движения электричек от москвы до крюково

Какие же меры приняты к руководителям Кемеровской дороги и Министерства?

Распоряжением правительства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 866-р начальник Кемеровской железной дороги А.И. Корячкин освобожден от занимаемой должности.
За неудовлетворительную организацию контроля по выполнению правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, низкую требовательность к руководителям служб, отделений и предприятий железной дороги в обеспечении безаварийной работы и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшие гибель пассажиров, главного ревизора по безопасности движения Кемеровской железной дороги А.Ф. Солодовника освобожден от занимаемой должности.
За необеспечение безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок, самоустранение от проведения профилактической работы по предупреждению аварийности и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров заместителя начальника дороги — начальника службы перевозок Кемеровской железной дороги. А.А. Мазур освобожден от занимаемой должности.
За упущения в руководстве ревизорский аппаратом железных дорог снижение требовательности к руководителям управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог по устранению нарушений безопасности движения поездов начальника главного управления по безопасности движения и экологии МПС Г.Б. Якимова освобожден от занимаемой должности.
За необеспечение безопасности движения поездов, отсутствие необходимой требовательности к подчиненный и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров, первому заместителю начальника Кемеровской железной дороги В.Г. Колмогорову объявлен строгий выговор.
За неудовлетворительную работу технических средств связи, невыполнение программы по оснащению станций техническими средствами против ухода вагонов, серьезные недостатки в обучении работников, главному инженеру Кемеровской железной дороги В.А. Исаенко объявлен строгий выговор.
За необеспечение безопасности движения поездов, серьезные просчеты в руководстве отделения, низкий уровень технологической дисциплины и допущенное крушение электропоезда № 6304 повлекшее гибель пассажиров, начальнику Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги А.В. Маеру объявлен строгий выговор.
За недостатки в подборе и подготовке кадров, непринятие действенных мер по укреплению трудовой дисциплины на предприятиях железной дороги заместителю начальника Кемеровской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Е.Н. Кулиничу объявлен выговор.
Начальнику главного управления перевозок В.С. Захаренко указано на серьёзные недостатки в профилактической работе по обеспечению безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок и прежде всего в вопросах предотвращения самопроизвольного ухода вагонов.
Назначить В.И. Яковлева начальником главного управления по безопасности движения и экологии МПС России, освободив его от должности главного ревизора по безопасности движения Северной железной дороги.
Здесь Вы можете скачать фильм, поставленный по тем страшным событиям

Источник

31 мая 1996 крушение электрички

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА|КАТАСТРОФЫ|АВАРИИ|МЕТРО|РЖД запись закреплена

Документальная съемка крушения грузового поезда с электричкой. Последствия этого крушения страшны и принесли очень многим людям горе и боль. Погибло 17 и травмировано 44 пассажира электропоезда. Доп. информация: Детям до 18 и людям с неустойчивой психикой лучше не смотреть, некоторые кадры страшны своей действительностью.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново – Тальменка Кемеровской железной дороги допущено крушение электропоезда № 6304 в результате столкновения с группой вагонов, самопроизвольно ушедших со станции Литвиново. В результате происшедшего погибло 17 и травмировано 44 пассажира электропоезда.

При перестановке группы вагонов из 3-х гружёных и 1 порожнего с 6-го на 4-й путь ДСП ст. Литвиново Ужаков оставил вагоны на уклоне 6,6‰, закрепил 1 тормозным башмаком вместо 3-х. При приёме смены ДСП не проверила правильность закрепления. Группа вагонов пришла в движение, взрезала стрелку № 8, вышла на перегон.

ДСП не приняла мер для информации машиниста поезда № 6304.

🤦‍♂

31.05.96 г. в 16 час. 07 мин. на перегоне Тальменка — Литвиново Тайгинского отделения Кемеровской ж. д. произошло крушение электропоезда Nq 6304 при допущенном уходе группы из четырех вагонов со станции Литвиново по второму главному пути навстречу прибывающему по этому пути электропоезду.
Показать полностью. В четной горловине станции производилась маневровая работа по перестановке группы вагонов с 6-го на свободный участок 4-го пути, имеющий неблагоприятный профиль уклон 6%о. Переставленные с 6-го пути вагоны на 4-м пути были закреплены одним тормозным башмаком вместо трех, согласно ТРА станции Литвиново. В результате истощения воздуха в тормозной магистрали эта группа вагонов пришла в движение, взрезала стрелки № 6 и № 8 и вышла на перегон Литвиново — Тальменка по главному неправильному пути навстречу поезду № 6304. Бригада поезда Nq 6304 не выяснила причину появления на светофоре № 6 менее разрешающего (желтого) огня, на вызов по радиосвязи не отвечала, не смогла применить экстренное торможение, открыла двери вагонов, предупредила пассажиров о срочной высадке, осуществила в 2 ступени служебное торможение и покинула кабину управления.

Ошибки, допущенные при «случае»

Грубейшее нарушение правил производства маневровой работы. Главный кондуктор Пульников не контролировал работу кондуктора Ушакова, который на неблагоприятном профиле 4-го пути закрепил группу вагонов только одним тормозным башмаком вместо трех, предусмотренных ТРА станции Литвиново. Главный кондуктор проявил преступную халатность: изъял освободившиеся с 6-го пути башмак! i и отнес их в ящик для хранения к ДСП вместо их укладки по 4 пути. ДСП Кудлаева грубо нарушила п. 15.1 ПТЭ, п. П. 11.15 и 11.41 ИДП — не контролировала работу кондукторской бригады, не проверила фактическое закрепление вагонов по 4 пути, не доложила поездному диспетчеру положение на станции. Сам поездной диспетчер не контролировал действия обеих ДСП станции Тальменка и Литвиново. Необходимых мер по немедленной информации ТЧМ п. 6304 об уходе вагонов на перегон принято не было, хотя на пульте табло звенел звонок взреза стрелки. Было потеряно много времени. Бригада п. 6304 нарушила п. 16.39 ПТЭ — не применила экстренного торможения, не обратила внимания и не выяснила, почему ранее горевший зеленым огнем светофор No 6 перекрылся на желтый, а затем на красный.

Источник

"Когда узнал, что случилось с родителями, свалился". 24 года назад в Кузбассе погибли пассажиры электрички

Иллюстративное фото

24 года назад, 31 мая 1996 года, на перегоне Тальменка – Литвиново Кемеровской железной дороги произошла железнодорожная катастрофа, в результате которой 19 человек погибли, еще 50 получили ранения. Причина, по которой электричка столкнулась с грузовыми вагонами, до сих пор не устранена на РЖД.

"От удара разорвало электрический столб"

Пригородный поезд №6304, следовавший от станции Болотная Новосибирской области до станции Тайга Кемеровской области, был полностью заполнен людьми. Они возвращались домой с работы или ехали со своих дач.

Это была стандартная советская электричка – с деревянными реечными желтыми скамьями. Когда она проехала станцию Тальменка, в нескольких километрах от станции Литвиново, локомотивная бригада увидела, как навстречу движутся вагоны-хопперы, чья грузоподъемность намного выше обычных грузовых вагонов.

Впоследствии оказалось, что эти вагоны никто не закрепил, и они "ушли" со станции Литвиново. Сцепленные между собой хопперы были без крыши, с открытым верхом. Один из них пустой, а три – загружены щебнем и цементом, предназначенными крупнейшему заводу по производству цемента и шифера в поселке Яшкино, что в 80 километрах от Кемерова.

В тот момент, когда в кабине электрички увидели идущие навстречу вагоны, до них оставалось буквально 200–250 метров. Машинист и его помощник остановили электропоезд в 16:03 по московскому времени. Они успели открыть двери вагонов и, спасаясь, спрыгнули вниз по насыпи.

А спустя четыре минуты произошло лобовое столкновение такой силы, что первый грузовой вагон полностью закинуло на крышу электрички. Следовавший за ним второй хоппер окончательно смял первый вагон, и пассажирский состав сбросило с пути. Колесные пары сорвало с основания. От удара напополам разорвало электрический столб. Уцелели только последние вагоны электрички и два хоппера.

В момент катастрофы в кабине вместе с машинистом и его помощником находился их коллега, ревизор движения Николай Фомин – он ехал с женой на дачу. По свидетельству очевидцев, Фомин успел крикнуть пассажирам, чтобы спасались, но сам погиб.

– По должностным инструкциям отцу как ревизору разрешалось ехать в любом месте поезда. Он, как увидел хоппер, сразу побежал в первый вагон, стал кричать, чтобы люди выходили. А его самого прижало, – рассказал его сын Денис Фомин, который работает заместителем директора школы №2 города Тайга.

Читайте также:  Ближайшая электричка до самары сегодня

Денис в это время учился на пятом курсе исторического факультета Томского государственного университета. В тот день он со своим другом стоял на другой станции в Томске в ожидании своей электрички, но она очень сильно опоздала. А когда наконец пришла, люди в вагоне уже говорили о катастрофе.

– Когда мы приехали в город Тайгу, увидели на перроне толпу людей. Все говорили об аварии. Пришел домой – бабушка дома ревет и говорит мне, что электричка разбилась, – рассказывает Денис Фомин. – Чтобы выяснить, что с родителями, я стал везде звонить, на станцию, друзьям отца. Мой отец был в городе известным человеком, работал начальником дистанции пути в Тайге, а потом здесь же остался на должности ревизора. Родители всегда хотели, чтобы у них была за городом дачка, баня, куда можно было бы приехать и отдохнуть. Там росла клубника обалденная, огромная, красивая, мы ее даже продавали ведрами. В тот день родители, как обычно, тоже поехали на свою любимую дачу. Когда я узнал, что с ними случилось, свалился на станции. Ревел. Мама была еще жива, она пыталась вылезти через окно в электричке – ее там придавило. Она умерла по дороге в поселок Яшкино, когда ее везли в больницу.

Дети и жены погибших около стеллы. Первый справа – Денис Фомин

Погибшим родителям Дениса было по 47 лет. Его младший брат Артем ездил на место катастрофы и в поселок Яшкино на опознание в морг.

В день похорон домой к погибшему ревизору Фомину приехал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и министр путей сообщения России Геннадий Фадеев.

– Фадеев предлагал переехать в Москву, учиться в их профильном университете в тот момент, когда я сидел перед гробом и ревел. Я ответил Фадееву: "Что я могу решить за пять минут". Никуда я не поехал, – говорит Денис Фомин.

Скрин с видео, снятого на месте аварии

Жительница города Тайга Татьяна Захарова ехала в последнем вагоне той самой электрички.

– Мы попали в последний вагон потому, что весь состав был забит людьми. В первом вагоне ехали путейцы-железнодорожники. Это законная традиция – все путейцы обычно занимают места в первом. Когда произошел толчок, я подумала, что кто-то сорвал стоп-кран, но мой муж Петр сказал, что это не стоп-кран. Слишком резко и сильно ударило, – рассказала Татьяна Захарова. – Электричка встала. Вагоны открыли. Я видела, как по насыпи вниз катятся машинист и его помощник – они выпрыгнули из кабины. А по всем вагонам рикошетом бьет щебенка. Первый вагон – всмятку. На него сверху наехал хоппер. Второй вагон превратился в коробку – внизу разъехались полы, образовалась дыра – люди через нее посыпались на рельсы. Травмировались сильно, но хоть живые. Я была с маленьким сыном, еще племянница с дочкой, и мы отошли подальше, чтобы дети не видели ничего. Там Николай Фомин многих людей спас. У него в третьем вагоне была жена. Фомин, когда увидел, что хопперы на электричку идут, – он в это время был в кабине машиниста – побежал через все вагоны. Он кричал, чтобы люди выходили. Хотя мог бы выскочить из кабины, как локомотивная бригада.

Помощь оказывали сами

Первыми оказывали помощь друг другу выжившие. Мужчины пытались вытащить из вагонов раненых. Спасательные работы были затруднены тем, что многих зажало между сиденьями в искореженных вагонах. Чтобы их вытащить, делали самодельные веревки. Женщины вязали их из своих платков и шарфов. Петр Захаров, муж Татьяны Захаровой, вез с дачи топор.

Татьяна Захарова с внуками

– Одному мужчине зажало ногу в полу, так топором вырубали пол и вытащили его, – говорит Татьяна Захарова. – Господь нас миловал. Из нашей семьи никто не пострадал.

В электричке ехала фельдшер Надежда Шутова – она возвращалась с работы.

– Мама моя Надежда Макаровна Шутова в то время работала фельдшером на передвижной путевой машинной станции, с помощью которой ремонтируют пути. Она ехала во втором вагоне, с медицинской сумкой, в которой были бинты, жгуты, медикаменты для первой помощи. И мама оказывала первую помощь пострадавшим, – рассказывает ее дочь Лариса Тихонова, жительница города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.

Помощь пришла не сразу. Ждали долго. По свидетельству очевидцев, городские службы спасения прибыли только через несколько часов. Когда приехали первые спасатели, было уже темно. В их автобусы завели оставшихся в живых людей.

– Нам сказали: "Заходите в автобусы", – продолжает рассказ Татьяна Захарова. – Мы все сели и поехали в поселок Литвиново. По пути нас все время останавливали люди. Они заглядывали в окна, искали своих родных. Никакой компенсации от железной дороги мы с мужем не получили, мне было стыдно ее брать, хотя следователь Сергей Лысак говорил, что я есть на видео, которое снимали следователи, и на основании этого я могу потребовать компенсации. А я ему сказала: "Да ладно, не надо. Спасибо, что уцелели".

В связи с крушением 31 мая в Кемеровской области был объявлен траур.

Евгений Курочкин

– В этой электричке чуть не погибли почти все учителя моей школы, многие из них сидели во втором вагоне. А первый вагон смяло в "гармошку". Потом в школе видел учителя по физике Анатолия Федоровича Богданова, который с невидящими глазами и видом зомби ходил по школе, – рассказал Евгений Курочкин, который в это время заканчивал тайгинскую школу №160, как раз шли выпускные экзамены. – Отец одноклассника Кондратьев возглавлял восстановительный поезд, он в числе первых прибыл на место аварии. Туда вызвали тех, кто работал на восстановительном поезде, пожарных, а остальные узнали об аварии чуть позже, когда участвовавшие в спасении стали возвращаться в город. Тайга – небольшой городок, и большая часть жителей его связана с железной дорогой, весть об аварии распространилась мгновенно. Я помню, что среди пострадавших был мальчик, который не успел выбежать. Его вырезали из покореженного вагона, спасли, у него было много травм, но он выжил.

– Авария произошла в день нашего первого выпускного экзамена. Помню, что некоторым учителям плохо было в школе, когда сообщили об аварии. У Макса Марченко отец в кабине с машинистом ехал в той электричке, – рассказал Михаил Асташкин, бывший выпускник тайгинской средней школы №160.

Завалы расчищали четыре дня

Образовавшиеся в результате крушения завалы расчищали в течение четырех дней бригады МЧС из Москвы, Тайги, Мариинска, Юрги. Движение по этому отрезку пути началось только 3 июня.

По официальным данным, обнародованным вскоре после аварии, было ранено 50 человек, погибло 17. Однако в эту статистику не вошли два человека, которые впоследствии умерли в больнице. Поэтому на обелиске, установленном на месте аварии, высечено 19 фамилий. Сюда каждый год приезжают родные погибших, возлагают венки. Железная дорога выделяет им мотрису – небольшой самодвижущийся вагон. Но многие предпочитают добираются до места по бездорожью на своих машинах.

– Каждый год мы ездим на место трагедии. Там обелиск. Обычно нам железная дорога выделяет мотрису, но многие уже не могут на ней ехать. Старенькие родители мужа живут в Юрге, ноги у них не гнутся, чтобы забраться в автомотрису, а на автомобиле проехать тяжело. Дожди льют, дороги плохие, грунтовые, размывает. Иногда приходится толкать застрявшую машину. Но мы все равно приезжаем туда. Почти все, кто был в первом вагоне, погибли. Среди них – мой муж Рашид Мазитов. Он работал монтером пути, путейцем. Вместе со своими товарищами они ремонтировали железнодорожное полотно: разбирали старые деревянные шпалы, ставили новые. Тяжелая работа – весь день ломом да лопатой махать. Он немного не дожил до своего дня рождения, 24 июня ему бы исполнилось 33 года, – рассказала Альфия Мазитова, жительница города Тайги. – У меня осталась четырехлетняя дочь Альмира. Замуж я больше не выходила. Многие остались вдовами. Из тех, кого помню: у Натальи Волошиной в той электричке погиб 44-летний муж. Он вместе с путейцами ехал в первом вагоне. Людмила Шкурова потеряла 28-летнего сына Дмитрия, а Вера Исхакова – 31-летнего мужа. На руках у нее осталась четырехлетняя дочь. Погибла Галина Бобович, осиротели двое ее детей.

Читайте также:  Парк кусково как добраться от электрички

Трагедия Валиуллиных

18 мая 1996 года, за несколько дней до аварии, Татьяна Валиуллина родила сына Романа. В семье уже росла шестилетняя дочь Надежда. В той катастрофе Татьяна потеряла 28-летнего мужа и 64-летнего отца.

– Мне было 29 лет, когда стала вдовой, – рассказала Татьяна Валиуллина. – Я хорошо помню это утро. Обычно на прощание мы с мужем целовали друг друга, а тут я плохо спала. Сын Рома родился и ночью беспокоился. И так получилось, что я проспала и не поцеловала мужа на прощение. И он уехал вот так. Накануне он отпросился с работы, чтобы посадить картошку вместе с моим папой. Ожидая его возвращения и папы, я наготовила еды, взяла Рому на руки и пошла на улицу, чтобы пораньше увидеть мужа. Но его все не было и не было. Вдруг меня что-то резко толкнуло, я чуть Рому из рук не выронила. Электрички все не было. Я стала звонить своим друзьям на станцию и в телефонную трубку услышала, как девочки спрашивают по рации о моем муже. "Марат погиб", – сказали по рации. Вот и все. А папу долго не могли найти. Уже мой брат приехал на подмогу и свекор, искали папу среди вагонов, но только в морге его опознали. Мой муж работал дежурным по станции в Тайге. Такой умный, очень дружелюбный, много друзей было, всем старался помочь. Он окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1995 году. Дочь очень любил. Брал ее на рыбалку, в лес. Был у него любимый сенбернар Грей. Мне было очень тяжело с маленьким детьми и собакой, и Грея отдали маме Марата. Я жила ради детей. Поднимать их надо было. Училась заочно в Сибирском государственном университете путей сообщения, работала в Тайге на станции дежурной. Дети одни жили одни под присмотром моей сестры, а я ездила в Новосибирск на сессию. Ничего, выросли. Я ушла на пенсию по выслуге лет, вот сейчас открылась у нас новая станция Тайга-2 – и пытаюсь туда устроиться, сдаю экзамены.

Роман и Татьяна Валиуллины

– Мне было 13 дней, когда отца не стало, – рассказал Роман Валиуллин. – Железная дорогая нам оплатила обучение, я окончил Сибирский государственный университет путей сообщения по специальности – юрист. Еще платили по 25 процентов от суммы заработной платы отца, это около девяти тысяч рублей маме, мне и сестре.

Три года назад он вместе с сестрой попытался через суд получить компенсацию за потерю отца от РЖД – по миллиону на каждого. Однако Железнодорожный суд города Новосибирска присудил выплатить только 150 000 рублей дочери, 100 000 – сыну.

"Чистой воды русское разгильдяйство"

Крушение еще раз напомнило о большой проблеме с обеспечением безопасности на российских железных дорогах, которая не решена до сих пор. По инструкции вагоны на путях закреплялись вручную с помощью "башмаков" – это устройство, которые используют с 18 века. Но постепенно многие страны отказались от эксплуатации "башмаков" и внедряли новые механизмы, предотвращающие самопроизвольный уход вагонов. Однако на отечественных железных дорогах "башмак" все еще главное орудие труда для составителей вагонов. Это тяжелая и низкооплачиваемая работа.

После аварии на Кемеровской железной дороге министр путей сообщения Геннадий Фадеев поставил задачу создать устройство, которое бы исключало человеческий фактор при закреплении вагонов и составов. Такое устройство – автоматизированный закрепитель вагонов и составов (АЗВИС) – было создано конструктором Владимиром Игнаткиным. Оно успешно прошло все испытания в СССР и даже было запатентовано в США. Два таких устройства успели установить в Москве и в Ростове-на-Дону. Но вскоре финансирование подобных разработок было прекращено, и два АЗВИСа сдали в металлолом. До сих пор в России "башмак" – главный инструмент борьбы с произвольным уходом вагонов и составов.

Человеческий фактор, сыгравший главную роль в крушении электрички на Кемеровской железной дороге, по-прежнему не исключен из списка потенциальных угроз.

Денис Лобков в кабине электровоза

– По версии следствия, на станции Литвиново составитель вагонов Ужаков закрепил грузовые вагоны одним тормозным "башмаком" вместо положенных трех. Однако во время следственного эксперимента вагоны закрепили одним "башмаком", и они никуда не двигались, стояли на месте. Возможно, вагоны не закрепили совсем, – рассказал Денис Лобков, выпускник Тайгинского железнодорожного техникума. – Уход вагонов заметил работник дистанции сигнализации и связи, который был в нерабочее время на станции и случайно увидел, что вагоны катятся сами по себе. Их пытались остановить на переезде, бросив на рельсы мотоцикл, но это не помогло. Машинист и помощник пострадавшей электрички тоже допустили ряд промахов, в их кабине были посторонние работники железной дороги (Фомин и Марченко. – Прим. СР), из-за этого локомотивная бригада была отвлечена разговорами и проехала красно-желтый предупреждающий сигнал светофора.

"При подъезде к сигнальной точке №6 за 50 метров на локомотивном светофоре появился красно-желтый огонь. Машинист электропоезда №6304 Зябкин С. С. в нарушение инструкции вместо экстренного применил служебное торможение в две ступени", – говорится в выводах коллегии МПС.

После столкновения начальник Кемеровской железной дороги Анатолий Корячкин распорядился наградить машиниста электропоезда Сергея Зябкина знаком "Почетный железнодорожник", но после расследования эту награду отменили. Зябкина отстранили от работы и перевели в локомотивное депо простым слесарем.

– Он служил в морском флоте, пришел из армии розовощекий, крепкий, стал работать машинистом, – говорит Татьяна Захарова. – А после аварии очень сильно переживал, стал часто болеть и вскоре умер. Ему лет 35 было.

Обелиск на месте трагедии

После расследования крушения главу Кемеровской железной дороги Анатолия Корячкина сняли с должности, и менее чем через год дорога перестала существовать как самостоятельное подразделение – ее включили в состав Западно-Сибирской железной дороги.

– Осудили дежурную смену: дежурную по станции и двух непосредственных виновников –главного кондуктор и кондуктора. Одному дали восемь лет, второму – четыре года. Дежурная получила условный срок, – рассказал Владимир Дураченко, редактор газеты "Яшкинский вестник", который опоздал на электричку 31 мая 1996 года. – Насколько я знаю, кондукторы уже умерли. Дежурная после снятия судимости уехала в другой регион. Этот случай – чистой воды российское разгильдяйство.

Источник

31 мая 1996 крушение электрички

&nbsp Расследование железнодорожной аварии

Причина катастрофы пока не установлена
31 мая в Кемеровской области в районе станции Литвиново на перегоне Болотное—Тайга произошла крупная железнодорожная авария — 19 человек погибли и 59 получили различные ранения. Четыре трупа до сих пор не опознаны. Окончательные выводы о причинах аварии будут обнародованы сегодня на заседании коллегии МПС России и кемеровской железной дороги. Председателем на этом заседании будет министр путей сообщения Геннадий Фадеев.

По неустановленным пока причинам четыре вагона с цементом выкатились навстречу электропоезду, следовавшему из города Тайга. Когда машинист электрички увидел эти вагоны, он начал тормозить и открыл двери. Помощник машиниста побежал в головной вагон электрички и крикнул пассажирам, чтобы они прыгали на ходу. Однако из-за большого скопления народа сделать это практически никто не успел.
По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, столкновение было такой силы, что три вагона электрички перевернулись. К месту катастрофы был направлен вертолет штаба ГО и ЧС, аварийно-восстановительные поезда из городов Тайга, Мариинск, Юрга. Спустя несколько часов после аварии на место происшествия из Москвы прибыла бригада спасателей МЧС. Движение на перегоне Болотное—Тайга было восстановлено полностью лишь вчера утром.
Вчера в Кемеровской области по решению местной администрации объявлен траур в память о погибших в результате железнодорожной катастрофы. В 14.00 жители Кузбасса почтили память погибших минутой молчания. Во всех церквях области состоялись панихиды. В адрес администрации региона пришла телеграмма с соболезнованиями Бориса Ельцина, в которой президент заверил, что всем пострадавшим в результате катастрофы будет оказана материальная помощь.
Тем временем появились первые версии о причинах аварии. По одной из них, были нарушены правила парковки вагонов на станции Литвиново. Товарные вагоны (один порожний, три с цементом) стояли на уклоне и не были правильно застопорены. По другой версии четыре вагона отцепились от поезда, прошедшего перед электричкой.

Источник

Adblock
detector